Любить Бога всем сердцем как Отца и бояться как Господа (другими словами – благоговеть перед Ним во всякое время и на всяком месте).
Любовь к нему выражать всевозможным исполнением заповедей Его.
Ближнему во всем, Бога ради, благодетельствовать.
Отвергнуться себя – отказавшись от своей воли, чтобы исполнить волю Божию и начальствующих.
Искоренять зло и в себе и в других, в себе – умерщвляя страсти, в других – оберегая их от порочных дел.
Насаждать Евангельское благочестие в себе и в других. В себе – прилежным слушанием и чтением слова Божия, слезным покаянием и частым благоговейным причащением Святых Христовых тайн. В других – благим примером, духовными беседами и усердной к Богу молитвой.
ГЛАВА 2. Что делать монаху в келье
Любить своей кельи уединение, в тихом и молчаливом пребывании.
Иметь всегда Бога перед мысленным взором, помня, что Он все и всех видит и знает.
Зная искушения вражии, сопротивляться им бодренной молитвой.
Молиться до согревания души в слезном умилении.
Любить чтение и упражняться в рукоделии, чтобы никогда не быть без дела.
Приучать память свою к памятованию о вечности.
Молитвой готовиться к безопасному, когда нужно, выходу из кельи.
ГЛАВА 3. Как вести себя монаху вне кельи
Следить за своими чувствами и особенно беречь слух и зрение.
Новостями не интересоваться и о ненужном не спрашивать.
Без нужды вне кельи не задерживаться.
Везде держаться скромно, чтобы честь монашеского образа не уронить.
Если будет необходимость поговорить, то следить за тем, чтобы от серьезного разговора не перейти к пустословию.
Не интересоваться недостатками других.
ГЛАВА 4. Как монаху в келье молиться
Прежде всего приучиться сразу же вспоминать кто ты и Кому предстоишь, не умаляя свое ничтожество и не оскорбляя величие Божие.
Все лишнее оставить, не позволяя себе вспоминать и сердцем отзываться на любые мирские и плотские помыслы.
Богу предстоять с глубочайшим смирением и искренним благоговением.
Приучать себя к постоянному молитвенному состоянию.
Молиться с предельным вниманием и сокрушением сердца.
Беречь свою душу от рассеянности.
Всегда помнить о своих недостатках, каяться и о недостоинстве своем воздыхать, но перед Богом и совестью, а не перед людьми.
ГЛАВА 5. Как вести себя на трапезе
Тщательно следить за собой, чтобы не пустословить.
На видное место не спешить.
Есть и пить воздержанно.
Вкус и качество не обсуждать и не хулить, благодаря за все Бога и потрудившихся.
Внимать чтению за трапезой, чтобы и душа не осталась без пищи духовной.
ГЛАВА 6. Как вести себя монаху утром
Сразу вставать, не позволяя себе валяться в постели.
День начинать поклоном перед Богом и готовиться к служению Ему.
Поблагодарить за сохранение ночью, за дар нового дня.
Приучать себя первое устремление, первую мысль и первое чувство обращать к Богу.
Начинать день решимостью исправить неисправное и проводить время богоугодно.
Постоянно наблюдать за собой, чтобы к благим намерениям не примешивались самоуверенность, самонадеянность и тайное тщеславие.
ГЛАВА 7. Как монаху готовиться ко сну
Помнить всегда, что ночь может оказаться последней.
Привыкнуть всегда вечером проверять себя и, в чем совесть обличит, – каяться.
Усердно молиться, чтобы ночь прошла без греха.
Засыпая, довериться Богу и Ангелу Хранителю.
От злых помыслов и козней вражьих блюстись, то есть оберегать душу, а всякое смущающее воспоминание или представление сразу отсекать, не разрешая себе ни минуты не задерживать на этом внимания. За все, что по нерадению уже проникло, просить прощения и помощи Божией.
Сколько бы раз за ночь не пришлось проснуться – не пропускать возможности обратиться к Богу с молитвой.
Без нужды не валяться в постели.
ГЛАВА 8. Как монаху исповедоваться
Прежде всего испытать свою совесть.
Грехи не просто перечислить, но душевно переживать о них, «зело болезновать».
Ничто не утаивать.
Твердо решиться исправлять недостатки и одолеть слабости. Для этого стараться не допускать и малейших погрешностей.
Если духовник даст епитимию – принять благодушно, если посоветует самому себе наложить – не отказываться и не отнестись небрежно. Она нужна для заглаживания прежних грехов.
ГЛАВА 9. На что следует особенно обратить внимание при испытании совести
На нарушение обетов крещения вместе с отрицанием всех дел сатанинских.
На нарушение обетов монашеских, включающих в себя обещание чистоты и воздержания, послушания и нестяжания, терпение всякой скорби и притеснения.
На нарушение монашеской благопристойности, чем вызывается соблазн и вред душевный для соблазнившегося.
На лукавые помыслы и злые похоти, непрестанно воюющие на монаха.
На опущение молитв и рассеянность мыслей на славословии.
На дерзость языка, выражающуюся в ропоте, злословии и осуждении.
На непослушание настоятелю или старшей братии (даже если возникает только внутреннее противление, не выраженное действием).
На небрежность в любом деле, на которое призван.
ГЛАВА 10. Для священноинока что необходимо перед совершением литургии и во время ее
Прежде всего очистить совесть покаянием.
Готовиться воздержанием и молитвою.
Приступать с сокрушением сердечным и смирением.
С благоговением, подобающим великой Святыни, приносить о себе и о людях бескровную Жертву.
Со страхом и верою причащаться, помня всегда: «святая – святым!»
Отходить с благоговением.
ГЛАВА 11. После совершения литургии что необходимо для священноинока
За совершение литургии как за величайшее благодеяние благодарить Бога.
Всего себя Ему для постоянного служения внутренним усердием приносить.
К вечному блаженству стремиться.
Оберегать себя от всякого дела и слова душетленного и от всяких греховных преткновений хранить.
Усердно заботиться о том, чтобы не только ради спасения души своей, но ради Бога, Благодетеля своего, непорочно жить.
ГЛАВА 12. Что вообще всякому монаху необходимо хранить
Ум – от лукавых помыслов.
Сердце – от злых похотей и возношения.
Глаза – от прелестей мирских.
Слух – от пустых и смехотворных бесед, но более всего – от злословия ближнего.
Язык – от осуждении и ропота.
Вкус – от сластолюбия и винопития.
Вообще же необходимо избегать праздности и вольного обращения с лицами другого пола.
Над всем этим да будет совершенное перед Богом смирение и кротость духа, бескорыстие и вольная нищета, совершенная трезвость и чистота души и тела, незлобие, мир и братолюбие.
ГЛАВА 13. Как должен монах обращаться с братией
Всех в Господе любить.
Всякого себе предпочитать.
Терпеть немощи немощных.
Никого никак, ничем не оскорблять.
Помогать друг другу духовными беседами.
Взаимно друг о друге молиться.
ГЛАВА 14. Как относиться к начальнику
Любить как отца.
Слушать как наставника.
Определенное от него послушание исполнять тщательно и безропотно.
Все его указания, направленные к устройству добродетельной жизни нерушимо хранить.
Обличения терпеливо переносить.
Богу за него молиться.
ГЛАВА 15. Как помочь себе исполнить обеты свои может монах
Частым напоминанием себе о них.
Понуждением себя исполнять все положенное, не дожидаясь соответствующего настроения.
Непрестанной молитвой к Богу о ниспослании благодати и сил совершить обещанное.
Сожалением с покаянием о прежних грехах и хранением себя от будущих.
Напоминанием себе подвигов и терпения прежних монахов, чтобы при сравнении лучше видеть свои недостатки.
Обращением к образу Господа своего и Спасителя для воодушевления и посильного подражания.
ГЛАВА 16. Какие средства есть против грехов и как предохраняться от искушений
Чистая и усердная молитва Господу Спасителю.
Обращение в молитве к угодникам Божиим, особенно к тем, кто победил подобные искушения.
Удаление от тех, кто живет бесстрашно, не заботясь о победе над страстями.
Сразу же твердое намерение иметь противостоять при самом начале брани.
Откровение опытным в борьбе с исповеданием своей немощи.
Чтение слова Божии, советов святых отцов и другой душеполезной литературы.
Усиленное раскаяние с намерением исправиться.
По возможности как можно реже в такой момент следует выходить из кельи и если необходимо говорить с кем-либо – предельно кратко.
ГЛАВА 17. О чем монаху непрестанно следует помнить, чтобы избежать серьезных опасностей
Что мир может показаться бесконечно привлекательным, а человек немощен, почему и надо постоянно бодрствовать, молиться, жить серьезно и всегда быть на страже ума и сердца.
Что жизнь кратковременна, безвозвратна и дана на покаяние.
Что смерть неизбежна, хотя и неизвестно время ее, а для грешников люта.
Что исход души страшен и потому, что грехи все и всем откроются и потому, что ждет Божий суд.
Что суд всем Страшный, неизбежный, без всякого самооправдания.
Что Судия тогда уже воздаст по делам, а на сожаление и покаяние не будет времени и пользы от них.
Что мука злобы бесконечна, позднее раскаяние только будет рвать душу и нет тогда возможности все изменить, исправить, начать заново.
ГЛАВА 18. Что делать монаху, чтобы мир и тишина были на душе
С глубоким смирением привыкать помнить о смерти и суде по делам.
Никому ни в чем не прекословить без «благословной вины».
Ни во что внешнее, что не касается должности, не входить и не любопытствовать.
Все случающееся, радостное и огорчительнее, принимать как от Бога.
Любить уединение и тщательно хранить молчание.
Кроме Бога и своего спасения ничего в этом мире не искать.
ГЛАВА 19. Какими средствами может монах помочь себе на пути к достижению святости, доступной немощи человеческой
Презрением всякой суеты и мирских попечений.
Поучением в законе Господнем день и ночь.
Частым испытанием совести во всех делах, словах и мыслях.
Во всех своих прегрешениях истинным признанием, сердечным сокрушением, смиренным исповеданием и тщательным воздержанием.
Охранением себя от малейших поблажек, как ведущих к большим грехам.
Уклонением от всяких случаев, где возможны поводы к грехам.
Тщательным охранением себя от порочных дел.
ГЛАВА 20. Какие есть средства для достижения монашеского совершенства
Мир и любовь со всеми.
Короткое и тихое обращение со всеми.
Постоянное понуждение себя к добродетельному подвигу.
Отвержение всех страстей и похотей.
Постоянная молитвенность.
Любовь к врагам.
Творение добра ненавидящим.
Благословение клянущим.
Молитва за творящих напасти.
Несение своего креста без всякого внутреннего противления с терпением и верой Бога ради Ему же слава, честь и держава.