Ю. Рубан
Сын Человеческий

Сын Человеческий (евр. бен-адам, арам. бар-енаш) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека (Пс.79:18). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом (Ис.51:12; Иов.25:6; Пс.10:4; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения (Пс.106:8; Притч.8:31; Пс.8:5).

В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями (Дан.7:1–8). «Видел я... вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях.

В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога (Пс.109:1) и шествующим с облаками небесными (Мк.14:61–62; см. Дан.7:13). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих (Ис.52:13–53:12; Мк.8:31; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве, – см.).


Литература:

  1. Введенский А. К. Язык Книги пр. Даниила в связи с историей ее происхождения // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 4. С. 493–510;
  2. Щеголев Н. Почему Иисус Христос называет Себя Сыном Человеческим? // Воскресное Чтение. 1881;
  3. Громогласов И. Наименование Иисуса Христа Сыном Человеческим // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. № 2. С. 107–154;
  4. Мень А., прот. Сын Человеческий (любое издание);
  5. Антоний (Храповицкий), еп. Сын Человеческий (Опыт истолкования) // Богословский Вестник. 1903 (отд. оттиск).
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka