Источник

11-го числа

Преп. Феодосия Великого, общему житию начальника

Св. преп. Феодосий Великий

Феодосий Великий, основатель общежития монахов, родился около 423 года в Каппадокии от благочестивых родителей, которые получили его от Провидения, как дар Божий, и посему назвали его Феодосий. Воспитанный в благонравии, и часто читая слово Божие, он воспламенился ревностью оставить всё и последовать Христу, и молился Господу указать ему путь правый. Преп. Симеон Столпник благословил его на предлежащий подвиг иноческий и прорёк о нём, что он будет великий вождь словесных овец. Первоначально Феодосий уединился близ Иерусалима; потом, избегая человеческой славы, скрылся далее в Палестинской пустыне, в пещере, в которой, по преданию, на возвратном пути переночевали волхвы, приходившие с дарами на поклонение новорождённому Царю иудейскому. В уединении от мира Феодосий столько обнят был Божественной любовью, что все силы свои устремлял к Единому Создателю и Спасителю Богу, дабы любить Его от всей души, от всего сердца, и всем помышлением, и эту любовь являть в телесных, трудах и подвигах. Молитва его была непрестанна, стояние всенощно, слёзы всегдашни, и пост чрезвычайный: в 30 лет не вкусил он хлеба, питаясь финиками, или соком, или зеленью и корнями пустынными, и притом столь мало, чтобы только не умереть от голоду. Душу же свою непрестанно питал он словом Божьим, насыщал её внутренним Боговидением, и стяжал благодатный дар чудес и прозорливости.

Слава великих и благочестивых подвигов Феодосия постоянно привлекала к нему людей благочестивых и добродетельных и селила близ него.

Зная, что начинающим жить по Богу весьма полезно памятование смерти, которое у отцов Церкви называется истинным любомудрием, преподобный повелел ископать гроб, чтобы иноки, имея пред очами своими смерть, помнили о своей кончине. При скудости и лишениях пропитания, преп. Феодосий поучал учеников своих твёрдо надеяться на Бога, да в терпении чают милости Божией, уповая на Того, Кто насыщает всякую душу алчущую. Если Господь даёт бессловесным пищу (Пс.144:15), кольми паче разумные творения не лишит потребной пищи.

Когда число иноков, руководимых Феодосием, умножилось, Господь указал ему устроить пространнейшую обитель. Из этого уединённого, пустынного общества учеников преп. Феодосия образовалась знаменитая и славная лавра, в которой он, подражая иноческому житию Василия Великого, первый ввёл общежитие, и посему называется начальником общежитий. В лавре его находили упокоение не только иноки, но и миряне, странники и пришельцы, нищие и убогие, больные и немощные.

Всех братий, которых преп. Феодосий духовно породил и привёл на путь добродетели, было 693. Как ученики преподобного были из разных народов, поэтому он устроил для своих иноков разные церкви, в коих каждые из них на своём языке: в великой и главной церкви – Греки, в другой – Иверияне, в третьей – Армяне, пели правило церковное, седмижды в день, по уставу псалмопевца (Пс.118:164).

К братии своей преп. Феодосий был человеколюбив и милостив, как отец сердобольный, друг нежный, служитель усердный; очищал язвы и струпья больных, омывал кровь и гноения, целовал прокажённых, утешал и из своих рук, питал их, и всячески служил, им. Все наслаждались его любовью, милостью и щедротами: у него не было никого презренного.

Преподобный учил словом и делом, сам являя в себе образ стаду. Поэтому, когда и ласково кого увещевал, был страшен. Словесные его наставления были несравненны, хотя он и не научен, был великому любомудрию. Во время распространения лжеучения монофизитов преподобный Феодосий был столпом православия.

Преп. Феодосий Великий преставился в глубокой старости – с лишком 105 лет от роду, и погребён в Вифлеемской пустыне, в которой он первоначально иночествовал. Преставление его сопровождалось славой чудотворений. В IX веке Иосиф Студит и Феофан написали в честь св. преп. Феодосия многие песнопения, коими православная Церковь ныне прославляет его в день его памяти.

Прославляя преподобного, Церковь произносит: «насажден во дворех Господа твоего преподобными твоими добродетельми: красно процвел еси, и умножил, чада твоя в пустыни, стадоначальниче Божий».

Преп. Михаила Клопского

Св. преп. Михаил Клопский

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики.

И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32). Эти слова Спасителя исполнились на праведном Михаиле. Он твёрд был в слове Христовом, жил по Его воле и узнал истину, и истина поставила его выше всякой суеты, выше всякой призрачной действительности, вывела его на свободу, здесь и за гробом.

При великом князе Василии Дмитриевиче, при митрополите Фотии и при Клопском игумене Феодосии, говорит жизнеописатель боярин Тучков120, в летнее время шла утреня в Клопской обители, тогда бедной и малоизвестной. Когда пели девятую песнь канона, иеромонах Макарий, совершая каждение храма, подошёл покадить и келью свою, стоявшую близ храма. Но в келье, которая оставлена была запертой, сидел человек в чёрном одеянии и при свече писал книгу Деяний Апостольских. Испуганный Макарий сказал о том игумену, – игумен и братия, после утрени, найдя келью запертой изнутри, разломали дверь и увидели пишущего. На вопросы игумена: кто он такой? как его зовут? сидевший отвечал только повторением предлагавшихся вопросов и выставлял из себя юродивого. Во время литургии странный пришлец вместе с прочими пел, читал апостол, а за трапезой – житие. Игумен дал ему келью, но никак не могли узнать, откуда и кто он такой? Блаженный поселился в обители в 1408 году. Он раз в неделю вкушал хлеб и пил немного воды, в келье не было у него ничего, даже, и рогожки; спал он на полу. Такова была жизнь его и до гроба! В Клопскую обитель явился он уже иноком и здесь проводил он такую строгую жизнь, какую вели очень немногие121.

В праздник Преображения Господня посетил Клопскую обитель князь Константин Дмитриевич, лишённый своего удела великим князем Василием; он приобщился здесь св. таин вместе со своей княгиней; был за братской трапезой, во время которой игумен велел совершать чтение блаженному пришельцу. Блаженный читал историю Иова. Князь, услышав чтеца, подходит к нему и, всмотревшись, кланяется ему. «Это – Михаил Максимович, – сказал князь».

«Зачем скрываешь ты от нас твоё имя?» – сказал игумен. Блаженный сперва сказал: «Бог знает»; потом подтвердил, что он – точно Михаил. «Это наш родственник!)», прибавил князь122.

С того времени, узнав в Михаиле родственника князей, стали чтить его более прежнего; но он всего менее желал известности у людей, и потому более прежнего стал юродствовать. Благодать Божия возрастала в душе его и по временам проявлялась видимо для всех.

Когда умер архиепископ Иоанн (1410 г.), блажен. Михаил сказал игумену Феодосию: «сидеть тебе во владычнем дому, но стола владычнего не удостоишься». После блажен. Симеона (1420 г.) Новгородцы избрали Клопского игумена Феодосия в архиепископа, ввели его в дом владычний для управления делами, и он пробыл там два года, а потом они же сказали на вече: не хотим пришельца, и выслали Феодосия из владычнего двора123.

В 1419 г. князь Константин опять прибыл в обитель. «Помолись за меня, – сказал он блаженному, – я очень огорчён потерей отеческого наследства». «Не скорби, князь, – отвечал Михаил, – верь Св. Троице, – построй каменный храм в Её славу и получишь не только отчину свою, но и небесные кровы, – братия примут тебя с честью».

Князь тогда же велел призвать каменщиков, и храм, оконченный в два месяца, освящён был в сентябре 1419 года. В самый день освящения князь объявил блажен. Михаилу и игумену: «вашими молитвами братия зовут меня в мою отчину»124.

Случилась сильная засуха, так что пересохли речки, в том числе и Веряжа, из которой брали воду для обители. Пономарь, ходивший на Веряжу, увидал Михаила пишущим что-то на песке. Извещённый о том игумен прочёл следующее: «чашу спасения прииму, на этом месте явится источник».

«Что это значит?» – спросил игумен. Блаженный повторил, что писал. Игумен и блаженный стали копать землю, и вдруг выбросился поток воды. Этот колодезь и поныне с водой, всегда свежей и чистой125.

За засухой следовал в Новгородской стороне голод126. Толпы бедных стали приходить в обитель за кусками хлеба. Игумен, опасаясь оскудения запасов, не знал, что и делать? «Господь напитал семью хлебами четыре тысячи народа», – сказал Михаил, и упросил игумена кормить всех голодных. Скоро зароптали братия на трату нужного хлеба. Михаил повёл игумена и братию в хлебный амбар, и те с изумлением увидели, что запасы хлеба не умалялись.

В одно время игумен стоял в храме во время литургии. «Гости хотят прийти к вам», – со смехом сказал Михаил, подойдя к игумену. По выходе из храма, игумен увидел трёх чужих людей. «Позови их в трапезу», – сказал Михаил. Игумен позвал. «За монастырём наши товарищи», – отвечали посетители. Игумен велел пригласить и тех. И вот явилось 30 молодцов с оружиями, люди известного ремесла. Блаженный велел посадить всех за трапезу. И они все сели обедать, – только двое ничего не ели. «Отчего не едите вы?» сказал Михаил; «дурной замысел ваш, будьте твёрдо уверены, не исполнится». Устрашённые этими словами, они упали на пол и не могли выговорить ни слова. Прочие, посмотрев, подумали, не досталось бы и им то же самое. Они дали игумену подаяние, прося помолиться за больных, и вышли из обители. Один из больных разбойников пожелал быть монахом; игумен боялся постригать его, но Михаил велел постричь, и он, постриженный, скоро умер. Другой же, выздоровев, вышел из обители.

Раз блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. В обитель прибыл и блажен. архиепископ Евфимий Вяжицкий. Блаженный Михаил неожиданно очутился на колокольне и звонил во все колокола. Что это значит? спрашивал народ. «Ныне в Москве радость», – говорил, юродствуя, Михаил. Что за радость такая? спросил архиепископ. «У великого князя, – отвечал Михаил, – родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! он будет грозой для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберёт у вас золото и совсем покорит своей власти».

Января 22 1440 года родился князь Иван Васильевич, человек с железной волей, покоривший Новгород в 1471 году127. Блаженный Михаил свободно обличал в слабостях и людей сильных. Архиепископу Евфимию брадатому (1424–1428 г.) сказал он в глаза: «дозволяют ли правила пастырю расхищать своё стадо? Для кого ты собираешь»128? Евфимий, поражённый обличением, заболел и умер.

Князь Димитрий Шемяка не раз со всем уважением просил блажен. Михаила молиться об успехе дел его. Блаженный в первый раз сказал ему: «довольно бед натворил ты; если ещё примешься за то же, со стыдом воротишься сюда, где гроб ждёт тебя». В другой раз на просьбу его отвечал: «слышу, князь, земля простонала три раза и зовёт тебя к себе». Участь Шемяки известна.

Прожив в Клопской обители 44 года, блажен. Михаил скончался 11 января 1453 года. Святое тело его положено было в Троицком храме обители. Живый пред Господом праведник продолжал совершать чудеса по воле Божией, и его звали чудотворцем. По летописи, в 1562 г. «разобран был обветшавший храм, где положены были мощи преподобного отца нашего Михаила Клопского чудотворца, построили новый и в нём раку чудотворцу, последнюю на иждивение царя»129 Память чудотворца положено праздновать всюду собором с 1547 года130. «Честные мощи твои лежат в обители, где ты при жизни столько потрудился, и источают множество исцелений для приходящих с верою. Молим тебя, отче, исцели душевные страсти и недуги славящих тебя»131.

Празднование Елецкой иконе Божией Матери, в г. Ельце

Снимок с Черниговской Елецкой, о которой см. 5 февраля

Она находится в соборе уездного города Ельца, Орловской губернии; но когда прославилась, сведений не сохранилось.

* * *

120

Ркп. житие преп. Михаила, описанное Михаилом Тучковым, по воле архиеп. Макария, – в сборнике Сергиевой лавры № 8 у Ундольского и в минее м. Макария.

121

Иноком называется блаж. Михаил в Степ. книге: «инок свят от вельможеска роду, живый в монастыре Клопском, внезапу нача звонити». 2, 99. Преподобным именуется он и в грамотах 1563 г. Ист. акт. 1, 302, 551 и в церк. службе.

122

По описанию Тучкова, князь Константин назвал Михаила сыном Максимовым. Так и в прологе. Степ. книга называет Михаила членом «вельможеского роду», а не княжеского. К тому же вовсе невероятно, чтобы Михаил, сын великого князя Симеона (1353 г.), известный по летописи в 1348 г., мог дожить до 1452 г.

123

Собр. св. 3, 100. 140. 183. Ник. св. 5, 79–81.

124

По летописям (собр. л. 3, 109. 138. 4. и 119. Никон. л.5:75) в 1419 г. князь Константин в Новгороде, лишённый отчины и бояр своих и игум. Феодосий построили храм; а отчина возвращена князю в 1421 году.

125

Ист. иер. 4, 190.

126

По летописи сильный голод в Новгородской стране был в 1423 г. Собр. л. 6, 142.

127

Степ. кн. 2, 99.

128

Тучков говорит при том: «бысть нужи некоей належащи монастырю от архиепископа Евфимия, о всегда насильствием среброимания; о всегда монастырских коней отнятием».

129

Собр. л. 3, 253. Карамз. 9, пр. 81. 268.

130

А. э. 1. № 213. Ркп. служба св. Михаилу, написанная в 1547 году у Румянцева № 397. Она же в печ. минее. «Преподобный Михаил Клопский», в грам. 1563 г. ист. а. 1, 320, 451.

131

Служба на 11 января в минее.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle