Азбука веры Православная библиотека святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь–Декабрь

Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь

Источник

ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь

«Дх҃а не бꙋ́детъ мѝ лга́ти на свѧта́го»

Слова св. Димитрия Ростовского

Содержание

От издателя

Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым»

К «Святым южных Славян»

К «Святым подвижницам Восточной Церкви»

1-го числа Начало Нового Года Праздник Обрезания Господня Память Св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Св. мученика Василия, пострадавшего в Анкире в 362 году 2-го числа Св. Сильвестра, папы Римского Память преп. Сильвестра Печерского Преставление праведной Иулиании лазаревской Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Феогена Св. Феодоты матери бессребреников и чудотворцев Козьмы и Дамиана Преп. Аммона жившего в начале V века Преп. Макария 3-го числа Память св. пророка Малахии Память св. мученика Гордия 4-го числа Собор св. Семидесяти апостолов Память преп. Феоктиста † Преставление св. Евстафия, архиепископа Сербского † Страдание св. Онуфрия Св. мученика Зосимы, пустынника Киликийского, и Афанасия Коментарисия 5-го числа Свв. мучч. Феопемпта, епископа Никомидайского, и Феоны Волхва † Память преп. Синклитикии † Св. Аполлинарии, девицы † Св. Талиды и Таоры Св. пророка Михея (1-го) Св. преподобномуч. Романа, жившего в конце XVII столетия в Карпениси, в Морее † Св. Домнины 6-го числа Святое Богоявление Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 7-го числа Собор св. Предтечи и Крестителя Иоанна Перенесение Десные руки Крестителя из Антиохии в Константинополь 8-го числа Преподобного Георгия Хозевита † Память св. Доминики и Мавры † Преподобного Григория Печерского † Страдание святого Исидора и других с ним † Св. Григория, епископа Болгарского Свв. мучч. Иулиана и Василисы и прочих с ними 9-го числа Свв. мучч. Полиевкта и Неарха Св. Петра, епископа Севастийского Память св. пророка Самея (3Цар.12 гл.), и преп. Евстратия чудотворца, скончавшегося 821 года † Память св. Филиппа, митрополита Московского 10-го числа Св. Григория Нисского, и сестры его Феозевии (Феозвы) Память преп. Маркиана † Память преп. Павла Обнорского (Комельского) 11-го числа Преп. Феодосия Великого, общему житию начальника Преп. Михаила Клопского Празднование Елецкой иконе Божией Матери, в г. Ельце 12-го числа Св. мученицы Татианы и иже с нею † Преставление преп. Мартиниана Белозерского † Память преп. Галактиона Память св. Саввы, Архиепископа сербского Преп. Феодоры Александрийской 13-го числа Св. муч. Ермила и Стратоника Белоградских Св. Иакова Низибского † Память преп. Иринарха Ростовского † Преставление преподобного Елеазара Анзерского 14-го числа Преп. отец, в Синае и Раней избгенных ...Св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии 15-го числа Преподобного Павла Фивейского Преп. Иоанна Кущника Память преп. Гавриила Лесновского и Прохора Пшинского 16-го числа Поклонение Честных Вериг св. Апостола Петра † Преп. Ромила (Ромула) † Память священномуч. Дамаскина Габровского Блаженного Максима Тотемского 17-го числа Преп. Антония Великого † Память преподобного Антония Дымского † Память преп. Антония Краснохолмского † Память преп. Антония Чернозерского 18-го числа Св. отцов Афанасия и Кирилла Александрийских Память блаж. Максима, митрополита Угровлахийского 19-го числа Преподобного Макария Египетского Преподобного Макария Александрийского (Римского) Преп. Арсения Керкирского (Корцирского) Св. мученицы Евфрасии Память преп. Макария Печерского † Преставление блаженного Феодора Юродивого 20-го числа Преп. Евфимия Великого Св. мученик Инны, Пинны и Риммы (Енена, Нирена и Пня) Преп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника Печерских Преподобной Вассы 21-го числа Преп. Максима Исповедника Св. мученицы Агнии † Память преп. Максима Грека Ватопедской иконы Богоматери, прославленной в VIII веке 22-го числа Св. Апостола Тимофея Преп. Анастасия Персянина Память преп. Анастасия иеродиакона Печерского † Преставление преп. Макария Жабынского Память св. мучеников Мануила, Георгия, Петра, Парода и других 23-го числа Св. священномученика Климента, епископа Анкирского Св. Павлина милостивого, епископа Ноланского Воспоминание Шестого Вселенского Собора, бывшего в 680 году † Преставление преп. Геннадия Любимского 24-го числа † Преп. Евсевии, переименовавшейся Ксении † Св. Иоанна, мученика Казанского 25-го числа Св. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского Св. муч. Фелицаты и семи её сыновей † Св. Моисея, архиепископа Новгородского Праздник в честь иконы Пресв. Богородицы Утоли моя печали 26-го числа Преподобных Ксенофонта и Марии и сыновей их Иоанна и Аркадия † Преп. Павлы, подвижницы Палестинской 27-го числа Перенесение мощей св. Иоанна Златоустого Св. Новомученика Димитрия 28-го числа Препод. Ефрема Сирина † Преставление преп. Ефрема Новоторжского † Воспоминание о св. Ефреме, митрополите Переяславском † Преставление преп. Феодосия Тотемского Преп. Исаака Сирина, епископа Ниневии († в конце VII века) 29-го числа Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца † Память о преп. Лаврентии, затворнике Печерском и епископе Туровском † Воспоминание о епископах Пермских Герасиме, Питириме и Ионе 30-го числа Собор трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Св. Ипполита, папы Римского, и других с ним † Память о св. Петре, царе Болгарском 31-го числа † Св. Никиты, епископа Новгородского Св. чудотворцев и безмездных врачей Кира и Иоанна Мученицы Афанасии и трёх её дщерей – Феоктисты, Феодосии и Евдокии Св. мучеников Викторина, Виктора, Клавдия, Диодора и Папия  

 
От издателя

Многие любители церковно-исторических сочинений покойного Преосвященного Филарета Черниговского выражали желание иметь произведения «Русские Святые», «Святые южных Славян» и «Подвижницы Восточной Церкви» в одном своде, с присовокуплением сведений, по дням месяцев, и о не упомянутых им святых Православной Церкви по Четьим Минеям святителя Димитрия Ростовского и по Прологам. В настоящем издании сделана попытка к такому своду, причём в выборе имён святых, не упомянутых Филаретом, руководствовались Месяцесловом церковным, помещаемым при Следованной Псалтири. Для полноты свода приложены и сведения о праздниках Господских и Богородичных по труду протоиерея Дебольского: «Дни Богослужения Православной Церкви», откуда взяты дословно и сведения о многих святых.

Творения Филарета означены знаком †, в отличие от других писателей.

Издание снабжено многими изображениями, поясняющими предмет рассказа и представляющими часто копии с достовернейших икон святых. Они сделаны г. академиком Ф.Г. Солнцевым и составляют собственность издателя. Издатель считает нужным предупредить, что за всякие заимствования как текста, так и рисунков из настоящего издания, сверх положенного законами о печати, он будет преследовать по закону.

Вслед за настоящим предисловием помещены также и «предисловия» Преосвященного Филарета к упомянутым выше произведениям его. Эти предисловия всего лучше поясняют и пользу «Житий святых», и добросовестность их автора в трудах своих.

Архиепископ Филарет

Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым»

Нет надобности много говорить о нужде приводить известность жизнь мужей и жён Русской Церкви, живших до гроба для славы имени Божия. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим.

Так прославлять святых – дело святое. Но надобно уменье совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святаго», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили Церкви Западной в борьбе её с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному.

Осуждение, произнесённое св. Церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине, показывает, что Православная Церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских.

Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны – немногими современниками, очень многие – людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно перед просвещённым умом.

Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем, известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службой правде, которую все должны уважать.

Святые признаются святыми не по произволу людей, а волей неба.

Потому надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица́, не признанного святым со стороны Церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о Российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трём спискам его: по списку Московской духовной академии и по двум спискам Московского общества истории № 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти обо всех лицах, внесённых в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

В недавнее время доставлены нам из Новгорода ещё два списка «книги, обдержащей всех Российских святых». Один из них с самыми краткими описаниями той или другой личности, а иногда с одними именами – и списан в недавнее время с известного текста. Другой «написася от Рождества Христова 1718 г. июня в 20 д.», по надписи принадлежит Отенскому монастырю, и подарен «от усердствующаго на пользу всея братии, для чтения». Этот список сходен со списком Общ. ист. № 231, но не во всём. В нём видно старание о лучших выражениях и о большей верности исторической; нередко встречаются заметки: «службы нет, но есть тропарь», или есть служба, или мощи под спудом.

Особенно это видно при описании святых «великого Новгорода». Например: «св. Лука положен бысть за св. Софиею: мощи же его обретены были в л. 7066 (1558) мар. 28 и принесены в соборную церковь св. Софии и положены в Мартириевой паперти... Св. Симеон архиепископ – положен в Мартириевой паперти подле Мартирия архиепископа, мощи под спудом». О Поликарпе Брянском: «преп. Поликарп, игумен Спасского монастыря, иже в Брянске, преставися в л. 7007 (1499) февр. в 23 д.». В Отенском списке предисловие говорит о святых: «от оных овы убо свидетельствованы соборне и памяти их св. Церковь праздновати прият летне и святые их мощи верху земли почивают всеми зримы: овы же под спудом почивают, обаче в чудесех просияша; памяти же их святей Церкви не предашася праздновати выну (чит. повсюду), но токмо идеже погребени суть святые их мощи. И службами овы убо почтени, овы же не почтени. Инии в чудесех преславно просияша, но малым некиим от жития их или от чудодейства признанием, обаче же и тии Богу угодиша и Тому единому усердно от души работаша и венцы почести от Него противу трудов своих восприяша.

Мы же зде и сих во едино собравше положихом ради летописных повествований, общия ради пользы благочестивым и православным христианам».

Этого предисловия нет в других известных нам списках. Не сомневаемся, что найдутся и другие списки «книги о Российских святых». Но и по найденным очевидно, что эта книга считалась полезной и достойной общего употребления как в Москве, так и в Новгороде, главных центрах тогдашней Русской жизни, и отзываться о ней унизительно не будет тот, кто уважает память предков.

В отклонение грешных толков сочинитель считает нужным заметить, что о Русских святых стал он собирать сведения ещё с того самого года, как вышел «Словарь о святых, прославленных в Российской Церкви». СПб. 1836, т. е. за 20 лет прежде того, как стали выходить известные «Жития святых Российской Церкви». Недоверчивому он может показать и экземпляр словаря, переплетённый тогда же с белыми листами, а теперь уже исписанными в разные времена. С того ещё времени он собирал заметки, при чтении летописей и рукописных житий, попадавшихся в разных библиотеках.

Относительно старинных житий надобно сказать, что некоторые из них были исправляемы и дополняемы не раз. Сочинитель не считает нужным каждый раз указывать на разные редакции того или другого жития, равно не указывает на все списки житий, какие случалось читать ему. Указания его всего чаще ограничиваются библиотеками такими, где можно легко каждому поверить слова сочинителя, – библиотеками Толстого, Румянцева, Царского. Это говорится с тем, чтобы отклонить несправедливые заключения, какие иной, пожалуй, поспешит дозволить себе не к чести своей особы. Напр. Каллистратово житие прав. Иулиании доставлено было сочинителю в списке, где, как заметно, сам же Каллистрат прибавил известие о некоторых посмертных чудесах.

Сочинитель повторяет ещё раз, что не считает своего труда безгрешным. Для того, чтобы составлены были жития Русских святых в возможно совершенном виде, необходимы местные исследования о них. По этому предмету он предлагал, кому следует, – издавать древние жития (но не новые) северных святых при Петербургской академии, средней России – при Московской, южной – при Киевской, восточной – при Казанской, с тем, чтобы издания сопровождались критическими исследованиями. Вследствие сего, если не ошибаемся, при Казанской академии стали издавать древние жития. Если в других местах вместо того лучшим считают заниматься чем-нибудь другим: это дело уже не нашей совести.

Из старинных житий сочинитель старался удержать все исторические черты святого или его времени. Но такие слова, каковы: «от юного возраста устранялся от детских игр», или «от юности обучашеся благочестию» и т. д. встретите почти в каждом житии, и потому ошибкой признаётся выдавать их за исторические черты, тогда как это только приёмы биографа позднего. Ошибкой считает сочинитель повторять ныне и те приёмы биографов, которые казались назидательными в своё время и которые ныне могут послужить только к соблазну. Сочинитель не считает обязательными для себя те объяснения, какие поздний биограф давал тем или другим происшествиям или его личные размышления. Житие нынешнего времени должно быть написано так, чтобы оно было поучительно и назидательно для людей нынешнего времени.

В этом убеждении сочинитель некоторые известия биографов проходил молчанием и дополнял старинные сказания такими известиями, о которых нет и намёка у древних, или размышлениями, которые вызывает позднее время.

Сочинитель искренно благодарен будет за дельные указания на недостатки труда его; а за недельные только братски пожалеет об их авторе, так как они не служили бы к чести автора; за личные мнения вступать в спор, с кем бы то ни было, он не намерен. Пусть каждый поступает по своей совести, не забывая того, что все мы должны дать отчёт всемирному Судии Господу Иисусу.

Возможное для усердия и сил одного – сделано.

Все другие принадлежности полезного описания святых не считаем мы столько важными, сколько верность правде. Потому и не касаемся их здесь, хотя и старались, по мере сил, сохранять их в своём описании.

«Аще ли в чём согрешихом, простите, а не кляните».

К «Святым южных Славян»

Набожный сочинитель житий святых Российской Церкви (СПб. 1852–1859 г.) включил в своё описание нескольких святых Славян южных, но весьма немногих, не более шести. В «Афонском патерике» (СПб. 1860 г.) описаны святые Славяне, подвизавшиеся на Афоне. Самое важное издание для истории святых Славян – «Сербляк», Белград 1861 г. Издатели говорят, что они пополнили прежнее издание «Сербляка» не только синаксарями и двумя акафистами, но и новыми службами. У них полные жития святых, известные в рукописных сербляках, заменены краткими. Для их цели это нужно; но по многим причинам надобно жалеть, что не напечатаны полные жития. О святых, живших прежде XI в., нет и помина, как и в тех двух изданиях. Итак, вот пока все печатные описания святых Славян южных.

Между тем святые южных Славян рождены и воспитаны одной и той же благодатью Христовой, которая воспитала святых христиан Греческих. Потому естественно, что некоторые из них также велики и дивны, как и великие Греческой Церкви. Как величие характеров, так величие благодати Божией, явившейся в святых Славянских, вполне достойны изучения. Для Славян изучение жизни святых Славян особенно нужно: в жизни святых Славян Евангельское благочестие приложено к условиям Славянской жизни, к тем условиям, которые редко встречаются для Грека и неизбежны для Славянина; святые Славянские – преимущественно руководители в жизни для христиан Славянских.

И как много этих небесных руководителей по земному пути! Далеко более, чем думают иные при неблизком знакомстве с предметом.

Напр., в службе св. князю Стефану Дечанскому (Белград. 1850 г.) упоминаются Дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более не известно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам.

Чтобы вписать святых Славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных Славян. А как мало ещё обработана и гражданская и церковная история южных Славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания.

Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения.

К «Святым подвижницам Восточной Церкви»

«Сияет преподобных жен сословие, яже уязвившеся любовию и добротою Христа жениха своего, во след Его текоша, последующе стопам Его Божественным. Сего ради возмездие трудов своих на небесех восприимше, с лики ангельскими и преподобных веселятся, молящеся непрестанно Христу Богу нашему, еже спастися всем нам».

(Кондак препод. жёнам).

«В царстве льдов, – говорит восторженный почитатель смелого путешественника по Альпам, – всё изменчиво: где вчера вы шли по снежной арке, перекинувшейся через пропасть, сегодня не можете пройти: арка рухнула и перед вами бездна... Идёте далее: от одного неверного глаза зависит ваша жизнь... Здесь всё зависит от крепости ваших мускулов, от силы вашей воли, от ловкости, от уменья невозможное сделать возможным, от сознательного мужества... Вот, перед вами отвесная стена в несколько сот футов, на которую надобно взобраться... И вы начинаете взлезать, заметив углубление в стене, за которое можно уцепиться пальцами; с невероятными усилиями, при помощи подкованных башмаков и подсаживаний, вы взобрались высоко и висите над бездною... Вот небольшой выступ. Вы укрепляете на нём верёвку, поднимаетесь на ноги, упираетесь ногою о выступ... Малейшее дрожание ваших мышц и – не только вы погибли, но погибли и те, которым вы помогаете взобраться по верёвке» и проч., и проч.

Воля в путешественнике энергическая! Но – тут только физическая гимнастика душевных сил, известная и язычнику.

То ли дело – борцы с духовной природой! Дух крепче скал каменных и изменчивее снежных гор. Там борьба из-за чего?.. Здесь – за вечную долю, за славу Того, Кто выше всего!.. В постепенном приближении всего человека к Богу, в поступательном возрастании „от силы в силу“ на пути нравственном – вот в чём заключается преимущество, отличающее человека от животного и необходимое для человека, как созданного по образу Божию. Без успехов в нравственности успех в науках – не успех желаемый, и лоск наружного образования (цивилизация) – не просвещение истинное. Это видно в опыте. По милости непризванных благодетелей человечества, народная нравственность падает, нищенство увеличивается, воровство, разбой, душегубство, разврат, кощунство, святотатство растут и – того гляди – общественная жизнь разразится страшной катастрофой...

Борьба нравственная – борьба столько же живительная, сколько и высокая!

И вот: кто борется и побеждает? Организация слабая, женская!

Во Христе Иисусе нет разницы между мужчиной и женщиной, в том отношении, что для всех готова небесная помощь. Но – благодать Божия, при спасении человека, не уничтожает сил его, а только исцеляет и укрепляет. Потому остаётся и разница между мужской и женской организацией спасаемых – разница, требующая неодинаковых приёмов для спасения.

Жития святых, чудных подвижниц Божиих, особенно могут быть полезны для дев и жён, ищущих спасения. Это – образцы, по которым они должны поверять жизнь свою и с которых должны брать уроки для частных своих состояний.

Да и для мужчин, которые так нередко говорят: «мы слабы», не укор ли, не улика ли во лжи дивные подвиги слабых женских организаций?..

В Русских обителях списываема была книга: «Святых жен чтение» (Опись книгам степенных монастырей № 1826).

Пишущему эти строки давно доставлено было, в Русском переводе с Французского, описание восточных дев и жён-пустынниц. Но только недавно довелось пересмотреть сочинение Мишель-Анж-Мареня. Главная мысль прекрасная! Есть хорошее и в её выполнении. Марень описывает жизнь отшельниц по местам подвигов их. Описание его полнее, чем сочинение предшественника его Виллефора: Les vies de saints solitaires. Amsterdam, 1714. И однако описание Мареня оказалось очень и очень неудовлетворительным. Не говорим о других недостатках, например, о недостатке отчётливости и близости к древнему тексту известий, Марень не знает весьма многих подвижниц Восточной Церкви.

Главный указатель на образцы подвижничества – церковная служба сырной субботы. Здесь показаны по именам великие подвижницы. В той же службе читаем ещё: «да воспоется и аще кая другая просия от жен в пощении». Потому было бы ошибкой ограничивать описание подвижниц именами, показанными в службе.

Лютер имел совесть кричать, что подвижничество девственное началось только с IV века. Но несомненно, что говорил он неправду, в угоду людским страстям и во вред христианству. Тем не менее, так как подвижницы, окончившие жизнь страдальческой смертью за веру, известны в Церкви с особым именем св. мучениц, – при обзоре св. подвижниц не будем мы говорить о житии подвижниц-мучениц.

В укор православию говорили, будто оно только подвиг поста и девства считает подвигом спасительным. Нет, христианское подвижничество, по разумению православия, не так тесно, как говорили не понимавшее ни православия, ни подвижничества.

Обозрение св. подвижниц Востока оканчивается X веком потому, что подвиги подвижниц последующего времени скрываются в недоступных Греческих рукописях.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle