Источник

16-го числа

Поклонение Честных Вериг св. Апостола Петра

Поклонение Честных Вериг св. Апостола Петра

Во время гонения на юную Иерусалимскую Церковь, воздвигнутого Иродом Агриппой, царём Иудейским, около 42 года по Р.X., ревностный проповедник Евангелия – Апостол Пётр закован был в цепи и заключён в темницу. Ночью, накануне того дня, в который положено было вывести Апостола на суд к народу, Ангел чудесно освободил Петра от оков и темницы (Деян.12). Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме; благочестивые ученики его стяжали себе, как драгоценность и святыню, цепи или вериги св. узника и с уважением хранили, передавая их, при кончине своей, преемственно один другому. Верующие получали от них исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Ап. Павла (Деян.19:12).

Императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450), по обету своему бывши в Иерусалиме для поклонения св. местам, получила от Иерусалимского патриарха Ювеналия между духовными сокровищами и чудотворные вериги Ап. Петра. Пришедши в Константинополь, она одну из них в 439 году послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге Римского императора Валентиниана III (423–460), а другую в том же году положила в Царьграде, – в церкви св. Апостолов. Евдокия соорудила в Риме храм в честь вериг Ап. Петра.

Между тем в Риме обретены и другие вериги Ап. Петра, которые там возложены были на него по повелению Нерона, осудившего его на смерть. В VΙ веке с благоговением писал о части вериг Ап. Петра св. Григорий Двоеслов к Динамию Патрицию. «Послал я к тебе в благословение от первоверховного Апостола небольшой крест с частицами вериг Апостола, – говорит святитель, – дабы вериги сии, недолго державшие его в узах, освободили тебя навсегда от грехов».

В честь сих вериг, обретённых в Иерусалиме и Риме, установлено 16 января поклонение им. Оно началось на Востоке и Западе почти в одно время, и с IV века делается уже известным.

О нём упоминает блаженный Иероним в письме своём к Евстохию. В древних Русских летописях 16 день января называется днём спадания вериг, ибо Писание свидетельствует, что они спадоша с Петра.

В день поклонения веригам Ап. Петра православная Церковь прославляет Апостола, который «Рима не оставль к нам пришел (в Царьград) честными веригами, яже носил; того верою целуем вериги».

На литургии чтением Апостола Церковь упоминает о веригах, кои возложены были на Ап. Петра в Иерусалиме (Деян.12:1–11); Евангелием благовествует о восстановлении Ап. Петра в звании Апостола и о его мученической смерти.

† Преп. Ромила (Ромула)

Местом родины преп. Ромила192 был Бдин (Виддин); мать его была Болгарка. Достаточное состояние родителей доставило ему способы получить хорошее образование. В Терновском монастыре Устье, расположенном за городом на святой горе, полагал он начало монашеской жизни; тут было тогда много иноков; тут произнесены им обеты иноческие. Когда в Скрытной (парорийской) пустыне стал жить преп. Григорий Синаит, Ромил поступил под его руководство. Но нападения разбойников («ихже и хусаре места оного жители наричють») вынудили его удалиться опять в Загорье, и он жил с другом своим Иларионом в уединённом месте, называемом Мокрое, в расстоянии от Тернова на день пути. Когда же царь Александр усмирил разбойников, и в Скрытном стало покойно, Ромил опять жил в Скрытной пустыне.

Сюда пришёл к нему из Константинополя Григорий Цамблак, описатель жития его. Спустя некоторое время Скопельский начальник известил, что магометане хотят напасть на их места, потому пусть удалятся в другое место. Ромил удалился в прежнюю келью свою, что была в Мокром; а отсель перешёл на Афон в лавру и жил уединённо в скиту Меланском; Цамблак жил с ним в этом уединении. Когда убит был (на войне) деспот (Романский) Углеш (в 1370 г.): «тогда на Афоне все иноки наполнились смятением и ужасом и многие убежали» с Афона. Так и Ромил «удалился в другое место, называемое Авлонь (это вблизи Драча), а отсюда уходит со своими учениками в Сербскую землю, в место, называемое Раваница, где обитель Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Здесь прожив немногое время, переходит с земли на небо». Так говорить Цамблак. Краткое житие замечает о последнем времени в особенности. «Вышед со св. горы, – говорится здесь, – достигает Иллирика; тут находит он раздоры страстей и жалкие разделения, но в короткое время успевает своими наставлениями ввести согласие. Отсюда переходит в Далматское место Раваницу». В каком году почил преп. Ромил, не показано ни в кратком, ни в пространном сказании о нём. Но по всему, что известно, вероятно, что почил он не ранее 1375 г. Мощи его почивают в Раваницкой обители, где подают зрение слепым, хождение хромым и исцеляют всякие недуги193.

† Память священномуч. Дамаскина Габровского

Св. муч. Дамаскин Габровский

Дамаскин родился в местечке Габрове Терновской епархии194.

По любви к иночеству он удалился на Афон и принял монашество в Хиландарском монастыре. Здесь посвящён был в иеродиакона и потом в иеромонаха; здесь же избрали его и в игумена.

По нуждам обители отправился он в Болгарское поселение Свистово195. Исполнив нужные дела по обители, он должен был ещё получить старый долг с турок. Когда им было сказано о долге, должники, согласись между собою, не только не платить долга, но ещё напали на беззащитного христианина и отняли у него всю бывшую на подворье собственность. Злодеям и того было мало. Они подговорили турчанку худого поведения и тайно провели её в подворье. Потом, напав на подворье с шумом и криком, разбили двор, найдя тут турчанку, связали Дамаскина, как виновато в похищении магометанки, и представили в суд. Кадий, выслушав Дамаскина, видел, что тут только насилие злобы. Но взволнованная клеветой толпа изуверов неистово кричала, что монах осквернил закон их.

Фанатики предложили Дамаскину на выбор одно из двух – или виселицу, или обращение в магометанство. Преподобный отвечал: «я родился христианином, таким и умру. Отречься от Христа – то же, что отказаться от вечной жизни: без Него нет спасения грешникам, каковы все мы, я и вы. Он примиритель правды Божией с грешным человечеством: Он – податель благодати Божией, необходимой для выполнения воли Божией. Жалею о вас, если вы не понимаете того. Но было бы безумием, если бы я согласился купить за временную жизнь погибель вечную».

Со связанными назад руками привели его на место казни. Он попросил дозволения помолиться. И, получив его, оградил себя крестным знамением, с лицом, обращённым на Восток, помолился, и потом сказал: «теперь я готов на смерть». Его повесили.

Гнев Божий скоро постиг злодеев: вслед за кончиной мученика, переправляясь через Дунай, они потонули. Священномученик пострадал в 1771 г. января 16 числа.

Блаженного Максима Тотемского

Св. прав. Максим Тотемский

Блаженный Максим, тотемский священник, юродствовал 45 лет, преставился 1650 года января 16 числа. Мощи его под спудом в градской церкви, что у варниц. Почитание его (местное) началось с 1715 г.196.

* * *

192

В рукописи Белградской библиотеки два жития преп. Ромила, одно краткое, другое – пространное; последнее, писанное Григорием Цамблаком, находится и в синаксаре Гильфердинга. Изв. акад. VIII, 399. Выписки из Белградской рукописи в IX ч. Гласника, стр. 245, 252–254. 4 ч., стр. 161. 162.

193

Краткое житие в Гласнике IX, 252. Служба преподобному поставлена под 16 января. Гласник XI, 37.

194

Страдание его – в Афонском патерике 2, 193–195. СПб. 1860 года.

195

Свистово – на берегу Дуная. Ныне здесь 4 церкви. Габрово – на юге от Тернова, на той же реке Янтре, на которой и Тернов. Жители там и здесь преимущественно Болгары. Григоровича путешеств. 171–176.

196

Записка о Вологодских святых. Сл. в октябре 10 ч. надпись на раке блаженного Андрея.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle