Псково-Печерский монастырь. На Святой горке

Псково-Печерский монастырь. На Святой горке
  • Дата создания: 1928
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?

Сюжет

Перед нами изображение Святой горки.

Святая гора – название участка холмистой местности недалеко от границы с Эстонией и в 50 км. на запад от Пскова, на склонах которой находится Псково-Печерский монастырь. В настоящее время на вершине горы располагается плодоносящий сад и пасека. У кровли Успенской церкви сохранились отдельные памятники реликтовых лесов. Близ кровли Успенского храма, с западной стороны, под тенью одного из дубов, лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой далеко выдается из нее.

С последнего открывается живописный вид через монастырь и восточную ограду, вдоль по течению Каменца, на отдаленные луга и покрытые лесами горы. Здесь‑то, по преданию летописца, изборские звероловы видели пустынника Марка – первого старца Печерского.

На Святой горе до 1523 года находилась деревянная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево‑Печерских, на месте которой устроен придел в честь тех же преподобных в Успенском соборе, с южной стороны. Во время обновления разрушившейся монастырской стены наместником архимандритом Алипием (Вороновым) на Святой горе была поставлена часовня в честь преподобных Антония и Феодосия.

В 1988 году, в день Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, по благословению митрополита (тогда архиепископа) Псковского и Великолукского Владимира тщанием наместника монастыря архимандрита Гавриила и братии на месте часовни была произведена закладка деревянного храма в честь Псково‑Печерских преподобных.

Эта церковь принадлежит к простейшему и древнейшему типу деревянного зодчества Руси – клетским храмам. Основную часть храма составляет обычная клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Такие храмы строили на Севере при основании новых монастырей. Освящен храм на Святой горе в честь Псково‑Печерских преподобных в 1995 году.

Описание

В каждом из нас, где-то глубоко внутри, есть чистый внутренний источник, который дает силы, питает энергией и приносит радость. Сергей Арсеньевич Виноградов – художник, который показал свой внутренний свет миру. Он умел жить со вкусом, видеть красоту вокруг себя, слышать свое звучание, перенося его на холсты. Великий русский импрессионист, писавший пейзажи и интерьерные работы, пропитанные светом и воздухом, которые так необходимы уставшим душам, как возможность жить и дышать…

На полотне изображена Святая гора – дивное, благодатное место, ни с чем не сравнимое, ни на что не похожее. На переднем плане мы видим фигуру пожилого монаха, в раздумье остановившегося у вековой дубравы. О чем он размышляет, мы не знаем, но его сердечная молитва заставляет трепетать сердце, наполненное радостью благодатного солнечного дня. Чуть поодаль Успенская церковь, точнее ее купола в ожерелье зеленой дубравы. Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над ее кровлей, с юго‑западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю. Это памятники тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково‑Печерского монастыря, – и того времени, когда жили здесь подвижники-пустынники. У Виноградова все залито солнцем и пронизано тихим восхищенным светом, с этим художником тепло, и вся выставка стоит будто в озарениях, то солнечных, то полузакатных красках… вглядывающимся вдаль, в бескрайние просторы.

Художник мастерски передает особое дыхание природы, шум дубравы, шепот диких трав. Яркие блики солнца, насыщенная палитра создает особое настроение радости летнего дня. Насыщенность светом сближает художника с импрессионистами, а выделенный им фрагмент создает особую эмоциональную атмосферу молитвенной тишины, покоя.

История

Русский художник, график и академик Сергей Арсеньевич Виноградов жил в конце XIX – начале XX века. Один из основателей «Союза русских художников», он по взглядам был близок к передвижникам.

Часть лета 1928 года он провел в небольшом городке Печоры Псковской области, многократно посещал Псково-Печерский монастырь. Данная картина принадлежит к печерскому циклу и входит в серию картин, посвященных легендарной обители.

Критика

Как отмечает критик Петр Пильский: «У Виноградова все залито солнцем и пронизано тихим восхищенным светом, с этим художником тепло, и вся выставка стоит будто в озарениях, то солнечных, то полузакатных красках… Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».

Рекомендуемая литература

Комментировать