Описание Псково-Печерского первокласного монастыря

Источник

Содержание

I. О местоположении и названии сего монастыря II. О начале сего монастыря III. О нынешних зданиях, в обители Псково-печерской находящихся IV. О приписных местах к сему монастырю Монастыри Приписные ружные церкви V. О богадельнях VI. О владениях и угодьях монастырских Рыбная ловля, состоявшая за сим монастырем Угодья, которыми ныне владеет сей монастырь, суть следующие: Земли пахотные и сенные покосы Рыбные ловли и мельницы VII. О замечательнейших святынях, украшающих cию обитель VIII. О вкладчиках и вкладах IX. О замечательнейших происшествиях в сей обители X. Посещения XI. Список настоятелей сего монастыря  

 

I. О местоположении и названии сего монастыря

ПЕЧЕРСКИЙ, или ПСКОВО ПЕЧЕРСКИЙ, Псковской епархии, первого класса мужеской монастырь находится в бывшем Печерском, а ныне Псковском при заштатном городе Печерах, состоящем на большой Рижской дороге, от Пскова к северо-западу в 56; от озера Псковского к югу в 18; от реки Пивжи (которая была и Лифляндской границей), впадающей в озеро, в З, от устья ручья, называемого Каменец, впадающего в речку Пачковку, к северо-западу в одной версте; на том же ручье Каменц, разделяющем своим течением сей монастырь на две части, на южную и северную, между гор, Сей монастырь название свое имеет от пещер, которые, как и сама Соборная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев, в горе на южной стороне ручья Каменца ископаны.

II. О начале сего монастыря

Время начала сего монастыря неизвестно, а только первым сей пустыни отшельником и строителем издревле по преданию почитается монах Марк, неведомо откуда пришедший, которого гроб при самом входе в пещеру доныне всем входящим видим. Но его там пребывание было скрыто от мирян, или, может быть, по смерти его надолго забыто, ибо место сие нашли и заметили уже как одичавшее через несколько лет жители пригорода Изборска, ловцы зверей, из которых один был сын, а другой отец его, по именам неизвестные, а по прозванию Селиши. Они, бывши некогда там, где ныне находится Богородичная церковь, и услышали пение, подобное Ангельскому, и исходящее благоухание, возвестили о том окрестным жителям. Но и cиe в котором году было, предание точного времени не сохранило. Потом ближние жители приобpели у областных начальников cиe место куплей, а от оных по жребию досталось оно некоему Иоанну Доментиеву, который после вскоре и поселился в подгорье на речке Пачковке недалеко от пещер. Сей владелец некогда рубил лес, густо покрывавший всю пещерную гору; и когда одно из подрубленных им деревьев, упав на другое, стоявшее близ самого края той горы, сшибло оное, и за ним другие деревья с корнями сдвинуло, тогда открылось отверстие пещеры: а над оным, где ныне вход в пещеры, усмотрена была надпись: «Богом зданная Пещера».

По распространившемуся слуху об открытии пещеры, многие приходили видеть оную: и с тех пор самую тору прозвали Святой. Между тем один из священников, бывших в городе Юрьеве Ливонском (ныне Дерпт именуемом) при церкви Св. Николая, именем Иоанн, родом москвитянин; прозывавшийся шестником или пришлецом, непрестанное претерпевавший притеснения от немцев за прения с ними о вере, со всем семейством своим решился удалиться из Юрьева в город Псков, а оттуда прибыл для обозрения сей пещеры. Полюбив cиe уединенное место, привез он из Пскова жену свою и двух сыновей и остановился на пребывание у владельца Иоанна Дометиева, а от него приходил к пещере, начал к западу от оной копать в гopе церковь. По кончине своей жены постригся он в монашество с именем Ионы, и близ пещеры поставил против оной на столбах две кельи. В 1473 году испросил он дозволение у Новгородского архиепископа Феофила освятить оную оконченную им пещерную церковь, которая Псковского Троицкого собора священнослужителями и освящена августа 15 во имя Успения Богородицы при псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском. В cие время вьшеупомянутый владелец Иоанн Дометиев уступил Ионе на ограждение монастыря по ручью Каменец с восточной и южной стороны в удел земли на целое поприще. Тогда же строитель Иона, вероятно по преданию, отыскав имя первого пещерного старца Марка, вписал оное в синодик церковный; потом и сам сей отшельник скончался, и погребен в ископанной им там пещере открыто на левой стороне. А подле гроба его повешен был панцирь кольчатый, найденный на его теле. Но сей панцирь после похищен был нападшими на то место лифляндцами.

По преставлении священноинока Ионы пришел к пещере некто иеромонах Мисаил. Он основал общежительный монастырь уже на горе, и в нем церковь деревянную во имя. Св. Антония и Феодосия Киевопечерских Чудотворцев; но все труды его набегами лифляндцев были уничтожены; церковь и прочее деревянное монастырское стpоeниe разрушены и сожжены; а пещерная церковь Успения Богоматери ограблена и опустошена, и хотя потом монастырь на горе частью и возобновлен был, но по бедности содержания и малолюдству бpaтии служба церковная в cиe время совершалась не по вся дни.

Начало славы сей обители должно полагать уже с первых десятилетий XVI века, и yстроeниe оной принадлежит Мисюрю или Михайле Григорьевичу Мунехину, бывшему государевым дьяком во Пскове при великокняжеских наместниках князьях Михайле Кислице и Петре Лобане Ряполовском. Ибо в Псковской летописи под годом 1519 записано следующее: «начата Мисюрь Мунехин дьяк, да его подъячий Артюша Псковитин на зирати убогое место, незнаемо никем же под немецким рубежем, 40 верст, (по старинной мере) от Пскова в Стаилове погосте, 7 верст от Нова городка немецкого (Нейгаузена) Печерерский монастырь, Вифляндскую пещеру, и начаша на праздники Пречистыя Богородицы ездити со многими людьми и монастырь кормити, а монастырь был на версе горы; и нача Пречистая недужныя исцеляти, и слыша вся земля Русская, яко не токмо крестьяне, но и латыны исцеляет, и нача Мисюрь волостьми, своею казною, по обе стороны ручья горы копати, и церковь большую созидати и в гору копатися дал и глыбже, и начата монастырь строити в подоле меж гор, а ручей сквозь монастырь и воду возведоша сверх, и Св. Антония и Феодосия снесота с горы в пещеру в новую церковь, и начата с проскурой и со Святой водой к Государю ездити, и нача быти славен монастырь до моря Варяжского.»

С сего же времени учреждено в монастыре настоятельство игуменское, потом служение повседневное и общежитие правильное; а в 1523 году тщанием вышеупомянутого дьяка Мисюря совершенно уже отделана была пространная Успенская церковь в горе с приделом во имя Преподобных Киевопечерских Антония и Феодосия и того же года августа 15 и в следующие дни все освящены. После сего весь ветхий монастырь, на горе бывший, упразднен, а игумен Дорофей построил еще особую в монастыре деревянную церковь во имя 40 мучеников Севастийских. Преемник его игумен Корнилий вместо оной создал в 1541 году каменную во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и оградил сию обитель каменной стеной с боевыми башнями; а пещеры в горе прокопал далее в разные стороны. В его время было уже в монастыре братии 100 монахов.

III. О нынешних зданиях, в обители Псково-печерской находящихся

1) В горе, именуемой Святой, ископанная соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы церковь с приделом Преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских Чудотворцев; разделяется в длину на четыре, а в ширину на пять частей или узких проходов. Cии проходы, составляющие внутреннюю церковь, поддерживаемую 13 земляными столбами, окладенными, как и вся церковь, кирпичом, простираются в длину внутри церкви на 8 саженей и 1½ аршин, в ширину на 8 же саженей и 1½ аршин, а некоторых местах и на 9 сажен.

2) За оной Соборной церковью находится вышеупомянутая так называемая Богом зданная Пещера, простирающаяся от входа на 3 сажени и ¾ аршина, а в ширину внутри, между стен на две сажени и 2 аршина. В сей Пещере при входе имеются гробы первых пустынников. Она разделяется в горе на 7 долгих улиц, идущих в разные стороны. Долгота же оных различная, а именно: 1) улица простирается в длину на 26 сажен и ¾ аршина, в ширину 1¾ аршина. 2) В Покровскую церковь длиной 6 сажен и 1¼ аршина; в ширину 1¼ аршина. 3) Длиной в 6 сажен 2 аршина с ¼. 4) Длины 13 сажен и 1 аршин, ширины 2 аршина. 5) Длины 13 сажен, ширины 2 аршина. 6) Длины 18 сажен и 1¼ аршина, ширины 2½ аршина. В конце сей погребаются тела усопших братии Печерской обители, и имеет cиe место длины 2 сажени, и 2 аршина, в ширину 1 сажень. 7) Две сажени длины и 2 аршина, в ширину 1 сажень, В оной также погребаются тела усопших братий; а посему обе Пещеры именуются Братские; в прочих же погребаются тела умерших различного состояния людей.

Сия Пещера по наименованию своему первоначально была самородная, но после распространена игуменом Корнилием, как выше сказано, и как свидетельствует надпись при его гробе. Над Пещерой возвышается гора, именуемая Святая: а на оной монастырский сад с плодовыми деревьями, в коем осталось еще от древних больших лесов десять высоких и ветвистых дубов и некоторое число пней.

З) Над Пещерной церковью, во втором ярусе, храм во имя Покрова Божией Матери, из палатки устроенный тщанием архимандрита Иосифа, а освященный в 1759 году сентября 30 дня.

4) Церковь трапезная каменная во имя Благовещения Божией Матери, построенная на место Сорокомученической игуменом Корнилием в 1541 году, и в оной приделы Св. Благоверных князей Бориса и Глеба, и Преподобного Варлаама Хутынского Чудотворца. Сии приделы перенесены, первый из палатки, состоящей под главой сей же Благовещенской церкви, а последний из палатки же, состоящей под колокольней (против которой к югу в горе была каменная больница) уже архимандритом Венедиктом Постниковым в 1803 году. Внизу оной церкви находятся монастырские службы.

5) У ручья Каменца в одном флигеле с братскими кельями деревянная церковь во имя Св. Димитрия митрополита Ростовского Чудотворца, устроенная в 1775 году архимандритом Иосифом.

6) На другой стороне ручья Каменца близ моста церковь Св. Праведного Лазаря и при ней монастырская больница каменная, устроенная архимандритом Петром Можайским. В ней по штату положено содержание пяти монахам больным.

7) Над Святыми воротами церковь во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца, построенная игуменом Корнилием в 1565 году каменная.

8) Вновь воздвигнутая в 1820 году каменная церковь во имя Софии Премудрости Божией тщанием архимандрита Венедикта Постникова на сумму, доставленную от графа Витгенштейна, и от предводительствованных им в 1812 году 1 корпуса воинов, и прочих доброхотных дателей, усердствовавших сему богоугодному делу. Внутри оного храма предназначено в память из упомянутого корпуса защитников Российских пределов, за отечество живот свой положивших, поставить мраморный обелиск с надписями.

9) Близ Покровской церкви каменная из поставленных в одну линию от запада к востоку колокольня, на которой 18 колоколов: в З и 4 ряда повешенных. Звон в три из них производится качанием посредством коромыслов.

10) Против колокольни ризница каменная о трех ярусах, в коей хранятся ризничные церковные и монастырские драгоценные вещи.

11) Настоятельская, братские и гостиные деревянные на каменной основе.

12) Кругом всего монастыря находится каменная стена или ограда с башнями, а в монастырь трое ворот: 1) Святые, 2) Нижние и З) Изборские.

По каменной стене 9 башен, а именно: 1. У Святых ворот называемая Никольская. 2. У Острога круглая. 3. Затюремная, ныне не существующая, была там, где ныне воздвигнута Софийская церковь. 4. Тайловская. 5. Над верхними решетками. 6. Зачудотворная или Тарарыгина. 7. Изборская, что над Изборскими воротами. 8. Благовещенская. 9. Над нижними решетками. Обе решетки сии, верхняя и нижняя, устроены железные под башнями для протока ручья Каменца: от запада к востоку.

На башнях прежде бывшего в 1688 году пожара и до присоединения в 1710 году Лифляндии к Poccии были под шатровыми кровлями для военных команд караульные избы, и как башни, так и самые стены покрыты были тесом, а по стенам были переходы. Ограда сия вышиной в 5, а окружностью в 380 сажен, построена, как выше сказано, игуменом Корнилием в семилетнее время воевания царя Иоанна Васильевича с Лифляндией с 1558 по 1565 год при помощи некоего Павла Заболотского, который в монашестве потом назывался Пафнутием. С ней вместе создана Николаевская; что на Святых воротах, церковь в лето 7073 (от Р. Х. 1565) иждивениeм монастыря без всякой сторонней помощи, что явствует из копии очистной памяти, писанной 7194 года (1686 году) за печатью Псковского государства. В 1703 году, во время войны со шведами, по повелению государя императора Петра Первого кругом всего монастыря около каменной стены сделан земляной вал с пятью земляными же бастионами, окладенный дерном, и вокруг всего оного вала обведен ров.

