Прагматизм

Литература по теме

Прагмати́зм

1) образ поведения, жизненная позиция, основанная на утилитарных, практических интересах;
2) трезвый расчёт, мотив к деятельности, подразумевающей практическую выгоду.

Допускается ли ли прагматизм среди православных христиан?

Признавая главной причиной творения мира Божественную благость и утверждая, что Бог есть любовь (1Ин.4:8), Церковь требует благости и любви от всех своих чад (Мк.12:29-31).

Как известно, одной из центральных особенностей подлинной христианской любви служит жертвенность. Жертвенность христианина, живущего в соответствии со своим званием и предназначением, проявляется в бескорыстной самоотдаче по отношению к Богу и ближним. Вот почему приоритетным духовно-личностным качеством последователя Христа является желание и готовность к самоотречению (Мф.16:24).

Принимая это в соображение, сознаём, что основанный на сугубо практических интересах грубый, эгоистический, мирской прагматизм является антиподом христианской любви и христианского делания.

Но значит ли это, что жизнь верующего должна быть априори чужда даже и здравого прагматизма, уместного, казалось бы, в сфере организации строительства богаделен, храмов, монастырей? Наконец, не противоречит ли правилам христианской этики прагматичный подход в деле достижения благ в земной жизни?

Из истории Ветхого Завета известно, с какими выверенными практически расчётами приступали к созданию Храма Давид и Соломон. И эта страница их жизни была отмечена Богом как благочестивая и богоугодная.

Что касается земных благ, известно, что в дохристианскую эру в качестве очевидных следствий послушания Богу и исполнения Божьего закона наряду с Небесными благами регулярно обозначались и земные: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1:19). И напротив, непослушание Богу сулило Израилю бедствия, связанные с лишением земных благ.

Новый Завет также не исключает стремления человека к некоторому благополучию, например, стремления иметь ладный дом, домовое хозяйство. Сам Спаситель, поучая апостолов, неоднократно прибегал к пояснительным иллюстрациям, заимствованным из жизни зажиточных хозяев и их слуг. И при этом далеко не всегда негативная роль отводилась хозяевам: часто бывало наоборот — порицалось нерадение слуг.

Другое дело, что учение Господа Иисуса Христа с большей ясностью и остротой, чем учение Моисея и пророков, фокусирует внимание на том, что стремление к земным благам не должно затмевать собой любовь и стремление к Богу, любовь к ближним, радость и надежду на обретение вечных нетленных Даров.

Не отрицая возможности стяжания земного благополучия, Новый Завет всё же ясно свидетельствует: путь к высшему совершенству лежит через отказ от привязанности к земному. Именно это имел в виду Спаситель, когда сказал юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Примером такой жизни служит монашеский подвиг.

Можно ли назвать прагматизмом стремление к высшим благам?

Вопрос не бесспорный. В каком-то отношении стремление христианина к вечной блаженной жизни и действительно сопоставляется со стремлением неверующего человека к земному счастью. Однако здесь нельзя не заметить существенной разницы.

Поиск земного счастья вопреки воле Божьей противоречит внутреннему содержанию человеческого естества, созданного по образу Божества. В поисках земного счастья человек нередко действует исходя из соображений греховной корысти. Такой прагматизм, конечно же, неугоден Богу и небезопасен для самого человека.

Источником подлинного счастья и блаженства является Творец. Стало быть, когда человек стремится к Богу, он вместе с тем стремится и к счастью. Такое стремление вложено в человеческое естество и не может рассматриваться как нечто богопротивное, вне зависимости от того, называют ли его прагматизмом или не называют.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka