Прему́дрость (греч. Σοφία) —
1) существенное свойство Триединого Бога; всеведение Божье по отношению к действиям, выражающееся в том, что Бог от вечности знает все Свои действия, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей; знает, как распорядиться этими средствами наилучшим образом, знает о результатах всех Своих действий;
2) Божественное имя, преимущественно соотносимое с Сыном Божьим;
3) высшая степень человеческой мудрости.
В Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (Притч.9:1-2). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божьего, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» (1Кор.1:30), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий.
Почему, если Премудрость является сущностным свойством Отца и Сына и Святого Духа, имя «Премудрость» преимущественно соотносится именно с Сыном?
Сын Божий именуется Премудростью как вечное Слово Бога Отца (Ин.1:1). Кроме того, именно через Сына, обитавшего в человеческом обществе (как Человек), людям открылись, в необходимой для спасения полноте, Божественные совершенства, в их числе — такое Божественное свойство как Премудрость.
Основанием для именования Единородного Сына Премудростью Божьей служат как ветхозаветные, так и новозаветные свидетельства.
О Премудрости, создавшей себе дом, вытесавшей семь основополагающих столбов, заколовшей жертву, растворившей вино, приготовившей трапезу и отправившей Своих служителей провозглашать с городских возвышенностей Радостную Весть, сообщается в Книге Притчей Соломоновых (Притч.9:1-6).
Что же это за Личность, и что это за дом? Дом, в Котором обитала Премудрость, есть Матерь Сына Божьего по человеческому естеству, в утробе Которой Он пребывал с момента сверхъестественного зачатия до Рождества. Премудростью же назван Сам Сын.
С другой стороны, под домом подразумевается Церковь Христова, собрание верных. В этом отношении вочеловечившийся Сын Божий именуется Краеугольным Камнем, основанием дома (Еф.2:19-22). В рамках данного объяснения семь столбов интерпретируются как семь Таинств Церкви (Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Таинство Покаяния, Таинство Священства, Таинство Соборования, Таинство Брака (см.: Таинства)).
Под Жертвой, заколотой Премудростью (Притч.9:2), подразумевается Голгофская, Крестная Жертва, добровольно принесенная Сыном Божьим во Искупление человека. Кроме того, под жертвой понимается Евхаристическая Жертва. На неё же указывают и слова о растворенном вине (Притч.9:2), и слова о приготовленной трапезе (Притч.9:2) (см.: Евхаристия).
Служители, посланные проповедовать (Притч.9:3), суть Господни ученики, апостолы Христовы и их последователи.
Книга Притчей Соломоновых учит, что от вечности, прежде создания мира, у Бога была Премудрость (Притч.8:22-25). А Евангелие от Иоанна сообщает в подобных выражениях о Слове Отца, Единородном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» (Ин.1:1).
Евангелие от Иоанна утверждает, что мир сотворен через Сына (Ин.1:3), а Книга Притчей — что мир сотворен через Премудрость (Притч.8:25-30).
О личной проповеди Христа, во времена Ветхого Завета, сообщалось как о проповеди Самой Божьей Премудрости: «я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда» (Притч.8:6).
Наконец, апостол Павел прямо именует Христа Божьей Силой и Божьей Премудростью (1Кор.1:24).
Всегда ли под Премудростью отцы Церкви понимали Бога Сына?
Учение о Святой Троице имеет безусловное библейское основание. Что же касается чёткого, сжатого изложения этого учения в общепризнанной ныне догматической формулировке, то Церкви потребовалось время, чтобы представить его в такой словесной форме.
Первым использовал термин «Троица» святитель Феофил Антиохийский в «Послании к Автолику». Он писал: «Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости». Есть твердые основания утверждать, что в данном высказывании речь идёт об Отце, Сыне и Святом Духе. Однако некоторые критики возражают, мол, Премудростью в Священном Писании назван только Сын: «мы проповедуем… Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23-24).
Что мы можем на это сказать? Дело в том, что хотя в соответствии со словами апостола Павла имя «Премудрость», в особом значении, действительно прилагается к Сыну, из этого вовсе не следует, что этим именем нельзя называть другие Божественные Ипостаси: Отца и Святого Духа. Премудрость – сущностное свойство Божие, принадлежащее не только Сыну, но Отцу и Сыну и Святому Духу. В этой связи Премудростью может быть назван и Отец, и Святой Дух.
Скажем, в книге пророка Исаии о «Духе Господнем» говорится как о духе премудрости…» (Ис.11:2).
В известном сочинении св. Иринея Лионского (II в.), «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)», имя «Премудрость» уделено Святому Духу: «Сын и Дух Святый, Слово и Премудрость» (Против ересей, кн. 4, гл. VII). Святой Дух назван Премудростью и в другом сочинении, приписываемом этому автору: «по всей справедливости Слово названо Сыном, а Дух – Премудростью Бога»; «Сей Бог прославлен Своим Словом, Которое есть вечный Сын Божий, и Святым Духом, Который есть Премудрость Отца всего» (Доказательство апостольской проповеди).
В произведении Блаженного Августина (V в.), «О Троице», Премудростью, наряду с Сыном, назван Отец. Вот его слова: «Итак, Отец и Сын вместе суть одна сущность, одно величие, одна истина, одна премудрость… И потому Христос – сила и премудрость, что Он есть сила и премудрость от Отца, Который Сам есть сила и премудрость… Следовательно, Сын – Премудрость от Премудрости, т.е. от Отца, подобно тому, как Он – Свет от Света, и Бог от Бога так, что и Сам по Себе Отец – Свет, и Сам по Себе Сын – Свет, и Сам по Себе Отец – Бог, и Сам по Себе Сын – Бог. Значит, и Сам по Себе Отец – Премудрость, и Сам по Себе Сын – Премудрость» (О Троице, кн. 7).
Итак, именем «Премудрость» в святоотеческом богословии справедливо обозначались и Отец, и Сын, и Святой Дух.
Литература по теме
- Премудрость Библейская энциклопедия архим. Никифора
- Премудрость Божия Энциклопедия изречений
- Разум, премудрость и всеведение иерей Олег Давыденков
- Учение о премудрости Божией в Священном Писании прот. Михаил Помазанский
- Учение о премудрости Божией прот. А. Мень
- София Евгений Трубецкой
- Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете прот. Алексий Князев
- Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека прот. Фёдор Голубинский
- О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси прот. Георгий Флоровский
- О мудрости христианской свт. Петр (Могила), митр. Киевский
Комментировать