Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) – одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения.
Когда Богом были созданы растения?
Растения были созданы Господом в третий День творения: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт.1:9-13).
Есть ли у растений душа?
Преподобный Антоний Великий: «Против тех, кои дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живет и растет, но нельзя сказать, чтобы все такое имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу – каковы животные; а иные имеют только жизнь – каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее все без жизни быть не может. Всякая человеческая душа есть приснодвижна».
С какого времени христианские храмы украшаются растениями? Характерна ли такая практика только для славян?
Практика украшения храмов растениями стала складываться в ранние времена существования Церкви, а впоследствии вошла в обиход не только тех Поместных Церквей, канонические территории которых в значительной мере были населены славянами, но и в обиход прочих. Заметим, что изображения элементов флоры были представлены ещё и в ветхозаветном Храме; такого же рода изображения встречались и в местах совершения христианских богослужений раннехристианского периода, например, в Римских катакомбах.
Почему люди начали украшать храмы растениями?
Помимо того, что растения могут служить средствами эстетического украшения, в ряде случаев их использование бывает сопряжено с глубоким духовным смыслом, с определенной духовной символикой. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы «остатками Рая на земле». Но ведь и христианский храм может рассматриваться как образ Царства Небесного (в более узком осмыслении образом Рая является алтарь). Заметим, что в Римских катакомбах также встречались изображения растений на фресках, отображающих Рай. Растения указывали и на красоты Рая, и на обилие райских благ. Кроме того, изображения растений могли быть наполнены иной символикой. Например, колосья хлеба могли напоминать о Евхаристическом Хлебе, указывать на Христа (Ин.6:51), виноградная лоза могла символизировать Мессию (Ин.15:1-6), указывать на Таинство Евхаристии. Пальма могла обозначать торжество и победу над смертью, масличное дерево – надежду.
Все растения подходят для украшения храма?
В храме не ставятся ядовитые растения и растения с резким запахом.
Литература по теме
- Растения Словарь библейских образов
- Растения как символы свт. Николай Сербский
- Растения прав. Иоанн Кронштадтский
- Лечение травами
- Растения в Библии
- Наш сайт: Азбука садовода
- Фотовикторина. Растения в Библии
Комментировать