Суббо́та – (древнеевр. «покой») – последний день седмицы (недели), согласно православно-церковному календарю.
Ветхий Завет
В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота. Причем эта традиция возникла сразу после исхода из Египта и до появления Синайского законодательства: в Исх.16:22–30 описано, как Моисей получил откровение о субботе и сразу отмечено, что в субботу Господь не посылал манну. Таким образом, народу было предписано проводить этот день в полном покое. Этот аспект, то есть появление заповеди о субботе прежде заключения Завета, отмечен в версии Декалога по книге Второзакония: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой (Втор.5:12). Далее уже предписание о субботе стало 4-й заповедью Декалога, впоследствии появились два разных объяснения причин субботнего покоя: в воспоминание творения Богом мира (Исх.20:9-11) (в седьмой день Бог почил от дел творения) и как праздник избавления Израиля от египетского рабства (Втор.5:15). Суббота была признана «знамением», то есть отличительным знаком Завета между Богом и Израилем (Исх.31:13); за нарушение святости субботы были предписаны самые суровые наказания: соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего (Исх.31:14).
В израильском обществе суббота была днем отдыха для всех категорий людей и домашних животных, в том числе и для рабов (Исх.23:12). Таким образом, суббота – древнейший всеобщий выходной день. Считается, что именно в Ветхом Завете появилась практика обязательного выходного дня, которой тогда не знали культуры и законодательства других народов. Точно так же современная практика выходных дней восходит к ветхозаветному постановлению о субботе.
Суббота сама по себе была праздничным днем: в Лев. 23:3 она указана первой среди «праздников Господних», в Чис.28:9–10 указаны дополнительные жертвоприношения, которые полагались в субботы «сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем».
Примечательный аспект в отношении соблюдения иудеями субботы в межзаветный период отмечен в 1 Маккавейской книге: во время антисирийского восстания под предводительством Маттафии иудеи однажды отказались принимать сражение по причине субботы и были перебиты врагами. Этот горький опыт побудил их принять решение о том, что впредь в подобных случаях они будут делать исключения из буквального соблюдения субботы и будут вступать в битву с врагами (1Мак.2:32–41).
Новый Завет
В условиях Нового Завета Бога с человеком, с апостольских времён, из всех дней недели (седмицы) особо был выделен тот, который, согласно седмичному календарному циклу, следовал за субботой. В грекоязычной христианской среде он получил название «κυριακὴ ἡμέρα» (кириаки́ име́ра – день Господень). Разумеется, данное название было связано с особо воспоминаемым в этот день событием – Воскресением Господа Иисуса Христа. Русское название этого дня седмицы, «воскресенье», напрямую указывает на данное событие. Соответственно, именно этот день седмицы, а не суббота, был выделен Церковью как особенный день. При императоре Константине Великом он стал официальным днем отдыха в Римской империи для судей, горожан и ремесленников.
Между тем, заметим, что первоначально в среде христиан из иудеев продолжало практиковаться соблюдение требований ветхозаветного обрядового закона, включая заповедь о соблюдении субботы. Однако со временем эта практика была прекращена. Так, уже на апостольском соборе в Иерусалиме мнение ревнителей ветхозаветного закона о необходимости соблюдения его обрядовых предписаний было отвергнуто (Деян.15:28-29). Заметим, что апостол Павел обличал такого рода ревнителей из числа христиан, пытавшихся настаивать на соблюдении субботы (Кол.2:16-17; ср.: Гал.4:9-10).
Воскресенье вместо субботы в Церкви
О самом факте и причинах наделения значимостью особого дня именно воскресенья, вместо субботы, говорится в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: «Мы, христиане, вместо субботы празднуем день воскресный, по той причине, что в этот день Воскресением Иисуса Христа Господа нашего совершилось обновление всего мира, и освобождение рода человеческого от рабства диавольского. Во весь этот день мы должны оставить все свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы, всякого рода, не должны в этот день заниматься работой, но должны делать Богоугодные дела, и молитвами прославлять Бога» (Ч.3, вопрос 60).
Празднование субботы на иудейский манер (с запретом на любой труд) категорически осуждается церковными правилами. 29-й канон Лаодикийского собора предписывает: «Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа». Такая строгость наказания за нарушение данного правила связана с тем, что празднующий субботу по-иудейски, фактически выражает неуверенность в достаточности для своего спасения тех благодатных спасительных средств, доступ к которым он получил, став членом Церкви Христовой. Этим и можно объяснить его мысль о необходимости соблюдать, в целях спасения, отмененные Церковью требования ветхозаветного обрядового закона. Апостол Павел предупреждает таковых: «Оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4).
Суббота в церковном богослужении
В церковном богослужении суббота, как день седмицы, все же выделяется в практике церковной жизни на фоне будничных (с понедельника по пятницу) дней. Совершаемые в субботу службы суточного круга не имеют сугубо седмичных элементов: например, в сравнении с седмичными днями по субботам всегда есть малая ектения по кафисмам на утрене, на самой утрене положены только 2 кафисмы, на литургии всегда поются изобразительные антифоны. Также во время многодневных постов по субботам предписана самая мягкая степень поста (как правило, такая же, как и в воскресные дни этих же постов): в Рождественский пост и Пост святых апостолов разрешается рыба, в Великий и Успенский посты – «вино и елей». В рамках суточного круга богослужения суббота посвящается «особому чествованию Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших упокоения в Господе, а равно поминовение всех усопших, скончавшихся в вере и надежде жизни вечной».
Вообще из всех суббот церковного года только Великая Суббота является днем постным в буквальном смысле слова, то есть когда предписано воздержание от пищи до вечера (по Уставу литургия Великой Субботы совершается после полудня, так что трапеза возможна только после окончания литургии, то есть ближе к вечернему времени). В остальные субботы пост в строгом буквальном смысле запрещен. По этой причине субботы, как и воскресные дни, выделяются из прочих дней седмиц Великого Поста: по субботам служится полная Литургия, не читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.
Богословский смысл субботы в христианстве согласно прот. А. Шмеману
Протоиерей Александр Шмеман, известный литургист и богослов, представитель богословских традиций русского Зарубежья, в монографии «Великий пост» очень красиво рассуждает о богословском значении субботы.
Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала – во Христе – днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лк.24:41), и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит св. Апостол Павел: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3–4).
Все это объясняет единственное в своем роде место субботы – 7-го дня – в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке». Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения.
Обратим внимание на заключительную фразу: здесь сказано, что особое место субботы в литургической жизни Церкви обусловлено значением двух «всерешающих» суббот: Лазаревой субботы и Великой Субботы.
Что означает евангельская фраза «во едину от суббот» (Мк.16:2; Лк.24:1; Ин.20:1)?
Когда мы слышим на богослужении при чтении Евангелия на церковнославянском Во едину от суббот, то это означает не одну из суббот, а первый день после субботы (Ср.: «И весьма рано, в первый день недели (во еди́ну от суббо́тъ), приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк.16:2)).
Цитаты о субботе
«Понимание субботы как дня освящения получило в раннехристианской Церкви развитие: теперь каждый день недели возводился по значению до дня субботнего. Только через победу над грехом во Христе, через возвращение к единству с Богом человек может войти в истинный покой - удостоиться посильного участия... в Божественном блаженстве (Лопухин. Толковая Библия. Т. 11. С. 451). По словам ап. Павла, для народа Божия еще остается субботство (Евр.4:9), но термин субботство (σαββατισμός) выражает здесь стремление к ежедневному освящению жизни во Христе и не указывает более на субботу как на особый священный день недели».
протоиерей Димитрий Юревич
Литература по теме
- Суббота Библейский словарь
- Заповеди Божии
- Суббота архим. Никифор (Бажанов)
- Обращение к адвентистам (о субботе) диакон Андрей
- Суббота Эрик Нюстрем
- Православное богословие воскресного дня и субботы Евгений Иванов
- Древнееврейская суббота проф. В.П. Рыбинский
- Учение адвентистов седьмого дня о субботе иерей Евгений Веселов
- Беседа с сектантами о субботе и воскресном дне И.Г. Айвазов
- Особенности церковного времяисчисления
Комментировать