Слово «стесни́тельность» связано в этимологическом отношении со словом «тесно». Оно может обозначать и кратковременное чувство, и стойкую психологическую особенность человека, проявляющуюся в том, что он испытывает скованность / неловкость / стыдливость и т. п. в присутствии других людей (как правило – незнакомых и малознакомых). Стеснительность может быть связана с нерешительностью, боязливостью, неуверенностью человека в себе или незнанием им норм принятого, одобряемого поведения (в группе стесняющих его людей), но также с кротостью, скромностью, смиренностью и т. п. В определенных контекстах синонимами слова «стеснительность» могут выступать: робость, застенчивость, неловкость и др.
Природа стеснительности
Существует множество описаний природы стеснительности, все они могут быть сведены к вопросу об ее источнике и, как следствие, можно выделить несколько подходов к описанию этого состояния: социальный, биологический, психологический, медицинский.
Сторонники идеи о социальной природе данного явления, ставят акцент на том, что проявление стеснительности как чувства или формирование стеснительности как стойкой особенности человека связано с образом его взаимодействия с социальной средой. В свою очередь сторонники идеи о биологической природе стеснительности указывают, что она обусловливается биологическими факторами. Сторонники положения о психологической природе стеснительности обращают внимание на процессы, протекающие в мозге человека и влияющие на его психическую деятельность (представления человека о самом себе, о других людях, о том, как его видят остальные и мн. др.) как на решающий фактор формирования стеснительности. Наконец, сторонники концепции о медицинской природе стеснительности указывают на то, что в некоторых случаях чрезмерная стеснительность является следствием того или иного психического расстройства или заболевания.
Современные исследователи-бихевиористы выделяют стеснительность относительно самого себя и стеснительность относительно других людей / публики. В первом случае человек затрачивает значительное количество эмоциональных усилий, чтобы демонстрировать уверенность в себе не только окружающим, но и себе самому. Во втором случае реакция общества на поведение человека становится решающим фактором поведенческого и эмоционального отклика человека. Если реакция общества остается негативной долгое время, у человека формируется устойчивое чувство неуверенности в себе, перерастающее в болезненную стеснительность / робость и страх перед обществом.
Стеснительность и стыд
Достаточно часто стеснительность трактуется как негативное чувство, препятствующее выстраиванию нормальных конструктивных отношений индивида с обществом. Такое мнение допустимо, когда речь идёт о чрезмерной стеснительности. Заметим, что полное отсутствие стеснительности тоже может вредить социализации личности. Отсутствие умеренной и приемлемой стеснительности препятствует человеку выстраивать границы дозволенного / недозволенного, приемлемого / неприемлемого поведения в обществе и в дальнейшем придерживаться этих границ. Фактором, способствующим формированию умеренной и приемлемой стеснительности, нередко выступает чувство стыда, возникновение которого и, памятование о котором, позволяет человеку избегать неоднозначных, двусмысленных или негативных / девиантных форм поведения.
Стеснительность в православной традиции
В православной традиции отношение к стеснительности неоднозначно и подчас ситуативно. С одной стороны, стеснительность / застенчивость может восприниматься верующими как признак смиренности и кротости человека, а также целомудрия, по слову прп. Нектария Оптинского: «Застенчивость по нашим временам – большое достоинство. Это не что иное, как целомудрие. Если сохранить целомудрие… – всё сохранить». С другой стороны, внешняя стеснительность подчас выступает признаком совершенно противоположных смирению и кротости качеств – гордыни и тщеславия. Скажем, стеснительность может быть напускной.
Цитаты о стеснительности
«Всё чаще встречаю утверждение о том, что вера – дело интимное. Не помню у кого читал такую мысль: интимным всегда считалось то, что у людей закрыто нижним бельём, а мировоззрение человека спрятать в принципе невозможно, ведь оно лежит в основе всех его поступков. А в последнее время всё перевернулось с ног на голову – интимное лезет тебе в душу через интернет, ТВ, рекламу, даже внешний вид случайных прохожих. А выражать жизнью или словом религиозные убеждения люди почему-то стали стыдиться. М.б. потому, что и осознанной веры нет, и убеждения не касаются глубинного смысла жизни? И эту внутреннюю пустоту проще спрятать под загадочной интимностью».
К. Борисов, катехизатор
Комментировать