Источник

26-го числа

Преподобных Ксенофонта и Марии и сыновей их Иоанна и Аркадия

Св. преп. Ксенофонт, Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий

Ксенофонт и Мария были знатные и богатые граждане г. Византии, жившие в V стол. Они вели благочестивую жизнь и более всего заботились о том, чтобы воспитать детей своих истинными христианами. Исполнитель угодных Ему стремлений человеческого сердца благословил труды их полным успехом: плоды христианского воспитания юношей не замедлили обнаружиться в полном блеске.

Укрепив детей своих домашним душевным воспитанием, родители отпустили их в г. Берит для доставления им там и научного образования.

«Поступайте всегда, как я заповедовал вам, – говорил Иоанну и Аркадию отец их, расставаясь с ними, – не из тщеславия, но из желания вам добра говорю вам, что если вы будете иметь примером жизнь мою, то и не будет вам лучшего учителя, так как домашнее учение, изображённое в словах и в делах, полезнее всякого учения. Дети! сохраните заповеди Господни и мои, и Бог мира да будет с вами

Такие слова отца и такие сердца детей, бывали уготованной почвой для восприятия доброго семени, оказались спасением Иоанна и Аркадия против всяких подводных камней в море житейском... Господь-Сердцеведец, не посылающий испытаний свыше сил наших и знающий силу уготованных для Него душ, посетил этих юношей жестоким испытанием, нераздельным, впрочем, и с великим милосердием, посредством которого промысл Его устраивает всегда всё к лучшему для людей. На пути в Берит путешественники были застигнуты бурей. Корабль потерпел крушение, и спасавшиеся на обломках его были выкинуты волнами на берег, по разным сторонам. Разделённые таким образом и считая один другого погибшим, каждый из братьев решился не возвращаться домой, чтобы не иметь прискорбия огорчить родителей вестью о погибели другого из них... Между тем, поражённые такой великой утратой на первом шагу при вступлении в жизнь, они внезапно постигли непрочность всех земных благ и устремились душой к единственной надёжной ограде счастья истинного и нетленного – жизни уединённой, посвящённой молитве. Иоанн и Аркадий – различными путями – достигли одинаковой цели: подвизаться в иночестве.

После долгой неизвестности об уехавших детях, родители приняли все меры к отысканию их, и по дошедшим до них сведениям могли только предположить, что дети их погибли во время бури... Твёрдые духом, вынесли они это чрезвычайное горе с покорностью воле Божией, подобно Иову, и ободрённые после усердной молитвы сонным видением, представившим им сыновей их, предстоящих Господу в великой славе, старцы, с надеждой на Бога, предприняли поклонение святым местам и вместе с тем разыскивание детей своих.

«Не скорби, госпожа моя, – поддерживал старец Ксенофонт жену свою Марию, – верую, что Бог не допустит погибнуть нашим детям, и надеюсь, что Он не захочет оскорбить старость мою, как я никогда не дерзнул оскорбить благостыню Его».

И не посрамил Бог такого праведного упования на Него. Неисповедимыми путями Его Божественного Промысла старцы встретились с детьми своими... Во время путешествия они встретили их иноками в различных монастырях, и не пожелали уже тогда отвлекать их от спасительного пути, к которому приведены были дети их волей Божией. И сами, чуждые пристрастия к миру и благам его, раздав имущество бедным, уединились в тихих обителях, где, в молитвах все друг за друга, пребывали до мирной кончины – в ожидании вечного соединения друг с другом в Царстве Небесном после кратковременной разлуки в этом мире, среди которой уже воссоединил их однажды чудно Господь, как бы в залог их будущего блаженного воссоединения навеки...

Блаженны праведно воспитавшее детей своих! Блаженны плоды христианского воспитания! Блаженны постигающее и воспринимающее посещение и промышление о себе Господа, подобно истинно возлюбившим Бога старцам Ксенофонту и Марей и детям их Иоанну и Аркадию!

«Древний Греческий толкователь творений преп. Иоанна Лествичника замечает, что, по мнению некоторых, Иоанн Лествичник был одним из сыновей Ксенофонта»271.

