Наместник

Наме́стник – в Русской Православной Церкви

1) монашествующий священник (игумен, архимандрит или даже епископ), поставленный на управление монастырем, настоятелем которого является архиерей;
2) помощник настоятеля в монастыре.

Основной формой такого подчинения является ставропигиальный монастырь или храм – он находится в юрисдикции Предстоятеля (Патриарха) независимо от месторасположения. Однако, непосредственно управляет такой обителью именно наместник. Если монастырь женский, то роль наместника выполняет игумения. Так, например, настоятелем самого известного монастыря России – Троице-Сергиевой Лавры – является патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а его наместником в 2020 году назначен епископ Фома (Демчук).

В других случаях монастырь может находиться в непосредственном подчинении епархиального архиерея. Выдержка из «Положения о монастырях и монашествующих», принятого на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2017 года, подробно описывает такую ситуацию: «Согласно пункту 25 определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»: «Правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения».

Епархиальный архиерей имеет особое попечение об обителях, где он является священноархимандритом: совершает богослужения, заботится о духовном устроении и благолепии обителей, а также о том, чтобы монастыри служили примером для других обителей епархии. Непосредственное руководство такими монастырями поручается игуменам, назначаемым Священным Синодом по представлению епархиального архиерея и осуществляющим полноту функций, закрепленных за игуменом в Уставе Русской Православной Церкви, в уставе монастырей, а также в данном Положении. Игумены обителей, в которых епархиальные архиереи являются священноархимандритами, именуются наместниками, и при этом возводятся в игумены согласно установленному чинопоследованию».

Понятие «наместник» в католичестве

Во многих официальных документах Римо-Католицизма с XII в. Папа Римский именуется прямо или косвенно «наместником (vicarius) Христа на Земле» – так носителя этого сана называет Первый Ватиканский Собор 1870 г. в третьей главе догматической конституции «Pastor Aeternus», и эта же формулировка вошла в официальный титул римского понтифика. Этот официальный документ подробно раскрывает католическую доктрину о примате римского папы (primatus Papae), которая наряду с филиокве (filioque) является основным камнем преткновения в диалоге католицизма и Православной Церкви.

Эта доктрина, как и многие другие, формально основывается на Евангельских отрывках про апостола Петра. Вот некоторые из них: «И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф.16:18-19); «Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:31) и весть отрывок Ин.21:15–17, где Господь заповедует Петру быть пастырем «словесных овец». В самих общих чертах согласно этой доктрине римскому папе вменяется очень обширная власть в решении церковных вопросов всемирного масштаба. Римский престол и папа возвышаются над другими кафедрами и епископами, а официальные вероучительные высказывания к пастве (ex cathedra) признаются непогрешимыми и имеющими абсолютный авторитет для церкви. В дальнейшем положения конституции «Pastor Aeternus» с одной стороны много раз уточнялись и раскрывались в документах Католической церкви, а с другой неоднократно подвергались критике и до сих пор остаются спорными для православия и протестантизма.

В Православной Церкви подобные положения всегда осуждались, поскольку в основании Церкви – Христос, а один из ее главных принципов – соборность. Поэтому недопустимо наделять одного человека в Церкви, пусть даже епископа, чрезмерными, исключительными полномочиями или высшим авторитетом. В Церкви на земле не может быть наместника Христова, поскольку управляет ею Сам Господь: «Не передавая Церкви ни в чьи руки, Господь до скончания века Сам пребывает во главе ее, а для проповеди Евангелия и управления церковной паствой послал в мир Апостолов и в лице их и за ними их преемников – православное епископство» – пишет патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka