ДЕНЬГИ
Об излишестве расходов по возможности сил должны мы… стараться вести себя поаккуратней, а о недостатке уповать и благонадежным быть на Всеобщего Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа – Промыслителя и Искупителя нашего! (прп. Лев, 20).
* * *
От усердствующих вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобиться Иуде предателю.
А когда вам в чем приключится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у отца игумена или кому поручится начальство. А разве нечто особенно какой возусердствует, то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божией Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять (прп. Лев, 30).
* * *
Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, ежели вы будете ими владеть, а не они вами; как же ими владеть, я думаю, вам довольно известно (прп. Макарий, 20).
* * *
Когда кто просит тебя что купить, покупай до тех пор, пока денег не будет, а тогда скажи, что денег нет (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Пишешь: «Я не люблю так денег, что у меня никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Но ведь это бестолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что «краи бесовския суть», т.е. что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже к вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры, и ссоры, и даже драки до убийства, а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем, и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно и будешь покойна (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Мать N. спрашивает, можно ли у себя держать деньги сестер на хранении. Если бы сохранялся древний строгий порядок общежития, когда живущим выдавалось все потребное, в таком случае было бы это неприличным и можно бы считать недолжным, а в настоящее время по общей немощи как начальствующих, так и подчиненных возбранить этого совершенно нельзя. Бывает нужда и необходимая потребность для последних (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
О тех деньгах: закупи, что тебе нужно, а остальные отдай. Молодым людям они не полезны (прп. Анатолий, 18).
* * *
Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых, о чем свидетельствуют их нетленные мощи. Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие или сердечную привязанность к богатству, и через это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе. Можно и наоборот, иметь деньги и не иметь к ним пристрастия, т.е. есть ли они, нет ли их – человек бывает равнодушен, тогда и деньги не помешают его спасению (прп. Иосиф, 19).
* * *
Что капитал лежит, надо укорять себя, но смущаться или унывать не надо. Ты – человек и имеешь нужды разные, для которых необходимы и деньги. Не надо только сильно привязываться к ним (прп. Иосиф, 19).
* * *
Что монаху не должно иметь денег – ничего, это теперь трудно выполнить, особенно в женских обителях. Не грех, если и запас маленький будешь иметь; не грех, если и после смерти останутся. Старайся только сердцем к ним не привязываться (прп. Иосиф, 19).