7-го числа
Собор св. Предтечи и Крестителя Иоанна
Св. Креститель Иоанн Предтеча
В следующий день после праздника Крещения Господа Церковь прославляет св. славного Его Предтечу и Крестителя. Ибо достойно почтить празднеством того, который послужил таинству Божественного Крещения и Богоявления, возложив десницу свою на главу Владычню и погрузил Господа в водах Иордана, а по крещении Спасителя всенародно исповедал Его Сыном Божьим и на другой день после сего паки узрев Его и указуя на Него, возвестил ученикам своим: се Агнец Божий (Ин.1:34–36). Итак в наутрие праздника Крещения Господня Церковь собирается для празднования Крестителю, называя это празднование собором Предтечи, т. е. собранием верующих в храме на славословие Божие, в честь и похвалу великого Иоанна Предтечи и Крестителя.
Православная Церковь совершает Собор в честь Предтечи с древних времён. В IV веке на день этого Собора можно находить указание в поучении Иоанна Златоустого, произнесённом в похвалу Крестителя. В этом поучении святитель говорит: «прославим Крестителя. Но увенчаем ли его по усердию? Ибо не восстал в рождённых жёнами более Иоанна Крестителя, по слову Самого Господа».
В день Собора Церковь прославляет Иоанна, как пророков честнейшего, «яко и в струях сподобился крестити Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющего грех мира и подающего нам велию милость». Церковь призывает Предтечу, да молит он Владыку Христа, чтобы нам по смерти своей быть в Церкви торжествующих, во храме нерукотворном, вечном, на небеси, и там слышать глас Святых и им сопраздновать Богоявление вечное, в небесной славе и блаженстве.
В Апостоле на литургии в день Собора в честь Предтечи Церковь упоминает о крещении Иоанновом: Иоанн крести крещением покаяния, людем глоголя, да во Грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса (Деян.16:1–8); в Евангелии – об исповедании Иисуса Христа от Иоанна Агнцем Божьим, Который вземлет на Себя грехи мира, Который первее Иоанна был, и о свидетельстве Иоанна, что он видел Духа сходяща, яко голубя с небесе, и пребысть на Нем. Той есть Крестяй Духом Святым: Сей есть Сын Божий (Ин.1:29–34).
Перенесение Десные руки Крестителя из Антиохии в Константинополь
Тело Крестителя, по усекновению главы его, погребено в Самарийском городе Севастии. Св. Евангелист Лука, проповедавший здесь Евангелие, взял от нетленных мощей Крестителя десную руку его и принёс в Антиохию, где она долгое время хранима была православными с великим уважением, и верующим подавала благодатную помощь. В 956 году, когда магометане овладели Антиохией и всеми её пределами при Греческих императорах Константине VII и Романе (912–958), диакон Иов перенёс руку Крестителя из Антиохии в Халкидон, свободный тогда от ига магометанского. Из Халкидона она торжественно привезена была на царском корабле самим патриархом в Константинополь и встречена с крестным ходом, в присутствии царя и при стечении многочисленного народа, в самое навечерие Богоявления Господня, и посему как бы сам Предтеча и Креститель невидимо приспел в Царьград на освящение вод, и усугубил торжество Богоявления и следующим за ним дня в Константинопольской церкви. Не соединяя с великим праздником Богоявления Господня нового воспоминания – перенесения десницы Крестителевой, Церковь Греческая постановила совершать сие воспоминание в наутрие Богоявления, в день Собора Предтечи. Таким образом, в X веке ко дню Собора в честь Крестителя Господня присоединилось в Константинополе празднование перенесения десной руки Крестителя. В Константинополе она хранилась до времени завоевания Византии Турками и ежегодно в день рождества Предтечи во время Богослужения торжественно выносима была патриархом на амвон для явления народу.