Компьютерная игромания стала настоящей бедой для многих семей, причем не только неверующих, но и воцерковленных: у кого-то сын утонул в виртуальном мире, у кого-то муж дни напролет сражается с монстрами… И хорошо, если человек как-то понимает, что с ним неладно, но, как правило, игроманы довольны своей игрожизнью и уж тем более не считают себя людьми больными. Между тем давно признано: игромания – это не только болезнь, но и тяжелая одержимость страстью, повреждающая душу человека.
Как же быть? Как справиться с этим недугом тому, кто им страждет? Какие лекарства предлагает Церковь? И чем могут помочь игроману его близкие? Своими советами делятся пастыри.
Важно осознать свою зависимость
игумен Лука (Степанов):
– Если человек осознает свою зависимость и готов с ней бороться, то дело выигрышное. Если он часто исповедуется, укоряет себя от души и прилагает волю к изгнанию из своей жизни этого вредоносного пристрастия, помощь Божия не замедлит и пристрастие будет отвергнуто. Если же сам поврежденный считает себя счастливым при возможности достигнуть очередной ступени деградации за успешное прохождение виртуальных заданий, то дело плохо. Остается молиться о нем, а при наличии власти над ним просто запрещать пользование этими душедробильными устройствами.
протоиерей Олег Стеняев:
– В Писании сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). И любая болезненная страсть или зависимость опасны для человека. Ибо, как общеизвестно: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2:19). Иными словами, когда человек сам становится приставкой к компьютерной игре, то это уже недуг и проблема.
В доме игромана компьютеру не место
протоиерей Павел Гумеров:
– Зависимость от компьютерных игр – это проблема, признанная уже и медиками как болезнь, аналогичная зависимостям от алкоголя или наркотиков. Увы, у популярных игр, по официальной статистике, учитывающей тех, кто пользуется лицензионными версиями этих игр, по несколько миллионов «поклонников», добавьте к ним миллионы и миллионы тех, у кого установлены пиратские версии…
Зависимость особенно развивают сетевые игры, ибо создают иллюзию общения с «партнерами» по игре. Плюс азарт, адреналин. А если это, например, игра в покер, то тут еще и зависимость от страсти сребролюбия, потому что человек, естественно, хочет выиграть. Так что страсть к игре многократно усиливается еще и другими, связанными с нею страстями. По этим причинам зависимость от компьютерных игр оказывается более тяжелой, чем зависимость от интернета, с которой все же легче справиться.
Что же делать тому, кто хочет побороть свое пристрастие к играм? Избавление от всякой страсти начинается с осознания своей немощи, с понимания того, что не я уже своей жизнью управляю, а ею управляет моя страсть, этот демон, который заставляет меня сидеть и играть сутками, забывая о любимых и близких людях, о работе, о важных делах, как заставляет наркомана нести последние деньги наркоторговцу, чтобы купить у него дозу. А если я не властен уже над собой, то и не могу в любой момент бросить играть. А если я не контролирую ситуацию, то помочь мне может только Господь. Понять это – первый шаг к исцелению. Второй шаг – это, естественно, обращение к Богу. Потому что вообще любая страсть изгоняется молитвою и постом. Надо молиться: «Господи, дай сил, помоги мне! Не могу ничего сделать! Не я управляю жизнью, а эта страсть…»
Следующий шаг – воздержание от этой страсти. Если у тебя дома будет стоять постоянно включенный компьютер с оплаченным интернетом, это будет очень серьезным соблазном, это то же самое, как если в доме человека, склонного к алкоголизму, держать бар или набить холодильник пивом. Самый главный фактор алкоголизации и наркотизации, кстати, как раз доступность алкоголя и наркотиков. И когда алкоголь или наркотики в шаговой доступности, человеку нереально от них избавиться. Так и с игроманией. Поэтому я советую вообще от домашнего компьютера отказаться. Принять волевое решение и отрезать интернет, подарить кому-нибудь компьютер. Это очень сложно, но когда человек поймет, что его жизнь идет под откос, он, я думаю, эту жертву принесет – и сразу же ему станет намного легче.
Замечу, кстати: зависимость развивается, как правило, у тех, кто профессионально с компьютером не связан. Потому что если ты на компьютере весь день работаешь, то дома тебе уже не до него и не до компьютерных игр. И все мои знакомые компьютерщики на компьютер дома смотреть не могут. Максимум, почту проверят.
А как быть в ситуации, если от домашнего компьютера отказаться нельзя, потому что кто-то из близких на нем дома работает или пользуется им для учебы? Установить очень четкие временные рамки для своих «компьютерных сеансов», и только по делу обращаться к компьютеру, а от игр воздержаться. Но лучше все-таки постараться совсем от компьютера избавиться.
Итак, повторю: обращение к Богу с молитвой о поддержке в борьбе со страстью, пост и воздержание от предмета страсти. Но этого мало. Свято место, как известно, пусто не бывает. И потому, когда изгоняется какая-то страсть, ее место обязательно должно быть чем-нибудь заполнено. Это закон. О нем говорит Евангелие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11:24–26). А чем пустое место заполнить? Естественно, нормальными какими-то человеческими доминантами, таким способом досуга, который будет и приятен, и полезен: общением с друзьями, совместными с ними какими-то делами, спортом, рыбалкой, другими увлечениями… Чтением, этим забытым полезным занятием. Через какое-то время у человека выработается привычка к этим занятиям, и он будет получать удовольствие от них.
И очень важный момент: надо выяснить, почему ты играешь. Человек часто прячется в виртуальности от каких-то проблем реальности. От проблем в семье, например. Или от проблем общения – в силу своей некоммуникабельности или вредного характера. Вот и ищет он виртуальных френдов, играет с ними. Да просто от жизненных трудностей сбегает. В алкоголь человек уходит как в мгновенный способ получения радости, так и здесь. Чтобы строить отношения с реальными людьми, делать хорошие дела, нужны усилия. А для того, чтобы зайти в интернет-кафе или дома начать играть, усилий никаких не нужно, денег тоже нужно очень мало…
Избавление от зависимости – любой зависимости – огромный труд. Это надо четко понимать. Сама зависимость приобретается легче и быстрее, хорошие навыки должны вырабатываться определенное время.
Там, где не помогут медицина или психология, поможет Божия благодать
священник Валерий Духанин:
– Зависимость от компьютерных игр является одной из самых опаснейших и коварных. Внешне человек вроде бы ничего плохого не делает, не напивается, не колет себе наркотик, не идет блудить, а всего лишь сидит перед монитором и нажимает на кнопочки. На самом же деле с его душой происходят страшнейшие изменения. Собственно, компьютерная зависимость – это и наркотик, и блуд, и опьянение. Потому что душа утрачивает цельность, теряет связь с близкими людьми, променивая их на виртуальный дурман, опьяняется играми и не может без них, как не может наркоман без наркотика.
Сознание такого игрока больше живет красочным миром игры, прохождением уровней и достижением новых побед, нежели реальной жизнью. Всё вокруг кажется ему серым и заурядным, а вот там, внутри компьютерных развлечений, – «настоящая жизнь». Ради нее он пожертвует всем: свободным временем и здоровьем, деньгами и карьерным ростом, общением с близкими и элементарной заботой о себе. Это еще и своего рода душевная болезнь, раздвоение личности: человек вроде бы находится здесь, но на самом деле весь с головой ушел в псевдореальность. Сами же компьютерные игры – это идолы, которым в жертву приносится всё, но которые сами по себе бездушны, а через них нас обольщают демоны.
Что же делать?
Не стоит обманываться: выход из зависимости от компьютерных игр крайне сложен. Трудность именно в том, что такая зависимость деформирует личность, для нее жизнью стала виртуальная игра, отнятие игры воспринимается как отнятие жизни. И значит, расстаться возможно только тогда, когда игроман почувствует какую-то новую, более высокую и богатую внутренними красками жизнь.
Приведу такой земной пример. Если юноша полюбил девушку, то у него внутри всё меняется, могут поменяться даже интересы, а то, что раньше привлекало, утрачивает значение, потому что все мысли о другом. Вряд ли для него будут актуальными какие-то жалкие игрушки, ведь богатство личных живых переживаний несравненно выше всего искусственного. Полюбивший весь захвачен мыслями о любимом, эти мысли вытесняют всё, прежние влечения утрачивают свою притягательность. Палитра внутренних чувств в живом общении и в живой любви всегда выше и привлекательнее, чем плоский азарт от погонь и стрелялок на экране.
Я привел этот пример к тому, чтобы объяснить: с зависимостями расстаются не от чьих-то нотаций, а когда меняется внутренний мир, когда то, что было до этого ценностью, утрачивает теперь значение. То есть важно переключить внимание с искусственного на реальный мир, а само сознание игромана нуждается в переформатировании. И если влюбленность – все же чувство земное и недолговечное, на время захватывающее и вдохновляющее, то вот подлинное преображение способно наступить при личной сокровенной встрече с Богом в глубинах сердца. Навязчивые идеи игры уходят от подлинной сверхценной идеи, которая обымает душу, и такой сверхценностью может быть только Бог.
Это, в общем-то, известный факт: люди кардинально меняют жизнь при обращении к Богу, когда отсекаются прежние греховные пристрастия и появляется совершенно новый опыт – опыт преодоления греха. Другое дело, что обращение к Богу – в каком-то смысле тайна, нельзя кого-то обратить насильно, мы можем лишь молиться и просить Господа, чтобы Он нашел пути и средства к спасению человека, страдающего от игромании. Ему же самому предстоит тяжелый труд работы над собой, борьбы со своей привязанностью.
Борьба с компьютерной зависимостью – это опыт такой же борьбы, как и с любой греховной страстью. Внутри всё ноет, страсть требует удовлетворить себя, душа разрывается, теряет активность. Страсть говорит: «Ну попробуй еще хоть один раз, ничего страшного». Поэтому себе за принцип надо взять: «Лучше умру, но не сяду за игры». Лучше сломать у себя все компьютеры, уехать куда-нибудь в монастырь и устроиться трудником, забить всё время работой, делами и молитвенным правилом, чтобы вечером в изнеможении падать на кровать, нежели проводить свою жизнь в таком жалком губительном состоянии.
Свобода от страсти никогда не достигалась легким способом. Утратить свободу легко, вернуть ее очень трудно. Но там, где не помогут медицина или психология, поможет Божия благодать. В конечном итоге выход только один: идти туда, где благодать Святого Духа, – в храм, общаться непосредственно с духовниками, постараться стяжать благодать, а она сама произведет в тебе изменения, о которых ты даже и не догадываешься.
Начинать «исправление близкого» нужно с себя
священник Димитрий Шишкин:
– Любая зависимость – это очень серьезная и трудная проблема, болезнь, которая имеет свою историю развития и длиннющий «хвост» причин, так что говорить о «моментальном» исцелении чаще всего не приходится. Конечно, мы знаем, что моментальное исцеление возможно, но для этого нужна такая вера, такое стечение обстоятельств (в том числе неосознаваемых нами, которые мы называем Промыслом Божиим), что эти случаи бывают, наверное, один на сто, если не реже. Мы знаем, что Господь, когда находился здесь, на земле, постоянно исцелял больных и бесноватых. Но каков был «процент» моментально исцелившихся от общей массы болящих, обращавшихся к Господу? Думается, что тоже невелик. И дело здесь, как мы знаем, в первую очередь в вере тех, кто обращался к Спасителю, но еще и в тех самых «путях», неведомых нам, согласно с которыми кто-то исцелялся, а кто-то нет и продолжал болеть. Может быть, для смирения, может быть, для искупления каких-то прежних грехов, может быть, во избежание возможных грехов, которые человек совершил бы несомненно, будучи совершенно здоров…
Но в любом случае первое, что требуется от тех, кто болеет душой за своих близких, одержимых пагубной страстью игровой зависимости, – это серьезнейшим образом пересмотреть свою жизнь и принести труд по исправлению себя самого. По образу «друзей расслабленного», видя веру которых Господь исцелил несчастного. Это и есть наш главный вклад в дело исцеление близкого человека – исполнение веры самим своим образом жизни, потому что Сам Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Сила, действенность нашей молитвы о близком напрямую зависит от того, насколько мы сами стараемся исправлять свою жизнь. А если стараемся, то – «много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16), и можно сказать, что здесь говорится не только о каких-то людях исключительно высокой духовной жизни, о святых, но о всяком христианине, который действительно старается жить по правде Божией.
Ну, это то, что касается молитвы, а если говорить об остальном – тут уже как Господь подскажет, потому что и люди, и обстоятельства разнятся и разнообразие это бесконечно. Для кого-то может быть достаточным просто убрать из дома компьютер и всё. Закрыть эту тему раз и навсегда. И ребенок послушается, а затем и отвыкнет от своей зависимости. А кому-то даже при выполнении этого требования нужно еще запастись терпением, потому что ребенок может в омрачении злиться и грубить и уходить куда-то «назло», искать возможность реализовать свою страсть в другом месте, и вот тут нужно проявить большое терпение и твердость с молитвой. Надо пережить это время, предавая всё в руки Божии. А где-то надо прибегнуть и к помощи специалистов – психологов. Но в любом случае нужно, думается, относиться к самому ребенку с любовью, с болезнованием сердца, стараться помочь ему переключить внимание на что-то другое – полезное и благое. Внимание не только в сиюминутном значении, а в значении интересов и приоритетов жизни…
Словом, средств помощи ближнему может быть много, но ясно только одно – начинать «исправление близкого» нужно с себя, и труд над собой, сопряженный с сердечной и неотступной молитвой к Богу, обязательно принесет свои благие плоды. Может быть, не сразу, но обязательно. Вот в этом можно не сомневаться, потому что Господь видит и боль, и скорбь нашего сердца за близкого человека и наше смирение и труды и никогда не оставляет без ответа. Ведь Он Сам сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7).
За игромана надо молиться всеми силами и способами
священник Игорь Сильченков:
– Конечно, за игромана надо молиться всеми силами и способами, которые есть в Церкви.
Главная молитва происходит на Божественной Литургии. Почаще подавайте записки на поминовение о здравии – Бескровную Жертву – и на заказные Литургии. Можно заказать сорокоусты – там, где служат Литургию каждый день: например, в монастырях. Сорокоуст – это поминовение в течение 40 дней подряд.
Можно молиться и сугубо у себя дома, читая определенное правило, которое благословит священник. Надо прийти в храм и взять благословение на дополнительные молитвы к своему правилу для того, что бы вымолить своего больного игроманией ближнего. Какие молитвы надо читать, скажет священник.
И, конечно, чтобы Богу были угодны наши молитвы, мы должны сами быть деятельными членами Церкви, угождать и служить Богу. Исполнять Его святую волю. Ходить каждое воскресение на Литургию и накануне на вечернюю службу от начала и до конца, исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой не реже, чем раз в три недели, читать каждый день полностью утренние и вечерние молитвы.
Когда человек Богу служит, исполняет Его святую волю, у него начинается интересная жизнь, наполненная разными добрыми событиями и многой радостью, он знает, для чего живет.
А игромания возникает от того, что люди не исполняют волю Божию, не причащаются, в храм ходят редко, а то и вовсе не ходят. И жизнь их становится неинтересной, скудной, безрадостной. И тогда они бегут от этой жизни в виртуальную реальность – яркую, интересную, динамичную – но не существующую. И пристрастившись к этому выдуманному миру, уже не могут из него выходить надолго, они порабощены греху игромании.
Поэтому человек, если он осознаёт эту свою духовную болезнь и хочет от нее выздороветь, должен принимать те духовные лекарства, о которых я написал: исповедь, причастие, молитва и сугубая молитва для исцеления от этого и других грехов.
Если человек не осознаёт своей духовной болезни и не хочет от нее избавиться, то мы должны потрудиться и сделать это вместо него для него.
И милостивый Господь поможет нам, услышит наши молитвы. Ибо Он, бывает, попускает скорби нашим близким для нашего вразумления. Для того, чтобы мы пришли к Богу. И привели к Нему и наших ближних тоже. Помоги вам Господи! Трудитесь и спасайтесь от греховной погибели и помогайте спасаться нашим ближним.
священник Максим Горожанкин:
– Если человек зависим от компьютерных игр, необходимо попытаться с этим бороться. Ограничить в пользовании компьютером. Здраво рассудить, сколько времени он уделяет компьютерным играм, а сколько, например, чтению серьезной литературы. Или же сколько времени уделяет молитве, если он человек верующий, – бывает и такое. Люди воцерковленные, к сожалению, тоже бывают подвержены увлечению компьютерными играми. Так вот нужно посмотреть: а как с тех пор, как я начал играть в игры, расходуется мое время? И из этого сделать соответствующие выводы и, помолившись Богу, попытаться что-то исправить.
Самое главное – это молитва. Богу молиться и просить Господа, чтобы избавил от зависимости, чтобы даровал свободу, чтобы даровал сил в борьбе с зависимостью и чтобы жизнь управил так, чтобы она складывалась в служении Богу и ближнему.
подготовил послушник Никита Попов