24-го числа
† Преп. Евсевии, переименовавшейся Ксении
Св. Евсевия-Ксения
В старом Риме был знаменитый сенатор и добрый христианин. У него была одна дочь – Евсевия, дорогая для него, как глаз248. Когда достигла она возраста, вельможа и сенатор просил родителей Евсевии выдать дочь за сына его. После семейного совета, обручили Евсевию с благородным юношей, равным ей по знатности рода и богатству. Назначен был и день для брака. Но девушка, полная святой любви, желала уневеститься Небесному Жениху, Христу Господу. Это желание скрывала она от родителей, так как знала, что если бы узнали они о её намерении никак не допустили бы исполниться желанно её. Она была у них одна наследница богатства их, и они желали иметь утешение во внуках. У Евсевии были две верные служанки, жившие при ней с детского её возраста, усердные и преданные ей. Им открыла она свою душу; получив от них обещание быть верными ей до смерти, она сказала, что ни за что не согласится она вступить в брак. «Что жизнь земная? – говорила она, – сон и мечты». Так все три девушки решились жить для одного Господа, в чистоте девственной.
Евсевия тайно, через верных служанок, раздавала деньги бедным. Потом, все три, одевшись в мужскую одежду, тайно скрылись из Рима и на корабле прибыли в Александрию. Отселе переплыли на остров Ко, что в вёрстах 50 от Карийского города Галикарнаса. Здесь, наняв дом, Евсевия жила некоторое время со служанками как со своими сёстрами, взяв с них слово никому не говорить, кто она, и называть её не иначе, как Ксенией. Я – странница для Господа, говорила она. Состояние их на острове казалось им небезопасным: не видя ни в ком защиты, они опасались всего более за чистоту свою249. Но Господь послал им помощь по их молитве.
Раз встретилась Евсевия со стариком-странником почтенного вида и просила его принять её и сестёр в духовных дочерей; «я думаю, – прибавила она, – что ты – епископ Божий». Старец спросил, кто они? «Мы из далёкой страны, – отвечала Ксения, – и ищем одного – спасения души».
– Поверьте мне, сказал старец, я сам странник, иду из святой земли; я не епископ, а настоятель обители св. Апостола Андрея, что в Карийском городе Миласе. Ксения умоляла старца взять их с собою и укрыть своей защитой от искушений. Старец согласился. В Миласе, вблизи соборного храма, Евсевия купила дом, устроила небольшой храм, во имя архидиакона Стефана и составила общину дев. Блаженный старец Павел усердно заботился о новой общине и постриг в монашество Ксению и её подруг250.
Спустя недолгое время, почил епископ Миласа Кирилл, и на его место поставлен был игумен Андреевой обители Павел. Новый епископ, посетив общину Ксении, поставил Ксению в диакониссы, против её желания. Жизнь её была высокая. Она принимала пищу через день, через два, а иногда через неделю, и только один хлеб; она не касалась даже овощей, ни масла. Помня Давидовы слова: пепел яко хлеб ядях и numиe мое с плачем растворях, и она посыпала хлеб свой пеплом и окропляла его слезами. Недовольная молитвами храма, она всю ночь стояла на молитве в своей келье, с поднятыми к небу руками. Это скрывала она; но подруги её, ревнуя подражать подвигам её, видели это своими глазами. Одежда на ней была самая плохая. Строгая к себе самой, она была весьма милосердна ко всем, тиха, добра к сёстрам, внимательна и к малым их надобностям; никому не говорила она слова жёсткого, согрешавших вразумляла с кроткой любовью. Блаженная подвижница совершала свои подвиги и под влиянием высокой жизни Палестинского подвижника, преподобного Евфимия, тогда как императрица Евдокия путешествовала к святым местам251. Блаженный Павел рассказывал ей о Евфимии, как очевидец его.
«Когда приблизилась кончина высокой девственницы, настала тогда память св. Ефрема, епископа Милосского, и блаженный епископ Павел со всем клиром отправился в село Левкин, где в храме лежали мощи св. Ефрема». Преподобная Ксения, созвав сестёр в монастырский храм, сказала им: «вы оказывали много любви ко мне, сёстры; продолжите и ещё любовь вашу, молитесь за меня, – я умираю; попросите и отца нашего епископа Павла молиться за меня; он так много заботился о душе моей». Сестры зарыдали. Она продолжала: «Апостол Пётр говорит: не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вcu в покаяние приидут (2Пет.3:9–10). Итак, не надобно лениться, а надобно бодрствовать. Бодрствуйте, сёстры, готовьтесь встретить жениха Господа с елеем добрых дел и с горящей любовью». Отпустив сестёр, осталась она в храме на молитве и наутро найдена была почившей, января 24 числа. Епископ и весь город с честью положили тело её на месте, указанном ею. Через год умерла одна подруга жизни её; пред смертью другой упросили сёстры эту подругу рассказать, кто такова была Ксения. Теперь только узнали в обители и в городе, какого высокого рода была Евсевия. При гробе великой подвижницы, почившей не позже 457 года, совершались исцеления больных во славу Божию252.
Св. Григорию беседователю, после того, как рассказано было о кончине чистой девы в день, назначенный Богоматерью, предложен был вопрос: призываются ли на небо души праведных прежде соединения их с телами? Св. Григорий отвечал: «не обо всех праведных можем утверждать это и не обо всех отвергать. Апостол Павел желал разрешиться и быть с Христом. Итак, кто верит, что Христос на небе, тот верит и тому, что душа Павлова на небе со Христом»253. И видел я, говорит тайнозритель, престолы и сидящих на них: и дано было им судить: и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... Они ожили и царствовали с Христом тысячу лет (Откр.20:4). Ожившие называются здесь душами; ясно, что это души ещё не соединившиеся с телами. И однако они царствуют с Христом, не только наслаждаются блаженством, но ещё участвуют в царственной власти Христа Господа, или, что то же, совершают дела могущества Божия, чудеса. С другой стороны, Спаситель сказал: в дому Отца Моего обители многи суть (Ин.14:2). Этим ясно означено, что не все праведные души находятся в одинаковом блаженном состоянии, не все одинаково близки к Господу, различаясь степенями и видами нравственного совершенства. «Однажды пришла мне такая мысль, – рассказывал авва Афанасий, игумен лавры св. Саввы, – что̀ будет с теми, которые не подвизаются? Я впал как бы в исступление. В это время некто говорит мне: иди за мною. Приведши в одно место, исполненное света, поставил у двери; вида сей двери изобразить нельзя; только за нею мы слышали неисчислимое множество хвалящих Бога. Когда постучались мы, то, услышав некто внутри, спросил нас: что вам нужно? Проводник мой отвечал: „мы желаем войти“. Но тот отвечал: „сюда не войдёт никто из тех, которые нерадиво живут; если хотите войти, идите и подвизайтесь, не озабочиваясь суетами мира“»254.
† Св. Иоанна, мученика Казанского
Св. муч. Иоанн Казанский
В Четье-Минее митрополита Макария читаем: «января 24 дня 1529 года страдание св. Иоанна, нового мученика, пострадавшего за Христа в Казани».
Затем следует такое описание страданий мученика:
«Во время благочестивого великого князя Василия Иоанновича, нечестивые татары опустошали Нижний Новгород и взяли многих в плен. В том числе взят был Богобоязненный Иоанн, который с юности жил по заповедям Господним. Его привели в Казань и по разделу пленников достался он царскому родственнику Алей-Шпуру. Этот князь назначил его в число слуг своих. Блаженный верно служил господину своему; проводя день в услугах, ночью становился на молитву и оставался почти без сна; много приходилось выслушивать ему насмешек и обид, – он переносил всё терпеливо. Наконец князь и его мулла вздумали отвлечь его от святой веры и сделать поклонником Магомета. Но Иоанн объявил пред всеми, что он исповедует Христа Иисуса Господом и Богом своим, а учение Магомета считает заблуждением. Святому связали руки ремнём и повели на гору, туда, где Русское кладбище. Здесь угрозами мук заставляли отречься от Христа. А он, невзирая ни на какие угрозы, повторял, что он – христианин. После долгих угроз и брани Алей-Шпур велел отсечь голову Иоанну. Его ударили по шее, и он упал навзничь; голова не была отсечена; удар рассёк шею; но изуверы изранили тело его несколькими ударами меча, а чрево пронзили насквозь.
В тот день был сильный мороз. Святой лежал полумёртвым на месте с первого часа дня до ночи; лёд растаял около святого, и в последний час дня развязались руки его. Святой встал, оградил себя крестным знамением и, поддерживая голову рукой, пришёл к боярским детям великого князя. Он рассказал всё, что претерпел он от татар, и они прославили Бога. Ночью святой просил священника прочесть правило и причастить его святых таин; Христов исповедник провёл всю ночь без сна, в слёзной молитве, а утром предал Господу дух свой. Дом, где лежало тело святого, исполнился благоухания, так что все христиане изумлялись величию Божьему, прославившему угодника Своего, нового мученика Иоанна. Честное страдальческое тело его положили на старом Русском кладбище»255.
Святой страдалец и тогда, как совершил подвиг исповедничества и вытерпел муки за Господа Иисуса, считал для себя нужным приобщиться тела и крови Господа Иисуса. Как же осмеливаются известные люди довольствоваться какой-то скитской исповедью своей, каким-то своевольным благочестием, и не хотят тайны животворящей? Несчастные не понимают, что ставят себя в положение иудеев, пренебрегающих небесной пищей Сына Божия! Не понимают, что остаются безжизненными древами, готовыми в пищу вечному огню. Господь сказал: «истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).
* * *
Житие пр. Евсевия in Act. Sanct. Januar. II, 598. В Четь-Минее января 24 (в последней с немногими сокращениями). Писано современником. Биограф говорит в начале: «и нашим временам даровано Богом великое чудо и славная тайна, что считаю нужным начертать в письменах и предать памяти потомств». Древний перевод у Царского 192, 614. В прологе января 24 перевод Синаксаря. В менологе Василия короткое известие.
Менолог: «по слабости женской недоумевала, куда им преклонить голову».
О Миласе, столице Карии, древняя география, СПб. 1856 г., стр. 219. О епархии Миласской Le-quien, Or. chr. I, 920 s.
Никифор Каллист прямо пишет, что пр. Евсевия славилась подвигами тогда, как жил пр. Евфимий († 473 г.); императ. Евдокия († 451 г.) посещала св. места. Le quien, Or. chr. 1, 921. 922.
Память преп. Евсевии в Греч. и Римск. Церквах янв. 24, у Абиссинцев – янв. 19 (24).
Разговор о жизни отцов кн. 4, гл. 17. Четь-Минея мая 16 дня.
Иоанна Мосха. Луг. дух., стр. 132, 128. М. 1853.
Мин. м. Макария 24 января; житие нового мученика у Толстого 2, № 68. 266, у Царского № 396; с грамоты м. Гермогена оно напечатано в записках Казан. универ. кн. 4, стр. 151–152. 1839 г. Ркп. святцы: «св. Иоанн убиен бысть в л. 7037 мес. января в 24 день».