Источник

29-го числа

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца

Двукратное. Одно в 107 году из Рима в Антиохию, тотчас после мученической кончины святителя, и другое в VII в. в Рим после того, как Антиохией овладели магометане. Ныне мощи в Риме, в церкви св. Климента.

† Память о преп. Лаврентии, затворнике Печерском и епископе Туровском

Св. Лаврентий, епископ Туровский

Один из братии, так повествует Поликарп, захотел идти в затвор.

Святые черноризцы никак не дозволили ему того, так как видели примеры опасных искушений в Исааке и Никите. «Лаврентий пошёл к игумену св. Димитрия в монастырь Изяславов», который был близ Печерского монастыря321, и там затворился. За крепкое житие его Господь даровал ему благодать исцеления. Однажды привели к нему беснующегося, прося об исцелении. Долго пробыл бесноватый при Лаврентии, но не исцелялся.

Лаврентий велел вести его в Печерский монастырь. «К кому ты посылаешь меня?» – говорил бесноватый. «Я не смею приблизиться к пещере для положенных в ней отцов Антония и Феодосия и прочих святых черноризцев, которых имена написаны в книге жизни».

«А кто таковы в монастыре, которых ты боишься?» – спросили те, которые вели его и знали, что он никогда не бывал в монастыре. В Печерском монастыре было тогда 118 братий.

Бесноватый начал по именам пересказывать тех, которых он боится. «Мы хотим затворить тебя в пещере», – сказали спутники его.

«Что мне за польза бороться с мертвецами? они же так смело молятся Богу за своих черноризцев. Если хотите испытать мою силу, ведите в монастырь; там я могу бороться со всеми за исключением 30».

И начал он говорить по-Еврейски, по-Латыни, по-Гречески и на других языках. Потом, прежде чем вошли в монастырь, бес оставил больного. Когда спросили: кто исцелил тебя? Он, смотря на икону Богоматери, сказал: «с этой иконой 30 иноков встретили меня, и я исцелел»322

Блаженный Лаврентий подвизался после того в Печерском монастыре. Отсюда возведён он на кафедру Туровскую323, и с 1182 г. был преемником св. Кирилла Туровского; в этом году, он, в сане епископа Туровского, был на посвящении Василия в игумена Печерского324 Местное Туровское предание говорит, что из бывшего Туровского Борисоглебского кафедрального монастыря взяты нетленные мощи в Киев; по ркп. святцам XVII в., тело св. Лаврентия, епископа Туровского, покоится в Киевской пещере325. В каноне Печерским отцам молятся святителю Лаврентию326. По известию Кальнофойского, в пещере преп. Антония почивают мощи преп. Лаврентия затворника; так называется в пещере Туровской епископ и ныне, как Печерский затворник, по перенесению из Турова, положенный в прежней своей пещере327.

† Воспоминание о епископах Пермских Герасиме, Питириме и Ионе

Св. Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские

Мощи сих трёх святителей Пермских покоятся в Усть-вымском Благовещенском храме, там, где была их кафедра. Над гробницами их стоит икона, изображающая их во весь рост, со следующей надписью: «л. 7115 (1607) м. июния в 8 день, при великом государе царе и великом князе Василие Ивановиче, всея Руси самодержеце, и при святейшем Ермогене, патриархе Московском, написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу Св. Троицы, Отца и Сына и Св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом Вологодским и Великопермским, и положен бысть сей образ на гробницех их, великих чудотворцев, Герасима, Питирима и Ионы»!328 Память сих трёх святителей благоговейно чтится 29 января и без сомнения с того времени, как по соборному определению патриарха написана икона их.

Стечение народа к этому дню в Усть-вым бывает со всех сторон необыкновенное.

Во имя трёх святителей Пермских был и храм в Усть-выме329.

В 1649 г. построен был в их имя храм в Вологодском архиерейском доме и в следующем году архиепископ Маркелл «по своему обещанию отправлялся на Усть-вым Пермским чудотворцем помолитися»330.

После св. Стефана, первого просветителя Перми, 20 января 1398 г. посвящён был в епископа Пермского Исаакий331. В марте 1416 г. он был на соборе в Москве, при посвящении Новгородского архиепископа и при совещаниях о Литовском митрополите332. После того он уже не возвращался в Усть-вым333. Новая паства, оставшаяся без пастыря, и сама по себе скоро дозволила себе беспорядки, а фанатики язычества – волхвы рады были, не видя себе сильной помехи, рассевать плевелы на ниве Божией; дикие Вогуличи даже насилием стали принуждать новых христиан к язычеству. «Овцы шалят, – говорит современник – блаженный Епифаний, – волки нападают; без пастыря свистеть некому, чтобы пугать и прогонять волков... Вогуличи делают нападения»334. При таком положении дел, преемнику Исаакию, пастырю, ревностному к своему долгу, много надлежало трудиться, много перенести неприятностей. Блаженный Герасим, преемник Исаакия, был жизни святой, как говорит о нём древность; с ревностью очищал он плевелы, появившиеся на новой ниве Христовой. И труды его не были напрасны.

В 1429 г. святитель Фотий уже писал о Перми: «ныне страна чисто и православно совершает службу Божию, по закону христианскому»335.

В 1438 г. видим блаженного Герасима на Московском соборе, на котором осуждён был предатель православия Исидор336; потом был он и на соборе 1441 года, определявшем поставлять митрополита России собором Русских пастырей337. Ревностный пастырь пользовался пребыванием в Москве и для того, чтобы испросить помощь для нужд своей паствы. В последние годы правления его Вогуличи, под начальством свирепого князя Асыки, стали врываться в поселения крещёных Зырян. Святитель до того простирал свою отеческую заботу о покое паствы, что с опасностью жизни являлся в стан Вогуличей. Просьбы и убеждения святителя подействовали на дикарей, и они удалились в свои места. Ревностный пастырь занялся потом водворением покоя и порядка в поселениях, пострадавших от дикого неприятеля; он проникал в самые глухие места, если слышал, что там страдает беспомощная бедность; входил во все нужды жителей и спешил оказывать помощь. Такими подвигами заслужил он имя благодетеля народа.

Душевные огорчения и недуги старости расстроили здоровье его; но он и больной отправился осмотреть места, ближайшие к Усть-выми, а на возвратном пути умер смертью мученика338. По одному древнему известию, «на Усть-вымском лугу, близ Усть-вымской крепости, за несколько стадий от соборной церкви, святой отец удушен домочадцами невинно и скончался 24 января». По другому известию, он удавлен был омофором, рукою Вогулича, принятого им на воспитание. Вероятно, дикарь поступил так с благодетелем своим по внушению тех, которым дорого было унижаемое язычество339.

Преемником блаженного Герасима на Пермской кафедре был блаженный Питирим340. До архипастырства своего он был архимандритом едва ли не Чудова монастыря, и был известен сколько по благочестию своему, столько и по просвещению. Пахомий в предисловии к житию св. Алексия пишет: «иное извлёк я из са́мого достоверного писания, архимандрита Питирима, бывшего потом епископом Перми. Он кратко написал о святителе и составил канон в похвалу ему, слышав верное о его жизни и чудесах. Сей епископ и вместе мученик не только пострадал от неверных за веру, но много потерпел бед и от князя, считавшего себя верным, которого потому до́лжно считать худшим неверного, как того, который осквернил свои руки кровью братней»341. Это, как видно, Шемяка.

Блаженный Питирим посвящён был в епископа вслед за кончиной св. Герасима. В самом начале управления своего Усть-вымской паствой разослал он грамоты к Вятчанам и Вогуличам, убеждая их не тревожить мирных Зырян. Поскольку же Асыка, пользуясь раздорами князей Русских за престол великого князя, не думал оставлять в покое христианские поселения, и Вогуличи производили страшные грабежи, то Новгородские владельцы земель по Ваге и Двине, Василий Своеземцев и Михаил Яковль, с 3.000 дружин своих (в 1445 году), прошли до Уральских гор и захватили множество Югры (Остяко-Вогулов). Хитрые дикари, усыпив воевод обещанием полной покорности, нечаянным нападением поразили дружину Своеземцева342. Но потом Асыка, попавшись в плен, вынужден был клясться всеми духами горными, что не станет более тревожить христиан.

Блаженный Питирим поспешил подать помощь пострадавшей пастве из доходов своей кафедры343. В следующем году (1447) он был в Москве344, лично ходатайствовал у великого князя Василия о помощи Зырянам. Великий князь сложил часть подати с пострадавших, а семья его вручила блаженному Питириму разные подарки для Зырян. Но пока успел возвратиться к своей пастве усердный пастырь, Вогуличи (1448 г.) снова учинили набег на бедных Зырян. Впрочем, с того времени они 5 лет не тревожили христианских поселений345. Ревностный пастырь имел теперь полную свободу заниматься долгом учительства. Ныне известен памятник желаний его распространять в пастве полезные книги. Это книга Дионисия Ареопагита, на которой впоследствии сделана была такая надпись: «сия книга святого Благовещения на Усть-выми; а положил сию книгу священномученик епископ Питирим, убиенный от нахождения сыроядцев Вогулич, за православную веру, идеже лежит многострадальное и трепетивое тело его»346.

Святитель ревностно обозревал свою паству, рассеянную на дальних расстояниях, чтобы видеть, как живут чада его в вере.

Он беседовал с народом в храмах, а чаще на открытых местах, объясняя ему правила веры и благочестия. Апостольская ревность его успела обратить к св. вере и некоторых Вогуличей, живших в соседстве с крещёнными Зырянами. Этот последний подвиг его возбудил против него злобу в Асыке, который и без того злился за то, что мерами пастыря удержаны были Вогуличи так долго от злодейств над Зырянами. Асыка решился отмстить св. пастырю и его пастве347. В 1455 году свирепый вождь, вооружив Вогуличей стрелами и луками, пустился на плотах вниз по Вычегде, нигде не останавливаясь и задерживая прибрежных жителей, чтобы не предупредили в Усть-выме о его приближении; он пригласил с собой и Вятичей. В 10 вёрстах от впадения р. Выми в Вычегду остановился он в высоком бору, который поныне называют «Юр» – становище и «Вогул-як» – Вогульский бор. Рано утром один из Усть-вымцев плыл на ладье вверх по Вычегде и неожиданно напал на стан Вогуличей. Его поймали, и Асыка дознал от него пытками, какова стража в Усть-выме? Дома ли Питирим? Зырянин объявил, что Питирим в этот самый день (день был воскресный) пойдёт для молебствия на мыс, что близ устья р. Выми, и что о Вогуличах ничего не знают. Асыка поспешил к Усть-выми, а чтобы обмануть бдительность жителей, велел набросать на плоты множество срубленных елей и ветвями их прикрыть своё войско; в таком виде плоты казались издали плавучими деревьями, подрытыми быстриной воды. В Усть-выме, в воскресный день, старый и малый были в храме. После литургии святитель, клир и народ с крестами и иконами отправились на мыс. Скоро заметили груды деревьев, странно тянувшиеся на большом протяжении реки. Святитель понял хитрость Вогуличей и сказал народу об опасности. Обратившись к Усть-выми, он преклонил колена, трижды благословил народ и храмы крестным знамением и сказал: «дети мои! скорее удалитесь от меня; мне не убежать от смерти; Богу угодно предать меня в руки Вогуличей». Толпы Вогуличей выскочили на берег. И все бывшие с Питиримом в ужасе бросились, кто куда мог.

Пастырь продолжал молиться. Кровожадные дикари бросились на беззащитного старца, избили, изранили, лишили его жизни и бросили св. тело на мысу. Так пострадал, говорит летопись, 19 августа 1455 года, св. епископ Питирим от безбожных Вогуличей и Вятчан и принял венец от подвигоположника Христа Господа348. Асыка удалился затем от Усть-выми, по боязни ли встретить сильный отпор, или потому, что очень доволен был смертью Питирима; он захватил только прибрежных жителей, на возвратном пути своём. Духовные и гражданские власти поспешили послать в Москву известие о своём несчастье. В продолжение 40 дней, пока не получили ответа из Москвы, тело святителя, в знойное время, оставалось на том месте, где было замучено, и тление не коснулось его. Из ближних и дальних мест стекались жители поклониться нетленному святителю. Благоговение к нему умножилось, когда узнали о чудесах, истекавших из гроба его349.

И скоро стали чтить благоговейной памятью страдание св. Питирима в 19 день августа350.

После св. Питирима, поступил на Пермскую кафедру св. Иона и, без сомнения, в конце того же 1455 года, как убиен был св. Питирим. Как потому, что в убиении св. Питирима участвовали Вятчане, так особенно потому, что они много наделали бед в северном краю, в 1458 и 1459 гг., сильная Московская рать, вместе с ратью Устюжан, строго наказала Вятчан и заставила их обязаться платить дань Москве351.

Святитель Иона Пермский вместе с прочими епископами, декабря 12 дня 1459 г., писал увещание Литовским епископам сохранять верность св. православию и не принимать Григория, ученика Исидорова352. Он был на соборе 1461 года, на котором Ростовский архиепископ Феодосий, согласно с волей почившего святителя Ионы, избран был в митрополита; тогда он объявлял собору волю умиравшего святителя о преемнике, что показывает особенное доверие к нему великого святителя353. Деятельность его в Перми была блистательная, Апостольская. Он, как говорит летопись, «крестил великую Пермь», или, как выражается другая летопись, «добавне крести», окончательно крестил354. Великая Пермь, Пермь обширная и дикая, была по р. Каме и Чусовой и в верховьях Вычегды и Печоры, откуда врывались в поселения новых христиан Остяки и Вогуличи355; иначе, по Пермским названиям рек и речек, это нынешние уезды Пермский, Соликамский, Чердынский, западная половина Верхотурского и северная Оханского, где вместе с народом Коми-пермяками жили на юго-западе Вотяки, на востоке Остяки и Вогулы356.

Блаженный Иона, после нелёгкой борьбы с волхвами, успел склонить к св. вере Пермского князя в городе его Уросе (ныне селе) и, окрестив, назвал его Михаилом. Этот первенец трудов его помог ему в дальнейших успехах его. Предметы суеверного и нечестивого обожания были истреблены, сами волхвы должны были отказаться от корыстных занятий своих; на месте идолов построены были храмы; на новой ниве поставлены были трудолюбивые сеятели, опытные из священников Усть-выми. Всё это происходило в 1462 и 1463 годах357. После того надлежало ещё утверждать благочестие в людях простодушных и тушить обычаи языческих сердец. В Чердыни основался Богословский монастырь, по актам, тогда, «как великая Пермь приведена в крещение»358. На р. Печоре, в 600 вёрстах от Усть-Сысольска, основалась Печерская обитель Св. Троицы; её иноки долго и после блаженного Ионы отправляли обязанности приходских священников для живших по р. Печоре359. Блаженный святитель был для паствы своей образцом искреннего благочестия и неутомимо трудился для блага Церкви своей. Он мирно почил в Усть-выме в 1470 году, и святое тело его положено было по левую сторону святителей Герасима и Питирима360.

* * *

321

Коссов свидетельствует (патерик на польск. яз., стр. 180. К. 1635 г.), что в его время ещё видно было место бывшего Дмитриева монастыря близ лавры. В 1128 г. монастырь был приписан к Печерской обители и по храму, построенному блаж. князем Ярополком во имя св. Петра, называли его Петровой церковью (собр. л. 1, 88. 131). Но после того Поликарп был игуменом Дмитриева монастыря, как говорит Симон.

322

Поликарп в послании к Акиндину.

323

Симон в послании к Поликарпу.

324

Собр. л. II, 126.

325

Калайдович в предисл. к памятн. XII века, стр. 21, 22. По ркп. святцам, между святыми, почивающими в Киевской пещере, первым показан: «св. Лаврентий, епископ Туровский».

326

Канон, пес. 9, троп. 2.

327

Опис. лавры, стр. 289, 105.

328

Сказание о жизни и трудах св. Стефана Пермского, стр. 64, 65. СПб. 1856 г. Ист. иер. 6, 576. Другая такая же икона и также древняя стоит на Вознесенском Усть-вымском храме. Ист. иер. 6, 579.

329

Энцикл. лексикон Плюшара 12. 230.

330

Извлечение из современной записки в Волог. Епарх. Вед. 1865 г. № 22. Усть-вымский священник Евтихий (в 1717 г.) писал к секретарю Вологодского архиерейского дома: «пишем тебе, господину, о том, что в архиерейском доме или в соборной церкви или у твоей милости есть о начале и о бытности на Усть-выми, епископии Стефана, епископа Пермского, и по нём иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали и откуда родом и который епископ и чудотворец сколько годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были и что из чудес и который епископ где почивает и в которые годы с Усть-выми на Вологду переведён? – мы не ведаем, а приходящее к чудотворцам богомольцы осуждают о том деле, что мы не ведаем; да и надлежит у их раки о вышеписанном деле на письме быть сполна.

Ради их, чудотворцев, прикажи взыскать и архиерею Божию доложить и выписать и к нам на Усть-вым прислать». Что сделал по сему предмету дьяк Вологодского епископа, остаётся неизвестным.

331

Собр. л. 6, 129, летоп. у Карамз. 5, пр. 254.

332

Собр. л. 3, 106.

333

Гроб его ныне в Усть-вымском соборе. Ист. иер. 1, 396.

334

Плач о смерти св. Стефана. Слова эти не могут быть отнесены ко времени после кончины св. Стефана, потому что тогда немедленно посвящён был пастырь Исаакий.

335

Слово об исхождении Св. Духа в прим. к 1 т. допол. к ист. акт., стр. 13.

336

Собр. л. 6, 161.

337

Собр. л. 6, 166. Ист. акт. 1, 74.

338

Вологод. Губ. Вед. 1850 г. с указаниями на местные рукописи.

339

Сказание о жизни св. Стефана, стр. 64. СПб. 1856. Ркп. святцы: «св. Герасим епископ, Пермский чудотворец, задушен бысть», в другом списке приб.: «омофором своим от своих домочадец», в третьем списке сказано: «от безбожных Вогулич в л. 6900 месяца января в 24 день». Ист. иер. 1, 395.

340

Ист. акт. 1, 73. У Щекатова в его словаре 2. 675; после св. Герасима: Иона и Киприан, св. Питирим, св. Иона, Филофей и Никон. Но Иона и Киприан прежде св. Питирима – ошибка. Киприан был епископом с января 1545 г. Сл. ист. иер. 1, 395, 396.

341

Степ. кн. 1, 445. Два канона свят. Алексию – «творение Питирима, епископа Пермского» – в минее на 20 мая. М. 1646 г.

342

Собр. л. 4, 124. Сл. опыт исследования о древней Югри – в вест. геогр. общ. т. 14. СПб. 1855 г.

343

Вологод. Губ. Вед. 1850 г.

344

Ист. акт. 1. 75.

345

Вологод. Губ. Вед. 1850 г.

346

Опис. ркп. Царского, стр. 25. № 48.

347

Вологод. Губ. Вед. 1850 г.

348

Архангельский летописец под 6963 г. Татищев в истории 1465 г. По ркп. святцам: «св. Питирим, епископ Пермский, чудотворец, преставися в л. 6900 месяца августа в 19 день». Год здесь не определён, Собр. л. 4, 147. 5, 271. 6, 180.

349

Вологод. Вед. 1850 г.

350

Уже в уставе 1522 г. под 19 августа сказано: «в той же день убиен бысть владыка Питирим Пермский от безбожных Вогулич». Муз. Румянц., стр. 713. Сл. прим. 195.

351

Собр. л. 4, 147, 148.

352

Ист. акт. 1, № 272.

353

Ист. акт. 1. № 69.

354

Продолж. Нестора, стр. 269. Ист. иер. 1, 395. Типограф. летопись под 1462 г.

355

Епифаний в житии Стефана: «Пермь великая, глаголемая Чусовая... четвёртая река (её) Кама; сия убо преходящи всю землю Пермскую сквозь ню, по ней же мнози язы́цы». Собр. л. 5, 250. «Река же третия Вятка потече в другую сторону Перми и вниде в Каму; Сия же река Кама обходяще всю землю Пермскую; по сей бо мнози язы́цы сидят».

356

Ж. м. внутр. дел, т. XXIX отд. III, стр. 45–50.

357

Продолж. Нестора, стр. 260. Арханг. лет., стр. 115, 116.

358

Акт. Э. 3, 434, 435. Грамота в Пермь Великую, в Чердынь: «Обвинского и Иньвенского стану крестьяне были союзным письмом и Сибирскими отпуски с ними Пермичи исстари, как и Пермь во крещение приведена». По другой грамоте в Пермь Великую, Чердынь: «в Перми Богословский монастырь общий один, как Пермичи крещение приняли». Ист. акт. I, 397. Отселе видно, что сочинитель статьи о быте Пермяков (ж. м. внутр. дел, XXIX, отд. III, стр. 64) ошибается, думая, что в Иньвенской даче главной группе Пермяков, христианство возникло или в конце XVI века, или в «начале XVII века».

359

Ист. иер. 5, 550, 551. Лет. М. 1774, стр. 260.

360

Архангельск. лет., стр. 115. Здесь днём кончины его показан 6 день июня; в Софийск. лет. (собр. л.6:190) – 8 ноября 1470 г. По ркп. святцам: «св. Иона еписк. Пермский чудотворец, иже бысть на устье Целмы реки, у Соли, преставися в л. 6979 мес. октября 29 дня».


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle