4-го числа
Собор св. Семидесяти апостолов
Собор св. Семидесяти Апостолов
Кроме 12, Господь Иисус Христос избрал ещё 70 и посылал их пред Собою по городам и весям проповедовать Евангелие Царствия Божия (Лк.10). По сошествии Св. Духа они проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали Апостолам из 12, как например Марк и Лука Евангелисты. В церковном праздновании в лике семидесяти прославляются и некоторые из неизбранных Господом непосредственно, но потрудившихся апостольски. День собора в честь 70 Апостолов установлено без сомнения с тем же благочестивым намерением, с каким и день в честь собора 12, т. е. ради равночестия каждого из 70 Апостолов и для предохранения верующих от разногласия – в почитании их. Всех их вместе и равночестно прославляет Сам Господь, говоря: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех, и всех их назвал блаженными (Лк.10:20, 23). Апостолы из лика 70 прославляются Православной Церковью в следующем порядке:
1) Иаков брат Господень (23 октября).
2) Марк Евангелист (25 апреля).
3) Лука Евангелист (18 октября).
4) Клеопа, младший брат Иосифа обручника, с Лукой путешествовал в Еммаус и увидел Господа по воскресении Его из мёртвых (Лк.24:18, 35). За проповедь Евангелия он убит был Иудеями в том самом доме, где познал воскресшего Иисуса, в преломлении хлеба.
5) Симеон, сын Клеопы – сродник Господень, после Иакова был вторым епископом в Иерусалиме, и там за проповедание распятого Иисуса Христа сам распят был на кресте (27 апреля).
6) Варнава (11 июня).
7) Иосиф или Иосий, называемый также в книге Деяний Иустом или Варсавой (Деян.1:23; Кол.4:11), поставлен был Апостолами вместе с Матфием при избрании в число двенадцати Апостолов на место Иуды. Некоторые считают Иосия сыном Иосифа обручника. Он был епископом в Иудейском городе Елевферополе, и там страдальчески кончил жизнь (30 октября).
8) Фаддей из ученика св. Иоанна Предтечи сделался учеником Иисуса Христа: крестил и исцелил от проказы Эдесского князя Авгаря, и после многих трудов апостольского служения скончался в Берите (Бейруте) (21 августа).
9) Анания, по повелению Божьему, крестил Савла (Павла) в Дамаске (Деян.9:10–17); в этом же городе был епископом, и жизнь свою окончил в Елевферополе, городе Палестины. Игемон этого города Лукиан приказал побить его камнями (1 октября).
10) Стефан архидиакон и первомученик (27 декабря).
11) Филипп с Мариамной, один из 7 диаконов, избранных Апостолами, крестил Симона-волхва вместе с прочими Самарянами, и евнуха царицы Эфиопской Кандакии (Деян.8); был епископом в Траллии, Лидийском городе, где обратил многих к Христу, и преставился в глубокой старости (11 октября).
12) Прохор, также один из 7 диаконов (Деян.6:5), сопутствовал св. Иоанну Богослову и участвовал в его апостольских трудах; был первым епископом в Никомидии, Вифинском городе, и проповедовал учение Христово в Антиохии, где и скончался мучеником (28 июля).
13) Никанор, из 7 диаконов (Деян.6:5), в тот самый день, в который убит первомученик Стефан и воздвигнуто было сильное гонение на Церковь Иерусалимскую (Деян.8:1), умерщвлён Иудеями вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа (28 июля и 28 декабря).
14) Тимон, из 7 диаконов (Деян.6:5), был епископом в Аравийском городе Бостре; за проповедание имени Христова много страдал от иудеев и Еллинов; брошен был в раскалённую печь, но вышел из неё невредим и вскоре скончался (28 июля и 30 декабря).
15) Пармен, из 7 диаконов (Деян.6:5), ревностно подвизался в проповедании слова Божия и претерпел мученическую смерть (28 июля).
16) Тимофей, спутник и соучастник в трудах Апостола Павла, который рукоположил его епископом в Ефес и написал к нему два послания (22 января).