† Преп. Павлы, подвижницы Палестинской

Отец блаженной Павлы272 происходил из рода Агамемнонова, а мать – из дома Сципеонов и Павла Эмилея; муж её был потомок дома Юлиева. Блистательной знаменитости происхождения соответствовало богатство супругов. Павла была доброй супругой и матерью пятерых детей. Но счастье земное могло повредить доброму сердцу Павлы. И вот Господь посылает ей тяжёлую скорбь: любимый супруг умирает, когда ей было 32 года.

Павла, у которой сердце было нежное, неутешно плакала о смерти мужа. Благочестивая и образованная вдова Маркелла послужила ей подпорой. Она смягчала скорби её христианскими утешениями и обратила сердце её к Господу. Павла стала Евангельской вдовицей. Огромное состояние доставляло ей средства отирать слёзы сотням семейств бедных. Не было между бедными умершего, которого не хоронили бы на счёт Павлы, не было больного, которому не оказывала бы пособия любовь Павлы. Павла отыскивала бедность и горе в огромном городе, чтобы утешить их. Она считала себя несчастливой, если ей не удавалось оказать пособие страждущей семье. Блаженный Иероним, когда познакомился с нею, считал должным говорить ей: нет ли излишеств в благотворительности её? Но сам же сознаётся, что она обезоружила его словами: я желаю быть нищей для Господа, обнищавшего для нас.

Сама для себя была она теперь строга. Связи с весёлым миром были ослаблены; малую ошибку свою наказывала она сурово.

Когда св. Епифаний Кипрский и Павлин Антиохийский прибыли в Рим по церковным делам (это было в 382 г.), Епифаний и Иероним жили в доме Павлы, и она же доставляла всё нужное Павлину; беседы со святителями были для неё самыми приятным наслаждением.

Старшая дочь её, необыкновенно даровитая, жившая с мужем только 7 месяцев, готовилась вступить в монастырь, но умерла. Это было сильным ударом для сердца Павлы. Блаженный Иероним должен был утешать её. «Дочь твоя, – писал он, – перешла в тот мир с прекрасной решимостью посвятить себя Богу; уже более 4 месяцев очищалась душа её покоем. Ты и не думаешь о том, что говорит тебе Спаситель: Павла, зачем ты скорбишь о том, что дочь твоя стала Моей? Твои слёзы – возмущение против Моих забот, оскорбление Мне. Знаю, что надобно уступать природе матери; но излишняя скорбь – не честь для веры»273.

Брак сына её Токсотия последствиями изумил Рим и утешал Павлу. Лета, жена Токсотия, была дочь верховного языческого жреца. «Кто бы мог подумать, – говорит Иероним, – чтобы внучка языческого жреца Альбина родилась по обещанию мученика, чтобы деду улыбающемуся лепечущая внучка пела: „аллилуиа“, и Христову невесту кормил на коленях своих такой старец? Но мы счастливо надеялись: „святой и верующий дом освящает неверующего“. Старый язычник стал христианином»274.

Вселенский Собор 381 г. наименовал Иерусалимскую Церковь «матерью всех Церквей»; а Рим что такое в христианской истории?275 Павла сильно желала быть дщерью Иерусалимской Церкви. Это желание внушено было ей другом её Маркеллой и поддержано Иеронимом. Нелегко было ей расставаться с детьми и с обширной знатной роднёй. Но в 385 г. знаменитая и богатая патрицианка отправилась с дочерью опасным морским путём на Восток.

На острове Понтии, который прославлен ссылкой знаменитой патрицианки Флавии Домитиллы при Домитиане, видела келийки, где долго томилась св. страдалица276. В Кипре виделась с св. Епифанием; десять дней проведено здесь не для отдыха, а на посещение обителей и храмов277. Потом была она в Антиохии у Павлина. «На берегу в Сарепте входила в малый храм (turriculum) Илии, где поклонялась Господу Спасителю278; песками Тира, на которых преклонял колена Павел, достигла Акка, нынешней Птолемаиды: – полями Мегиддонскими, знающими о смерти Иосии, вошла в землю Филистимскую; дивилась развалинам Дора, когда-то весьма крепкого города; возвратившись, была в Кесарии, где видела дом Корнилия сотника, обращённый в церковь, и храмины Филиппа и четырёх дев пророчиц279. Видела Лидду, переименованную в Диосполис, славную воскресением Энея; также недалёкий от неё Аримафей, селение Иосифа, почтившего погребением тело Спасителя280; Иоппию, порт, из которого бежал Иона. Повторив путь, была в Никополе, называвшемся прежде Эммаусом, где Господь узнан был в преломлении хлеба и освятил дом Клеопы в церковь»281.

В Иерусалиме, проконсул приготовил для неё дворец, но она поместилась в маленьком, бедном домике. «Она простиралась пред крестом Спасителя; лобызала камень, отваленный ангелом, и то место, где лежало тело Принявшего на Себя грехи всего мира. Сколько тут пролито было слёз, сколько вздохов и скорби! Показывали ей столп, окроплённый кровью Господа, где привязанного Его бичевали. Указывали место, где сошёл Дух Святой на 120 верующих».

Раздав бедным, что могла, пришла в Вифлеем и посещала пещеру, где родился Христос Господь. «Какое счастье, – говорила она, – для бедной грешницы, какова я, лобызать эти ясли, где Спаситель мой лежал младенцем! Надобно ли ещё мне искать для себя места, после того, которое избрал для Себя Спаситель мой?»

Посещая окрестности Вифлеема, Павла восходила на башню Гадер, башню стада, подле которой282 Иаков пас стада овец (Быт.37 гл.), а бодрствовавшее ночью пастухи удостоились слышать: слава в вышних Богу (Лк.2:14); из Восора была в Есяоле; видела следы дуба Авраамова, Хеврон Кафар-Сарун и печальное озеро. Потом путешествовала в Иерихон, где видела Галгалский лагерь (Нав.5 гл.); с берега Иордана была в Вефиле и на горе Ефремовой, где отдала честь гробницам Иисуса, сына Навина, и Елеазара, сына Ааронова; прошла через Сихем, видела гробницы 12-ти патриархов, Севастию или Самарию, где «погребены пророки Елисей и Авдия, и тот, которого больше не было из числа рождённых жёнами, Иоанн Креститель»283; там поражена и потрясена была она многими странностями. Она видела, как демоны потешались разными мучениями, как люди пред гробницами святых выли по-волчьи, лаяли как собаки, рыкали будто львы, шипели как змеи, мычали как волы, а другие вертелись на голове и через спину макушкой касались земли. Жалела она обо всех и о каждом, проливала слёзы, умоляя Христа о милосердии.

Вдвойне дорогое путешествие: и как совет для благочестия, и как урок для задорного скепсиса поздних полуязычников!

Из Вифлеема мать и дочь отправились посетить пустыни Египта. Они принимали благословение и советы Макариев, Исидоров, Серапионов и других дивных пустынников.

По возвращении в Вифлеем, Павла построила на дороге к Иерусалиму странноприимный дом и монастырь мужской, где блаж. Иероним был настоятелем. В Вифлееме устроен был обширный монастырь женский, с тремя отделениями. В воскресение все собирались в храм на общие молитвы; в прочее дни служили Богослужение в комнатах молитвы.

Все были одеты одинаково, собственности никакой ни у кого, а всё было общее; всё нужное приготовляли сами работой.

Сёстрам была предписана строгая воздержность в речах, ни одно резкое слово не должно было исходить из уст девы, посвятившей себя Богу; «если случалась между ними сварливая, дерзкая, заносчивая, – остановив её не раз, Павла принуждала её молиться у дверей трапезы, позади всех сестёр, и есть отдельно от них, дабы стыд образумил ту, которую не вразумили слова».

Той, которая выказывала в одежде более чем опрятность, говорили, что щегольство её – вывеска грязной души. О слабых и больных заботливость была ревностная.

Строгая мать Павла была училищем благочестия для сестёр её. Смирение её было изумительное. Когда она была окружена сонмом дев, то казалась последней между ними и по одежде, и по голосу, и по приёмам, и по поступи. Она спала на голой земле, даже в лихорадке, мало вкушала пищи и при том самой простой, а питалась более слезами. Исключая праздничные дни, она почти вовсе не подбавляла в пищу масла. Когда просили её поберечь своё слабое здоровье, она отвечала: «мне надобно обезобразить лицо своё, которое столько раз выставляла я напоказ, натирая красками, в оскорбление воли Божией; справедливость требует истязывать тело, которое слишком много вкушало сладостей; надобно мне плакать много, после безумных и преступных весёлостей; я должна заменять власяницей роскошные одежды, которые льстили суетности и неге; довольно я старалась нравиться свету, хочу употребить всё, чтобы сколько-нибудь быть угодной Богу».

Господь привёл к Павле одну грешницу. В окрестностях Кесарии Палестинской подвизался преп. Маркиан. В бурную ночь пришла к его келье жена, одетая в рубище, и просила у него покрова. Пустынник принял её человеколюбиво в переднюю келью. На другой день видит он жену, одетую в роскошную одежду. Зажёгши огонь среди кельи, он стал на него босыми ногами и говорил с собою: «как кажется тебе, Маркиан, этот огонь? Ведь это не то, что огонь геенский! Если хочешь геенского огня, подойди к этой женщине». Поражённая самоотречением и его проповедью, грешница бросилась к ногам святого отшельника, исповедала грехи свои и просила у него духовного исцеления. Преподобный отвёл её в монастырь Павлы, и здесь она, под надзором преподобной, проводила строгую жизнь до смерти и почила с миром, с именем преподобной Зои284.

Чтение св. Писания было самым любимым занятием Павлы, и она старалась обращать правила его в жизнь души своей.

Немало оскорблений пришлось вытерпеть блаж. Павле от партии, не умно понимавшей и ещё не умнее защищавшей личные мнения Оригена. Когда же не удалось хитростью склонить на свою сторону знаменитую Римлянку, а не удалось от того, что блаж. Иероним был против этой партии, – партия стала бросать в Павлу разные оскорбления; выдавали её за помешанную и говорили: нужно бы оградить её от расстройства. Дело доходило до того, что блаженный наставник советовал Павле удалиться с Востока. Она отвечала ему: «ты был бы справедлив, отец мой, если бы где-либо могла я найти любимый мною Вифлеем. И зачем скрываться от людской злости? надобно превозмогать её терпением! Почему не одержать победы над гордостью смирением? Почему, получая удар в одну щеку, не подставлять другой»?

Приближалась и кончина св. Павлы. В тяжкой болезни своей, она тихо читала псалмы. «Не слишком ли страдаешь ты и не от того ли не просишь советов?» – спросил её духовник. Она отвечала по-Гречески: «мне хорошо». И это были последние слова её.

Иерусалимский архиепископ Иоанн, с несколькими другими епископами, множество иноков и инокинь совершали погребение над нею. Псалмы петы были на языках Еврейском, Греческом, Латинском и Сирском. Вдовы и бедные указывали на одежды, доставленные ею: толпы нуждающихся кричали, что «потеряли они мать и кормилицу свою». Она почила января 26 дня 404 г. на 58 году своей жизни285.

* * *

271

Полн. месяцесл. Архим. Сергия, т. II, ч. II, стр. 31.

272

Жизнь св. Павлы описана блаж. Иеронимом. Migne, Patrol. I. 22 р. 878. Русский перевод – в «Христ. Чтен.» 1847 г., 4, 186 не очень искусный.

273

Ер. 22. Письмо писано в 384 г. вскоре по возвращении Иеронима в Вифлеем. В письме к Евстохию писано было: «помню, что почти за 5 лет пред сим, быв в Риме, читал я со святой Блезиллой Екклезиаста, чтобы вызвать её отречься от мира и признать всё мирское за пустоту; я объяснял ей тёмные места, дабы могла понимать, что читает» (Ер. 116). В письме к Павле: «если говорит (Блезилла) по-Гречески, подумаешь, что не знает она по Латыни. Если обращаешься к Римским звукам, в речи не замечаешь ничего чужого. В немногие, не говорю месяцы, а дни, победила трудности Еврейского языка до того, что состязалась с матерью в изучении и пении псалмов». Ер. 25.

274

Ер. ad Laetam 107 (7).

275

Послание собора 381 г. «Объявляем достопочтенного и благоговейного Кирилла епископом Иерусалимской Церкви, которая есть матерь всех церквей», Феодорита ист. 15, 8, 9.

276

Хроника Евсевия: «при Домитилле очень многие из христиан совершили подвиг мученичества; между ними и Флавия Домитилла, внучка по сестре консула Флавия Климента, сослана на остров Понтию за то, что исповедала себя христианкой». Память св. девы мученицы Домитиллы 7 мая. Usuardi Martyrol. ad 7 Man; Act. Sanct. ad 12 Maii.

277

Игум. Даниил XII века: «Кюпр же остров велик весьма, – суть бо епископы в нём 24, а все митрополия едина. И святых ту много, без числа, лежит. Ту бо лежит св. Епифаний и Апостол Варнава и св. Зенон и св. Филагрис епископ, его же крестил Паул, Апостол Христов». Путеш. Даниила с превосходными примечаниями г. Норова, СПб. 1864 г., стр. 12, 13.

278

Греческий путешественник XII века Фока: «подле Сидона, на самом взморье, основан замок Сарепта и среди города храм пророка Илии в доме вдовы, принимавшей его». Путеш. Даниила, стр. 154. СПб. 1864 года.

279

Кесария приморская, отличная от Филипповой, соседней с Ливаном, – ныне развалины. Allioli bibl. Altherth. 2, 424–426. Филипп, крестивший Самарян и евнуха царицы Кандакии, был одним из семи диаконов (Деян.8:13–27). Его четыре дочери девы наделены были даром пророчества (Деян.21:8–10); две из них почили девственницами в Иераполе, как свидетельствует Поликрат, Ефесский, епископ II века (Евсевия Ист. 3, 31); одна дочь Ермиопия – мученица (сент. 4). Это не то, что Апостол Филипп, Вифсаидянин, один из двенадцати учеников Спасителя (Ин.1:43, 12:21; Деян.1:13; Лк.6:14). Никифор Каллист (2, 44), смешивая диакона Филиппа с Апостолом Филиппом, приписывал сему последнему дочерей.

280

Даниил: «оттуду от (Севасты) 4 версты от Аримафея; ту есть место в горах каменных, создан городок мал; в том городке гроб св. Иосифа Аримафейского, иже испроси у Пилата тела Иисусова». Стр. 107.

281

Об Эммаусе слова Даниила и западных паломников со справедливыми замечаниями г. Норова, посещавшего два раза Иерусалим – в Путеш. Даниила, стр. 152, 158.

282

Башня стада в 4 вёрстах от Вифлеема. Равноапостольная Елена устроила здесь храм (Каллиста ист. VIII. 30), Епифаний монах в путнике Иерусалимском: «на Востоке от Вифлеема построен монастырь, называемый Овечьим; здесь пастухи видели Ангела, который сказал им: „оставьте стеречь овец, – пойте радостно“».

283

Игум. Даниил: «от Самарии есть место к западу лицы вдалее 2 версты, имя месту Севастиполь. На том месте создан городок и в том городке темница св. Иоанна Предтечи и в той темници усечен бысть Иоанн Предтеча; ту же и гроб его есть; создана церковь на месте том во имя св. Иоанна Предтечи», стр. 106, 107. «Мне указали, – говорит г. Норов, – также на гробницу Авдия. Гробницы находятся в подземной церкви, в которую входят по лестнице в 20 ступеней; дверь подземелья высечена из гранитного мономета, точно так же, как и двери царских гробниц», стр. 110.

284

Житие преп. Маркиана – в Четье-Минее февр. 13. Игум. Даниил: «ту же (в Касарии) есть гора вдалее 2 версты от Кесарии; на той горе жил св. отец Маркиан, к нему же блудница прииде искусить его». Путеш., стр. 153. Вершинский, стр. 25, 242, 254.

285

Мартиролог Усуарди на 27 янв.: «в Вифлееме Иудовом успение св. Павлы; жизнь её, чудную по добродетелям, описал св. Иероним и засвидетельствовал, что она увенчана долгим мученичеством». По Римскому Мартирологу, кончина её 26 янв. О годе смерти Росвейн in notis ad vitam s. Pavlae.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle