Азбука веры Православная библиотека История Церкви История научного богословия Христианская традиция: История развития вероучения. Том 1. Возникновение кафолической традиции
проф. Я. Пеликан

Христианская традиция: История развития вероучения
Том 1. Возникновение кафолической традиции

Источник

Том II

Содержание

Предисловие митрополита Минского и Слуцкого Филарета

Предисловие автора

Некоторые определения 1. Praeparatio Evangelica Истинный Израиль Христианская полемика с классической мыслью Торжество богословия Чаяния народов 2. Вне основного потока Разделение Закона и Евангелия Системы космическою искупления Новое пророчество Критерии апостольской преемственности 3. Вера кафолической Церкви Апокалиптическое видение и его трансформация Сверхъестественный порядок Смысл спасения Церковь и средства благодати 4. Тайна Троицы Христос как божественный Христос как сотворенный Христос как единосущный Три и Один 5. Личность Богочеловека Предпосылки христологического учения Альтернативные богословия Воплощения Догмат о двух природах во Христе Продолжение спора 6. Природа и благодать Состояние христианской антропологии Парадокс благодати Благодать и совершенство Природная данность и восполняющий дар 7. Православный консенсус Ubique, semper, ab omnibus Кафолическое православие на Востоке Православное кафоличество на Западе  

 
Предисловие митрополита Минского и Слуцкого Филарета

Настоящее издание русского перевода пятитомного исследования Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971–1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского проекта «Христианское богословие. XX век» Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и Культурного центра «Духовная библиотека».

Я. Пеликан – выдающийся современный знаток христианства разных эпох. Он глубоко изучил древнее святоотеческое наследие Востока и Запада и исследовал его сложные отношения с классической мыслью и культурой. В то же время предметом его научного интереса были и великие теологические синтезы Средневековья, а также эволюция христианской доктрины в период Реформации и позднее вплоть до XX столетия.

Особый вклад ученого состоит в том, что он смог донести до западного читателя сложное и богатое наследие восточно-христианской традиции, все еще недостаточно хорошо известной за пределами православных церквей. В этом ему помогли русские богословы как дореволюционной эпохи, так и работавшие в эмиграции, труды которых он, знаток многих языков, в том числе и славянских, читал в оригинале.

Именно эти поистине энциклопедические знания и способность следить за ходом христианской истории, сопоставлять и сравнивать различные направления богословской мысли внутри церковных общин делают предлагаемое читателю исследование Пеликана столь значимым и полезным для всякого, изучающего христианское вероучение.

Настоящий том труда Я. Пеликана посвящен первым шести векам христианства – историческому периоду, в который были сформулированы и соборно утверждены основные догматы церковной веры. Это также эпоха древних Отцов, наследие которых поныне остается одним из источников и непревзойденным образцом христианского богословия.

Эта книга адресована не только тем, кто изучает историю Церкви и богословия, но также философам, религиоведам и широкому кругу специалистов-гуманитариев. Председатель Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

: Cor ad cor loquitur

Сердце с сердцем говорит

Девиз на гербе кардинала Ньюмана

Veni Creator Spiritus

Приди, Дух Творящий

Эпитафия Адольфу фон Гарнаку

Предисловие автора

Книгой «Возникновение кафолической традиции» начинается публикация моей истории христианского вероучения, которую я надеюсь завершить в пяти томах в следующем десятилетии. В данном томе я имел целью описать развитие того, во что христианская Церковь верила, чему учила и что исповедовала между 100 и 600 годами. Второй том «Христианской традиции» охватит историю христианского вероучения в ее греческой, сирийской и древнерусской формах с 600 по 1700 год (хотя, строго говоря, то, что касается «нехалкидонских» церквей, относится к периоду до 600 года) и будет называться «Дух восточного христианства». В книге «Развитие средневекового богословия» я расскажу о христианском учении в латинской церкви с 600 по 1300 год. Четвертый том, также посвященный Западу, будет называться «Реформация церкви и догматы: 1300–1700». В последнем томе «Христианское вероучение и современная культура» я планирую опять свести вместе Восток и Запад, поскольку они снова оказались в общей ситуации.

Итак, «Христианская традиция» – это пятитомное произведение с единой концепцией, определяющей его композицию и организацию материала. При этом каждый том задуман как самостоятельная книга, которую можно воспринимать независимо от других. Если, например, изучающий средневековое искусство или политику эпохи Реформации хочет познакомиться с вероучительными основаниями предмета своего исследования, он может воспользоваться соответствующим томом. Каждый том имеет свое название и, надеюсь, свою собственную ценность. В то же время работа в целом направлена на выполнение дерзкой, но необходимой задачи: показать развитие христианского вероучения от времени его возникновения до XX века. Как автор статей и даже целых монографий на темы, которым в этом труде посвящены одно-два предложения, я прекрасно понимаю опасность подобного предприятия. Но это понимание отступает перед убеждением, которое я разделяю с сэром Стивеном Рансименом. «что высший долг историка – писать историю. То есть пытаться отразить в едином последовательном описании наиболее значимые события и движения, повлиявшие на человеческие судьбы. Автора, достаточно опрометчиво предпринявшего эту попытку, не следует критиковать за столь амбициозный проект, каких бы упреков он ни заслуживал за недостаточную подготовленность или неубедительность своих результатов» («А History of the Crusades»).

Этот том основан на изучении первоисточников на языках оригиналов – греческом, сирийском и латинском. Для указания на цитируемые источники я разработал систему ссылок на полях; надеюсь, она послужит и интересам ученого, и потребностям учащегося и в то же время не будет навязывать научный аппарат читателю, которого примечания еще или уже не интересуют. Конечно, я сверялся и с переводными источниками, чувствуя себя вправе примирить или когда необходимо, исправлять их. Книга многим обязана и тем исследованиям, которые приведены в библиографии. При этом я отдал предпочтение книгам, из которых много почерпнул сам, а также книгам, которые будут полезны читателям на следующем уровне специализации.

Памятуя о читателе, я старался – даже когда использование технических богословских терминов было неизбежно – давать им определение при первом же их появлении; эти определения можно найти, обратившись к указателю. В указатель также включены собственные имена – приводимые в тексте или в ссылках. Если пользоваться указателем и внимательно следить за изложением, то даже тот, кто не знает ни церковной истории, ни богословия, сможет ознакомиться с темой и понять ее развитие. Таким образом, я стремлюсь удовлетворить потребности двух групп читателей, адресуя эту книгу, во-первых, тем, кто изучает богословие и историю Церкви и кого интересует история христианского вероучения, потому что она христианская; и, во-вторых, тем, кто изучает интеллектуальную историю и потому интересуется историей христианского вероучения, так как оно содержит значимые и влиятельные идеи. Будучи одновременно историком идей и историком Церкви, я надеюсь, что представители обеих групп смогут прочесть эту книгу и извлечь для себя пользу. Я хотел бы поблагодарить всех, кто помог мне в моей работе, но некоторых я просто обязан здесь упомянуть: моего Doktorvater Вильгельма Паука, ученика Адольфа фон Гарнака и моего учителя; моих студентов, изучавших историю вероучения на протяжении почти четверти века и бывших свидетелями развития данной интерпретации; Национальный фонд гуманитарных наук, который предоставил мне грант, позволивший проделать эту работу; издателей моих предыдущих работ, которые дали мне разрешение их цитировать; коллег в различных университетах, особенно Даниэля Дж. Борстина, с которым я обсуждал концепцию работы в целом; слушателей и читателей, в том числе анонимных, чья оценка и критика заставили меня улучшить книгу; и, наконец, г-жу Маргарет Шульце, моего бывшего секретаря и помощника-редактора, которая вела этот проект почти до самого его завершения.

Первоисточники

Авторы и тексты


Act.Archel. Деяния Архелая
Aesch.Eww. Эсхил.Евмениды
Alex.Tom. Александр Александрийский. Томос
Ambr. Амвросий Медиоланский
Ер. Послания
Exs. Sat. ОкончинебратаСатира [De excessu fratris sui Satyri]
Fid. О вере [Defide]
Luc. Толкование на Евангелие от Луки
Ps. Толкование на Псалмы
Ps. 118 Толкование на Псалом 118
Ambrosiast. Амвросиаст
1 Соr. Толкование на I Послание к Коринфянам
Rom. Толкование на Послание к Римлянам
Ammon.Joh. Аммоний Александрийский.Толкование на Евангелие от Иоанна
Amph. Амфилохий Иконийский
Ep.syn. Соборное послание
fr. Фрагменты
Нот. Гомилии
Mesopent. Слово на Преполовение Пятидесятницы [OratioinMesopentecosten]
Anast.S.Hod. Анастасий Синаит.Путеводитель [Hodegus]
Ans.Cur.d.h. Ансельм Кентерберийский.Почему Бог стал человеком [Curdeushomo]
Apoll. Аполлинарий Лаодикийский
Fid.inc. О вере и воплощении [Defideetincamatione]
Fid.sec.pt. Подробное исповедание веры [Fidessecundum partem;]
fr. Фрагменты
Ar. Арий Александрийский
Ep.Alex. Послание к Александру
Ep.Eus. Послание к Евсевию
Arnob.Nat. Арнобий Сиккийский.Против язычников
Asc.Is. Вознесение Исаии
Ath. Афанасий Александрийский
Apol.Const. Апология к Константину
Apol.sec. Вторая апология против ариан
Аr. Слова против ариан
Dear. О постановлениях Никейского собора
Dion. О мнениях Дионисия
Ep.Aeg.Lib. Послание к епископам Египта и Ливии
Ep.Afr. Послание к африканским епископам
Ep.fest. Праздничные послания
Ep.Serap. Послания к Серапиону
Fug. Апология бегства [Apologia defugasua]
Gent. Слово против язычников [Contragentes]
Inc. О воплощении Слова
Syn. О соборах в Аримине и Селевкии
Тот. Томос к антиохийцам
V.Ant. Житие Антония [Vita Antonii]
Ps.Ath. Псевдо-Афанасий
Apoll. О воплощении против Аполлинария
Аг. 4 Четвертое слово против ариан
Exp.fid. Изложение веры [Expositio fidei]
Athenag. Афинагор Афинский
Leg. Прошениезахристиан [Legatio pro Christianis]
Res. О воскресении мертвых
Aug. Августин Гиппонский
Anim. О душе и ее происхождении [Deanimaateiusorigine]
Bapt. О крещении против донатистов
Civ. ОградеБожием [De civitate dei]
Conf. Исповедь
Corrept. Обупрекеиблагодати [De correptione et gratia]
Doctr. christ. Охристианскомучении
Duab.anim. Одвухдушахпротивманихеев [De duabus animabus contra Manichaeos]
Enchir. Энхиридион
Ер. Письма
Ep.fund. Против послания манихея, именуемого Основным
Ep.Joh. Толкование на IПослание Иоанна
Evjoh. Толкование на Евангелие от Иоанна
Faust. Против манихея Фавста
Fid.et.symb. О вере и символе [Defideetsymbolo]
Fort. ПротивФортуната
Gen. ad. litt. ОкнигеБытиябуквально [De Genesi ad litteram]
Gest. Pelag. ОдеянияхПелагия [De gestis Pelagii]
Grat. Облагодати [Degratia]
Grat. Christ. О благодати Христовой [DegratiaChristi]
Haer. О ересях
Jul. Против Юлиана
Jul.op.imperf. Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение [Contrasecundam Julianiresponsionem opusimperfectum]
Mag. Обучителе [De magistro]
Mor. Manich. О нравах манихеев
Nat.bon. О природе блага против манихеев [DenaturabonicontraManichaeos]
Nat.et.grat. О природе и благодати [DenaturaetGratia]
Nupt.et.concup. Обракеивожделении [De nuptiis et concupiscentia]
Parm. Против послания Пармениана
Ресс.merit. О воздаянии и отпущении грехов [Depeccatorum mentisetremission]
Pecc. orig. Опервородномгрехе [De peccato originali]
Pelag. Против двух посланий пелагиан
Рerf.just. О совершенстве человеческой праведности [Deperfectionejustitiae bominis]
Persev. О даре пребывания [в добре]
Petil. Против писаний Петилиана
Praed.sanct. О предопределении святых [Depraedestinationesanctorum]
Ps. Толкование Псалмов
Retract. Пересмотры [Retractationes]
Serm. Проповеди
Soliloq. Монологи
Spir. et. litt. Одухеибукве [De spiritu et littera]
Trin. ОТроице
Vera. relig. Обистиннойрелигии [De vera religione]
Bab.Un. Бабай Кашкарский.О соединении
Ват. ПосланиеВарнавы
Bas. Василий Кесарийский
Ер. Послания
Еип. Против Евномия
Нот. Гомилии
Spir. О Святом Духе
Ps.Bas.Eun.4 Псевдо-Василий.Четвертая книга против Евномия
Bed.Н.е. Беда Достопочтенный.Церковная история
Boeth. Боэций
Cons. Утешение философией
Divin. Могут ли Отец, Сын и Святой Дух сказываться о Божестве субстанциально
Eut. Против Евтихия и Нестория
Fid. cath. Окафолическойвере [De fide catholica]
Herm.sec. Комментарий [второй] на книгу Аристотеля «Об истолковании» [InlibrumAristotelis neplipfieveiaq editiosecunda]
Trin. ОТроице
Bon.II.Ep. Caes.Arel. Бонифаций II.Послание к Кесарию Арелатскому
Caes. Arel.Grat. Кесарий Арелатский.О благодати
Cassian Иоанн Кассиан
Coll. Собеседования [Collationes]
Nest. О воплощении Господа против Нестория
Cassiod.Inst.div. Кассиодор.Об изучении наук божественных и человеческих
CAraus.(529) Оранжский собор [Concilium Arausicanum]
Сап. Каноны
Def.fid. Вероопределение [Definitiofidei]
CChalc.Ac. Халкидонский собор.Деяния
ССР(553) II Константинопольский собор
Anath. Анафематизмы
Сап. Каноны
Sent. Изречения
CEph.(431) Эфесский собор
Act. Деяния
Anath. Анафематизмы
Ер.Cael. Послание Целестина
Gest. Orient. Деяния Восточных [епископов] [GestaOrientaliuт]
CTrull.Сап. Трулльский собор.Каноны
Chrys.zc. Иоанн Златоуст.О священстве [Desacerdotio]
Cic.Div. Цицерон.Одивинации
1Clem. I Послание Климента
2Clem. II Послание Климента
Clem. Климент Алесандрийский
Exc. Thdot. Извлечения из Феодота
Paed. Педагог
Prot. Увещание к эллинам [Протрептик]
Q.d.s. Кто из богатых спасется
Str. Строматы
Clem.Recogn. Климентины-Узнавания [ClementineRecognitions]
Comm.Instr. Коммодиан.Наставления
Const.Or.s. с. Константин I.Слово к собранию святых [Oratiоadsanctorum coetum]
Const.App. Апостольские постановления
Cypr. Киприан Карфагенский
Domin.orat. ОмолитвеГосподней [De dominica oratione]
Donat. К Донату о благодати Божией
Ер. Письма
Laps. О падших
Test. Свидетельства против иудеев
Unit.eccl. О единстве Церкви [Deunitateecclesiae]
Суг. Кирилл Александрийский
ApoLThdt. Апология против Феодорита
Chr.un. ЧтоодинХристос [Quod unus sit Christus]
1 Cor. Толкование паIПосланник к Коринфянам
Dial.Trin. Диалоги о Троице
Ер. Посгания
Ер.Nest. Посгания к Несторию
Inc.unigen. О вопющенииЕдинородного [Deincamatione unigeniti]
Is. Тлкование на Исаию
Joh. Толкование на Евангелие от Иоанна
Luc. Толкование на Евангелие от Луки
Thds. К Феодосию
Cyr.H.Catech. Кирилл Иерусалимский.Огласительные поучения
Сjyr.S.Sab. Кирилл Скифопольский.Житие Саввы
Dant.Inf. Данте Алигьери.Ад
Didym. Дидим Александрйиский
Spir. О Святом Духе
Trin. О Троице
Did. Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
Diogn. Послание к Диогнету
Dion.Ar. Псевдо-Дионисий Ареопагит
С.h. О небесной иерархии
D.п. О Божественных именах
Ер. Письма
E.h. О церковной иерархии
Myst. О мистическом богословии
Dion. Hal.Ant. Rom. Дионисий Галикарнасский.Римские древности
Ephr. Ефрем Сирин
Carm.Nis. Нисибийские поэмы [CarminaNisibena]
Semi. Проповеди
Epiph.Haer. Епифаний Кипрский (Саламинский).Против восьмидесяти ересей (Панарион)
Eus. Евсевий Кесарийский
Е. th. Церковное богословие
Ер.Caes. Послание к народу Кесари
Н.е. Церковная история
Р. е. Евангельское приготовление[Praeparatioevangelica]
V.С. ЖизньКонстантина [De vita Constantini]
Eust.Mon.Ер. Евстафий Монах.Послание о двух природах против Севира
Euther.Confut. Евферий Тианский.Опровержения
Еu.Phil. Евангелие Филиппа [Evangelium Philippi]
Ev.Thos. Евангелие Фомы [Evangelium Thomae]
Ev.Ver. Евангелие истины [Evangelium Veritatis]
Evagr.Н.е. Евагрий.Церковная история
Faust.Rei.Gratf. Фавст Регийский.О благодати
Ps.Fel.Ер.Petr.Full. Псевдо-Феликс. Письмо Петру Суконщику
Fulg-Ep. Фульгенций Руспийский.Письма
Gennad.Vir.ill. Геннадий.О замечательных мужах [Devirisillustribus]
Gr.M. Григорий Великий [Gregorius Magnus]
Ер. Письма
Dial. Диалоги
Ev. ГомилиинаЕвангелия [In evangelia homiliae]
Ezech. Гомилиина Иезекииля
Моr. Нравственные толкования на книгу Иова
Past. Пастырское правило
Gr.Naz. Григорий Назианзин
Сагт. Стихотворения [Carmina]
Ер. Письма
Or. Слова
Gr.Nyss. Григорий Нисский
Anim.et.Resurr. Одушеивоскресении [De anima et resurrectione]
Apoll. ПротивАполлинария
Ер. Письма
Еип. Против Евномия
Maced. Противмакедониан
Or. catech. Большоеогласительное слово
Tresdii О том, что нет трех Богов [Quodnonsinttresdii]
V. Масг. О жизни Макрины [DevitaMacrinae]
V.Mos. О жизни Моисея [DevitaMosis]
Gr.Presb.V.Gr.Naz. Григорий Пресвитер.Жизнь Григория Назианзина [DevitaGregoriiNazianzeni]
Herm. Ерм
Mand. Заповеди
Sim. Подобия
Vis. Видения
Hier. Иероним [Hieronymus]
Ер. Письма
Нот.Orig.inLuc Гомилии Оригена на Евангелие от Луки
Jovin. Против Иовиниана
Pelag. Против Пелагия
Rufin. Против Руфина
Vigil. Против Вигилантия
Vir. ill. Озамечательныхмужах [De viris illustribus]
Hil. Иларий Пиктивийский
Const. К Констанцию Августу
Ps. Толкование псалмов
Syn. О соборах [Desynodis]
Trin. О Троице
Hipp. Ипполит Римский
Antichr. Об Антихристе
Dan. Толкование на Даниила
Наег. О ересях
Noet. Против Поэта
Trad. ар. Апостольское предание
Ногт. Ер. Гормизд.Послания
Ign. Игнатий Антиохийский
Eph. Послание к Ефесянам
Mag. Послание к Магнезийцам
Phil. Послание к Филадельфийцам
Rom. Послание к Римлянам
Smym. Послание к Смирнянам
Trail. Послание к Траллийцам
Ildef.Vir.ill. Ильдефонс Толедский.О замечательных мужах[Devirisillustribus]
Iren. Ириней Лионский
Dem. Доказательство апостольской проповеди [Demonstratioapostolicae praedicationis]
fr. Фрагменты
Haer. Против ересей
Jac.Bar.Ep. Яков Барадей.Письма
Joh.Ant.Ер. Cyr. Иоанн Антиохийский.Послания к Кириллу
Joh.D. Иоанн Дамаскин
F. О православной вере
Haer. О ересях
Jos. Иосиф Флавий
Ant. Иудейскиедревности
Ар. Против Апиона
Jul. Император Юлиан
Caes. Кесари
Ер. Письма
Gal. Против Галгилеян
Just. Иустин Мученик
1Apol. Первая апология
2Apol. Вторая апология
Dial. Диалог с Трифоном-иудеем
Justn. Юстиниан I
Conf. Исповедание истинной веры против трех глав
Ер.Thdr.Mops. Послание против Феодора Мопсуестийского
Monoph. Против монофизитов
Or. Против Оригена
Sev. Священные постановление против севериан
Juv.Sat. Ювенал. Сатиры
Lact .Inst. Лантанций. Божественные установления
Leo М. Лев Великий [Leo Magnus]
Ер. Послания
Serm. Проповеди
Тот. Томос
Leont.B. Nest.et Eut. Леонтий Византийский. Против несториан и евтихиан
Ps.Leont.B.Sect. Псевдо-Леонтий Византийский. О сектах
Leont.H.Aferf. Леонтий Иерусалимский. Против несториан
Mar.Vict.Ar. Марий Викторин. Против Ария
Marc.fr. Маркелл Анкирский. Фрагменты
М. Polys. Мученичество Поликарпа
Mel.fr. Мелитон Сардийский. Фрагменты
Meth. Мефодий Олимпийский
Res. О воскресении мертвых
Symp. Пир десяти дев
Ps.Meth.Palm. Псевдо-Мефодий. Слово в неделю Ваий
Min.Fel.Orf. Минуций Феликс. Октавий
Nest. Несторий Константинопольский
Baz. Трактат Гераклида Дамасского
Capit. Главы
Ер. Cael. Послание к Целестину
Ер. Cyr. Послание к Кириллу
fr. Фрагменты
Hist. История
Нот. inHeb. 3:1 Гомилия на Евреев 3:1
Null. det. Нет ничего хуже [ NullaDeterior]
Serm. Проповеди
Serm.Theot. Проповеди о Богородице
Nov.Trin. Новациан. О Троице
Optat.Donat. Оптат Милевский. Против донатиста Пармениана
Or. Ориген Александрийский
Cant. Толкование наПеснь Песней [ Commentarius in Cantica Canticorum]
Cels. Против Цельса
Ex. Гомилии на книгу Исход
Is. Гомилии на Исаию
Joh. Толкование на Евангелие от Иоанна
Jos. Гомилии на книгу Иисуса Навина
Lev. Гомилии на книгу Левит
Luc. Гомилии на Евангелие от Луки
Matt. Гомилии на Евангелие от Матфея
Orat. О молитве [De oratione]
Princ. О началах
Rom. Толкование на Послание к Римлянам
Ov.Met. Овидий.Метаморфозы
Pass.Perp. Мученичество Перпетуи и Филицитаты
Paul.Ant.Ep.syn. Павел Антиохийский.Соборное послание
Paul.Sil.SopA. Павел Силентиарий.Святая София
Pelag.Rom. Пелагий.Толкование на Послание к Римлянам
Petr.Lomb.Sent. Петр Ломбардский.Сентенции
Ph.Qu.om.pr. lib. Филон Александрийский.О том, что каждый праведный человек свободен [Quodomnisprobuslibersit]
Philox. Филоксений Мабугский
Нот. Гомилии
Inc. О воплощении
Trin. О Троице
Phot.Cod. Фотий Константинопольский.Кодексы
Pist.Soph. Пистис София
Рl. Платон
Leg. Законы [Leges]
Ti Тимей
Plin.HN. Плиний Старший.Естественная история
Рlin.Ep. Плиний Младший.Письма
Procl.Arm. Прокл Константинопольский.Томос к армянам
Prosp. Проспер Аквитанский
Auct. Суждения предшествующих епископов Апостольского престола о благодати Божией и свободном произволении [Praeteritorumepiscoporum sedisapostolicae auctoritatesdegratiadeietliberovoluntatisarbitrio]
Coll. Против Собеседника [Contracollatorem]
Ep.Aug. Письмо Августину
Ep.Ruf. Письмо Руфину
Resp.Gall. Ответы на Главы возражений Галлов-клеветников
Resp.Gen. Ответы в защиту Августина на избранные цитаты генуэзцев
Resp.Vine. Ответы на Главы Викентиевых возражений
Sent. Сборник изречений, извлеченных из сочинений св. Августина [Liber sententiarum ex operibus S. Augustini delibatarum]
Vocat. О призвании всех народов [Devocatione omniumgentium]
Radb.Corp. Пасхазий Радберт.О те,ге и крови Господних [Decorporeetsanguine
Domini]
Ratr.Corp. Ратрамн.О теле и крови Господних [Decorporeetsanguine Domini]
Rufin.Symb. Толкование на Апостольский символ [Commentariusin Symbolum apostolorum]
Sacr.Gelas. Сакраментарий папы Геласия
Scot.Er.Praed. Иоанн Скот Эриугена.О предопределении
Serv.Lup.Ep. Серват Луп.Письма
Sev.Ant. Севир Антиохийский
Ер. Письма
Ер.Thds. Письмо Феодосию Александрийскому
Socr.Н.е. Сократ Схоластик.Церковная история
Soz.Н.е. Созомен. Церковная история
Suet.Tib. Светоний.Тиберий
Sulp.Sev.Mart. Сульпиций Север.Житие Мартина
Symb.Ant. Антиохийский символ [SimbolumAntiochenum]
Symb.Ath. Символ Афанасия [Simbolum Athanasianum]
Symb.Chal. Халкидонский символ [SimbolumChalcedonense]
Symb.Nic.(325) Никейский символ [Simbolum Nicaenum]
Symb.Nic.-CP Никео-Константинопольский символ [SimbolumNicaeno-Constantinopolitanum ]
Syn.Sel. (585) Собор в Селевкии-Ктесифоне
Syn.Carth. (418) Карфагенский собор
Tat.Or. Татиан.Речь прошив эллинов
Tert. Тертуллиан
Anirn. Одуше [De anima]
Apol. Апология
Bapt. О крещении
Cam. ОплотиХриста [De came Christi]
Castit. О поощрении целомудрия
Соrоп. Овенце [De corona]
Cult.fern. О женском убранстве [Decultufeminarim]
Fug. О бегстве во время гонений [Defugainpersecutione]
Hermog. Против Гермогена
Idol. Об идолопоклонстве
Jejun. О посте [Dejejunio]
Jud. Против иудеев [AdversusJudaeos]
Marc. Против Маркиона
Monog. О единобрачии
Nat. Кязычникам
Or at. Омолитве [De oratione]
Paenit. О покаянии
Praescrip. О прескрипции (против) еретиков
Рrах. Против Праксея
Pudic. О стыдливости [Depudicitia]
Res. О воскресении
Scap. К Скапуле
Scorp. Скорпиак
Sped. О зрелищах
Test.anim. О свидетельстве души [Detestimonio animae]
Virg.vel. О девичьих покрывалах [Devirginibus velandis]
Ps.Tert.Haer. Псевдо-Тертуллиан.Против всех ересей
Thdr.Mops. Феодор Мопсуестийский
Col. Толкование на Послание к Колосянам
Eph. Толкование на Послание к Ефесянам
fr. Фрагменты
fr.inc. Фрагменты о воплощении
Gal. Толкование на Послание к Галатам
Gen. Толкование на книгу Бытия
Нот.catech. Огласительные слова
Joh. Толкование на Евангелие от Иоанна
Ресс.Orig. О первородном грехе [Depeccatooriginale]
Phil. Толкование на Послание к Филиппийцам
Ps. Толкование на псалмы
1Tim. Толкование на I Послание к Тимофею
Thds.Al. Феодосий Александрийский
Ер. Письма
Or. Слова
Thdt. Феодорит Киррский
Егап. Диалог «Эранист» [Eranistes]
Н.е. Церковная история
Theoph.Autol. Феофил Антиохийский.Три книги к Автолику
Morin Morin, G., ed.Sancti Caesarii arelatensis Opera omnia nuncprimum in unum collecta. Maredsous, Belgium, 1937–1942.
Moxon Moxon, R.S., ed. Vincent of Lerins.Commonitorium. Cambridge, 1915.
Mynors Mynors, R.A.B., ed. Cassiodorus.Institutionis. Oxford, 1937.
Nairn Nairn, J. A., ed.“De sacerdotio ”of St John Chrysostom. Cambridge, 1906.
Opitz Opitz, H.G. et al., eds.Athanasius’ Werke. Berlin, 1934-.
PG Patrologia graeca. Paris, 1857–66.
Pitra Pitra, J.B., ed.Analecta sacra spicilegio solesmensiparata. Paris, 1876–91.
PL Reischl-Rupp Patrologia latina. Paris, 1878–90. Reischl, W.k., and Rupp, L., eds. Cyril of Jerusalem.Opera. Munich, 1848–60.
SC Sources chretiennes. Paris, 1940-.
Schaff Schaff, P., ed.Creeds of Christendom. 6th ed. New York, 1919.
Schmitt Schmitt, F.S., ed.Sancti Anselmi opera omnia. Seckau, Rome, Edinburgh, 1938–61.
Souter Souter, A., ed. Pelagius.Expositions of the Thirteen Epistles of St Paul
ST Cambridge, 1922–31.Studi e testi. Rome, 1900-.
Swete Swete, H.B., ed. Theodore of Mopsuestia.Commentary on the Epis ties of St Paul. Cambridge, 1880–82.
TU Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur.
Weyer Weyer, H., ed. Novatian.De Trinitate. Dusseldorf, Leipzig, 1882–1962..
Wilson Wilson, R.M., ed.The Gospel of Philip. New York, 1963.


Источник: Христианская традиция : История развития вероучения / Я. Пеликан: в 2 томах. / Том 1. Возникновение кафолической традиции (100-600). 2007. – 376 с. ISBN 5-94270-047-8

Комментарии для сайта Cackle