Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Сюжет

Троице-Сергиева лавра – в те времена еще деревянная – только начинает возводиться. Начало ее было положено в 1337 году братьями-отшельниками преп. Сергием и Стефаном, переселившимися из Ростова в село Радонеж. Стефан вскоре удалился в Хотьков-Покровский монастырь, а преп. Сергий остался неподалёку от Радонежа, поставив церковь во имя Святой Троицы. Собравшаяся здесь братия избрала Сергия своим игуменом. Здесь впервые на Руси был введён общежительный монастырский устав.

В XIV-XVII веках монастырь был значимым культурным центром, здесь располагалась одна из крупнейших отечественных библиотек и книгописная мастерская. Здесь жили и творили живописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, резчик Амвросий, писатели Максим Грек, Авраамий Палицын, Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый, написавшие житие основателя обители, “покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом” Сергия Радонежского, канонизированного в XV столетии.

В середине XVI века обитель была обнесена каменной стеной с двенадцатью башнями, что превратило монастырь в надёжную крепость. С 1561 года настоятели Троицкого монастыря получали сан архимандрита и звание “первого среди русских монастырских настоятелей”. В 1702 году монастырь был поставлен вторым после Киево-Печерского, а в 1744-м был возведён в степень лавры.

Описание

Творческое наследие А.М. Васнецова, на первый взгляд, как бы распадается на две части, каждая из которых могла бы принадлежать какому-то одному художнику. Первая – незаурядному пейзажисту, тяготевшему к изображению широких пространств, суровых и величественных ландшафтов, а вторая – увлеченному древнерусской архитектурой, средневековым укладом жизни, с археологической дотош­ностью воссоздавшему облик древней Руси.

Однако подобное противостояние двух сторон, двух периодов творчества Васнецова возникает только на первый взгляд. Без глубокого историзма художественного мышления вряд ли могли появиться его эпические пейзажи, раскрывающие в вечной и могучей природе неразрывную связь времен, эмоциональное единство прошлого и настоящего. С другой стороны, без опыта художника-пейзажиста Васнецов, вероятно, не сумел бы придать своим архитектурно-историческим видам убедительную конкретность, дословную реальность.

На картине изображены монахи за работой в Троице-Сергиевой лавре. Мы видим их труды и повседневные заботы: монахи несут воду из колодца в деревянной кадке, за их спинами мы видим деревянный сруб только что отстроенной церкви. Рядом трудники выполняют плотницкие работы. Чуть поодаль изображен преп. Сергий, беседующий с прихожанином. В восприятии современников и потомства преподобный Сергий предстает просвещенным Пресвятой Троицей просветителем Земли Русской.

Художник мастерски передает дух русской старины, создав акварельный рисунок имитирующий лубок, который был популярен в народной среде, стараясь придать рисунку своеобразное очарование сказочной старины. С этой целью он отказывается от реализма, пытаясь «состарить» рисунок, заменив прямую перспективу на обратную, при этом оставив реалистичным пейзаж. Фигуры монахов также выполнены схематично, как полагается для народных картинок. Такая стилизация была свойственна модерну, идеализирующему средневековое искусство. Однако в кажущейся простоте картины кроется сложность, глубокий символизм: преп. Сергий не на первом плане, он незаметен для зрителя, – так художник выражает в его облике идею смирения. На первом плане монахи, несущие воду дают ассоциацию с верой – источником воды живой. Колодец во дворе дает ассоциацию с Христом – Источником жизни.

Монашеская молитва и труд – вот путь, ведущий в Царство Небесное. К нему и призывает художник зрителя, скрывая под якобы народной лубочной картинкой своеобразный богословский трактат по аскетике.

История

Перед нами иллюстрация из цикла, посвященная трудам и молитвам преп. Сергия Радонежского. Работа выполнена в 1908-1913 гг., как раз в этот отрезок времени происходит открытие древнерусского искусства, возникает неподдельный интерес к искусству и культуре Древней Руси.

Рекомендуемая литература

Комментировать