Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 118:151
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- 162
- 163
- 164
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- 170
- 171
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои – истина.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
Близ еси Ты, Господи. В другом месте Бог говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча, глаголет Господь (Иер. 23,23); потому что сила Божия повсюду, как зиждительная и промыслительная.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина
Ты, говорит, Господи, видишь все, потому что Ты не вдали от нас пребываешь, но наполняешь всю вселенную и сообразно с истиною управляешь созданием. Это и Сам Бог говорит чрез пророка: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» (Иер.23:23). Он все знает и испытывает, даже глубины сердец наших (Пс. 47:2). А блаженный Павел говорит: «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина». Все видишь Ты Господи, говорит Пророк; потому что не вдали от всего, но наполняешь вселенную, и водясь истиною, управляешь тварию. Сие и Сам Бог говорит устами Пророка: «Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча» (Иер.23:23). И блаженный Павел говорит: «о Нем бо живем, и движемся и есмы» (Деян.17:28).
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина
Господь близ всех и всюду, как вездесущий. Но не все сознают это, а сознавши, не все держат в постоянном внимании. Вина этого не в Господе, а в нас. Когда тело здраво, оно с приятностию ощущает окружающую его теплоту, а когда оно расстроено (в лихорадке, например), то случается, что не только не чувствует теплоты, а напротив, обдается холодом. Так и здесь: Господь близ, и всех обнимает. Есть, которые чувствуют объятия Его, а есть, которые не чувствуют или хотят вырваться из них. Чувствуют те, которые живут по заповедям Божиим. Заповеди Божии, обращаясь в нрав чрез постоянное их исполнение, чрез добродетели, образуют в душе стороны богоподобия и чрез то точки соприкосновения к ней Бога, Которому уподобилась она добродетелями, не внешнего только, каково содержание всяческих вседержительством, а внутреннего, каково вселение Божие, наподобие проникновения железа огнем. Кто стал таким, тот носит Бога, и не может не исповедать, что близ Господь; а сознавая, что это дано ему ради верности закону, не может не свидетельствовать, что этот закон есть истина.
Так соделывается Господь близ – делом, живою близостию. Но этому предшествует наша к Нему близость – мыслию, созерцанием, исканием. Понуждающий себя приближаться к Богу привлекает живую близость Господа к себе. Это понуждение простирается на все силы человеческого естества. Нудящий себя умом быть близ Господа хранит память о Нем и ходит в присутствии Его, подражая пророку, который говорит: предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть. Нудящий себя сердцем приблизиться к Господу отрывает себя от всякого пристрастия, чтобы сердце его не было занято ничем, кроме Господа. А созерцая всегда умом Господа и обращая лик Его в сердце своем, он старается подражать Ему во всем, чтобы быть подобным и благоугодным Ему. Черты Господа отображены в законе Его; потому-то от созерцания их он естественно переносится к созерцанию заповедей и, видя, что они совершенно одни и те же, исповедует: и здесь, в законе Твоем, то же, что в лике Твоем, созерцаемом мною умственно. Закон Твой есть истинное отображение Тебя Самого и есть истинен, насколько Ты Сам – Истина. Тебе ли стану подражать, или закон Твой исполнять, – тем и другим я буду близ Тебя и удостоюсь того, что и Ты будешь близ меня. Это и есть единственно истинный путь.
Евфимий Зигабен (†1118)
Близ ecи Ты, Господи
И в другом месте говорит тот же Давид: Близок Господь ко всем, призывающим Его (Псал. 144,18); у Иеремии сказал: Бог приближающийся, а не Бог издалека (Иер. 23,23); и еще: небо и землю не Я ли наполняю, говорит Господь? (Иер. 23, 24) и у Исаии: еще ты будешь говорит, как Я скажу: вот Я здесь (Ис. 58,9). Итак, Бог приближается и близок, но к кому? К приближающимся и близким к Нему; потому что праведники приближаются к Богу посредством успеха и восхождения в добродетелях; а грешники удаляются от Бога, о которых и сказано: се удаляющееся от Тебя погибнут (Пс. 72,27).
Другой, т.е. Никита: Бог приближается действием творения и промышления. Но если не постараемся и мы приблизиться к Нему соразмерным произволением и совершенством, то не получим пользы от Его близости. Посему грешники далеки от Бога.
И вcи пути Твои истина
Все, говорит, заповеди Твои, Господи, истинны и верны. Или все промышления, которыми Ты управляешь миром, истинны. Или все суды и постановления Твои истинны и непогрешительны и прямы и праведны.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 151–152 Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси
Господь близ всех и всюду, как вездесущий. Но не все сознают это, да и из тех, кто сознает, не все держат в постоянном внимании. Вина этого не в Господе, а в нас. Когда тело здраво, оно с приятностию ощущает окружающую его теплоту, а когда оно расстроено (в лихорадке, например), то случается, что не только не чувствует теплоты, а напротив, обдается холодом.
Так и здесь: Господь близ, и всех обнимает. Есть такие, которые чувствуют объятия Его, а есть и такие, которые не чувствуют или хотят вырваться из них. Чувствуют те, которые живут по заповедям Божиим. Заповеди Божии, обращаясь в нрав, чрез постоянное их исполнение, чрез добродетели образуют в душе стороны богоподобия и чрез то точки соприкосновения к ней Бога, Которому уподобилась она добродетелями. Кто стал таким, тот носит Бога и не может не исповедать, что близ Господь, а сознавая, что это дано ему ради верности закону, не может не свидетельствовать, что этот закон есть истина.
Закон образования себя по заповедям Божиим состоит в том, чтобы сначала созерцать в них близ сущим Бога-законоположителя, а потом иметь Его близ себя и в себе. Закон этот вечен, он положен на вечные времена и не может быть ни отменен, ни изменен. Об этом и говорит здесь пророк, прилагая к сему, откуда и когда он это узнал. Исперва, с первого т.е., раза, лишь только сознал себя, лишь только приступил к жизни по заповедям, тотчас и познал, что они на век основаны. «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки» (пер. с евр.). Откуда же он это познал? От свидений. Если сведения принять только как доказательство, то будет: познал из Твоих свидетельств и удостоверений, Господи. Сам Ты, давая заповеди, сказал, что они вечны и неизменны.
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:145