- Значительная часть людей, заявляющих о том, что догматы мешают свободе, не может назвать ни одного христианского догмата и затрудняется внятно объяснить, как именно христианские догматы мешают свободе.
- Нецерковные люди зачастую понимают догматизм как своего рода шоры, узы, цепи, ярмо, закабаляющие человека; как отказ думать, отказ принимать участие в рассмотрении чего-либо важного в религиозном отношении. Но! Догматизм такого рода никак не связан с Православием.
- Не стоит бояться основных определяющих положений в богословии, называющихся догматами, так как преследующее их негативное восприятие ошибочно (мы же не боимся аксиом в геометрии, постулатов в физике и правил правописания).
- В догматах содержатся основные знания о Боге, сотворенном Им мире, и самом человеке. Эти знания истинны, так как открыты человеку Истинным Богом.
- Догматы, наряду с истинами христианского нравоучения, дают нам правильное представление об основных Божьих требованиях к своим созданиям.
- Догматические определения, принятые на Вселенских Соборах, не создавали какую-то новую веру, но облекали изначально хранимые Церковью вероучительные истины в четкие формулировки, которые должны были защитить (и защищают) ее от искажений.
- Важнейшие догматы приведены в Символе веры, который поется за каждой Литургией и каждое утро читается христианами.
- «Дедогматизация» христианства, сведение Иисуса Христа к учителю доброты и нравственности, мудрецу наподобие Лао-цзы, равносильно отказу от истинного спасительного пути, пути жизни, открытого через Господа Иисуса Христа, который есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).
- Догматы, служа объективным основанием учения о Спасении, напоминают нам о смысле и цели следования Христовым заповедям, служат жизненно важными ориентирами на пути к Царству святых.
- При отступлении от догматов Православной Церкви любой человек, любое сообщество начинают иначе толковать духовные законы, теряют ясность в распознавании настоящей, подлинной любви и других христианских добродетелей.
- Ошибочно думать, что догматы не имеют отношения к нашей повседневной жизни: без них мораль и нравственность потеряют почву подобно тому, как теряют опору юридические законы в случае попрания конституции.
До́гматы это то, что в науке называют «аксиомы».
Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала.
протоиерей Георгий Флоровский
По справедливому замечанию знаменитого историка Церкви Карташева А.В., догмат – это некий верстовой столб, проверенный многовековым опытом и указывающий верное направление дороги, однако отклонение от него чревато сползанием в первое же попавшееся болото…
То, что мы сегодня называем догматом, возникает лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси. Слово «ересь» означает выбор, предпочтение какой-либо одной части истины в ущерб целому, в ущерб истине… Еретик возводит в абсолют одну из граней цельного опыта Церкви, таким образом неизбежно превращая его в нечто одностороннее и ограниченное. Церковь отвечает на еретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, то есть определяет границы живого религиозного опыта. Знаменательно, что первым наименованием догмата было греческое слово horos – предел, граница (лат. terminus).
Христос Янарас
Догматы, вообще вся церковная дисциплина, – это вектор, указывающий направление практической духовной жизни человека. Только организуя верную духовную жизнь, человек станет способным хотя бы прикоснуться к Тайнам Божиим.
проф. А.И. Осипов
См. также: Деяния Вселенских Соборов, Катехизисы, Символ веры