Источник

8-го числа

Преподобного Георгия Хозевита

Препод. Георгий, родом с острова Кипра, от юности возлюбив Бога, отрёкся мира и подвизался в пощении, молитвах и трудах в обители Богородицы, в урочище Хозва, между Иерусалимом и Иерихоном. Скончался в начале седьмого века.

† Память св. Доминики и Мавры

Св. Домника и Мавра

Добрые девы знаменитого рода прибыли ещё язычницами в Константинополь из Карфагена, при п. Нектарии († 397 г.); с ними пришли ещё три девушки-язычницы, служанки их. Пламенное желание их было принять христианство, с тем, чтобы жить по правилам чистой небесной веры. Патр. Нектарий имел о них особенное извещение небесное46. Потому не только совершил над ними крещение, но Домнику и Мавру посвятил в диакониссы47, а император Феодосий подарил им земли за чертой города. Домника основала монастырь в честь препод. Захарии, а Мавра построила обитель с храмом в честь мученицы Мавры. К той и другой собралось много девственниц и преимущественно их единоплеменниц, из африканского Карфагена, бывшего тогда во власти римской империи. Император Феодосий обращал власть свою на ослабление язычества в дальних углах империи, и обители Домники и Мавры были училищами для юных христианок48.

Блаженная Домника с пламенной ревностью предалась подвигам христианским; не щадя грешного тела своего, изнуряла себя постами и трудом, мужественно боролась с природой испорченной, чтобы творить волю Божью полной душой49.

Сердечное желание являющи слезами, умилением славная землю омочила ecu и власы отерла ecu Христово подножие50. Уклонилася ecu милования плотского. Украшена была еси добродетельми51.

Твёрдыми и долгими подвигами взошла она на дивную степень духовного совершенства. По милосердию Божьему исцеляла она больных. Явила силу над стихиями, прорекала будущее, чем обращала к заботам о вечности и беззаботных жителей весёлой столицы. «Обогащённая даром пророчества, предсказывала об императорах, патриархах и о многом другом»52. Плаватели в море обуреваемые, поёт Церковь, спасла ecu, елей со благословением пустивши в море, и преложивши в тишину обуревание53. «Явилась ты потоком исцелений, погашающим огонь страстей и подающим исцеление спасительное, Богоименная невеста Божия»54. Святая жизнь Домники была очень продолжительна: она дожила до времени императора Льва II († 474 г.)55. Ей известен был наперёд и день смерти её. «По вседетельному мановению Божьему предвидев разрешение тела своего, чистой душой возносила она благодарную песнь Виновнику всего и предала чистый дух свой Богу»56.

Блаженная Мавра предварила кончину её переселением в счастливую для неё вечность. Обитель её прославилась впоследствии тем, что поднимала против себя самую позорную лютость Копронима. Свирепый против иночества, он обращал обитель св. Мавры в место самых гнусных оргий, храм мученицы сравнял с землёй, инокинь, не успевших скрыться, отдавал насилиям мерзавцев слуг своих и место чистых молитв было у него бойней людей. Само по себе понятно, что обитель после того была восстановлена, как памятник мученичества чистых душ57.

† Преподобного Григория Печерского

Св. преп. Григорий Печерский

Преподобный Григорий был принят в Печерскую обитель преподобным Феодосием. Под его руководством он обучил себя смирению, послушанию и нестяжательности; особенно же любил он молитву. Он столько успел в духовной жизни, что мог творить чудеса и видеть будущее. Нечистые духи убегали из людей при одной встрече с Григорием.

Всего изумительнее в нём борьба его с хищниками. Это было особенным подвигом его. В этой борьбе он побеждал злость хищников своей добротой и вместе возвышался более и более до полного бесстрастия к земному.

В келье пр. Григория было одно сокровище – книги. Надобно представить себе, что в то время приобрести и одну книгу стоило многого труда, или дорогой цены, а у преп. Григория было много книг; он любил книги, как источники духовной мудрости. О том, что у строгого подвижника дорогое было собрание книг, знали и на стороне, узнали и такие люди, которые любят пользоваться чужим. Эти-то последние захотели воспользоваться любимой собственностью преподобного. Ночью, подойдя к келье его, воры притаились в удобном месте и ждали, пока выйдет он в церковь к утрене. Проводивши ночи в молитве, Григорий услышал приход их и к обычной молитве присовокупил такую молитву: Господи! пошли сон на этих людей, которые так неполезно трудятся. Молитва была услышана: воры проспали пять суток, пока братия увидала их; сам подвижник разбудил их, и так как они от голода очень ослабели, то он же и накормил их и затем отпустил.

Городской судия, узнав о поступке их, подверг их строгому ответу. Жаль было блаженному бедных людей. Он решился расстаться с частью своего сокровища: отнёс судье часть книг своих, чтобы выпросить свободу виновным. Мало и того ему было. Несколько других книг он продал и деньги роздал нищим, в той мысли, чтобы ещё не впал кто в беду, искушаемый желанием украсть их у него. Воры, тронутые такими поступками преподобного, поступили по своей воле на служение Печерской обители.

Был ещё у него сад с плодовыми деревьями. Другие воры взошли в сад, нарвали яблок в мешки и хотели удалиться, но не могли сойти с места. Наконец они стали кричать: святой отец Григорий, отпусти нас, не будем более делать подобного. Черноризцы, услышав голос их, пошли и схватили их, но также не могли стащить их с места. Пришёл Григорий и сказал: «так как вы любите жить без дела и, не работая, живёте чужими трудами, то можете оставаться здесь до смерти». Они со слезами умоляли пустить их, обещаясь более не красть чужого. – Старец сжалился и сказал: «если станете трудиться и трудом кормить себя и других, то отпущу вас». Воры с клятвой обещались никогда не преступать заповеди старца. «Благословен Бог, – сказал Григорий, – с сего времени вы будете работать на святую братию и таким образом будете полезны себе и другим». Воры до смерти своей работали в Печерском монастыре.

Три иные вора напали на преподобного особым способом. Два из них, подойдя к нему, жалобно говорили: отче! товарищ наш приговорён к смерти, дай что-нибудь для его выкупа. Блаженный со слезами сказал: «бедный он, пришла смерть его».

– Если ты дашь что-нибудь, – говорили воры, – то не умрёт он.

«Если и дам, то умрёт, – отвечал старец; но, прибавил он, – скажите мне: на какую смерть осуждён он?»

– Повесить его на дереве, – сказали воры.

Святой сказал: «завтра же исполнится это». Затем пошёл в свою пещеру, вынес из неё оставшиеся книги и дал со словами: «возьмите, а если не понадобятся, возвратите мне».

Они пошли и, смеясь, говорили: продадим и деньги разделим. Увидав же у старца плодовые деревья, сказали: в эту же ночь оберём.

Ночью они точно все трое пришли, завалили снаружи двери пещерной кельи святого, и один полез рвать яблоки. Сук, на котором стоял он, с треском обломился; испуганные тем товарищи убежали, а он, упав, повис на ветвях и удавился.

Григорий, быв заперт, не мог быть у утрени. Братия, заметив, что его нет в церкви, пошли узнать о причине и видят: висит мёртвый человек, а Григория нашли запертым в пещере. Когда вышел он из пещеры, то велел снять несчастного, потом, увидав товарищей его, пришедших вместе с другими посмотреть на товарища, сказал им: «смотрите, ложь ваша обратилась в правду: Бог поругаем не бывает; если бы вы не заперли меня, я помог бы вашему брату».

Они пали к ногам его и просили простить их. Григорий осудил их на монастырские работы, чтобы в поте лица снискивали хлеб и служили другим. И эти также до гроба работали на обитель.

Чудный учитель охотников жить на счёт других!

Смерть преподобного была особенная. Блаженный вышел на Днепр за водой. Князь Ростислав Всеволодович в то же время прибыл туда же, имея намерение посетить Печерский монастырь, для молитв и принятия благословения. Вместе с братом своим Владимиром Мономахом отправлялся он тогда на войну с Половцами. Слуги Ростислава, увидав старца, начали смеяться над ним и осыпали его неприличными словами. Старец сказал им: «дети, тогда, как вам надлежало бы сокрушаться и просить у всех молитв, вы делаете худое и неугодное Богу. Знаете ли, что над вами решён суд Божий? Вы все и с князем вашим найдёте смерть в воде». Князь Ростислав, услышав это, представил себе, что ему говорят укоризну, а не пророчество, и сильно раздражился.

«Обо мне ли ты говоришь, что умру в воде? – сказал он; – я хорошо умею плавать; умирай сам». И тотчас велел связать ему руки и ноги и бросить с камнем в воду. Блаженный был утоплен.

Братия искали его два дня и не нашли. На третий день пришли в келью его, чтобы взять, что осталось после святого. Преподобный лежал в келье, связанный по рукам и ногам, с камнем на шее; одежда на нём была ещё мокрая, а лицо светлое и всё тело как живое.

Ростислав от гнева не пошёл в монастырь, не захотел благословения, и оно удалилось от него. Владимир был в монастыре и молился.

Когда были они у Триполя и сошлись полки, то наши князья побежали от врагов. Владимир переехал реку, по молитвам и благословению святых, а Ростислав со своими воинами, согласно со словами блаженного Григория, утонул.

Так пишет Поликарп в послании к архим. Акиндину58. По древней летописи, несчастное сражение с Половцами под Триполем было в 1093 году; разбитые многочисленным неприятелем, войска Русские искали спасения в бегстве: Владимир переплыл р. Стугну, а Ростислав погиб. Половцы бросились к Киеву и опустошили окрестности его; вышедший навстречу им Святополк был разбит; сдался и гор. Торческ, после долгой осады; дикие язычники предавали огню храмы Божьи и сёла и нахватывали множество пленных. «Праздники наши, – говорит современник, – обратились в слёзы: в день Вознесения, на Стугне у Триполя, в новый Русский праздник Бориса и Глеба на Желне (близ Киева), навёл на нас Бог сетование...

Братий наших Половцы повели в плен к своим друзьям и сродникам; бедные пленники, истомлённые голодом и жаждой, с осунувшимися лицами, с почерневшим телом, нагие, босые, исколотые терновником, идут по степи, со слезами рассказывая друг другу, откуда кто родом, и со вздохами поднимая очи к Всеведущему»59. Так исполнились слова праведника, над которым люди смеялись и, в слепоте гордости, мстили за правду неприятную! По ркп. святцам, «преподобномученик Григорий чудотворец утоплен бысть от князя в Днепре, в лето 6601 месяца генваря в 8 день». Показание времени согласное с показанием летописи. Мощи св. Григория покоятся в пещере препод. Антония, как покоились и в начале 17 века60.

† Страдание святого Исидора и других с ним

Св. муч. Исидор

Блаженный Исидор был священником в городе Дерпте при храме св. Николая, тогда как другой священник Иоанн благоговейно служил там же при другом храме св. Георгия. Та и другая церковь издавна существовали в Дерпте, в Русском конце. Так видны они по описанию путешествия м. Исидора на запад61. По договору с Московским великим князем Иоанном III Ливонские Немцы в 1463 г. обязались оказывать особенное покровительство православным в Дерпте «и то держати по старине и по старинным граматам»62. Но Немцы, тогда усердные слуги папы, нипочём считали свои клятвы; они вздумали принуждать Русских к унии, то ласками, то угрозами. Когда же то и другое оказалось бесполезным, они стали употреблять насилия.

Священник Иоанн удалился в Псков. Исидор остался беречь паству и смело говорил о преимуществах православия. Дерптский бургомистр злобно восстал на праведного священника и его паству. Сделав донос бискупу и городскому начальству, что Исидор и его прихожане хулят папу и его веру, он разжёг в бискупе фанатическую злобу против православных. В праздник Богоявления, Исидор с прихожанами вышел на р. Амовжу для освящения воды святым крестом. Посланные бискупом представили Исидора и бывших с ним к бискупу и городскому начальству. Паписты потребовали повиновения папе. Исидор дал отчёт, почему он осуждает папу Евгения с его учением.

Бискуп велел бросить Исидора и бывших с ним и тюрьму. Затем рыцари и старшины города приглашены были бискупом на общий совет. Блажен. Исидор убеждал духовных детей своих быть твёрдыми в святой отеческой вере: «если умрём за св. истину, – говорил он, – Бог причтёт нас к мученикам». Совершив молитвенные пения, Исидор причастился св. таин запасными дарами и причастил всех бывших с ним. Затем, пропели они песнь мученикам: «святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Их привели в ратушу. Бискуп говорил Исидору и его дружине: «послушайтесь, примите опресночную службу; вера у нас одна; по крайней мере теперь, пред судом таких важных лиц, скажите, что вы ошибались, порицая служение наше». Твёрдые исповедники отвечали: «мы те же, что были и прежде; делай с нами, что тебе угодно». Бискуп и его почтенный совет приказали бросить всех в Амовжу, в устроенный Иордан. Так Исидор в священнической одежде и с ним 72 человека утоплены были в Иордане. В числе их была молодая мать с трёхлетним ребёнком. Ребёнка Немцы вырвали из рук матери, но он, видя утопающую мать, с криком рвался к ней; его положили вблизи проруби, и он, перекрестившись трижды, упал в прорубь. Это было 8 января 1472 года. Когда открылась весна и пошла вода, на берегу Амовжи, в 3 вёрстах от Дерпта, тела страдальцев найдены все в одном месте, лицом к востоку, ничем невредимые; посредине их лежал блаженный Исидор в священнической одежде. Православные приезжие купцы похоронили иных на том же месте, а других перевезли в Дерпт и положили у церкви, в земле63.

† Св. Григория, епископа Болгарского

Св. Григорий, епископ Болгарский

В месяцеслове Остромирова Евангелия под 8 января чтится память «святого Григора, епископа Мисии».

В Охриде, бывшей Болгарской архиепископии, на огромной полуразвалившейся церкви св. Софии, построенной Болгарским архиепископом Львом (1042–1053 г.) найдена из кирпича сделанная, но не вполне уцелевшая надпись: Γρηγοριου... σκηνην εγειρας... Τεονϑεογραφεον νομιον εϑνη τα Μυσων εδιδασκει... ςφκ, т. е. Григория... сень воздвигнул... Богописанным законом, – премудро поучает народы Мисийские, в 1012 г.64.

Так как храм воздвигнут после блаженного Григория, скончавшегося 1012 года, и главный престол храма посвящён был св. Софии, то об участии Григория в построении храма не могла говорить надпись; а она означает, без сомнения, то, что имени блаж. Григория, славного учителя Славян, посвящён был придел храма. Кто же этот Григорий? Известен «Григорий пресвитер и мних всех церковних Болгарских церквей», т. е. старший иеромонах, судия над всеми церковными людьми Болгарии, который повелением книголюбца князя Симеона, «истиннее же рещи Боголюбца» (888–937 г.), перевёл на Славянский язык хронику Иоанна Малалы, дополнив её выписками из библейских книг и из разных исторических памятников. Ему же приписывают перевод хроники Георгия Амартола65. Недавний путешественник нашёл ещё в монастыре Трескавце близ Прилепа «Григория епископа Пелагонии и Прилепа» перевод из Метафраста66. При современности и видном иерархическом значении Григория, Болгарского учителя, не можем сомневаться, что это одно и то же лицо с упоминаемым в надписи епископом и с Григорием, епископом Прилепским. Благочестивый учитель Болгарский, после судейской должности, облечён был саном епископа Пелагонии и Прилепа и почил в 1012 году.

Свв. мучч. Иулиана и Василисы и прочих с ними

Св. Иулиан, родом из Антиноя Египетского, против воли своей, но по желанию родителей, вступил в брак с избранной для него родителями девицей Василисой, так же как и он происходившей из богатого и знатного рода. Он встретил в ней истинного друга, способного понять и сочувствовать его образу мыслей и расположению сохранить девство в супружестве и предаться всецело служению Единому Богу. По кончине родителей они согласились вступить в иночество. Иулиан основал мужскую обитель, где собралось до десяти тысяч иноков, а Василиса сделалась настоятельницей женского монастыря, в котором было до тысячи инокинь, проводивших жизнь истинно Богоугодную.

Между тем началось гонение на христиан, воздвигнутое в 313-м году Диоклетианом и Максимианом. Иулиан и Василиса усердно просили Бога утвердить верующих, собравшихся у них, и Господь открыл в сонном видении св. Василисе, что скоро перейдёт она в вечный покой, и что инокини её скончаются ещё прежде неё. Действительно, в продолжение нескольких месяцев все они кончили жизнь и, явившись во сне св. Василисе, призывали её предстать вместе с ними перед Господом, Которому служить научила она их.

С радостью передала св. Василиса другу своему об этом сновидении; через несколько дней после того она скончалась, и св. Иулиан предал земле её честные останки.

Вслед за тем прибыл сюда игемон Маркиан, и тогда начались страдания находившихся в обители св. Иулиана: 10.100 иноков и сверх того несколько епископов и клириков, прибывших сюда для исповедания святой веры, были сожжены с обителью; все прочие после мук обезглавлены, а св. Иулиан, о знаменитом роде которого стало известно игемону, был связан и отведён в темницу. На другой день он был представлен Маркиану, который, видя его непреклонность в исповедания себя христианином, велел предать его жесточайшим истязаниям. Тогда проявилось над мучеником всё могущество Божественной помощи. В чудесах, сотворённых в это время св. Иулианом, истинно оправдались слова Иисуса Христа: «веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Ин.14:12).

Переломившейся палкой, которой мучители наносили удары св. Иулиану, выбит был глаз одному родственнику Маркиана, и мученик исцелил его.

– Истинно велик Бог христианский! – воскликнул поражённый этим чудом исцелившийся, и во всеуслышание исповедал своё обращение. Игемон велел отсечь ему голову, и таким образом новый мученик принял святое крещение в крови своей. Ещё с большей яростью обратился тогда Маркиан к св. Иулиану и приказал надеть на него железные вериги и с поруганием водить его по городу. В это время Господь прославил Своего угодника новым чудом. Сын игемона, отрок Кельсий, присутствуя на зрелище вместе со своими товарищами, вдруг воскликнул: – что это странное видится мне! Вижу я много светлых юношей вокруг того христианина, которого ведут воины – связанного веригами; одни – служат ему, а другие надевают на него венец, и тот венец сияет светлее солнца. И я хочу веровать в Того Бога, Который даёт такую славу верующим в Него... – и, бросившись к ногам Иулиана, отрок сказал ему: – я желаю, чтобы ты был отцом моим, я не хочу быть сыном мучителя... я пойду за тобою и хочу, так же как и ты, пострадать за Христа твоего, Которого я не знал до сих пор...

Велико было удивление отца и матери Кельсия, когда они увидели его с Иулианом. Велика была ярость Маркиана, когда он увидел, что никакими мольбами, никакими угрозами не мог он отлучить сына своего от мученика. Все же, кто прикасался к отроку, чтобы взять его, чувствовали нестерпимую боль в руках. Маркиан приказал отвести их обоих в темницу. Но на каждом шагу угодника Своего Бог расточал для него чудеса Свои... Тёмная и смрадная темница оказалась светлой и благоуханной; двадцать воинов, бывших при этом, уверовали в Бога и остались в темнице. Св. Иулиан скорбел о том, что некому было совершить над ними крещение, но Господь не лишил его этого утешения. Священник Антоний, находившийся при семи сыновьях одного умершего знатного и заслуженного гражданина, семейству которого разрешено было исповедовать христианскую веру, пришёл с ними навестить заключённых в темнице и окрестил Кельсия и 20 воинов; семеро же братьев остались в темнице, желая вместе с мучениками пострадать за Христа.

Во время суда над ними всеми св. Иулиан – в проявление славы Божией – поразил гонителей новыми чудотворениями. Он воскресил мертвеца, которого проносили мимо по улице, и мертвец засвидетельствовал о себе, что слышал голос Божий: пусть возвратится эта душа в тело своё ради возлюбленного раба Моего Иулиана...

Игемон смутился и, опасаясь народного волнения, приказал снова отвести в темницу всех подсудимых. В темнице священник Антоний окрестил воскресшего и дал ему имя Анастасия.

На другой день решено было сжечь мучеников в кадках с серой и смолой, но кадки с горючими веществами сгорали, а они остались невредимыми. Народ был до крайности взволнован происходившими на его глазах поразительными чудесами, но очерствевший сердцем Маркиан приписывал их только волшебству христиан и снова отослал их в темницу. Жена же игемона, Марионилла, узнав, что сын её остался невредимым, поспешила увидать его в темнице и уверовала во Христа, и немедленно приняла св. крещение. Доведённый до ярости Маркиан заключил и жену свою в темницу. Долго содержались здесь мученики; наконец, выведены они были на последнее испытание. Игемон всё ещё надеялся принудить их принести жертву идолам, но когда они приблизились к языческому храму, то земля потряслась, храм сокрушился и обломками его было убито множество жрецов и народа...

После бесчисленных новых истязаний, среди которых мученики оставались невредимыми, Маркиан велел их казнить, не пощадив ни сына, ни жены своей. Когда казнь совершилась, то снова произошло землетрясение; третья часть всего города разрушилась, все идолы сокрушились, и множество язычников были убиты молнией.

Такими великими страданиями и такими великими чудесами распространялась в мире христианская вера. Когда они были нужны для поддержания возникающей на земле Церкви Божией, то Бог изобильно расточал их волей и силой Своей. Теперь окрепшая Церковь вмещает в себе самой несокрушимую силу, заменяющую всякую другую чудодейственную поддержку, но всё Тот же Он, «Бог велий, творяй чудеса»67.

* * *

46

О св. Домнике стихира 8 января: «Тому (Христу) последовала еси отвергшися тленныя славы». Другая стихира: «от западов возсияла еси к востоку». Песнь 3-я: «Ангел световиден возвести иерарху пришедшую к царскому граду». О язычестве и прибытии из Карфагена Синаксарь. Менолог на 10 января о Домнике: «принята П. Нектарием Конст. по откровению». Полное житие св. Домники и Мавры ныне неизвестно, но Иосиф песнописец имел его в руках. Канон преподобной на 8 янв. по акростиху 9 песни – творение Иосифа. Обзор песнопевцев, стр. 367. Черн., 1864 г.

47

Менолог Василия на 10 янв.: «Он (П. Нектарий) не только ввёл её в монастырь св. пророка Захарии, но и рукоположил её в диакониссу».

48

Кодин, о зданиях Константинополя: «два монастыря, один св. Домники, прозываемый Александров, другой – св. Мавры. Они построены при императоре Феодосии Великом. Тогда пришли из Рима (из западной половины империи) те святые жёны и, получив от императора необитаемые тогда приморские места, построили на них монастыри». Codinus, ed. Beckeri. Bon. 1843 p. 322. Песнь 6-я о св. Домнике: «священное пророчество воздвигла еси Божественного Захария пророка Богомудрого». В монастыре пр. Захарии почивали мощи св. Петра знаменоносца, праздновавшегося янв. 3. Пролог Румянцева, стр. 448. Du-Cangii Const. Chr. р. 105, 185.

49

Синаксарь: «избрав уединённую жизнь, предалась мужественным трудам и, дойдя до верха подвижничества, удостоилась дара чудес и многим предсказывала будущее».

50

Славянская стихира, которой нет в Греч. Минее. То же в другой стихире.

51

Песн. 7 и 8: канона на 8 янв.

52

Слова Менолога Васильева. Песнь 5: «сияние Духа показует дальняя яко близ (сущая) и будущих предглаголет сбытие».

53

Песнь 3 канона.

54

Песнь 4. Славянский перевод весьма неверен. Песнь 6: «струя явилася еси исцелений обильна».

55

Менолог Василия: «дожила даже до времён императоров Льва и Зенона». То же Синаксарь.

56

Песнь 8. В 7 песни: «будучи храмом Св. Духа, ты в святом храме слышала голос, научающий тебя тайнам и честному отшествию из тела».

57

Кодин de Copronimo. Du-Cangii Const. Chr. p. 186. 155.

58

Ркп. Послание Поликарпа.

59

Собр. л. 1, 94. 2, 279, 7, 6. 7.

60

Патерик, ч. 132. Опис. лавры, стр. 105, 291.

61

Древ. вивлиоф. IV, 295. 296.

62

Собр. л. IV, 225.

63

Повесть о Псков. печер. мон., стр. 2. М. 1831 г. Русск. времен. 2, 67. 68. У Царского, № 136, страдание св. Исидора, описанное Варлаамом, иначе известным Василем, по обыкновению его, многоречиво и с жалкой скудостью мыслей. По ркп. святцам, страдальцы скончались 9 января 1472 г. Мы следуем печатной повести о Печер. монастыре и Русск. временнику.

64

Григоровича путеш., стр. 118. Изв. Акад. IX, 122.

65

Оболенского предисловие к Переяславской летописи, стр. 29, 31, 35, 47. М. 1857 г. Обзор Русск. дух. литер. 1, § 6.

66

Григоровича путеш., стр. 189.

67

Страдания мучеников Иулиана и Василисы описаны очевидцем; ибо в предисловии говорится: мы описали деяния святых, которые видели своими очами.

И в самом описании их нет ничего такого, что показывало бы позднейшее происхождение их.

Пространное и замечательное исследование о муч. Иулиане находится у Шастеляна (Not. sur. le mart.). «Говорят, что мощи св. Иулиана и Кельсия в Риме, в церкви Апостола Павла Остийскоп» (Полн. месяцеслов Востока, том II. Архимандрита Сергия, часть II. – Заметки, стр. 11).


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle