Вну́тренний челове́к -
1) совокупность душевных способностей, качеств и сил;
2) человеческий дух, человеческая душа (2Кор.4:16).
***
Грехопадение приводит к экстраверсии (обращенности наружу) человеческой души: «Греховность — это возникшее при совершении первородного греха нашими прародителями и ставшее привычным обращение внимания и желания к внешнему»1. Или в более развернутом виде: «Греховность — привычное обращение человеком своего желания и внимания к внешнему, к своей деятельности и положению во внешнем, к своим взаимоотношениям с окружающими, а не к своей душе, не к поискам Царствия небесного внутри себя»2. Греховность предшествует греху как первоначальное качество предшествует определенной ее реализации в чем-то конкретном. И грех тоже определяется через экстраверсию: «Всякий грех является воплощением греховности, воплощением устремленности желаний и внимания человека ко внешнему. Будучи направлен на внешнее и во внешнее, всякий грех представляет из себя ту или иную форму самоутверждения человека в окружающем мире, способ расширения границ своего влияния и возможностей»3.
Через грех человек теряет свою онтологическую глубину. «Человек глубок — а так часто он живет поверхностно, только поверхностными чувствами, понятиями, вместо того чтобы жить из сердцевины своего бытия. Он живет отраженной жизнью; человек реагирует на жизнь, — простой отблеск тех лучей, которые падают на него». Поэтому: «Грех это, прежде всего, потеря человеком контакта с собственной своей глубиной». Ибо внутри этой потерянной глубины и находится Бог. Необходимо идти внутрь к Богу, преодолевая всевозможные препятствия, страх и темноту: «Тут нужно проявить очень много терпения и мужества. Когда дошел до этого момента страха, до этого момента, где делается темно и тесно, надо сказать: Господи, аще и сени смертной пройду, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4) — и идти дальше, во тьму, во мрак, в это узкое ущелье, идти дальше, не ожидая света, не ожидая ничего, зная, что когда придет время — свет воссияет, когда придет время — встреча совершится...»4.
Именно стремление внутрь (интроверсия) и пребывание там и есть суть христианского духовного делания. В этом весь смысл трезвения христианских подвижников:
— Ефрем Сирин: «Вот, богатство небесное — в тебе, если хочешь сего. Вот, царство Божие — внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усердней, и без труда найдешь». И более того: «Царство — в тебе; а вне тебя — геенна. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех... Не выходи же к тому, что вне тебя чтобы вместе с тем не погибнуть и тебе»5;
— Максим Исповедник: «Кто ищет Господа, тот должен искать Его не вне, а внутри себя, посредством дел веры».6
— Никита Стифат: «Обрати чувства свои вовнутрь души; направь внутреннее твое к деланию лучшего… познай, наконец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам… устремляй мысленное око своё к созерцанию Бога».7
—Филофей Синайский: «Возревнуем обрести внутрь себя самих небесное царствие, отсекая от сердца всякий грех»8;
— Исаак Сирин: «Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа»9;
— блаж. Августин обращается к Богу: «Вот, Ты был во мне, а я — был во внешнем, и там искал я Тебя... Со мною был Ты, с Тобою я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого не было бы, не будь он в Тебе»10; «Как овца погибшая заблуждался я, ища Тебя вне, тогда как Ты внутри... Обошел я веси и градские стогны в мире сем, ища Тебя, и не нашел, потому что я худо искал того вне, что было внутри»11;
— преп. Серафим Саровский: «Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем»12;
— свт. Феофан Затворник: «Механизм внутренней и внешней жизни поминутно порывается опять и опять вовлечь их (подвижников. — Ю. 3.) в себя, как в вихрь или пучину какую; они держатся в себе. Напряжение пребывать в себе есть подвиг трезвения или бодрствозания, самый важный и начальный в духовной жизни»13; «С первого пробуждения утром озаботьтесь собраться внутрь и возгреть теплоту. Это считайте нормальным вашим состоянием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неисправно»14; «Все делание наше может быть сокращено в следующую формулу: собравшись внутрь себя, восставь духовное сознание и жизнедеятельность, и в этом настроении ходи по начертанному внешнему деланию под руководителем или Промыслом... Сюда должно быть сведено все внимание подвижника, чтобы, подвизаясь, он не рассеивался и был как бы связан или препоясан по чреслам помышлений своих»15;
— «Истинно-мудрый человек, имея тело как бы кабинетом души и безопасным местом убежища, на рынке ли бывает или на праздничном торжестве, на горе или на поле, или среди толпы людской, сидит себе в своем естественном монастыре, собирая ум внутрь и любомудрствуя о подобающем ему... Возможно и в келии сидящему помыслами блуждать вне, и по рынку ходящему быть трезвенну, как в пустыне, в себя возвращаясь и Богу единому внимая, не принимая впечатлений, толпою падающих на душу чрез чувства от чувственных вещей»16;
— патр. Сергий (Страгородский): «Человек готовится в царство Божие, но царство это внутри его души. Нужно ее очистить от греха, тогда без труда откроется это царство, и человек получит чрез то залог, предначатие того блаженства, которое дарует ему Царь на суде»17.
Интроверсия необходима для сохранения сил души: «Когда не бывает никакого страстного устремления этих трех сил вовне, т. е. к видимым вещам, тогда они сохраняются внутри, сокрытыми. А когда они пребывают внутри одни сами с собою и блюдутся со вниманием сказанными добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно силе желательной, к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила стоит между сими двумя как благопокорливый раб, готовый усердно служить желаниям их, и всегда спомоществует им, пробуждает и подвигает к мужеству и содействию добрым и противодействию злым людям»18.
В широком смысле слова, грех есть склонение к соблазнам внешнего мира, а ведь «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому мир этот есть, по Исааку Сирину, место для борьбы с грехом, а настоящее время есть время борьбы с ним19. Или, как образно и эмоционально он писал: «Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе»20.
Примечания
1 Гурьев Н.Д. Страсти… С. 25.
2 Гурьев Н.Д. Страсти... С. 67.
3 Там же. С.27.
4 Антоний, митр. Сурожский. Беседы о молитве. СПб., 1996. С. 39, 63–64.
5 Ефрем Сирин. св. Творения. Т. 4. С. 348–349.
6 Максим Исповедник, преп. О богословии и воплощении Сына Божия. С. 149.
7 Никита Стифат, преп. Деятельных глав первая сотница. С. 102.
8 Филофей Синайский, преп. 40 глав о трезвении. С 418.
9 Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 37–38.
10 Августин Блаженный. Исповедь. С. 146.
11 Августин Аврелий. Беседа души с Богом / Пер. с лат. М., 2002. C. 116.
12 Житие старца Серафима... С. 293.
13 Феофан Заторник, еп. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. C. 199.
14 Он же. Творения, Собрание писем. Вып. 4. С. 175–176.
15 Он же. Путь к спасению. С. 297.
16 О внимании и молитве. С. 437–438.
17 Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении. С. 135.
18 Симеон Новый Богослов, преп. Творения. Т. 2. С. 410.
19 Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 204.
20 Там же. С. 83.
Ю.М. Зенько. «Православная антропология и психология в практическом изложении».
Литература по теме
- Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне свт. Димитрий Ростовский
- Внешний и внутренний человек И.С. Вевюрко
Комментировать