Епископ Гурий
«Если у черепах толстый панцирь, —
значит, у кого-то слишком острые зубки.
Если у христианства толстый панцирь догматов, —
значит, было от чьих зубов защищаться».
диакон Андрей
«Всякий догмат потому и составляет предмет
веры, а не знания, что не все в догмате доступно
нашему человеческому пониманию».
патриарх Сергий (Страгородский)
— Ваше Преосвященство, в сознании обывателя догматика представляется, какой-то «унылой алгеброй», разбираться в которой вовсе не обязательно верующему человеку. Зачастую молодые люди, считающие себя православными, услышав о догматах, морщатся: мол, зачем все усложнять? Достаточно того, что я хожу в храм, освящаю воду, ставлю свечи, а догматы — это для богословов… Как Вы прокомментируете такое отношение к догматам? Нужны ли догматы мирянам?
— Таким игнорированием догматов и нежеланием разбираться в них грешит не только молодежь, но и многие люди старших поколений. Православие у них сводится лишь к обрядам и посещению храма в праздники. Это вера и Церковь для себя, для своего эго, а не великое наследие Христианства. Такие люди не смогут защитить Церковь в среде сектантов и инославных. И никогда не смогут понять истинный глубокий смысл Богослужения, Таинств, иконографии. Мне, как архиерею, очень часто доводится сталкиваться с подобными мнениями.
Догматы — это законы, это основа нашей веры, да и всей жизни тоже. История свидетельствует: как человек верит — так он и живет. Это объясняется тем, что догматика является как бы фундаментом для нашей веры. Какова вера — такова и нравственность, какова нравственность — такова и жизнь. Очень часто замечаешь, что именно дети, подростки, молодежь задают вопросы о вероучении. Они хотят расставить в своем уме все «по полочкам». Это здоровое любопытство надо воспитывать и поощрять, потому что эти знания станут для них залогом нравственности и боголюбия на всю жизнь. Господь говорил: «Будьте как дети», то есть, не надо стыдиться задавать, казалось бы, детские вопросы. Необходимо и обязательно приводить в порядок все свои знания, познавая догматику. Тогда ваша вера и ваши знания обретут фундамент, ту точку опоры, которая так необходима в жизни. И еще: если мы будем законопослушны в вопросах веры, то и законы державы будут нами уважаться.
— Но для изучения всех тонкостей догматики необходимо время. Времени современному человеку всегда мало, надо думать, как заработать на пропитание себе и семье. Люди работают в две и в три смены, мечутся в поисках дополнительного заработка…
— Это время, это и труд. Нежелающий трудиться лишает себя и плодов труда. Тут все очень просто. Без догматов легче прожить. Догматы требуют строгого отношения прежде всего к себе и к своей вере. Догматы требуют от человека постоянно пересматривать свое сердце. Догматы требуют отречения от своего я, они требуют аскетизма. Догматы заставляют вглядываться и прислушиваться к своей душе. Контролировать свой духовный уровень. А без догматов все проще. Без них Православие превращается в протестантизм.
Никто не будет отрицать, что человеку в современном обществе необходимо ориентироваться в основах экономики, политики, права. Так и христианин без основ вероучения, без догматики строит свое здание веры на песке. А что касается времени… Есть Господень день — воскресенье, есть праздничные дни, когда следует подумать и о вере и о том, как верить. Сейчас нет дефицита духовной литературы, да и при каждом храме есть воскресная школа, библиотека. Было бы только желание постигать основы веры.
— В истории христианства немало случаев, когда догматы вызывали споры вплоть до разделения церквей. Могут ли догматы объединять, а не разъединять?
— Догматы всегда объединяют. Их нужно только признавать. Не признающий догматы сам ставит себя вне церковной ограды. Догматы — это мерило, которое определяет чистоту нашей веры, ее определенность, т.е. наше правоверие, наше Православие. Грубо выражаясь, догматы — это «мыло», очищающее Церковь от ересей и субъективизма.
— Прекрасное сравнение! Ведь именно субъективизм (гордыня) уводил массы людей в расколы, революции. Революционный путь развития в Церкви неприемлем, не так ли?
— Действительно, чтобы воспрепятствовать всякого рода революциям в Церкви, она утверждает принцип соборности. Все догматы, все основы вероучения принимались соборным разумом на Вселенских соборах. Все, кто отвергает соборность, уже не суть члены Церкви. Возьмите нынешних протестантов. Священное Предание вместе со святыми отцами и Вселенскими соборами они не признают. Читай Библию и понимай ее как можешь! Молись как хочешь! Сплошной субъективизм, я уже не говорю про скудоумие отдельных горе-проповедников. А их в мире — сотни сект. Вот что значит попирать догматы и не внимать соборному разуму Церкви.
— Протестанты обвиняют православных в искусственности догматов и даже в явлении догмата как политического шага в отдельные моменты истории. Как можно прокомментировать их упреки?
Возвращаясь к вышесказанному о соборном разуме Церкви, добавлю, что догматы — это Богодухновенные истины или аксиомы христианского вероучения. Благодать Святого Духа собирала на соборы отцов Церкви, вдохновляла их разум. Церковь не создает, как говорят протестанты, догматы, она их только лишь формулирует. Догматы не искусственны, они заключены в Священном Писании и Священном Предании Самим Господом Иисусом Христом. А Церковь их только сформулировала, изложила в удобной для человека форме. Протестанты боятся истории, так как история Вселенских соборов обличает их маловерие и неразумие.
— Существуют ли точки соприкосновения Православной догматики и догматики католицизма? И каковы, в связи с этим, перспективы объединения?
— Существуют, безусловно. Не вдаваясь теперь в подробное изложение различий вероучения, я вот что скажу. Католическая догматика обнимает собой всю православную догматику, то есть они признают все догматы Православия. Но после отпадения в 1054 г. Западной Церкви, основываясь на ложной теории догматического развития и учении о непогрешимости папы, католики приняли ряд новых догматов, в том числе и сам догмат о непогрешимости. В Православии после семи Вселенских соборов никаких новых догматов не принималось, да и сами Вселенские соборы не созывались. Православное вероучение не изменялось и впредь не будет пересматриваться. Какие бы ни были в будущем Всеправославные соборы, совещания или конференции, вопросами веры они заниматься не будут. Православная догматика оформлена и сформулирована на семи Вселенских соборах (IV–VIII вв.) еще до разделения Церквей. На грядущем Всеправославном соборе возможно рассмотрение календарного вопроса, отношения к экуменизму, выработка общих условий предоставления автокефалий.