20-го числа
Преп. Евфимия Великого
Св. преп. Евфимий Великий
Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – Благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отрочестве он посвящён был Богу и отдан матерью на воспитание брату её, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено было старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил.
Поэтому, любя иночество и безмолвие, он более пребывал в монастыре, соседнем городе, а на дни Великого поста уединялся в пустыню. Видя, что безмолвие его по обязанностям его звания нередко нарушается, Евфимий, 29 лет, тайно удалился с другом своим Феоктистом в пещеру Иерусалимской пустыни, принадлежавшей лавре Фаранской. Из своей пещеры они ежегодно 14 дня января удалялись в пустыню и возвращались в свои кельи на цветную неделю. Пребывая в пещере и пустыне, преподобные питались трудами рук своих и имели одно попечение – угодить Богу. Через пять лет два друга-инока переселились для высших подвигов благочестия почти в непроходимый места пустыни. Но в непродолжительное время и сии дикие места, прославленные подвигами Евфимия и Феоктиста, процвели благочестивым обществом, и под их руководством устроилась киновия. Преподобный Евфимий для всех пустынников был образом благочестия и врачом духовным: каждый из братий открывал пред ним совесть свою, исповедуя свои помышления.
Учеников своих преп. Евфимий отечески исправлял учением и увещанием, наставлением и утешением. Он обыкновенно говорил им: «братие, для чего удалились вы от мира, для того и подвизайтесь! Не пренебрегайте своим спасением, но ежечасно будьте бодры, по слову Господню: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф.26:41)! Знайте, что отрёкшимся от мира и хотящим иночествовать надобно отречься своей воли, хранить во всём послушание, в уме иметь памятование о смерти и последнем суде. При внутреннем Богомыслии инокам надобно и телесно трудиться, а особенно юным, коим при тщательном хранении себя потребно и телесное удручение, чтобы плоть повиновалась духу. Да будем же подражателями Ап. Павлу, который трудился день и ночь, не только убегая праздности, но и служа трудами своими себе и иным: требованию моему, говорит он, и сущим со мною послужисте руци мои сии (Деян.20:34). Если мирские люди так много подъемлют трудов и страждут, непрестанно работая для пропитания жён и детей своих, и от труда своего и Богу приносят и милостыни творят по силе, и дани дают: нам ли не трудиться на потребу единого только тела нашего, дабы и праздности убегать, и чужих трудов не поядать, по заповеди Апостола: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2Фес.3:10)». Назидаемые святыми наставлениями Евфимия, иноки, подвизаясь в вере и благочестии, творили плоды, достойные своего звания.
Особенно строг был Евфимий к самому себе. «Не дал еси, – воспевает Церковь в честь его, – сна очесем твоим, ниже веждом дремания, дóндеже душу и тело от страстей свободил еси, и себе уготовал еси Духа жилище». Один из учеников Евфимия говорит о нём: «мы никогда не видели его ядущим, кроме субботы и воскресного дня, ни беседующим с кем-либо без великой нужды, ни почивающим на боку, но всегда сидящим и мало дремлющим, иногда же стоящим и держащимся обеими руками за вервь, нарочно для того протяжённую».
Имя св. Евфимия было славно не только в Палестине, но и по окрестным областям. К нему притекали многие, ища спасения. Своим влиянием и мудростью он обратил ко Христу многих Сарацын; защищал веру против несториан, евтихиан, манихеев; исправил Евдокию, супругу Феодосия Младшего от заблуждения монофизитов; подкреплял в правой вере епископов, собиравшихся на соборы. «Всюду лучи чудес испущая, всех просвещал святый, и подобно магниту привлекал к своему учению».
Избегая славы человеческой и ища безмолвия, Евфимий часто удалялся из обители в пустынные места для безмолвия, сначала на время, а, наконец и совсем удалился в пустыню Зиф близ Мёртвого моря, предоставив настоятельство над монастырём Феоктисту. Но преп. Евфимий и на новом месте уединения недолго оставался один. Господь в видении открыл ему, чтобы он не возбранял желающим селиться кругом его и быть под его руководством. Таким образом образовалась новая лавра Евфимиева, в которой он жил до конца своей жизни и был славен как чудотворец и прозорливец ведавший человеческие помышления. В год своей смерти преп. Евфимий не пошёл, по обыкновению, в пустыню на время четыредесятницы и сказал братии: «я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас»; – и точно в это время последовала его блаженная кончина. Отходя в жизнь вечную, преподобный завещал братии: «да не затворяются никогда врата монастырские для приходящих; да будут всегда отверсты странникам, и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, и так изобильное свыше благословение будет подаваться вам от Бога».
Преп. Евфимий был нравом препрост, лицом красив, возраста среднего, сед, имел браду даже до колен; жил 97 лет и преставился в 477 году, 20 января. С того времени Церковь чтит преподобного и Богоносного отца нашего Евфимия Великого. По преставлению его, от его мощей совершились многие чудеса. Св. Дамаскин, Герман, Студит и Феофан написали многие песнопения на день св. Евфимия, ныне возносимые православной Церковью в этот день. Дамаскин написал канон в похвалу преподобного с краестрочием: «богатство явился еси земнородных, Евфимие». Священные чтения в день преподобного Евфимия те же, какие и в честь Антония Великого.
Св. мученик Инны, Пинны и Риммы (Енена, Нирена и Пня)
Св. муч. Инна, Пинна и Римма (Енен, Нирен и Пень)
Вот первые мученики из славян!
В Василиевом менологе (XI в.) под 20 января читаем о них следующее:
«Святые были из Скифии, из северной стороны, ученики святого Апостола Андрея. Они учили об имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили. По этой причине были схвачены князем (παρα Αρχοντος) варваров, но не могли быть доведены до того, чтобы отречься от Христа и принести жертву идолам. Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони, и возки. Князь приказал поставить в лёд большие брёвна как целые деревья и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лёд постепенно умножался, так что дошёл до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу блаженный свои души»209.
Буквальный славянский перевод этого сказания читается в Белградском синаксаре 1340 г. и в Сербском прологе XIII в.210. Здесь мученики называются Енен, Нирен и Пень.
Β Иеронимовом мартирологе под 20 января читается: «в Ниведуне мученическая кончина Тирса, Кириака, Геллиника». Итак, местом страданий мучеников был новый Дунаец, стоявший на берегу Дуная, в Малой Скифии, и имена мучеников, показанные в Греческом и Славянском известии, были народные, Славянские, тогда как по крещению страдальцы веры назывались иначе211.
Полагают, что страдальческая кончина мучеников была «где-то гораздо севернее Киева, но, во всяком случае, между Русскими Славянами»212. Но это – напрасно. Большая река, указываемая в повести о страдании, – известный Греку Дунай. С другой стороны, так как проповедники Скифы были ученики Ап. Андрея, то Скифию их надобно искать там, где проповедовал Ап. Андрей. В повествовании инока Епифания IX в. читаем: «Господь сказал Андрею: иди в Вифинию, Я с тобою, куда ни пойдёшь ты, – ещё и Скифия ожидает тебя. Когда Андрей сказал о том Иоанну, они простились: и Андрей, взяв учеников своих, пошёл в Лаодикию, а отселе в Мизию, в город Одиссос. Проведя здесь немного времени, поставил епископа Апиона»213. Последний по другим памятникам называется Амплием и претерпел мученическую смерть за Христа214. Одиссос, Аполлония и Месемврия у Птолемея215 и Страбона216 причисляются к Малой Скифии. По словам Плиния, страна, которой владели Скифы-земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города Дунаец, Томи (Кюстенджи), Калатис, Кроны»217. Итак, несомненно, что Ап. Андрей проповедовал в Малой Скифии и для неё поставил епископа. А с тем вместе, несомненно и то, что Скифия учеников его, продолжавших проповедь его в Скифии, есть та, которая лежит на правом берегу Дуная и по западному берегу Чёрного моря. Жившие здесь при Апостолах были и не Греки, и не Римляне. Их называли то Скифами, то Гетами, то Сарматами: собственно же это были Славяне, бодрые, воинственные, но занимавшиеся и земледелием. «Хочешь ли знать, что за народ Томитанской страны? – писал поэт Овидий, живший заточённым в Томах. – Хотя это смесь из Греков и Гетов, но жители вообще происходят от Гетов, из них большинство народонаселения. Разъезжают верхом туда и сюда, никого не встретишь без копья, лука и стрел; рука искусная в обладании мечом, висящим у всякого на боку. Весьма немного осталось следов Греческого языка, да и те, при Гетском произношении, стали варварскими. Я уже выучился говорить по-Гетски и по-Сарматски»218. Поэт, испорченный Римской роскошью, скучал, что «приезжают в Томы Сарматы со своими скрипучими возами, – тянут Сарматские быки возы варварские»219. Точное известие о жителях страны сообщают Моисей Хоренский и историк VII века Симокатта. Первый пишет, что во Фракии живут «семь Славянских племён»220. Симокатта говорит, что Славян, воевавших в VI веке с империей, в древнее время называли Гетами221. Христианство Малой Скифии уже знал Тертуллиан: «во Христа веруют, – писал он, – племена Гетов (varietates Getulorum), Сарматов и Скифов»222. Не говорим здесь о последующем времени223.
Так проповедь учеников Ап. Андрея принесла обильные плоды между южными Славянами.
Преп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника Печерских
Мощи их почивают в Феодосиевых пещерах; сведения см. 28 августа.
Преподобной Вассы
Родом из Солуни, игуменья монастыря близ Иерусалима, бывшая образцом чистоты и христианского подвижничества, ревнительница веры против еретиков евтихиан, была уважаема царственными лицами и вела переписку с императрицей Пульхерией († 451 года).
* * *
Menologium Graecorum, iussu Basilii imper. Urbini 1725. 2, 124.
Зап. акад. наук VI, 106. 107. Ламанский, стр. 110, 111. Гласник XVI, 37, 38.
Народные имена страдальцев писались не одинаково. В Васильевом менологе: Ιννα, Ρημα καὶ Πιννα. В Белградском синаксаре 1340 года Енен (Инна), Нирин (Ирин, Рим) и Пень (Пинна). Нирин и Пень – понятны; не совсем понятен Енен.
Ламапский, стр. 110.
Fpiphanii monachi edita atque inedita, p. 56. Lips. 1846.
Oriens christ. 1, 1094. Wiltsch, Kirchl., Geographie 1. 24.
III, 10.
VII, 6. Скимн Хиосский: «при подошве горы Эмоса (Балкан) гор. Месемврия, пограничный между Фракией и Гетиею» (Orbis descrip, v. 742–744) По словам Феофана, «Варна близ Одисса». Вблизи же Греческая колония Маркианополь, у Славян великая Преслава.
Чертков о войне Святослава, стр. 199, 200. Плиний lib. 4. с. 11.
Tristium lib. 5. Eleg. 7. 12. Образчик языка Гетов у Страбона, который говорит, что Геты называли реки богами.
Tristium lib. 3. eleg. 10 et 12.
См. Ист. Рус. Ц. 1, 3. пр. 12. Даже для имп. Константина Славяне Стримонской области – Скифы (De provinciis). Но Никифор и Феофан, говоря о занятии Фракии Болгарами 678 г., называют жителей малой Скифии Славянами. «Перейдя реку (Дунай) достигают Вирны и соседнего Одиссоса, проходят серединные поля... покоряют жившие там племена Славян в числе семи». Stritteri Bulgarica р. 507, 508.
Theophilacti Simocatti hist., ed. Venet. lib. VII, c. 2, p. 253, lib. III, c. 6, p. 24. Временник X, 106–110.
Adv. gentes § 7.
См. июля 8, сентября 13, апреля 20.