Скрыть
Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Твой есмь аз, спаси мя. Подразумевается: Твой я раб, Твой я по благодати сын, Твой я служитель.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках

Различно можно понимать эти слова: «я – Твой»; например: я – твой раб, твой слуга, твой сын по благодати. Итак, кто уверен, что сохранил заповеди Божии, тот сам говорит: «я – Твой, спаси меня». За что? «Ибо я оправдания Твои взыскал». А те, которые творят дела врага Твоего, конечно, не ищут Твоих заповедей и не могут сказать: «я – Твой, спаси меня». Значит, не все мы можем употребить это воскли­цание. Лжет раб греха, называя себя Божиим. «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр.2:19). Итак, если, освобо­дившись от греха, предпочтем божественные законы, тогда можем воспользоваться этим воззванием.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоихь взысках». Не все можем говорить это. Кто раб греху, тот лжет, именуя себя рабом Божиим. «Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть» (2Пет.2:19). Посему, если избавившись от греха, решились следовать Божиим законам; то можем и мы выразиться словами Пророка.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках

Сам Бог присвояет Себе верно исполняющих волю Его, называя их Своими рабами, Своими верными слугами, друзьями, сынами и дщерями; и вступающие на путь заповедей чувствуют, что вступают как бы в некое свойство с Богом, становятся Своими Ему. Так бывает и между людьми: когда кто верно служит кому, то не считает себя чуждым ему и верует, что и тот, кому он служит, не считает его чужим себе.

Так и в деле Божием. Это взаимоприсвоение составляет духовный союз Бога с верными душами и душ верных с Богом. Вот это-то родство с Богом и исповедует здесь святой пророк: я Твой, говорит он, потому что оправданий Твоих взысках; взыскал я оправданий Твоих, и стал Твой. Верую, что и Ты имеешь теперь меня Своим; спаси же меня, как Своего. Твой аз, спаси мя! «Твой я раб, говорит святой Афанасий Великий, Твой я по благодати сын, Твой я служитель». «Не все, прибавляет блаженный Феодорит, могут говорить так: кто раб греху, тот лжет, именуя себя рабом Божиим: имже кто побежден бывает, сему и работен есть. Посему, если мы, освободившись от греха, положим намерение следовать Божиим законам, то и мы можем говорить о себе словами пророка».

О, какого великого дара, какого неизреченного преимущества лишает нас грех!.. Божий – такое звание дается исполнителям заповедей Божиих, и не звание только, но самое существенное свойство и родство с Богом! Кто посвящает себя на служение Богу, взыскав оправданий Его, того Бог, благодатию Святого Духа, претворяет в нового человека, и бывает он Божий, как рожденный от Бога. Что значат пред этим все титла и все преимущества земные!.. А между тем мало кто помышляет об этом, беззаботно предаваясь греху в самоугодии плоти, тогда как грех не только ничего не дает, но расточает даже и то, что человек имеет от щедродателя – Бога. От того-то мы и не имеем права говорить: Твой есмь аз. Какие же мы, в самом деле, Его, когда совесть громко говорит нам, что мы только и делаем, что творим плотоугодие в похоти?

Увлекаясь преимуществом такого титла, иной, пожалуй, и рванулся бы сказать: «Твой я, Господи», – но восстают ближайшие его господа, которым он работает, и зажимают ему уста. «Приходит похоть, разъясняет эту мысль святой Амвросий, и говорит: мой ты, потому что плотоугодничаешь, ты продал себя мне за любовь к такой-то; я заплатила за тебя твоим падением с такой-то блудницею. Приходит любостяжание и говорит: мой ты; серебро и золото, которое ты имеешь, цена рабства твоего; то, чем ты владеешь, есть уплата за твое самовластие (с моей) и продажа свободы (с твоей стороны). Приходит роскошество и говорит: мой ты; однодневное пирование есть цена за всю жизнь твою; эти роскошные яства есть уплата за твою голову; я купило тебя за чаши вина, стяжало за дорогие блюда. Приходит честолюбие и говорит: мой ты; разве не знаешь, что за то я доставило тебе власть над другими, чтобы ты мне покорствовал? Ты раб мой за то, что я подчинило тебе других. Приходят и все другие пороки и страсти, и каждая из них говорит: мой ты, – и тот, кому говорят они это в правду, не смеет и языка поворотить против них. Как же такому осмелиться сказать Христу Господу: «Твой я»? – Нет, ответит Он тебе: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное. Не всякий, говорящий Мне: «Твой я», есть Мой. Ты Мой, если только совесть твоя не обличает тебя в лживости слова твоего, если речи твоей не противоречат дела и помышления сердца твоего. Не отрицаю, что тот Мой, кто сам не отвергает сего или, лучше, кто отвергается сам себя. Не хочу иметь рабом того, кто рабствует многим господам; ибо как будет Моим тот, кто языком говорит: Твой есмь аз, а делами опровергает это и жизнию своею показывает, что предан диаволу? Не Мой тот, кого разжигает похоть, ибо у Меня чистота; не Мой тот, кого возмущает скородвижный гнев, потому что Я – кротость; не Мой тот, кто услаждается пиршествами, потому что у Меня строгая во всем воздержность. У Меня мир, и вздорливости Я не ведаю. Что Мне до того, о ком диавол может сказать: «Он мой; он передо мною преклонил выю свою, и я нахожу в нем много своего? Имя-то он носит Твое, а служит мне». Святой пророк Давид праведно сказал: Твой есмь аз, потому что всегда предан был Господу, яко оправданий Твоих взысках, то есть я ничего не искал чуждого Тебе, но всегда желал одного того, что Твое есть: оправданий Твоих взысках. Они – единственное достояние мое; а чрез них и Сам Ты – часть моя еси, Господи».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих (тщательно) взысках.

В законе написано: человек, который сотворит их, жив будет ими (Лев. 18,5). Итак, поелику я, говорит, твой, Господи; то посему спаси меня от злоумышляющих на меня. Я Твой, поелику тщательно ищу Твоих оправданий и заповедей.

По Феодориту: Не все можем употреблять сии слова: ибо раб грехa лжет, если называет себя Божиим: ибо кто кеем побежден, тот тому и раб. Итак, если, освободясь от оного, мы изберем божественные законы и будем поступать в мыслях, словах и действиях богоугодно, тогда можем сказать Богу: Твой я. Из чего это видно? Из того, что я соблюдаю Твои оправдания. Но таковой подвергается злоумышлениям грешников, от которых просит спасения. А выражение: Твой есмь, по словам Евсевия и Афанасия, можно понимать различно: может говорит и как раб владыке: Твой я, и как сын отцу, и как овца пастырю. Впрочем, во всех сих видах он умоляет Бога так: сохрани для себя твою принадлежность; ибо, по словам Афанасия, здесь подразумевается: я Твой раб, или сын, по благости, или служитель. Слова Златоуста: Если ты Божий, то делай дела Божии; воинствуй Ему одному, ищи прилежно оправданий Его; ничего не ищи житейского, или земного, ибо никто не может быть рабом двум господам: Богу и мамоне, никто не имеет дружбы со врагом и царем. Итак, будем только Божии, удалясь от дружбы с миром (ибо она вражда против Бога); и тогда смело можем сказать: Твой я, спаси меня. А Он, еще как ты будешь говорит сие, скажете: вот Я здесь.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Ст. 94-95 Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения твоя разумех

Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках. Мене ждаша грешницы погубити мя - сии слова, по моему мнению, составляют один 94-й стих, хотя в Библии мене ждаша грешницы… относится к 95-му. Порядок нарушен от сильного чувства. Яснее в спокойном состоянии духа было бы сказано: меня ждут грешницы, желая моей погибели, но Ты спаси меня, потому что я Твой, Тебе предан и Тебе угождал, стараясь об исполнении Твоих оправданий. Пророк видит, что беззаконные ждут его на пути, который должен он совершить; приходит в ужас и, как испуганный младенец бросается к матери, не говоря причины своего испуга; так и святой обращается к Господу и, прежде нежели объясняет причину своего страха, просит спасения и выражает надежду свою на Господа: я Твой, спаси меня! Я верен Твоим оправданиям! Потом как бы слышит голос благодати, вопрошающей его: чего же он испугался и посему просит спасти его? И на сей голос отвечает: меня ждут грешницы - погубить меня! Так и мать спрашивает у испуганного дитяти: да что тебе сделалось, чего ты так испугался? И ежели мать не оставит младенца без помощи, то как же не надеяться на бесконечную любовь, что она спасет нас.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках

«Твой я» - только Тебе одному предан и только от Тебя жду помощи и защиты.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible