Единоро́дный Сын (греч. μονογενης - моногенес) —
1) одно из имён Сына Божьего, второй Ипостаси Пресвятой Троицы, подчеркивающее, что Бог Отец вечно рождает и вечно имеет одного Сына (а не двух, трёх или более), который есть Слово Божье, Божья Сила и Божья Премудрость (1Кор.1:24);
2) тропарь, входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Изобразительных;
3) тип иконографии Спасителя. См. Икона Спасителя «Единородный Сыне».
Почему, если Бог Отец имеет лишь одного Сына, в Священном Писании утверждается о сынах Божьих во множественном числе?
Единородный Сын Божий — Сын Божий в особом и исключительном смысле слова. Он — Сын Божий по естеству, единосущный Богу Отцу, то есть имеет единую с Ним — Божественную — природу, подобно тому как сын человека имеет единую природу с отцом: человеческую.
Когда в Священном Писании сообщается о сынах (детях) Божьих (не в отношении Единородного Сына, а, в отношении ангелов (Иов.1:6) или людей (Пс.81:6)), речь там идёт не о детях по Божеской сущности (природе, естеству), а о детях по благодати, в отношении которых Бог оказывает отеческую заботу, любит их, как образцовый отец-человек любит родных или усыновленных детей.
К примеру, во времена Ветхого Завета сыном Божьим именовался Израиль, еврейский народ. Это было связано с тем, что он вступил в Завет с Богом и был взят под особое водительство Божье. Сам Бог руководил этим народом через его вождей (судей), священнослужителей, пророков.
Во времена Нового Завета каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, национальности, социального статуса и т. п., принимая законное Крещение, усыновляется Богу, становится сыном Божьим по благодати. Это особенно ярко отражено в тексте молитвы Господней, начинающейся со слов: «Отче наш...», то есть Отец наш.
***
Текст тропаря «Единородный Сыне» кратко повествует о предвечном существовании, воплощении и воскресении Христа. В «Хронографии» прп. Феофана Исповедника под 528 г. от Р. Х., помещена запись о введении императором Юстинианом тропаря «Единородный Сыне» в константинопольское богослужение
Тропарь на церковнославянском: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нія на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртію сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ».
Тропарь на русском: Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!
01:53
Цитаты о Единородном Сыне
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».
Ин.1:18
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Ин.3:16
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Ин.3:18
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него».
1Ин.4:9
«Священное Писание ясно учит, что Сын Божий – Единородный: Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14). И ниже: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18). Он называется Единородным, потому что только Он один Сын Божий по природе. Остальные [люди], которые называются сынами Бога, носят это имя не по природе, а по благодати и усыновлению, как все верные и избранные Бога. Эта благодать усыновления даруется через Христа, как говорит Писание: Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими (Ин.1:12)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
Литература по теме
- Единородный (Сын) Библейская Энциклопедия
- Диалог о вочеловечении Единородного свт. Кирилл Александрийский
- О том, что вечен и прежде век Единородный свт. Кирилл Александрийский
- Опровержение Евномия свт. Григорий Нисский
- Каким образом Единородный Сын Божий называется Перворожденным? преп. Иоанн Дамаскин
- Сын Единородный свт. Николай Сербский
- Объяснение слов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18) прот. Григорий Дьяченко
- О священной песни «Единородный Сыне» прот. Григорий Дьяченко
- Иисус Христос, как Бог Слово и Единородный от Отца, по Евангелию Иоанна проф. Н.Н. Глубоковский
- Кем сочинен и для чего поется в Литургии стих: „Единородный Сыне“? И.И. Дмитревский
Комментировать