Array ( [_gcl_au] => 1.1.1599350988.1713690054 [_ym_uid] => 1704628673254135190 [_ym_d] => 1713690054 [_ga] => GA1.2.601297707.1713690054 [rmcookie] => S:scyrcdcA_7u78BIJfk4RO8F3kXbEoixJeki7mCim4tA1-Uu-P3-6VnhZscyC73hfxpXfbCvtR-bkdUeE4Lh0qepc-fLPj_Ws8vIWVv8Bbmp9s7xY_8ynfxNe-RcXrpi5UB-zFEEM8mrTP0K7cLOqdffQYwqDBT9MKQjOVrT7_deWNEIAltCPZL2VL4FGjSYsqQww7OMpdJeJV5JUaPNscbch3cndEi7X0ybdPRK_wNWDfijL-xIJmzr0SzE6hMq-YhfvPIFMmfrWmrWK--RQCbc8r6tXl4GvvAq5bI_0KjN6TYMXif9RJ-Au7Oy12xpfZPs7PRiLhqBlRQoxCesckAMtXNJRQWqVQlmhR-tiIFUgFY9lMBnCpFRbMdCAuiVZOTjRiT_A73nClFM-bBP87tKwftJp43XHpphthO0CHbcxuEH5R4Q5E6gAp04OMcr-A5pidLJ1tn2-hUHBs-az7eVv9RYHIHdy9Fs_Ra6_PqkgRynrLplkZA_Z3IZ5VYKRFmI7pz2BnMU-PD9u7r1GnFSep8SO792YhGrfFKFrDGl_seSm7exCTsByiCj_HuYDmFqifFSQWU6OlbSTS5keNUrCbor0hfoblYP9KiTBjeLZmbHZRcBLAt9WcG22QVT-JA== [otrid] => S:egco1P5Tr1wMU5xS991f0L_3AmhqlvZu06IOeCtZ3N7Vysd04vUezbRkFB8kVo4z098tfj1Y4E8CqKBiwIHyN3LIKSUfyalJ3cYc7B6YpekKMqaxIH5cdRPhuauEREg5HiIy0K95Co1FOAKC7_vvxy6VTXhTnuyl_6GV-klloc6Iq6T0Y6q3MJA--QyBtn_S6DRh-u8srK5D8RbEHUZ6SygOTTUjS4Bk5Y8= [_gid] => GA1.2.1843159980.1713874459 [_ym_isad] => 1 )

Жалость

Литература по теме

Жа́лость

1) форма сочувствия; чувство сострадания к кому-либо, чему-либо;
2) форма милосердия (проявить жалость);
3) досада (какая жалость!);
4) печаль; ревность (Ин.2:17).

zhalost - Жалость

Может ли «обоснованная» жалость быть неуместной?

Достаточно часто жалость отождествляется с милосердием. Между тем, в действительности это справедливо далеко не для всех ситуаций.

Милосердие есть существенное свойство Отца и Сына и Святого Духа (Втор.4:31). Имея это в виду, понимаем, что быть милосердными — значит отображать в себе одно из Божественных совершенств (одну из сторон беспредельного Божественного совершенства).

Другое дело — некоторые формы человеческой жалости. Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей (Лк.6:36). Как добродетель оно отображает внутреннее состояние христианской души. Жалость же может быть обусловлена и вспышкой сиюминутного душевного порыва.

Очень часто, жалость, в отличие от подлинного христианского милосердия, бывает ограничена исключительно внешним, формальным проявлением тех или иных человеческих чувств.

Допустим, увидев несчастного, обездоленного, больного человека, кто-то посетует, может быть даже и прослезится, скажет в сердцах: бедненький, как я тебе сострадаю, и… пройдёт мимо. Это — жалость.

Совсем другое дело, когда человек, столкнувшись с подобной ситуацией, окажет несчастному искреннюю деятельную поддержку: подаст на пропитание, предложит помощь. Это — милосердие.

Иногда формальная жалость оказывается не только безрезультатной, но и излишней. В некоторых случаях она звучит оскорбительно, особенно тогда, когда изливается как бы «сверху вниз».

Например, далеко не каждый человек с ограниченными возможностями или с ярко выраженными недостатками внешности готов встречать на себе, всякий раз, по выходе из дома на улицу, жалостливые взгляды, слышать жалостливые причитания, провожающие перешептывания.

В некоторых случаях подобные проявления жалости могут отображаться дополнительной скорбью и болью в душе (того, кого пожалели).

Может быть иногда гораздо милосерднее не проявлять к таким людям ненужную им формальную жалость, а хотя бы суметь «не заметить», что они — «не такие, как другие»?

Цитаты о жалости

«Жалость – начальный путь к любви. Пожалей человека-то, пожалей».
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Жалость есть сострадание к несчастию, а милосердие, когда оказываем какое-нибудь благодеяние страждущему».
свт. Григорий Богослов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka