Сокращенные правила монашеской жизни
ГЛАВА 1. Первейшие обязанности монаха
- Любить Бога всем сердцем как Отца и бояться как Господа (другими словами – благоговеть перед Ним во всякое время и на всяком месте).
- Любовь к нему выражать всевозможным исполнением заповедей Его.
- Ближнему во всем, Бога ради, благодетельствовать.
- Отвергнуться себя – отказавшись от своей воли, чтобы исполнить волю Божию и начальствующих.
- Искоренять зло и в себе и в других, в себе – умерщвляя страсти, в других – оберегая их от порочных дел.
- Насаждать Евангельское благочестие в себе и в других. В себе – прилежным слушанием и чтением слова Божия, слезным покаянием и частым благоговейным причащением Святых Христовых тайн. В других – благим примером, духовными беседами и усердной к Богу молитвой.
ГЛАВА 2. Что делать монаху в келье
- Любить своей кельи уединение, в тихом и молчаливом пребывании.
- Иметь всегда Бога перед мысленным взором, помня, что Он все и всех видит и знает.
- Зная искушения вражии, сопротивляться им бодренной молитвой.
- Молиться до согревания души в слезном умилении.
- Любить чтение и упражняться в рукоделии, чтобы никогда не быть без дела.
- Приучать память свою к памятованию о вечности.
- Молитвой готовиться к безопасному, когда нужно, выходу из кельи.
ГЛАВА 3. Как вести себя монаху вне кельи
- Следить за своими чувствами и особенно беречь слух и зрение.
- Новостями не интересоваться и о ненужном не спрашивать.
- Без нужды вне кельи не задерживаться.
- Везде держаться скромно, чтобы честь монашеского образа не уронить.
- Если будет необходимость поговорить, то следить за тем, чтобы от серьезного разговора не перейти к пустословию.
- Не интересоваться недостатками других.
ГЛАВА 4. Как монаху в келье молиться
- Прежде всего приучиться сразу же вспоминать кто ты и Кому предстоишь, не умаляя свое ничтожество и не оскорбляя величие Божие.
- Все лишнее оставить, не позволяя себе вспоминать и сердцем отзываться на любые мирские и плотские помыслы.
- Богу предстоять с глубочайшим смирением и искренним благоговением.
- Приучать себя к постоянному молитвенному состоянию.
- Молиться с предельным вниманием и сокрушением сердца.
- Беречь свою душу от рассеянности.
- Всегда помнить о своих недостатках, каяться и о недостоинстве своем воздыхать, но перед Богом и совестью, а не перед людьми.
ГЛАВА 5. Как вести себя на трапезе
- Тщательно следить за собой, чтобы не пустословить.
- На видное место не спешить.
- Есть и пить воздержанно.
- Вкус и качество не обсуждать и не хулить, благодаря за все Бога и потрудившихся.
- Внимать чтению за трапезой, чтобы и душа не осталась без пищи духовной.
ГЛАВА 6. Как вести себя монаху утром
- Сразу вставать, не позволяя себе валяться в постели.
- День начинать поклоном перед Богом и готовиться к служению Ему.
- Поблагодарить за сохранение ночью, за дар нового дня.
- Приучать себя первое устремление, первую мысль и первое чувство обращать к Богу.
- Начинать день решимостью исправить неисправное и проводить время богоугодно.
- Постоянно наблюдать за собой, чтобы к благим намерениям не примешивались самоуверенность, самонадеянность и тайное тщеславие.
ГЛАВА 7. Как монаху готовиться ко сну
- Помнить всегда, что ночь может оказаться последней.
- Привыкнуть всегда вечером проверять себя и, в чем совесть обличит, – каяться.
- Усердно молиться, чтобы ночь прошла без греха.
- Засыпая, довериться Богу и Ангелу Хранителю.
- От злых помыслов и козней вражьих блюстись, то есть оберегать душу, а всякое смущающее воспоминание или представление сразу отсекать, не разрешая себе ни минуты не задерживать на этом внимания. За все, что по нерадению уже проникло, просить прощения и помощи Божией.
- Сколько бы раз за ночь не пришлось проснуться – не пропускать возможности обратиться к Богу с молитвой.
- Без нужды не валяться в постели.
ГЛАВА 8. Как монаху исповедоваться
- Прежде всего испытать свою совесть.
- Грехи не просто перечислить, но душевно переживать о них, «зело болезновать».
- Ничто не утаивать.
- Твердо решиться исправлять недостатки и одолеть слабости. Для этого стараться не допускать и малейших погрешностей.
- Если духовник даст епитимию – принять благодушно, если посоветует самому себе наложить – не отказываться и не отнестись небрежно. Она нужна для заглаживания прежних грехов.
ГЛАВА 9. На что следует особенно обратить внимание при испытании совести
- На нарушение обетов крещения вместе с отрицанием всех дел сатанинских.
- На нарушение обетов монашеских, включающих в себя обещание чистоты и воздержания, послушания и нестяжания, терпение всякой скорби и притеснения.
- На нарушение монашеской благопристойности, чем вызывается соблазн и вред душевный для соблазнившегося.
- На лукавые помыслы и злые похоти, непрестанно воюющие на монаха.
- На опущение молитв и рассеянность мыслей на славословии.
- На дерзость языка, выражающуюся в ропоте, злословии и осуждении.
- На непослушание настоятелю или старшей братии (даже если возникает только внутреннее противление, не выраженное действием).
- На небрежность в любом деле, на которое призван.
ГЛАВА 10. Для священноинока что необходимо перед совершением литургии и во время ее
- Прежде всего очистить совесть покаянием.
- Готовиться воздержанием и молитвою.
- Приступать с сокрушением сердечным и смирением.
- С благоговением, подобающим великой Святыни, приносить о себе и о людях бескровную Жертву.
- Со страхом и верою причащаться, помня всегда: «святая – святым!»
- Отходить с благоговением.
ГЛАВА 11. После совершения литургии что необходимо для священноинока
- За совершение литургии как за величайшее благодеяние благодарить Бога.
- Всего себя Ему для постоянного служения внутренним усердием приносить.
- К вечному блаженству стремиться.
- Оберегать себя от всякого дела и слова душетленного и от всяких греховных преткновений хранить.
- Усердно заботиться о том, чтобы не только ради спасения души своей, но ради Бога, Благодетеля своего, непорочно жить.
ГЛАВА 12. Что вообще всякому монаху необходимо хранить
- Ум – от лукавых помыслов.
- Сердце – от злых похотей и возношения.
- Глаза – от прелестей мирских.
- Слух – от пустых и смехотворных бесед, но более всего – от злословия ближнего.
- Язык – от осуждении и ропота.
- Вкус – от сластолюбия и винопития.
- Вообще же необходимо избегать праздности и вольного обращения с лицами другого пола.
- Над всем этим да будет совершенное перед Богом смирение и кротость духа, бескорыстие и вольная нищета, совершенная трезвость и чистота души и тела, незлобие, мир и братолюбие.
ГЛАВА 13. Как должен монах обращаться с братией
- Всех в Господе любить.
- Всякого себе предпочитать.
- Терпеть немощи немощных.
- Никого никак, ничем не оскорблять.
- Помогать друг другу духовными беседами.
- Взаимно друг о друге молиться.
ГЛАВА 14. Как относиться к начальнику
- Любить как отца.
- Слушать как наставника.
- Определенное от него послушание исполнять тщательно и безропотно.
- Все его указания, направленные к устройству добродетельной жизни нерушимо хранить.
- Обличения терпеливо переносить.
- Богу за него молиться.
ГЛАВА 15. Как помочь себе исполнить обеты свои может монах
- Частым напоминанием себе о них.
- Понуждением себя исполнять все положенное, не дожидаясь соответствующего настроения.
- Непрестанной молитвой к Богу о ниспослании благодати и сил совершить обещанное.
- Сожалением с покаянием о прежних грехах и хранением себя от будущих.
- Напоминанием себе подвигов и терпения прежних монахов, чтобы при сравнении лучше видеть свои недостатки.
- Обращением к образу Господа своего и Спасителя для воодушевления и посильного подражания.
ГЛАВА 16. Какие средства есть против грехов и как предохраняться от искушений
- Чистая и усердная молитва Господу Спасителю.
- Обращение в молитве к угодникам Божиим, особенно к тем, кто победил подобные искушения.
- Удаление от тех, кто живет бесстрашно, не заботясь о победе над страстями.
- Сразу же твердое намерение иметь противостоять при самом начале брани.
- Откровение опытным в борьбе с исповеданием своей немощи.
- Чтение слова Божии, советов святых отцов и другой душеполезной литературы.
- Усиленное раскаяние с намерением исправиться.
- По возможности как можно реже в такой момент следует выходить из кельи и если необходимо говорить с кем-либо – предельно кратко.
ГЛАВА 17. О чем монаху непрестанно следует помнить, чтобы избежать серьезных опасностей
- Что мир может показаться бесконечно привлекательным, а человек немощен, почему и надо постоянно бодрствовать, молиться, жить серьезно и всегда быть на страже ума и сердца.
- Что жизнь кратковременна, безвозвратна и дана на покаяние.
- Что смерть неизбежна, хотя и неизвестно время ее, а для грешников люта.
- Что исход души страшен и потому, что грехи все и всем откроются и потому, что ждет Божий суд.
- Что суд всем Страшный, неизбежный, без всякого самооправдания.
- Что Судия тогда уже воздаст по делам, а на сожаление и покаяние не будет времени и пользы от них.
- Что мука злобы бесконечна, позднее раскаяние только будет рвать душу и нет тогда возможности все изменить, исправить, начать заново.
ГЛАВА 18. Что делать монаху, чтобы мир и тишина были на душе
- С глубоким смирением привыкать помнить о смерти и суде по делам.
- Никому ни в чем не прекословить без «благословной вины».
- Ни во что внешнее, что не касается должности, не входить и не любопытствовать.
- Все случающееся, радостное и огорчительнее, принимать как от Бога.
- Любить уединение и тщательно хранить молчание.
- Кроме Бога и своего спасения ничего в этом мире не искать.
ГЛАВА 19. Какими средствами может монах помочь себе на пути к достижению святости, доступной немощи человеческой
- Презрением всякой суеты и мирских попечений.
- Поучением в законе Господнем день и ночь.
- Частым испытанием совести во всех делах, словах и мыслях.
- Во всех своих прегрешениях истинным признанием, сердечным сокрушением, смиренным исповеданием и тщательным воздержанием.
- Охранением себя от малейших поблажек, как ведущих к большим грехам.
- Уклонением от всяких случаев, где возможны поводы к грехам.
- Тщательным охранением себя от порочных дел.
ГЛАВА 20. Какие есть средства для достижения монашеского совершенства
- Мир и любовь со всеми.
- Короткое и тихое обращение со всеми.
- Постоянное понуждение себя к добродетельному подвигу.
- Отвержение всех страстей и похотей.
- Постоянная молитвенность.
- Любовь к врагам.
- Творение добра ненавидящим.
- Благословение клянущим.
- Молитва за творящих напасти.
- Несение своего креста без всякого внутреннего противления с терпением и верой Бога ради Ему же слава, честь и держава.