Богоно́сный (греч. θεοφόρος – носящий (несущий) Бога) – небиблейский термин, прилагаемый к святым подвижникам, имевшим (и имеющим) высокую степень духовного единства с Богом, на которых явно почивала благодать Святого Духа обнаруживавшаяся в проявлении Его даров, например, дара молитвы, любви, рассуждения, прозорливости, исцеления и др.
Термин «богоносные отцы» (οἱ θεοφόροι Πατέρες) относится главным образом к святым учителям Церкви.
Для сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, этот эпитет стал именем собственным.
Каждый ли может стать богоносным?
Как известно, к духовному единению с Богом, к святости призваны все без исключения люди (Ин.12:32). Осуществить это призвание возможно, став членом Церкви. Для этого Церковь обладает полнотой благодатных даров, благодатных спасительных средств. По вступлении в Церковь, по мере воцерковления, человек, при содействии Божьем, просвещается, освещается, возрастает возрастом духовным, становится храмом Божьим (1Кор.6:19).
Собственно, храм, будь то здание или праведный, добродетельный христианин, является местом особого Божьего присутствия, местом, где таинственным образом пребывает Господь. Согласно словам Искупителя – «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20) – Господь готов войти в каждое открытое Ему сердце. Носить в себе, в своём сердце Бога – это и значит, быть богоносным.
Но что означает: открыть Христу сердце? Для того,чтобы сердце открылось Христу надлежит уверовать в Него как в Единородного Сына Божьего, Спасителя, Искупителя; последовать по Его стопам; воспринять его проповедь; стать членом Его Церкви; участвовать в церковной жизни; преодолевать искушения дьявола; бороться с грехом; совершать дела добра и милосердия.
Участвуя в богослужении, в таинствах Церкви, человек стяжает благодать Божью. Участвуя в Таинстве Евхаристии, верующие потребляют обожествленные Тело и Кровь Христовы, Тело и Кровь Самого Бога (вочеловечившегося Бога, Богочеловека).
Чем более христианин преуспевает на пути восхождения по лествице духовных совершенств, тем более он духовно сближается с Богом, обоживается.
Довольно яркой аналогией богоносности, святости, проявляющейся в рабах Божьих, может служить пример с раскаленным железным предметом. Этот пример неоднократно встречается в богословской литературе, в том числе в святоотеческой.
Пока ржавый железный предмет является холодным, он скорее невзрачен, нежели красив. Он труднодоступен для ковки. Но стоит поместить его в раскаленную печь, как, по мере нагрева, он начинает сиять, становится более пластичным, податливым к обработке.
Так и люди, по мере их духовного единения с Богом, Который, заметим, в Священном Писании неоднократно представляется через символику огня, начинают освобождаться от ржавчины греха, становятся более и более послушными Богу, наконец, начинают всё больше и больше сиять Божественным светом – светом нетварной Божественной благодати.
Цитаты о богоносном
«Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
2Кор.6:16
Комментировать