Основная функция рекламы – стимулирование сбыта товаров и услуг. Однако современная реклама взяла на себя дополнительную функцию – пропаганду пороков и греховности. Неважно, что рекламирует современная реклама, в большинстве случаев помимо товара она старается пропагандировать тот или иной порок. Более 50% рекламы сейчас занимаются параллельно пропагандой пороков. Сейчас реклама не только продает товары – она также продает пороки. Причем реклама пропагандирует некое мировоззрение, где все виды греха возведены в степень наивысшей ценности. Грех подается, как цель и то, к чему надо стремиться. Товары же вместо своей функциональности начинают играть роль неких идолов греховности.
Принцип работы такой рекламы прост. Человека привязывают на некий поводок из его собственных пороков и ведут к покупке нового товара. Многие люди не умеют бороться со своими пороками и поэтому идут туда, куда их тащат их собственные желания и слабости.
Рассмотрим некоторые примеры. Рекламируются на ТВ некие безобидные жевательные резинки Eclipse. Можно показать ее качество, вкус и т.п. Но в рекламе утверждается, что резинка Eclipse дает свежеть способствующую сближению с противоположным полом. И показывают, что некий парень не только знакомится с девушкой в прачечной, но и соблазняет ее там же. Иными словами реклама обычной жевательной резинки зачем-то пропагандирует разврат.
Или посмотрим, как Евросеть рекламирует новые сотовые телефоны. Вроде бы показывают обычный не очень дорогой телефон, но сообщается, что этот телефон сделает его обладателя более важным и значительным. Это подтверждают, парни, девушки, зрелые мужчины, дедушки и бабушки. То есть игра ведется на гордыни. Потенциальный покупатель помимо мобильной связи получает некий атрибут, доказывающий его значимость. Причем, по сути, часто покупатель вынужден ради значимости покупать какую-либо модную трубку, которая в лучшей мере продемонстрирует его величие и позволит хвастаться трубкой и удовлетворять свою гордыню. С точки зрения же функциональности он мог бы минимум три года обходиться стареньким сотовым телефоном. Но гордыня влечет его к покупке все новых и новых сотовых телефонов. Которые естественно ежегодно обновляются.
Вполне естественно на гордыне играют и маркетологи, продающие элитные марки автомобилей. В рекламе таких автомобилей пытаются доказать, что человек, обладающий этим автомобилей имеет высокий статус в обществе. Поэтому подобные автомобили часто комплектуются двигателем почти от грузовика, а кузовом способным вместить два небольших автомобиля.
На гордыне умудряются играть даже продавцы одеколонов. Например, в рекламе одного одеколона показывают солидного пожилого мужчину за рулем роскошной яхты. Одеколон позиционируется, как нечто доказывающее превосходство этого человека над другими.
Одеколон AXE подается, как универсальное средство соблазнения. В разных версиях этой рекламы молодые люди привлекают и соблазняют девушек своим запахом, генерируемым АХЕ. Тем самым реклама призывает к блуду. По принципу, смажься этой жидкостью и блуди.
Естественно к блуду призывает многочисленная реклама пива. Например, на одном плакате было изображение женских купальников на пляже, а парень с двумя как бы нагими девушками находился в море. Призыв гласил, что девушек нужно вначале напоить пивом, а потом соблазнить.
Причем нередко, чтобы ни у кого не возникло сомнение, в подобной рекламе показывают не одну соблазненную девушку, а двоих или троих. Реклама возводит блуд в статус успеха и удачи. Она пытается показать привлекательность блуда, прием пива приравнивает к приему минеральной воды.
Естественно реклама играет не на одном пороке, а на всех сразу. Реклама продуктов питания часто превращается в пропаганду обжорства. Идея такая: «Смотри, как нам вкусно. И тебе будет так же вкусно. Не надо ни в чем себе отказывать. Ешь больше. Ни думай не о чем». Обжорство опять же возводится в статус успеха и процветания.
Реклама идет еще дальше: пытается приучить детей к хитрости и обману. Со смаком показывают рекламу сока и маленькую девочку, которая обманом и хитростью добывает себе еще больше сока. Выглядит, как невинная детская хитрость. Но, усвоив такой урок, ребенок начинает все больше и больше хитрить тем самым, приучая себя к обману и хитрости, как к норме поведения. Также реклама охотно учит детей, как хитростью заставить родителей купить шоколадку или что-нибудь вкусное, обыграв это, под видом необходимости срочно расти или эффективно соображать, уча уроки.
Иной совершенно отдельной темой является пропаганда кредитов. Людям почти буквально говорят: «Получите деньги не работая». И не уточняют, что за эти удачно полученные деньги, придется платить в три дорого потом. Притом, что сам по себе кредит фактически является грехом ростовщичества.
Что делает верующего человека более свободным, чем атеиста?
Итак, реклама берет человека на поводок его собственных пороков. Более того, современная цивилизация устроена так, что человек становится не просто слугой своих пороков – она становится рабом и крепостным крестьянином. Современный человек, живя в западном мире, должен иметь квартиру и машину соответствующую его статусу в обществе. Он должен иметь массу других статусных предметов. Также он должен регулярно их обновлять, так как необходимо соответствовать моде. И вот это постоянное удовлетворение стандарта статуса человека вынуждает человека становиться экономическим рабом. Причем это добровольное рабство, человек становится рабом системы. Причем все интересы этого человека и все его действия предсказуемы. Таким образом под видом всеобщего благополучия строится система крепостного права.
Многие не верующие или слабо верующие люди считают, что религия накладывает на них дополнительные обязательства. Люди думают: «У нас и так много всевозможных проблем и обязательств, зачем нам еще обязательства?» Они думают, что религия делает их не свободными, а без нее можно удовлетворять свои желания, не думая ни о чем. И эти люди сильно ошибаются. Именно религия и вера в Бога позволяет стать свободными.
Вся современная система западного общества держится на том, что главной шкалой ценностей считаются деньги. Многие пороки возведены в культ. И потворствование желаниям и чрезмерность считаются образцом успеха. И вот все эти пороки и желания делают человека рабом системы. Делают его зависимым от денег и системы их распределения. А для успеха человек должен покупать статусные вещи и удовлетворять свои желания.
Гнев, как правило, является идеальным инструментом управления людьми. Хитрые вожди стравливают народы, говоря, что другой народ замыслил зло и делает зло. Не умея подавлять свой гнев, человек верит этим вождям и идет за ними на бессмысленные войны. Не умеющие подавлять гнев – рабы гнева. Любой, сумевший правильно вызвать в них гнев станет их властелином.
Для верующего человека ситуация обстоит иначе. Ежедневно в молитвах и управлениях этот человек борется с греховностью. Он обуздывает свои страсти. Он учится контролировать их. Страсти не могут завладеть истинно верующим. Деньги не являются для такого человека высшей ценностью. Он может делать что-то из интереса или в своем служении Богу. Верующий человек учится в течение всей жизни подавлять грех. И его нельзя при помощи рекламы посадить на поводок пороков и повести куда-то. Верующий человек способен выбирать свой путь в жизни. Он может отказаться от соблазнов рекламы, от заманчивых кредитов и от иных соблазнов жизни. Его нельзя поманить пальцем к соблазну. Верующий человек никогда не будет экономическим рабом.
Поразительно, но факт, что вера в Бога делает человека свободным. Верующий человек стремится бороться со своими страстями, но именно в этой борьбе он приобретает свободу. Плоть не может заставить этого человека идти по приказу рекламодателя за покупками и по приказу моды за обновлением покупок. Он может делать все, что желает его разум, но не тело и пороки.
В современном мире, только верующий человек может стать по-настоящему свободным, взяв нравственные обязательства перед Богом, но избавившись от обязательств перед своими пороками и страстями.
Антон Вуйма для портала «Азбука веры»