При входе в монастырь от слободы место, образовавшее прежде треугольник и бывшее ограждено каменными стенами, называлось Острог; а над Святыми воротами поверх каменной надстроена деревянная башня для стражи неприятельских приближений.

Сей монастырь до времени состояния штатов именовался городом по своей каменной стене и башням, а паче потому, что был он пограничной от Лифляндии крепостью, снабжен всеми военными орудиями и военной командой, а неоднократно выдерживал и осады неприятельские.

По описи, учиненной монастырскому имуществу при первом архимандрите Паисии в 1682 году, значится, что в сей крепости находилось тогда разных огнестрельных орудий по башням, стенам и в клетке 428; к ним пороха в казне имелось I96 пудов 22 гривенки с полугривенкой; ядер различной величины 2265 пудов; к затинным пищалям железных ядер и свинцовой дроби 5 пудов и 20 гривенок; 18. корыт кусков невешанных свинца; да карабинов 29; ремней 11; крюков 11; сайдаков 11; колчанов 15; налучников 10; по городу на цепях подъемных багров 4; подъемных канатов два.

IV. О приписных местах к сему монастырю

1) К монастырю сему принадлежит в городе Псков на усохе подворье, устроенное еще игуменом Корнилием I в1538 году, на котором находятся две церкви каменные, из которых одна вместо первоначальной, бывшей во имя Одигитрии Божией Матери, вновь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, устроена в 1685 году и освящена в сем же году митрополитом Маркеллом Псковским и Изборским при Архимандрите Иосифе. Вторая теплая каменная во имя усекновения честной главы Иоанна Предтечи, освященная при архимандрите Паисии II, а вновь починенная в 1760 году при архимандрите Иосифе. Подворье сие построено для принятия Святых икон из Печерского монастыря, приносимых с крестными ходами в город Псков. Но игумен Корнилий первоначально установил в нем и повседневное служение монастырской братией. В сем подворье находятся настоятельские и братские каменные и служебные деревянные кельи вместо прежних там же от начала бывших архимандритом Петром Можайским построенные для приезда настоятелей пребывания служащей братии с послушниками.

2) Церковь Пресвятой Богородицы Сретения Чудотворной иконы Владимирской деревянная, состоит на большой проезжей Рижской дороге, от Пскова в 12 верстах в прежде бывшей монастырской вотчине сельце Логозовичах c приезжим монастырским двором, построенная архимандритом Митрофаном в 1652 году, для принятия Святых икон, приносимых в город Псков с крестными ходами. Она починена была при архимандрите Иосифе в 1760 году.

До издания духовных штатов 1764 года к монастырю сему приписаны были еще следующие монастыри и церкви, а именно:

Монастыри

1) Монастырь Святителя и Чудотворца Николая, что на городище близ пригорода Изборска, обращенный ныне приходскую и кладбищенскую церковь.

2) Монастырь на верхнем острове на Псковском большом озере Святых Апостолов Петра и Павла, ныне упраздненный.

З) Монастырь Святителя Николая, что на реке Зарезнице, ныне упраздненный.

Cии три монастыря приписаны были к Печерскому монастырю еще в 1584 году при игумене Никоне.

4) Монастырь Св. Саввы или Савво-пустынский близ Пскова, ныне приходская церковь, приписан был при архимандрите Иове в 1631 году.

5) Монастырь Алексеевский, что в Пскове за Великими воротами, ныне приходская церковь.

Приписные ружные церкви

1) Вне монастыря к северу перед Святыми воротами на месте, где ныне Сорокомученическая приходская церковь, был царский дворец, а на дворе его во имя Святой Великомученицы Варвары находилась монастырская часовня, игуменом Корнилием поставленная в 1540 году, Но в следующем же году на cиe место перенес он из монастыря деревянную с трапезой церковь во имя 40 мучеников Севастийских, построенную предместником его игуменом Дорофеем.

2) В Моложанском погосте церковь Св. Велиомученика Димитрия.

З) В Тайловском погосте церковь Св. Николая Чудотворца, ныне приходская.

4) Церковь Верхоустинская во имя Святого Великомученика Георгия, ныне приходская.

Во все вышеименованные монастыри в церкви вино церковное, ладан, свечи и просфоры производились от Печерского монастыря, а только уголь от крестьян.

V. О богадельнях

Печерский монастырь содержал при себе пять богаделен, в коих бедных пропитывалось иногда более, а иногда менее. В 7762 году было в сих богадельнях старцев 35 душ. В 1758 году упоминается, что в богадельни сии в каждую выдавалось из монастыря в неделю по одному большому хлебу.

VI. О владениях и угодьях монастырских

К сему монастырю принадлежало до состояния штатов 1764 года:

1) Мельниц водяных оброчных и необрочных 7.

2) Лугов и пустошей 14, кроме принадлежавших к приписным монастырям.

З) При самом монастыре было пять садов яблоневых и вишневых.

4) В одной версте от монастыря было принадлежавших ему два скотных двора, и при оных имелась монастырская пашня, которая пахалась вотчинными крестьянами, а ржи засевалось до 60 десятин земли.

5). При Логозовичах пашенной земли имелось 54 десятины.

6) К оному же монастырю принадлежало 44 огородных места, состоявших при городе Псков в Завелицкой засаде.

7) Во Пскове же за Великими воротами 16 огородных мест.

8) В подмонастырской Печерской слободе состояло за сим монастырем 27 лавок.

9) Во Пскове за сим же монастырем состояло 20 дворовых мест.

10) В Пскове же монастырских было 10 торговых лавок.

11) В Печерской слободе в конце торга или площади был монастырский двор, важня и 3 избы больших с чуланами и сенями, и 8 анбаров для приезжих и прихожих богомольцев.

12) По ревизской книге, писаной при архимандрите Геннадии Андреевском в 1749 году, значилось тогда за Печерским монастырем крестьян мужеска пола 3832 души.

Рыбная ловля, состоявшая за сим монастырем

1 Исад большого Тронса, 2 исад Дубицы, 2 исад Колпино, 4 исад Ветлицы, 5 Любницы, 6 исад Кулье, да Подмогилье, 7 исад Горки, 8 рыбная ловля против верхнего острова, 9 исад Рожитца, 10 исады Лисья и Кутки, 11 исад Будовижи, 12 исады большая и малая Лудза, 13 исад Мтеши, 14 исад Отсадино, 15 ловля в селе Логозовичах в реке Каменке, 16 исад Семско.

Угодья, которыми ныне владеет сей монастырь, суть следующие:

1) Сад, состоящий внутри монастыря.

2) Огород с малым числом плодовых деревьев мерой 39 сажен 2¼ аршин, длины и 18 сажен ширины; сей огород дан сему монастырю в вечное владение в 1797 году апреля 22 дня госпожей генерал-майopшей Еленой Феодоровной, дочерью Вакселевой, за положение тела покойной сестры ее Анны Феодоровой дочери Ломаковой в пещеру и за поминовение души ее.

3) Огород, называемый Рижский, 133 сажени, а шириной 91 сажень.

4) Огород в городе Псков на подгорье.

Земли пахотные и сенные покосы

1) Зa стеной монастырской к северо-восточной стороне земли небольшой участок длины 55 сажен и ширины 39 сажен.

2) К той же северо-восточной стороне земля пахотная, которой длины 89 сажен, а ширины 82 сажени.

3) За стеной монастырской земля, называемая Скотной дворы, которой, за исключением неудобных мест, 5 десятин 1818 квадратных сажен.

4) В 3 верстах от монастыря на речке Пивже сенной покос, которого за исключением неудобных мест 25 десятин и 1930 квадратных сажен.

5) На той же речке Пивже в 4 верстах от монастыря сенной покос, называемый Горелой Мельницей, за исключением неудобных мест 2200 квадратных сажен.

6) При селе Логозовичах земля, которой за исключением неудобных мест 17 десятин и 1366 сажен.

7) Сенной покос, принадлежавший к пустоши Воробьевой, около реки Пивжы.

Рыбные ловли и мельницы

1) Ловли: 1 называемая Верхоустинская; 2 Коломенка и Красногородская, 3 исад большого Тросна, 4 исад Любницы и Ветлицы, 5 исад больших Дубиц, 6 исад Березье и Тереб, 7 озерко Мальское, 8 Молочково и Гниловец.

2) Мельница на реке Бдехе, называемая братской. Под сей мельницей земли удобной 1236 сажен. Как огородами, так равно землей и покосом монастырь пользуется сам через собственное обрабатывание оных частью монастырскими служителями, а частью наемными.

VII. О замечательнейших святынях, украшающих cию обитель

1) Так называемая, по описям и летописи, Старая Святая Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, писанная в 1521 году псковским живописцем Алексеем малым и принесенная в оную обитель псковскими купцами Василием и Федором, при игумене Дорофее в том же 1521 году, находится доныне в Соборной Успенской церкви при среднем столбе. Она чудотворениями начала прославляться с 1524 года, и при игумене Савве по повелению государя царя Иоанна Васильевича, воеводой его князем Юрием Токмаковым обложена из царской казны золотом, а ковчег устроен серебряный.

2) Икона Умиления Божией Матери Владимирская, писанная неким иеромонахом Арсением Хитрошем под серебряной и позлащаенной чеканной работы ризой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями в 1585 году при царе Феодоре Иоанновиче, в память освобождения обители от Баториевой осады, во время коей оная выставляема была на стене против вооруженных врагов.

3) Икона Одигитрии Божией Матери под серебряной позлащенной чеканной работы ризой, украшенной жемчугом и камнями.

4) Икона Казанская Божией Матери под золотой ризой, украшенная камнями и жемчугом. Сия риза строена в Москве под надзором князя Иоанна Андреевича Голицына, а подаяние дьяка Никиты Вельяминова.

5) Икона Святого Николая Мирликийского Чудотворца под серебряной позлащенной чеканной работы ризой, украшенной жемчугом и каменьем. Сия икона в летописи Печерского маонастыря названа тако: Начальный Николин образ Чудотворный Великорецкий.

6) Икона третья Успения Божией Матери, именуемая Старорусскою, о которой по преданию известно, что она венграми и немцами в 1581 году была взята в городе Старой Русе и, будучи везена ими мимо Печерского монастыря, у них печерскими жителями отнята и поставлена в пещерной Соборной Успенской церкви.

7) Икона Покрова Божией Матери.

8) Святителя Николая, на обеих сих иконах ризы серебряные позлащенные чеканной работы.

9) Икона Успения Божией Матери вторая, чудотворная же, украшенная серебряной позлащенной чеканной превосходной работы с финифтью и каменьями ризой, стоящей по оценке (в 1818 году) 6230 рублей 81 копейка, с привесом на серебряной цепочке 14 золотых разных держав монет, веса в ней 31 фунт и 1½ осмухи.

О чудотворениях, бывших от сих Святых икон, обстоятельно написано в летописи Печерского монастыря, которая напечатана в Москве 1807 года в книге под названием Повесть о начале и основании Печерского монастыря.

10) Крест Запрестольный серебряный, на котором створцы со многими Св. мощами.

VIII. О вкладчиках и вкладах

1) Первыми благотворителями и вкладчиками в синодике монастырском значатся: сего места владелец Иоанн Доментиев и внук его Канон, снабдившие монастырь ругой и землей кругом на поприще; еще некто Афанасий и Иоанн, а потом дьяк Мисюрь Мунехин, скончавшийся в 1518 году марта 10 и в пещерах погребенный; а также подъячий его Артюша в монашестве наименованный Apсений; псковские купцы Василий и Федор (в монашестве Феофил), принесшие сюда в 1521 году икону Успения Божией Матери, и Павел Заболотский, помогавший игумену Корнилию в создании монастырской ограды.

2) Царь Иоанн Васильевич по смерти игумена Корнилия оказал обители сей много благодеяний и много способствовал к украшению оной, наградил селами, золотом, серебром, разными книгами и многими другими потребными вещами; а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звен золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчак седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 37 золотников. По нем сын его царь Феодор Иоаннович, а после его и бывшие государи Российские жаловали многие вклады и преимущества, что видно из грамот, данных ими сему монастырю, из коих десять сохраняются доныне подлинниками с государственными печатями.

З) Государыня царица Анастасия Романовна, первая супруга царя Иоанна Васильевича, отдала в ризницу свой перстень с надписью своего имени, и серьги из лазоревых яхонтов.

4) Царевич Иоанн, сын того же царя, пожаловал серебряный ковш весом 1 фунт и 32½ золотника.

5) Три братынки или кубки серебряные весом два фунта 35 золотников, подаяние царевича Феодора Иоанновича.

6) Царь Борис Годунов пожаловал плащаницу, вышитую золотом и серебром с шелком.

7) Чаша водосвятная серебряная, местами позлащенная, подаяние государя царя Михаила Феодоровича, весом 18 фунтов.

8) Царица Параскева Феодровна в 1718 году пожаловала на две иконы серебряные ризы, первую Покрова Божией Матери, а другую Св. Николая (смотри выше под номером 7 и 8).

9) Государыня императрица Анна Иоанновна пожаловала ризы, жемчугом и каменьями украшенные, а по особенному благоволению к архимандриту сей обители Игнатию, двуместную придворную коляску.

10) Димитрий Иванович Голиков в 1594 году соорудил перед чудотворной иконой на лампаду для свечи серебряный надделок около 7 фунтов.

11) Царя и Великого князя Михаила Феодоровича печатник, Феодор Федоров Лихачев дал монастырю в Московском уезде деревню Монашиму с пустошами.

12) Ковш серебряный гадкий весом 87 золотников, подаяние князя Юpия Токмакова, бывшего в Пскове около 1569 года царским наместником.

13) Ковш серебряный гладкий весом 74 золотника, подаяние Макария, архиепископа Новгородского.

14) Князь Никита Гагаркин дал монастырю в Московском уезде в Горетове стане деревню Каменку со всеми угодьями.

15) Крест серебряный позлащенный, обнизанный жемчугом и каменьями, дан вкладом 7131 (1623) года от Антония архиепископа Рязанского.

16) Псковского аpxиеписковского дома стряпчий Иоанн Скрябин дал вкладом крест серебряный.

17) Дьяк Веньяминов дал вкладом икону Казанской Божией Матери в золотой ризе, украшенной жемчугом и каменьями (смотри выше под № 4).

18) Князь Иоанн Андреевич Голицын пожаловал двести рублей.

19) Чаша серебряная весом по подписи 68 золотников, подаяние князя Иоанна Федорова меньшого Шаховского; а брата его князя Андрея Васильевича большого Шаховского ковш в 46 золотников.

20) Чарка серебряная весом по подписи 75 золотников, подаяние Павла Петровича Заболотского.

21) Чарка серебряная, подаяние Никифора Перетпрутова.

22) Братынка ореховая в обделке серебряной непозлащенной, подаяние князя Семена Никитича Гагарина.

23) Боярин Борис Васильевич Бутурлин дал в обитель cию золотые сосуды весом З фунта 18 золотников.

24) Города Пскова воевода стольник Семен Алексеевич Лихарев дал в 1675 году жемчугом и каменьями украшенные ризы, стоящие по примерной оценке 1818 года 20 000 рублей.

25) Иоанн Мизинов дал двести рублей.

26) Яков Феодорович Щербинин дал вкладом кружку серебряную, травчетую, с крышкой, рукояткой и яблочком, на трех ножках, в середине и вокруг ножек золоченую, на крышке коронки.

27) Потир католицкий серебряный снаружи и внутри позлащенный, на поддоне коего готическими старинными буквами по краям надпись: «в память Иакова Голкте фон Унгерна и его супруги». Но на чаше чертежное изображение креста и Деисуса уже русской работы прибавлено. Под поддоном подпись вырезана: «в дом Святым Апостолам Петру и Павлу на верхней острове дал печерский келарь старец Макарий в лето 7111 (1603)» весом 2 гривенки (один фунт). Другой такой же потир смотри под № 43.

28) Братыня серебряная, подаяние дьяка Юрья Сидорова.

29) Генерал от кавалерии кавалер граф Петр Христианович Витгенштейн прислал собранные от командованного им 1 корпуса в 1815 году более тридцати тысяч рублей денег на украшение второй иконы Успения Божией Матери (Смотри описание сего украшения выше под № 9). Остальные же от украшения иконы деньги употреблены по желанию его и корпуса на построение новой церкви во имя Софии. Матвей Иванович Платов доставил в 1817 году сей обители деньгами 1000 рублей.

31) Канцлер граф Николай Петрович дал парчовые ризы во время бытности своей в обители в 1816 году.

32) Госпожа генерал-майорша Елена Феодоровна Вакселева отдала в вечное владение в 1784 году в недальнем от монастыря расстоянии сад с огородом за положение тела в пещере сестры своей Анны Феодоровны Ламаковой и за поминовение души ее.

33) Надворная советница Марфа Степановна Назимова отдала в Печереком уезде, в Тайловской губернии, сенной покос.

34) К Чудотворной иконе вислая лампадка серебряная превосходной сканой работы с прорезью и насыпью, подаяние псковского купца Василья Васильевича Воскобойникова. Им же в 1812 году уcтроен кивот с тумбой и колоннами на Чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы.

35) Знамя белой объяри, обложенное золотой бахромой с золотыми же кистями устроено для крестных ходов псковским купеческим обществом в 1817 году, в память избавления от нашествия галлов.

36) Достоин здесь также замечания не по цене, но по редкому в свое искусству вкладом монастырю данный литой медный, наподобие шведских, внутренний большой замок с запорной при нем цепью. Вкруг всего его литыми же большими выпуклыми буквами следующая надпись «7065 (1557) года положен замок в Печеры Пречистыя замышлением раба Божьего Алексея Дмитриева сына Тверишина мастер Левуша».

Многие были и тайные вкладчики, коих имена известны единому всеведущему Богу. Таковые из отличнейших вкладов их имеются следующие:

37) Ризница, низанная жемчугом и каменьями, состоящая из пяти риз, одного стихаря, одной епатрахили, одной пары поручей, двух палиц, двух набедренников и других тому подобных вещей по примерной цене 1820 года стоящая около ста семидесяти тысяч рублей.

38) Евангелие золотое по оценке 1820 года в 2880 рублей, с жемчугом и каменьями.

39) Напрестольный крест золотой чеканной работы с каменьями и жемчугом.

40) Потир, дискос, звезда, два блюда, лжицы золотые, украшенные изумрудами и яхонтами, весом 3 фунта 18 золотников.

41) Кадило золотое древнего образца с поддоном и цепями золотыми весом 3 фунта 73 золотника по примерной цене 1820 года стоящие 5415 рублей.

42) Католицкий потир напрестольный, серебряный, вне и внутри позолоченный, с надписью старинными готическими буквами на веретене под чашей: «радуйся, Благодатная Mapия», а по краям поддона: «сия чаша принадлежит братскому обществу Св. Антония». На чаще же начерчен уже русской работы осмиконечный крест.

43) Кружка серебряная большая, в середине золоченая, иностранной работы, с медалью и на середине с латинской надписью: «1687 аще Бог даст, ничто не может зависть: аще же не даст, ничтоже может труд 1687 года».

44) Покал большой серебряный по венчикам, опоясывающим края и середину, позолоченный. Кругом его на внешней стороне на середине большими, вышиной в три дюйма готическими латинскими буквами: «Свят Страх Господень».

45) Курильница азиатская с одной рукояткой серебряная, чеканная, круглая, рукоятка, поддон и венчики и сама внутри и вне вся позлащенная. Края на поддоне и около самого сосуда и крышки испещрены фигурами, а по краю кругом всей крышки надпись большими куфическими арабскими буквами, начинающаяся словами: «Бис Миллаг» (во имя Господа) из проч. Под поддоном клеймо татарское с означением веса, а по-русски вырезано также и на крышке: 3 гривны 14 золотников.

46) Сверх того хранится в ризнице древних кубков и покалов серебряных и позлащенных числом до 16, кроме ковшей и других вещей.

IX. О замечательнейших происшествиях в сей обители

Обитель сия, как пограничная к Лифляндии, подвержена бывала первым нападением от неприятелей. Но со времени устроения ее и ограждения стенами она казалась безопасной, и в течение пятидесяти лет только возрастала, укреплялась, созидалась и украшалась более. Быв снабжена многими военными орудиями и стражей военных людей, она служила и окрестным соотчичам надежным убежищем и защитой при неприятельских нашествиях.

Первое по новоустроении своем нападение выдержала она от войск польского короля Стефана Батория, с семнадцатью языками осадившего Псков в 1581 году. Тогда засаженные здесь сторожевые войска и монастырские служители перехватывали отряды, грабившие жителей по окрестным селениям и польские обозы, к Пскову и от Пскова ходившие мимо ее, а на Псковском озере ловили шведских и лифляндских разбойников. Осенью того года взяли они на речке Пачковке большой польской обоз более 30 телег и при нем разбили до 300 человек обозных людей, отпущенных из Псковского неприятельского лагеря, между ними пленили Рижского поверенного Иоахима, провозившего королю Баторию от рижан порох, и отбили везенного в плен одного Новгородского гражданина Поспела Солицына с женой и детьми и многих других. В обозе нашли они два колокола, увезенные неприятелями из Кобылинской, что в погосте Напольном, волости от церкви Св. Николая Чудотворца, оставшиеся и доныне в монастыре. Более 30 пленных венгров, поляков и немцев с обозом привели они в обитель, а прочие ушли обратно к Пскову и возвестили королю Баторию. Cиe смелое и успешное разбитие и пленение столь значительного отряда с добычами неприятельскими обратило тогда особенное внимание неприятелей на cию обитель, и все вожди и войска требовали разорения оной. Король немедленно отправил под оную сильный отряд польских и немецких войск с тремя пушками под начальством курляндца Кетлера и Юрья Кранбека. 29 октября подступили они под стены монастыря и начали разбивать их ядрами. Пробив некоторое отверстие, они 5 ноября пошли было в оное, но осажденные, бившись с ними до полудня, отрезали их и самых начальников их Кетлера с другими полонили, а Юрья на приступе убили. Король, услышав о сем первом неудачном покушении, прислал еще в подкрепление отряд венгерского войска под начальством славного венгерского воеводы Вернемисса. Приступ возобновлен, и с двух уже сторон неприятели два дня разбивали ядрами стены. Сделав проломы почти до подошвы стен, они устремились в оные 14 ноября. Но осажденные пищальными выстрелами, каменьями и другими орудиями паки не впустили их и отогнали, бившись с утра до вечера. В тот же день приступили они еще к Никольским воротам; но и там отбиты. В сражении помогали осажденным самые женщины и дети, из окрестностей туда собравшиеся, заряжая пищали, принося вскипяченную воду для изливания на осаждающих и проч. Весть о сей второй неудаче посрамила короля и главного войск его предводителя великого гетмана Замойского. Гетман, опасаясь дальнейшего постыжения, вздумал лестью взять обитель и посылал в дар монахам икону, писанную на стекле, в кивоте и при ней увещателъную грамоту, убеждая оной осадных к сдаче монастыря миролюбно и без кровопролития1. Но монашествующие и бывший у них осадный голова Юрий Нечаев отвергли cиe предложение и через схимника с ограды объявили осаждающим, что они до последней капли крови не сдадутся, и сей отказ сопровожден был немедленно выстрелами со стен. После сего неприятели не делали уже приступов и довольствовались недопущением никого ни в монастырь, ни из монастыря, пока наконец через два месяца миром их с Россией прекращена была и осада, и все неприятельские действия.

Тогда братия обещалась ежегодно в седьмую неделю по Пасхе ходить в Псков с Чудотворными Печерскими иконами для всенародного Богу благодарения за избавление от сего нашествия врагов, но долго не успевали они сделать к сему распоряжений, а между тем в 1592 году шведы, нашедши нечаянно на cию обитель, взяли ее, разорили и всех монашествующих побили. Все однако же после того исправлено, и собралось паки новое братство, которое уже в 1601 году по благословению псковского епископа Геннадия учредило вышеупомянутый крестный ход и составило утвержденное архипастырем чиноположение всего порядка и службы на сей случай. Бывший в сем же году неурожай хлеба, зимой подопревшего под снегом, а с весны сгнившего от беспрестанных дождей и оттого происшедший народный голод возбудили и в народе тем большее желание и усердие к сему учреждению. Первый такой крестный ход в 1601 и второй в следующем году совершен был с отличнейшими обрядами и со всеобщим благоговением, а с тех пор ежегодно продолжается и доныне. Сверх такого ежегодного приношения Чудотворных Печерских икон бывали иногда и временно, учреждаемые по усердию и желанию псковских граждан. Таким образом, в году был с оными из Печерского монастыря приход еще на третьей неделе Великого поста к вечеру четвертка. Был еще установлен и в Печерский монастырь крестный ход 24 июня из Изборска от Соборной Николаевской церкви и из тамошних монастырей Рождественского девичьего и из Онуфриева Мальского мужского, также из погостов Сенского, Ланконского, Зареченского, Щемерицкого, Пониковского и Тайловского. Но со времени со времени состояния Духовных штатов ход сей оставлен.

Во время междуцарствия и самозванцев с 1607 по 1613 год Печерский монастырь обеспокоен был проходами польских и шведских войск, которые, иногда действуя одно против другого, а часто и сами польские отряды на отряд между собой, попеременно облегали и занимали крепость сей обители, и истощали оную требованиями и грабежами, а в 1630 году моровая язва, занесенная из Лифляндии, опустошила оную. В 1634 году Литва набегала на монастырский посад и выжгла торговые ряды; но монастырские служителями догнана, побита и частью пленена. В 1677 году близ Печерского монастыря на Желатском острове (коего Псковская половина принадлежала также по рыбным ловлям сему монастырю) учреждены таможни для пошлины с провозимых из Лифляндии товаров. В 1688 году выгорела cия обитель со всеми церквами, зданиями и многими утварями. В 1702 году февраля 3 набегали на оную шведы, но по распоряжению государя Петра Великого стены ее окопами и стражей так защищены были, что неприятели ничего сделать не yспели, и с тех пор пребывала она безопасной.

В 1812 году при нашествии галлов и с ними двадцати языков на Poccию Печерские Чудотворные иконы по желанию и усердию псковских граждан принесены были в Псков к 6 октября, а 7 числа с ними, по освящении воды на Великой реке, учинено хождение около стен городовых; и с того времени по прошению псковских граждан, а по указу государя императора Александра I, учрежден второй ежегодный крестный ход во Псков с Печерскими иконами к тому же времени и с теми же обрядами; и день сей, как и дни памяти преставления и обретения мощей Святого Благоверного князя псковского Всеволода-Гавриила оттоль уставлены табельными праздничными для Пскова.

В 1815 году января 5 дня по прошению Псковского Градского общества Псково-Печерская обитель Высочайшем Его Императорского Величества указом из второклассной возведена на степень первоклассной.

X. Посещения

Со времени прославления сей обители чудотворными Святыми иконами всегда стекалось в оную множество людей всякого состояния и звания; а из государей первый посетил оную Иоанн Васильевич с братом своим Юрьем в декабре 1547, в другой раз 1570 года, и после второго посещения снабдил ее многими вкладами, о чем выше сказано.

В 1697 марта 23 государь Петр Великий посетил сию обитель при проезде за границу и здесь запасся на дорогу мукой и сухарями. Вторично он был здесь в 1701 году после Нарвского сражения, для учреждения и распоряжения окопов около монастыря; а в третий раз в 1703 году для обозрения оных.

1819 году сентября 8 дня по полуночи в первом часу проездом от Пскова в Лифляндию посетил сей Печерский монастырь государь император Александр Павлович и был встречен у врат настоятелем архимандритом Венедиктом и всей братией со звоном и Св. крестом. По выслушании от настоятеля краткой речи и по принятии поднесенной ему храмовой иконы и печатной книжицы, называемой Повесть о начале и основании Печерского монастыря, изволил иметь шествие в Соборную пещерную Успения Божией Матери церковь; где по пропетии сугубой ектинии и многолетия прикладывался к Чудотворным иконам, обозревал в ризнице заслуживающие внимания драгоценности и особенно древними государями жалованные вещи, и, наконец, удостоил, посещения настоятельские кельи, откуда провожден настоятелем с братией до Святых врат. Сие Высочайшее Его Императорское Величество посещение ознаменовано было к настоятелю всей братии благоволением, неоднократно устно повторенным, которое чувствуя с восхищением, на другой день т.е. 9 сентября по литургии настоятель с братией нарочито отправил о здравии Его Императорского Величества благодарный молебен со звоном.

Многие посетители знаменитых родов российских, лифляндских и других иностранных в проезде посещают также cию обитель, а иные и ежегодно для богомоления из дальних стран приезжают зимой и летом, особливо к крестным ходам, бывающим из сей обители в Псков весной и осенью. В весенний же крестный ход многочисленнейшее стечениe разного народа составляет ярмарку и множество оного сопровождает Святые иконы даже до Пскова и обратно.

XI. Список настоятелей сего монастыря

По Священноиноке Мисаиле; и Селиван настоятелями сей обители были следующие игумены:

1) Игумен Cepгий,

2) Симон, о времени бытности их неизвестно.

3) Дорофей, он при распространении пещер обрел гроб Пещерного старца монаха Марка, и, переложив его в новый гроб, поставил на том же месте; также воздвиг деревянную с трапезой церковь во имя Святых 40 мучеников, иже в Севастии.

4) Герасим установил службу вседневную и весь обряд монастырский, по подобию Киево-Печерского, и утвердил то своим рукописанием соборно.

5) Игумен Корнилий, постриженник сей Печерской обители, поставлен на игуменство в 1529 году, настоятельствовал 41 год и два месяца. Он написал первоначальную летопись обители сей, как сказано в предисловии продолжения оной, и завел церковный синодик и кормовую книгу с 1558 года. А сверх устроения монастыря создал по окрестности многие приходские церкви; как то: Троицкую на Агиреве, Христорождественскую на Топине и в Новогородке (Нейгаузен) для обращенной им же чуди и других, и все оные снабдил клиром и содержанием. Но за ревность и деятельность много пострадал от клеветников и завистников, оклеветавших его и царю Иоанну Васильевичу, который собственноручно осек ему голову, как повествуют летописатели. Другие же пишут, что царь повелел умертвить его с учеником его Вассианом Муромцовым, и якобы оба они в един день раздавлены неким мучительным орудием. Год его смерти означится иными 1570, иными 1575 и 1577. В Псково-Печерском же синодике и кормовой книге cие записано только следующими скромными и скрытными словами: «от телесного сего жития земным царем предпослан к небесному царю в вечное жилище в лето 7078 (1570) февраля 20 день, на 69 году рождения своего». Cиe летоисчисление вернее всех вышеупомянутых и по монастырским документам, по коим с 1570 значатся уже другие настоятели. Тело его положено было сперва в Богом зданной Пещере в стене, где и пребыло 120 лет невредимо. Потом в 1690 году Маркеллом митрополитом Псковским и Изборским с освященным собором перенесено из означенной Пещеры в Соборную Успенскую церковь и поставлено в новом гробу в стене. Но царь в своем гневе скоро раскаялся и в память мученика щедро наградил Печерскую обитель. В одной рукописи Сергиево-Лаврской библиотеки записано, что царь, осекши голову Корнилию, вышедшему навстречу ему за ворота монастыря с крестом, вдруг опомнился и якобы, поднявши тело его, на себе понес в монастырь. Некоторые пишут еще, что Корнилий оставил для потомства историю своего времени, изобразил в ней бедствия для отечества, мятеж, разделение царства и гибель народа от гнева Иоаннова, глада, мора и нашествия иноплеменников. Но сей истоpии в монастыре Печерском нет и в архиве о ней не упоминается.

6) Савва с I571 года переведен из игуменов Снетогорских, а в 1572 году хиротонисан в епископа в Тверь. В бытность его настоятелем царь Иоанн Васильевич пожаловал монастырю льготную грамоту и многие деревни и угодья; а также повелел на иждивение казны своей обложить золотом икону Успения Богородицы и устроил на оную серебряный кивот, как выше уже сказано.

7) Сильвестр с 1572 года переведен из игуменов Снетогорских. Ему с братией царь Иоанн Васильевич пожаловал несколько земляных пустошей.

8) Трифон, с которого года был, неизвестно, А в синодике церковном записано, что он был после митрополитом, но где, не сказано.

9) Никон, был с 1581 года. Ему с братией царь Феодор Иоаннович пожаловал несудимую грамоту и многие деревни и угодья.

10) Meлeнтий, он в 1587 году на спрос псковского боярина и воеводы князя Никиты Романовича Трубецкого о чудесах, бывших от Чудотворной иконы Успения Божией Матери, составил и послал ему описание оных. Он упоминается и в 1590 году.

11) Иоаким переведен сюда в 1593 году из Новоторжских Борисоглебских игуменов. Он в 1660 году обновил гробницы первых Печерских подвижников Марка и Иоанна (в монашестве Ионы) и супруги его Вассы и вместе с ветхими раками переложил их в новые.

По сем с 1605 года учреждено в сей обители настоятељство архимандрическое, и в сан сей произведен вышеупомянутый игумен.

1)       Иоаким. Он в 1617 году хиротонисан в сан первого архиепископа Псковского.

2) Антоний, произведен в архимандрита из иеромонахов сего же монастыря в 1617 и пребыл по 1671 год, а в сем году хиротонисан в Рязань епископом.

З) Иоасаф, в 1621 году произведен в архимандрита из иеромонахов сего же монастыря и пребыл в оном по 1627 год, и в сем году хиротонисан в архиепископа Псковского, а с 1634 года возведен во всероссийское патриаршество.

4) Иов, из игуменов Никитского монастыря Переяславля-Залесского, произведен архимандритом в сей монастырь и пребыл по 1634 год.

5) Порфирий, переведен в 1634 году из архимандритов Рождественского монастыря и пребыл по 1639 год. А в сем году указом государя царя и Великого Князя Михаила Феодоровича повелено ему отъехать в Москву, и куда определен, неизвестно.

6) Рафаил, в 1639 году переведен из архимандритов Нижнего Нова-города Печерского же монастыря, он пребыл по 1643 год. А в сем году повелено ему указом государя царя и Великого Князя Михаила Федоровича выехать в Москву, и куда потом определен, неизвестно.

7) Макарий, в 1643 году переведен из Снетогорского (а по описи Печерскому церковному имуществу сказано из Симонова монастыря) по указу государя Михаила Феодоровича и пребыл в оном до 1650 года; в сем же году хиротонисан в архиепископа Псковского.

8) Митрофан, в 1650 году произведен из игуменов Спасомирожского монастыря и пребыл в оном по 1656 год.

9) Зосима, с 1656 года по 1663 год.

10) Герасим, с 1663 г. по 1669 год.

11) Паисий, с 1669 г. по 1682 год.

12) Иоасаф II, с 1682 г. по 1686 год. Сему архимандриту с братией во время бытности его в 1683 году в Москве с Успенской праздничной Святыней февраля 15 в знак благоволения к обители подарен от государей кубок серебряный позлащенный.

13) Паисий II, в 1686 году августа 12 переведен сюда из Архангелогородского Крестного монастыря и пребыл по 1699 год.

14) Корнилий II, в 1699 переведен сюда из Спасомирожского монастыря, а когда и куда выбыл или в сем монастыре скончался, неизвестно.

15) Аарон, упоминается в 1706 и 1708 годах по приходо-расходным книгам и грамотам.

16) Феодосий, с 1711 года упоминается по 1724 год.

17) Маркелл, с 1724 по 1726 год.

18) Филарет, с 1726 по 1729 год и в сем же монастыре скончался.

19) Вениамин Сахновский, родом молдаванин, из архимандритов Снетогорских (куда произведен он был 19 июля 1726 г.), переведен с 1730 года и был по 1731. г. а в оном хиротонисан в епископа Коломенского и Каширского.

20) Кирилл Иерусалимита, с I731 по 1732 год и потом переведен в Московский Донской монастырь.

21) Игнатий Расновский, родом из польских шляхтичей, посвящен в архимандрита по особому, именному указу императрицы Анны Иоанновны в мае 1732 года, а определен в Печерский монастырь июня 11 дня, в 1745 году скончался в сем монастыре.

22) Геннадий Андреевский, член Псковской духовной консистории, славяно-латинских в Пскове школ ректор, в 1746 году произведен из игуменов Спасо-Велико-Пустынского монастыря в архимандрита Печерского и пребыл по 1753 год, а в сем году хиротонисан в епископа Костромского.

23) Иосиф, член Псковской Духовной консистории и семинарии ректор, с 1753 по 1783 год пребыл в Псково-Печерском монастыре архимандритом, а в оном году скончался, и здесь погребен.

В 1773 году марта 30 числа по благословению епархиального Преосвященного Иннокентия, архиепископа Псковского и Рижского, переложены им мощи первого пещерного старца монаха Марка в новые одежды и в новый гроб и поставлены на прежнем месте на каменном рундуке.

24) Варлаам Годовин, член Псковской консистории и семинарии ректор, в 1785 году переведен из архимандритов Снетогорского монастыря в сей Печерский, в коем и пребыл по 1792 год апреля по 13 число; а отсюда переведен в Московский Воскресенский монастырь, именуемый новый Иерусалим, скончался в Новоспасском монастыре.

25) Петр Можайский, Псковской духовной консистории член и семинарии ректор, в 1792 году переведен из архимандритов Смоленского Аврамиева училищного монастыря, и пребыл по 1800 год, а потом переведен в Смоленский Бизюков монастырь, где и скончался.

26) Венедикт Постников, Псковской духовной консистории член и семинарии ректор, и над монастырями Благочинный, в 1800 году переведен из архимандритов Спасо-Мирожского монастыря в сей Печерский, и начальствует доныне.

* * *

1

Грамота сия напечатана в вышеупомянутой Повести и начале и основании Печерского монастыря.


Источник: Описание Псково-Печерскаго первокласнаго монастыря / [Евгений (Болховитинов)]. - Дерпт : В типографии Иог. Христ. Шинмана, 1821. - 60 с. (В основу изд. положена "Повесть о начале и основании Псково-Печерскаго монастыря", опубликованная Евгением (Болховитиновым) в 1807 г. в Москве).

Комментарии для сайта Cackle