протоиерей Дионисий Свечников
О жертвах и жертвователях

Пожертвования, пожалуй, одна из самых распространенных тем, касающихся церковной жизни. Обсуждают её в обществе все, кому не лень. Можно встретить очень разные мнения, начиная одобрением и заканчивая осуждением. В данной публикации хотелось бы рассмотреть такой вопрос – можно ли принимать пожертвования от людей, занимающихся незаконной и преступной деятельностью?

Представим ситуацию. Приходит к священнику (как правило, это настоятель храма) человек, интересуется нуждами прихода и предлагает помочь деньгами. Нужды могут быть разными – строительство, ремонт, реставрация, необходимость приобретения церковной утвари, поддержка благотворительных или социальных проектов и т.д. Как правило, священники бывают очень рады таким благотворителям, поскольку текущие нужды храма приход как-то сам покрывает, а вот на что-то глобальное и крупномасштабное денег обычно не бывает. Итак, наш благотворитель предложил помощь, скажем, на ремонт в храме. Храм старинный, большой, уже лет 20 как требует капитального ремонта. Ремонт в последний раз делали… да никто и не знает, делали ли его вообще. Все больше местами латали. Батюшка, несомненно, рад этому доброму человеку, готовому выложить приличную сумму на ремонт, и приглашает его в кабинет или трапезную – выпить вкусного чая с вареньем из собственноручно собранной малины, а заодно рассказать подробней о приходских нуждах и заботах. В процессе завязавшейся в процессе чаепития беседы батюшка, как на духу рассказывает о том, что было бы хорошо вот тут подлатать, а тут капитально отремонтировать, да еще вот и в воскресную школу надо бы проектор и т.д. и т.п. Ну а вдруг и на это тоже дадут. Те замечательные батюшки-настоятели, что сейчас читают эти строки, наверняка, узнают себя. Многие ведь бывали в такой ситуации. Все хорошо и благообразно – благодетель жертвует, священник принимает и пускает на необходимые нужды прихода.

Но случается так, что благодетель, скажем мягко, не вполне праведно заработал свои миллионы, из которых хочет выделить какую-то сумму на храм. Канули в лету лихие 90-е, когда бритоголовые молодцы в спортивных костюмах и золотыми цепями на шее всем своим видом выдавали род «деятельности», который приносил им неплохой доход. Да и малиновые пиджаки для господ посолидней, деливших между собой все, что плохо лежало, тоже давно вышли из моды. Нынче и не узнать с первого взгляда в солидном господине того, кто пилит государственный бюджет и на гибкой системе откатов зарабатывает на дорогую недвижимость в Лондоне. Вчерашние бандиты, выжившие в 90-е, нынче стали хозяевами солидного и вполне официального бизнеса.

Есть, конечно же, среди благодетелей и люди, живущие вполне честно и имеющие приличный доход, а будучи христианами, не забывают о помощи ближним и жертвуют на храм. Таких, несомненно, больше, чем первых. Но как священнику понять кто перед ним? И стоит ли сразу же принимать жертву на храм от всякого потенциального жертвователя?

Пахнут ли деньги?

Есть такая поговорка – деньги не пахнут (лат. «рecunia non olet»). Слова эти принадлежат римскому императору Веспасиану, сказаны им по следующему поводу. Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: «И все-таки они из мочи». В современном понимании слова императора определяют неразборчивое отношение к тому, каким путем получены деньги. По сути, эта поговорка о том, что люди ставят сами деньги выше того, как они заработаны. Этой «жизненной мудростью» священник не должен руководствоваться. Деньги все же пахнут и порой просто смердят теми грехами, которыми они заработаны. Невозможно проследить источник денег, когда их просто опустили в церковную кружку или анонимно перевели на счет храма. Но когда перед священником стоит конкретный человек, готовый пожертвовать конкретную сумму, то не мудрым ли решением будет поинтересоваться, каковы источники заработка у потенциального благодетеля? Да, это может смутить благодетеля, может даже разозлить, и в итоге он может вообще отказаться от своего желания помочь храму. Но оно, может и к лучшему, поскольку будет ясно, что цель, с которой он пришел, принеся свою жертву – не благая.

Если же вовсе не обращать внимания на то, каким путем приобретены деньги, то жертвой на храм могут оказаться средства, полученные от различных преступлений, «кровавые» деньги. Такая жертва Богу не угодна, даже если она решит ряд проблем в храме. А священник, если принимает заведомо богопротивную жертву, становится соучастником злых дел. Принятие такой жертвы «обеляет» и само неправедное дело, и жертвователя. Может даже сложиться мнение, что пожертвование на храм оправдывает преступления и их совершителей. Однако, это не так, Церковь не оправдывает зла, и пожертвований от злых дел не принимает. Христианин должен стоять на твердой позиции противления греху, а не согласия с ним ради выгоды. Благими намерениями, как известно, дорога в ад вымощена.

О мотивах

Мотивы могут быть разными. Как у дающей, так и у принимающей стороны. Выше было сказано, что для конкретного прихода и конкретного священника появление благодетеля – радостное событие, сулящее решение насущных проблем. Хотя, что греха таить, некоторые батюшки любят, когда благодетель дает деньги в конвертике, а не переводит перечислением, поскольку в конвертик можно запустить свою лапу. И это, кстати, часто вменяют в вину всей Церкви, указывая на «попов на Мерседесах». Но это отдельная тема для разговора. В рамках же этой публикации достаточно понимания мотивов.

У жертвователей мотивы разнообразны. Например, это может быть попытка откупиться от Бога. Человек, нечестно зарабатывающий деньги, быстро привыкает к тому, что «все продается и покупается». А значит, можно купить себе некую форму индульгенции – я денег на храм, а мне благословение на дела. У человека складывает ложное ощущение, что какими бы не были его дела, жертва на храм дает повод «закрыть Богу глаза» на некоторые из них. А может и на все, зависит от суммы пожертвования. Дело ведь благое – жертва на храм. Чем больше такого блага, тем лучше. И, исходя из практического понимания формулы «ты мне – я тебе», можно рассчитывать на весьма неплохой итог «сделки». Такой подход в корне неправильный, поскольку у Бога иные, евангельские, критерии. Также такой подход усыпляет совесть грешника и вводит его в заблуждение, что это приемлемо для христианина. Но на самом деле, самый действенный способ получить прощение от Бога – это покаяние. Покаяние заключается не только в осознании собственной греховности, но главным образом в исправлении жизни. Метанойа – так по-гречески звучит «покаяние», и переводится как «исправление ума». Если человек, неправедным образом приобрел состояние и не каясь в грехах, не исправляя свою жизнь, хочет приносить жертвы Богу, то рискует быть Богом не услышанным, ибо «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9:31). «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» - восклицает псалмопевец Давид. Главная жертва христианина – это жизнь согласно Евангелию, если нет желания так поступать, то, сколько не жертвуй на храм, проку с этого мало.

Говоря о мотивах жертвователей, можно вспомнить о совершенно парадоксальных ситуациях и неординарных личностях. Так, известным благотворителем был колумбийский наркобарон и террорист Пабло Эскобар. Он был одним из богатейших людей своего времени. Будучи выходцем из бедной семьи, на заре своей преступной карьеры он похитил богатого колумбийского промышленника и не получив выкупа, убил его. За это получил уважение среди бедняков, которые прозвали его Эль Доктор, а он, грабя богатых, стал строить для них дешевое жилье в Медельине, где жил сам. Позже он занялся наркотиками и получил прозвище «Кокаиновый король», в 1980 году его картель контролировал 80% трафика кокаина в США. Эскобар развернул в Медельине широкое строительство – обустраивал дороги, волейбольные и баскетбольные площадки, футбольные поля, школы и церкви. Для бедных возводил бесплатные дома, которые в народе называли «кварталы Пабло Эскобара». По всему Медельину висели плакаты с надписями «Не бывать в Медельине трущобам» и автографом главного благодетеля города. Он был основателем соцпрограммы «Продвижение гражданского права», в рамках которой поддерживал колумбийцев в борьбе с повсеместным уничтожением деревьев, инициированным властями. Каждое Рождество он одаривал игрушками бездомных детей. Наркобарон даже метил в президенты Колумбии и стал конгрессменом. Правда, его политической карьере пришел конец именно из-за преступной деятельности, за что поплатились жизнью его бывшие политические противники. Что именно толкало Эскобара помогать обездоленным и строить церкви вряд кто-то скажет. Очевидно, что тут не обошлось без явной гордыни и желании видеть себя покровителем обездоленных, эдаким Робин Гудом. Сам Эскобар объяснял свою благотворительность тем, что ему было больно видеть, как бедные страдают. Конечно, ни о каком покаянии и исправлении не могло быть и речи, до конца своих дней Пабло оставался бандитом и умер от пули полицейского снайпера во время спецоперации. Этот яркий пример помогает понять, что мотивы благотворительности и жертв на храм могут быть очень разными, но далеко не всегда это желание жить по заповедям Божьим.

Про Закхеево покаяние

Но оставим мертвым погребать своих мертвецов и обратимся к положительным примерам. Вспоминается евангельская история о мытаре Закхее. Закхей был не просто мытарем, то есть сборщиком налогов, он был их начальником, и был человеком богатым. Мытари были ненавидимы в среде иудеев, поскольку, будучи сами иудеями, собирали налоги для римлян, под властью которых находились. И вот, когда Спаситель пришел в Иерихон, Закхей захотел увидеть Его, но не мог сделать это, потому что мал был ростом, и поэтому, забежав вперед, взлез на дерево, чтобы увидеть Христа. «Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:5-10).

Какая показательная история! Закхей, осознавая, что он, грешный человек, удостоился спасения, жаждет исправить то зло, которое творил по отношению к людям. Он готов отдать половину своего имения нищим, а тех, кого обидел, вознаградить вчетверо. Тут у одного человека мы видим сразу и покаяние, и желание исправиться, и заботу об обездоленных, и компенсация тем, кто был им обижен. И главное – видим отношение Христа к такому преображению грешника.

Закхей – не единственный мытарь, о котором повествует Евангелие. Апостол и евангелист Матфей тоже был сборщиком налогов, но внял призыву Христа и последовал за Ним. Увы, такого преображения мы не можем увидеть в случае, когда человек не хочет исправить свою жизнь покаянием, рассчитывая лишь на «денежную компенсацию за грехи».

Святые грешники и богачи

Не будем категоричны – не всякий грешник и преступник не желает себе спасения, откупаясь от Бога щедрыми пожертвованиями. История изобилует примерами покаявшихся грешников, преступников, бандитов, воров, ставших на путь покаяния. Некоторые даже стали святыми. Например, прп. Моисей Мурин, который был предводителем шайки разбойников, а потом бросил это греховное дело и ушел в монастырь. К концу жизни преподобного его окружало 75 учеников. Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52)». Напавшие разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков.

Много в истории примеров, когда богатые люди всю жизнь помогали обездоленным или раздавали свое имение и всецело посвящали себя Богу. Некоторые из них мы знаем как святых. Среди них преподобный Серафим Вырицкий, святой праведный Петр Мытарь, святой праведный Филарет Милостивый, святой блаженный Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый, святой мученик Феодот, святой праведный Василий Павлово-Посадский и многие другие. Эти святые угодники Божии могут стать добрыми примерами для тех, кто, имея богатство, нажитое нечестным путем, хочет принести покаяние в грехах и жить по Евангелию, а средства направить на благие дела.

О покаянии

Покаяние не может быть «половинчатым», нельзя продолжать жить в грехе и приносить жертвы Богу. В «Прологе» (сборнике с житиями святых) от 12 августа содержится повествование о неком блуднике, который творил милостыню, не оставляя блудный грех. Человек этот жил в Константинополе, был известен и богат, постоянно творил милостыню. Но при этом до самой старости он не оставлял греха прелюбодеяния. Когда же умер, то о посмертной участи случился спор между епископами и Патриархом Германом. Патриарх повелел братии усердно молиться, чтобы Господь открыл участь этого человека. Одному затворнику было открыто, что за милосердие тот был избавлен от тяжкой муки, но за блуд лишён рая. Он рассказал: «Я всю ночь молился и видел некое место, по правую сторону которого был рай, исполненный неизреченных благ. С левой же стороны было огненное озеро, пламень которого восходил до самых облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем умерший человек стоял привязанный и горько стонал, и часто смотрел на рай, и плакал горько. И видел я светоносного ангела, который приступил к нему и говорил: «Отчего напрасно ты стонешь, человек? Ведь ради твоей милостыни ты избавлен от муки. Но потому, что не оставил ты скверное прелюбодеяние, лишился ты блаженного рая»».

С чего-то все начинается, и покаяние начинается с искры Божьей, пробуждающей совесть. Если человек готов жертвовать и делает это искренне, а не с дурным умыслом, ублажая свою гордыню, желая выделиться среди других притворным милосердием, то нельзя не порадоваться за него. Не всякий человек готов сразу к деятельному, всецелому покаянию по примеру Закхея мытаря. Порой проходит время, пока он осознает всю глубину греха, на которую он опустился произволением своей свободной воли, выбрав преступную жизнь. Конечно, все зависит от самого человека и от священника, с которым ему придется общаться. Если священник сможет не затушить искру Божью, а, наоборот, раздуть из нее пламя покаяния, то Церковь обретет доброго помощника и благодетеля, а главное – у него появится надежда на спасение.

Брать или не брать – вот в чем вопрос

Размыслить можно так. Верным будет сразу не принимать деньги, а для начала выяснить их происхождение. Конечно, священник – это не налоговый инспектор, и вряд ли должен вести себя как он, но вполне может поинтересоваться родом деятельности жертвователя и, если имеет сомнение, напрямую спросить о происхождении средств. Если деньги не явно преступные, скажем так – «сомнительные», поскольку не всегда и не все они заработаны нечестно, а в результате общения с человеком стало ясно, что есть надежда обратить его ко Христу, он сам готов к покаянию и изменению или хотя бы имеет такое намерение, то отталкивать его непринятием жертвы было бы неправильно. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Не будет ли дерзновением со стороны священника ставить препоны Божественному промыслу, отталкивая того, кого, возможно, Господь, ведомыми только Ему путями, привел в храм? Такие «сомнительные» деньги можно направить на благотворительные проекты и поддержку нуждающихся. Одобрение такому применению мы видим на примере все той же истории с Закхеем. Если же жертвователь приобрел свои богатства незаконно и не имеет никакого желания жить по Евангелию, то вряд ли священнику стоит тешить себя мыслью о том, что этот «откуп» будет приятен Богу и полезен Церкви.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka