Вид города Ярославля

Вид города Ярославля

Сюжет

Перед нами изображение Никольского храма Коровницкой Слободы и Спасо-Преображенского монастыря. Пробыв в Ярославле неделю, при виде на этот собор художник сделал в своем дневнике следующую запись: «Сквозь туман на востоке показался светлый круг, в середине коего, как сквозь матовое стекло, появилось восходящее солнце. Подобное утро на Волге не всегда видеть можно».

Описание

На полотне запечатлена панорама Ярославля у слияния Которосли и Волги. Слева, на первом плане, мы видим толпы богомольцев у старинных храмов так называемой Коровницкой слободы. Справа, в отдалении, — ансамбль Спасо-Преображенского монастыря на фоне древних городских церквей.

Художник выделил возвышающиеся храмы: на фоне раскинувшегося пейзажа, безмятежной глади реки, прозрачного неба они выглядят величественно, завораживая зрителя своими куполами. На заднем плане мы видим очертание монастырских стен в легкой дымке облаков. У берега причалила рыбацкая барка, на берегу у костра собрались ее владельцы, готовя на огне уху. Тихо и размеренно протекает время. Простые нравы людей, их бесхитростный быт, ежедневные заботы – всё это запечатлел художник на своем полотне. Но самое главное здесь не в бытовой сцене, а в людях, собравшихся на молебен перед иконой. Богомольцы стекаются со всех концов города: у каждого своя забота, свои радости и горести, но всех их объединяет совместное моление. Все они – и бедные, и богатые представляют собой единый людской поток, устремившийся к святыне.

Действительно, Ярославль был славен своими многочисленными церквами и монастырями.

Художник выделяет храм и монастырь на пологом речном берегу, на фоне огромного неба их купола приобретают поэтическое звучание. Неброская, мягкая по переходам, неширокая по цветовым акцентам колористическая гамма порождает ощущение одновременно легкой и влажной световоздушной среды. Художник мастерски стремится передать впечатление шири и безбрежности – качеств, присущих приволжскому простору и среднерусскому ландшафту.

 

История

Данное произведение первоначально находилось в коллекции купца 1-й гильдии  В. А. Кокорева, было написано спустя более чем двадцать лет после поездки по великой реке, о чем свидетельствует авторская подпись на обороте картины, датируемая 1860 годом.

В 1838 году на средства «Общества поощрения художников» братья Григорий и Никанор Чернецовы на барке, превращенной в мастерскую, совершили плавание по Волге от Рыбинска до окрестностей Астрахани. Красота родных мест, освященных трогательными воспоминаниями детства, укрепили их в намерении во что бы то ни стало побывать на «благодатной русской реке». Задача путешествия состояла в историческом, топографическом и художественном исследовании приволжских земель. Они создали своеобразную энциклопедию могучей реки Волги, которая была центром народной жизни, где смешивались сословия, языки, народности. Результат их путешествия – множество рисунков с натуры, этюдов и эскизов. Впоследствии на основе натурных зарисовок Чернецовы исполняли и законченные станковые картины, одной из которых и является «Вид города Ярославля».

Рекомендуемая литература

Чернецов Григорий Григорьевич. Путешествие по Волге / Г. и Н. Чернецовы ; [предисл. и примеч. А. И. Коробочко и В. Я. Любовного ; рис. авт.]. — Москва : Мысль, 1970. — 191 с.

Комментировать