17) Тит, сотрудник Ап. Павла в благовестии; рукоположен был им во епископа в Крит для утверждения там Церкви, основанной Ап. Павлом, который в наставление по сему предмету написал к нему послание из Никополя, города Македонии, около 66 года по Р.X. (25 августа).
18) Филимон с Анфией был веропроповедником и епископом в Палестинском городе Газе; к нему св. Павел написал особое послание из Рима, около 62 года по Р.X. (22 ноября и 19 февраля).
19) Онисим был рабом Филимона, к которому Апостол Павел написал послание, обращён ко Христу Апостолом Павлом: после Тимона был епископом в Ефесе; за имя Христово пострадал при Траяне от Римского епарха Тертилла в Италийском городе Путеоле (15 февраля).
20) Епафрас епископствовал в Македонском городе Колоссах. С св. Ап. Павлом он был в Риме в узах и называется в послании к Филимону спленником Апостола Павла о Xpucmе Иисусе (ст. 23). О нём упоминает Ап. Павел в послании к Колоссянам (IV:12–13), писанном из Рима около 62 года по Р.X., хваля его молитвы и заботы о Колоссянах.
21) Архипп, упоминаемый в послании к Филимону (ст. 2), занимал епископскую кафедру в Колоссах, по отбытии Епафраса в Рим. О нём св. Павел пишет к Колоссянам: «скажите Архиппу, смотри, исполняй служение, которое ты приял в Господе» (4:17) (22 ноября и 19 февраля).
22) Сила вместе с Ап. Павлом проповедал слово Божье (Деян.15:40–41) и с ним претерпел многие страдания и темничное заключение. Рукоположенный епископом в Коринф, он ревностно трудился в насаждении веры, подкрепляя учение своё знамениями и чудесами (30 июля).
23) Силуан, о котором упоминается в соборном послании Петровом (1Пет.5:12) и в послании к Коринфянам (2Кор.1:19), подвизался в распространении веры Евангельской вместе со св. Апостолом Павлом; потом был епископом в Македонском городе Солуни, где много пострадал за имя Христово (30 июля).
24) Крискент или Криск, по поручению Ап. Павла, насаждал Церковь Божию в Галатах (2Тим.4:10), в сане епископском; также проповедовал в Галлии и поставил епископом в городе Виенне ученика своего Захарию; потом возвратился в Галатию, и здесь скончался мученически в царствование императора Траяна (30 июля).
25) Крисп (1Кор.1:14), обращённый в христианскую веру Ап. Павлом, во время проповеди его в Коринфе (Деян.18:8), был епископом на эгейском острове Эгипе.
26) Епенет (Рим.16:5) епископствовал в Карфагене (30 июля).
27) Андроник с Юнией (Рим.16:7) – в Паннонии (17 мая и 30 июля).
28) Стахий (Рим.16:9) – в Византии, рукоположенный св. Ап. Андреем Первозванным (31 октября).
29) Амплий (Рим.6:8) свидетельствовал в Лидде или Диосполе, Иудейском городе (31 октября).
30) Урван (Рим.16:9) – в Македонии (31 октября).
31) Наркисс (Рим.16:11) – в Афинах (31 октября).
32) Апеллий или Апелл (Рим.16:10) – в Ираклее (31 октября).
33) Аристовул (Рим.16:10) – в Британии (31 октября и 16 марта).
34) Иродион или Родион (Рим.16:10) – в Ахайском городе Патрасе (8 апреля и 11 ноября).
35) Агав имел дар пророчества (Деян.11:28, 21:10, 11) и предсказал голод, бывший при Клавдии кесаре, а также страдания Ап. Павла в Иерусалиме (8 апреля).
36) Руф (Рим.16:13) епископствовал в Фивах Виотийских (8 апреля).
37) Асинкрит (Рим.16:14) – в Гиркании, части нынешнего Дагестана (8 апреля).
38) Флегонт (Рим.16:14) – в городе Марафоне (8 апреля).
39) Ерм (Рим.16:14) – в Филиппополе (5 ноября).
40) Патров (Рим.16:14) – в Неаполе и Путеоле (5 ноября).
41) Ермий (Рим.16:14) – в Далмации (8 апреля).
42) Лин, упоминаемый во втором послании Павловом Тимофею (4:21), святительствовал в Риме (5 ноября).
43) Гаий (Рим.16:23) – в Ефесе после св. Тимофея (5 ноября).
44) Филолог (Рим.16:15) – в Синопе, рукоположенный св. Ап. Андреем (5 ноября).
45) Лукий (Рим.16:21) – в Лаодикии, Фригийском городе (10 сентября).
46) Иасон (Рим.16:21) – в Киликийском городе Тарсе (28 апреля).
47) Сосипатр (Рим.16:21) – в Иконии, Ликаонском городе (28 апреля).
48) Олимпан или Олимп (Рим.16:15) последовал за Ап. Петром в Рим, и там, по повелению Нерона, усечён мечом вместе со св. Ап. Родионом (10 ноября).
49) Тертий (Рим.16:22) епископствовал в Иконии после св. Ап. Сосипатра (10 ноября).
50) Ераст (Рим.16:23) – в Панеаде или Кесарии Филипповой, Галилейском городе (10 ноября).
51) Куарт или Кварт (Рим.16:23) – в Финикийском городе Бейруте (10 ноября).
52) Евод был епископом Антиохии. О нём говорит преемник его – Игнатий Богоносец в послании своём к Антиохийцам: «поминайте блаженного Евода отца вашего, иже первый вам от Апостолов пастырь поставлен бысть» (7 сентября).
53) Онисифор, о котором упоминает св. Павел в послании к Тимофею: да даст милость Господь Онисифорову дому (2Тим.1:16), был епископом в Колофоне, городе Малой Азии, и Киринфе – городе Африки (7 сентября и 8 декабря).
54) Климент или Клим (Флп.4:3) занимал епископскую кафедру в Риме после Лина и Клита; за веру Христову сослан был в заточение в Херсон, перенёс многие страдания и утоплен в море в 100 году по Р.X. (25 ноября).
55) Сосфен (Деян.18:17) обращён к вере Ап. Павлом, который в послании к Коринфянам поставляет его имя наряду со своим (1Кор.1:1); епископствовал в Колофоне (8 декабря).
56) Аполлос, сотрудник св. Павла (Деян.18:24–25; 1Кор.3:6), был епископом в Смирне прежде св. Поликарпа (10 сентября и 8 декабря).
57) Тихик, упоминаемый в Деяниях Апостольских (Деян.20:4), в посланиях Павловых к Ефесеям (6:21), к Тимофею (2Тим.4:12) и Колоссянам; Апостол называет его возлюбленным братом, верным служителем и соработником о Господе (Кол.4:7) (8 декабря).
58) Епафродит, которого св. Павел в послании к Филиппийцам назвал своим братом и споспешником и сводвижником (2:25), проходил епископское служение в Андриании, городе Фракии при Чёрном море (8 декабря).
59) Карп, у которого Ап. Павел, бывший в Троаде, оставлял и фелонь, и книги свои, принесённые ему после св. Тимофеем (2Тим.4:13), епископствовал в Берии, Македонском городе (26 мая).
60) Кодрат, бывший епископ в Афинах, претерпел там от Еллинов мученическую смерть при императоре Адриане (21 сентября).
61) Марк, именуемый также Иоанном, спутник Ап. Павла и Варнавы (Деян.16:25), был епископом в Финикийском городе Вивле (27 сентября).
62) Зина, называемый (Тит.3:13) законником, то есть, учителем закона Моисеева, епископствовал в Лидде (27 сентября).
63) Аристарх, спутник св. Павла, упоминаемый в Деяниях Апостольских (19:29), в посланиях к Колоссянам (4:10) и к Филимону (ст. 23), был епископом в Анамее, Сирийском городе (15 апреля и 27 сентября).
64) Пуд (2Тим.4:21), благочестивый Римский сенатор, принимал в доме своём Ап. Павла и других веровавших в Господа. Его дом после обращён был в церковь, названную пастырской, в которой, как говорят, священнодействовал Ап. Пётр (15 апреля).
65) Трофим, о котором говорится в Деяниях Апостольских (Деян.20:4) и в послании к Тимофею (2Тим.4:20), вместе с Ап. Пудом и Аристархом разделял страдания св. Павла в Риме, и там, по повелению Нерона, все трое были обезглавлены (15 апреля).
66) Марк, племянник Варнавин (Кол.4:10), проходил епископское служение в Самарийском городе Аполлониаде (30 октября).
67) Артема (Тит.3:12) был епископом в Ликаонском города Листре (30 октября).
68) Акила (Рим.16:3; Деян.18:2) епископствовал в Ираклее, Фракийском городе; также проповедовал слово Божие в Малой Азии и Ахаии, и здесь был убит неверными (14 июля).
69) Фортунат (1Кор.16:17) во время проповеди претерпел мученическую смерть.
70) Ахаик, который (1Кор.16:17), вместе с Фортунатом, приходил к Ап. Павлу в Ефес.
71) Кифа Апостол, которому явился Господь по воскресению (1Кор.15:5–6).
72) Симеон, по прозванию Нигер (Деян.13:1). Что он также принадлежит к сонму апостольскому, о том свидетельствует св. Епифаний, поставляющий имя его наряду с именами Марка, Луки, Варнавы и прочих меньших Апостолов.
Хотя собор меньших Апостолов заключает в себе 72, но называется собором 70, потому что это число есть первоначальное – Христово; Христос избрал семьдесят (Лк.10:1).
Церковь в день Собора в честь лика 70 учеников Христовых между прочим восхваляет их за то, что они научили нас почитать Троицу единосущную и нераздельную, и доселе пребывают светильниками Божественной веры.
В IX веке Православная Церковь приняла от Иосифа песнопевца канон на день Собора 70.
Память преп. Феоктиста
игумена в Кукуме Сицилийском, недалеко от Панорма (ныне Палермо); скончался около 800 года.
† Преставление св. Евстафия, архиепископа Сербского
Св. Евстафий, архиепископ Сербский
В месяцеслове Евангелия, писанного в 1329 году, показана под 4 января «память св. Евстафия, архиепископа сербского»4. Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме Печской архиепископии5. Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из Будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в Зетской Михайловской обители; от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам и, возвращаясь оттуда, поступил в Афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена6, в каковом звании видим его с 1263 года7. Потом посвящён был в епископа Зетского туда, где принял он монашество8. Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда король Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь, уважавшая блаж. Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Король Драгутин должен был исполнить желание Сербии. Когда открыли гроб блажен. Иоанникия, тело его оказалось нетленным и его с почестью положили в Сопочанском монастыре вблизи тела Урошева. Тогда-то приступили к избранию нового первосвятителя, и избран был блажен. Евстафий.
Высокие добродетели Евстафия доставили ему уважение и нового короля Милютина. В звании архиепископа всей Сербии, он с 12 епископами присутствовал на соборе, на котором король Милютин утвердил за Хиландарским монастырём земли и угодья Сербской страны9. Когда спустя 7 лет правления своего блажен. Евстафий почувствовал близость кончины своей, то, призвав ближних епископов и игуменов, простился со всеми, приобщился св. таин и, с весёлым лицом сказав: «в руки Твои, Господи, предаю дух мой», мирно скончался (а).
Сербская церковь поёт св. Евстафию: «на него же уповал еси, святителю, из млада возраста, радуяся же яко елень востекл еси на гору святую, земная вся оставил еси, прилепився закону Творца и Владыки исполнением заповедей».
«Очистив душу и тело от скверны, праведно-преподобна и незлобива учителя себе показал еси, отче блаженне: сирых питатель, обидимых помощник и странноприимец был еси: темже со дерзновением вопиеши: Тебе люблю, Иисусе Боже мой, света невечернего и миром владычествующа»10.
† Страдание св. Онуфрия
Св. Онуфрий
Св. Онуфрий, в крещении Матфей, родился в Габрове Терновской епархии11.
Родители его болгары были люди богатые и пользовались известностью. Матфей учился в училище и при прекрасных способностях учился хорошо. Отец наказал его строго за какую-то шалость; пылкий и самолюбивый юноша закричал вслух турок, что он потурчится. Турки непременно совершили бы над ним обрезание, но его ловко выхватили из рук турок, и он, скрытый от них, остался христианином. Когда Матфей пришёл в зрелый возраст, он удалился на Афон и вступил в братство Хиландарского монастыря. Приняв иночество с именем Манассии, он рукоположен был в иеродиакона. Так как о. Манассия искренно и ревностно служил Господу, – а чем усерднее стремятся к совершенству духовному, тем яснее и сильнее чувствуют свои недостатки и погрешности, – то и о. Манассия стал сильно чувствовать тяжесть отречения своего от св. веры, совершённого в пылкой, полусознательной юности. А иже отречется Мене пред человеки, отвергнуся его и Аз пред Отцем Моим (Мф.10:33), эти слова Господа громко раздавались в душе его и не давали ей покоя. Он постоянно носил страх в душе своей, что если не принесёт он достойных плодов покаяния, откажется от него Христос Господь. Так страх за вечную участь породил в нём мысль о кровавом подвиге. Потом желание мученичества, при возрастании его в духовной жизни, стало плодом пламенной любви его к Господу, готовой на всё за славу имени Его.
Прежде чем решился он на великий подвиг, он открывал желание своё старцам. Те советовали ему испытать себя. После долгого самоиспытания идёт он к духовнику Никифору и просит принять его в келью свою, с тем, чтобы приготовить его к мученичеству. «Не отказываюсь принять тебя к себе, отвечал старец, но с тем, чтобы ни с кем ты не имел, сношения и прежде кровавого мученичества подвизался бы так, как бы был в муках».
«Согласен на условия», – весело сказал Манассия. Возвратившись в обитель, он распорядился своими вещами: довольную сумму отдал монастырю, с тем, чтобы обитель покоила отца его, жившего в ней. Сказав в монастыре, что идёт в Иерусалим, отправился он к старцу Никифору. Тот дал ему особую келью, приказал ученику служить ему и не допускать никого другого, преподал наставления, как должен подвизаться, и оставил с миром Божиим. Заключившись в келийце, преподобный в первые 40 дней вкушал пищу иногда через два дня, иногда через три, а иногда и через неделю, да и то в малом количестве хлеба с водою; земных поклонов клал до 3.500 в сутки, и слёзы постоянно текли из очей его. Так как от таких подвигов он очень ослабевал, то старец умерил пост его. В это время принял он схиму, с именем Онуфрия. По окончании испытания старец Никифор послал Онуфрия для желаемого им подвига в Хиос; в спутники ему дан опытный инок Григорий.
Прибыв в Хиос 29 декабря, путники остановились у благочестивого христианина. Онуфрий провёл семь дней в посте, молитве и безмолвии и не раз причастился св. таин. В одну ночь в лёгком сне видел он следующее: сонм иереев, архиереев, воинов объявляет ему: «иди, Царь хочет видеть тебя». Онуфрий в трепете отвечает: – для чего Царю видеть меня, пустого человека? Прошу уволить меня, если это возможно. «Нельзя, – был ответ, – ты идёшь за нами». Онуфрий пришёл вслед за ними в какое-то светлое, чудное место и, увидав Царя, пал пред ним. Царь сказал: «готово место», и указал на место света неизъяснимого. Блаженный в восторге проснулся, и сердце его полно было радостью. В следующую ночь почувствовал он отсутствие этой радости и со скорбью говорил о том спутнику. Опытный Григорий велел ему просить молитв за себя у всех христиан, и смиренный Онуфрий кланялся каждому, прося помолиться за него.
Явившись в суд в зелёной повязке и красных башмаках, Онуфрий говорил: «назад тому 15 лет ранен я в подобном месте; с того времени рана моя не заживает; врачи говорят мне: если не явлюсь в то место, где ранен, не исцелею».
– Что за рана у тебя? – спросил кадий.
«Будучи юным, – отвечал блаженный, – по неразумию высказал я желание потурчиться, хотя никогда не служил вере вашей, а всегда жил христианином. Придя в зрелый возраст, чувствую жгучесть этой раны и с полным убеждением говорю: „магометанство – пагуба душе“».
Сказав это, он сбросил с головы зелёную повязку. Судьи онемели. Наконец молодой турок, казавшийся себе очень умным и ловким, говорит: «что ты делаешь, братец? Это – священная вещь: подними и накройся ею». Исповедник отвечал: «называть пустую вещь святой – богохульство. В том-то и беда людей потерянных, что отвергают, топчут в грязи Богом открытую истину и Богом посланную святыню, а чтут мечты больного воображения людского, глупости, осмеиваемые трезвым умом; точно как язычники не ищут Искупителя мира грешного, создали себе и нравственность, и рай по вкусу животных страстей. Да и ещё довольны собой! Не страшное ли это состояние?»
Исступлённые закричали: смерть христианину. Очередный военный чиновник отвёл исповедника в тюрьму мусселима и наложил на него колодку. При этом один магометанин дал исповеднику две пощёчины. «Благодарю за себя и жалею о тебе», сказал исповедник. Премудрые судьи, побывав в мечети, решили: смерть христианину, если не благословит Корана. Исповедник, вновь позванный на суд, не изъявил желания целовать глупости магометанства. Судьи приговорили истребить и память его. Вследствие того обезглавленное тело и вся одежда мученика брошены были в море. Страдание совершилось 4 января 1818 г., на 32 году мученика.
Св. мученика Зосимы, пустынника Киликийского, и Афанасия Коментарисия
Св. мученик Зосима
Св. Зосима, застигнутый в своём уединении гонителями христиан при Домитиане, был предан мучениям. Но чудесным образом был избавлен от смерти и отпущен на свободу. Бывший при этом смотритель за узниками, Афанасий Коментарисий, обратился в христианскую веру и последовал за св. Зосимой в его пустыню, где оба они скончались в расселине камня, во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом.
* * *
Григоровича путешествие по Турции, стр. 18. Казань. 1848 г.
Зап. географ. об. XIII, 174.
Гласник дружства Сербск. лит. VI, 31–33. См. ниже прим. 29.
Послесловие грамматиста Феодора: «тогдаже (1263 г.) предръжащю крьмыло хыландарскые лавры преподобному отцу нашему игумену курь Евстафию»... Калайдовича экзарх, стр. 164.
Гласник V, 32. О зетских епископах Иларионе и Неофите янв. 12 пр. 29, 24.
Григоровича путеш. 41. 46.
а) Гласник VI, 33–34. Тронош. летоп. в гласнике V, 50–53. Последняя говорит, что после Иоанникия восходил на кафедру Даниил I и венчал Драгутина, тогда как по родослову Даниил I был на кафедре после Саввы II (муз. Румянц. стр. 159. Гласник VI, 29). Но если управлению блаж. Иоанникия назначают всего 4 года (гласник VI, 31), то могло быть, что по удалению Иоанникия Даниил I во второй раз восходил на кафедру, но как говорит и летоп. (глас. V, 51–53), скоро оставил её, по неудовольствиям народа за Уроша. Савва III не помещает Даниила между своими предшественниками (см. август 30 прим. 30). Это подкрепляет известия тронош. летописи, так как венчание Драгутина Даниилом могло казаться столько виновным для Саввы, что он не поставил Даниила в числе архиепископов, хотя по известию Даниила II тот был архиепископом. По времени правления Саввы 2 (1263 – Февр. 1268) и Иоанникия (4 года с включением Данилова правления) надобно положить, что св. Евстафий взошёл на кафедру в 1272 г. Так, а не иначе, заставляет полагать и троношская летопись. На списке толкового Евангелия запись: «написано бысть во дни краля – Стефана Уроша в 5 лето державного владычества его, от числа же сложения мира лет 6794, в сие лето поставлен бысть светы преосвященный архиепископ Ияков», (Миклошича monum. № 488, s. 561). Здесь в написании числа лет миробытия – ошибка. Пятый год правления Милютинова был в 1279 г. от Р.X. и в 6787 г. миробытия. Итак, св. Евстафий почил в 1279 г. и в том же году взошёл на кафедру преемник его архиеп. Иаков.
Сербляк, Белград 1861 г. сл.
Страдание его по ркп. Афонского скита св. Предтечи описано в Афонском патерике 2, 335–352.