Ризница

Литература по теме

Ри́зница, также ризохранилище, – место или отдельное помещение, предназначенное для хранения церковной утвари, облачений, богослужебного инвентаря. Православная традиция знает примеры существования часовен-ризниц. Заведующий ризницей – ризничий (и/или ключарь храма).

История явления

Потребность в месте хранения богослужебного инвентаря возникает с самого начала истории христианства: с момента возникновения организованного храмового богослужения.

Языческое античное греко-римское храмовое богослужение также подразумевало наличие помещения для хранения ритуального инвентаря. Такую функцию выполнял опистодом (опистодомос; раньше иногда: описфодо́м, вариант произношения от др.-греч. ὀπισθόδομος – задняя часть храма (досл.: задняя часть дома)). Вход в опистодом, как правило, находился с западной стороны храма, и простые верующие не имели к нему доступа.

С IV в., когда храмовое христианское богослужение постепенно приобретает современный облик возникает понятие διακονικόν, которым обозначалось некое помещение при храме для хранения богослужебной утвари. В некоторых случаях имело место употребление понятия и в других значениях, в частности словом διακονικόν подчас обозначался сам храм или его алтарная часть. В некоторых случаях для обозначения помещения, где хранилась церковная утварь, использовалось синонимичное понятие ὑποδιακονικόν. В Житии прп. Саввы Освященного, составленном прп. Кириллом Скифопольским (VI в.) сообщается о церкви, которая имела пространный диаконник к северу от алтаря, а в Житии прп. Евфимия, написанном тем же автором, утверждается, что диаконник использовался для хранения святынь монастыря.

Исследователь Н.Е. Гайдуков указывал, что в древней литературе вплоть до VIII в. понятия диаконикон (диаконник), иподиаконикон (иподиаконник), скевофилакион (скевофилакий), сакристия (в латинской литературе) и, возможно, пастофорий (в сирийской литературе) были синонимичными (Диаконник. Православная энциклопедия).

В средневизантийский период распространилась традиция строительства трехапсидных крестово-купольных храмов. В таких храмах диаконником называли южную апсиду. Именно эту часть храма в последующей православной традиции будут использовать для хранения богослужебного инвентаря. В поздневизантийский период термин «диаконник» становится общепринятым. К XIV в. даже в храме Св. Софии под диаконник было выделено внутреннее помещение, хотя, изначально скевофилакия располагалась при нем в отдельном строении.

В древнерусских источниках, вплоть до XVI в., южная апсида не обозначалась как диаконник. Внедрение этого термина в церковный обиход было связано с богослужебными и церковными реформами Патр. Никона. До этого времени южная часть храма, как правило, называлась «кутейником» из-за связи этого пространства в древнерусской традиции с заупокойным богослужением. Есть мнение, что древнерусское понятие «ризница» получило распространение в XIV в. и изначально обозначало отдельное помещение в монастыре, где хранились богослужебные облачения. Постепенно оно стало употребляться как синонимичное понятию «диаконник» и даже вытеснять его из практики русско-церковного словоупотребления. По оценкам ряда исследователей в XX в., оно практически заменило собой понятие «диаконник».

Ризница в современной Русской Православной Церкви

В современной Русской Православной Церкви существует довольно много типов ризниц. В частности, подчас выделяют малую и большую ризницы. Малая ризница располагается непосредственно в храме, как правило, в его южной части и нередко на хорах. Большая ризница чаще всего представляет собой отдельное помещение или даже отдельное здание и во многом выполняет не только функцию собственно ризницы, где хранятся церковные облачения, но и, отчасти, функцию рухольной, где хранится вообще весь церковный храмовый инвентарь, в том числе и старый, уже не используемый.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka