9-го числа
Свв. мучч. Полиевкта и Неарха
Св. муч. Полиевкт Неарх
Среди печалей земной жизни одно из благотворнейших утешений, данных Богом человеку, это – дружба. Бескорыстие и самопожертвование, нераздельно связанные с этим чувством, очищают и возвышают душу, способную питать это чувство. Дружба в её настоящем виде или смысле ведёт прямым путём к единственной цели существования человека на земле: нравственному усовершенствованию. Воздействие дружбы так сильно, что оно может совершенно изменять человека; и благо тому, кто встретит в жизни истинного друга; он обеспечен от беспомощного и безотрадного состояния, в которое могут ввергнуть его душу испытания и скорби житейские. Друг поддержит, друг не даст изнемочь, и больше того: тот из друзей, который выше другого по своему душевному состоянию, поставит любимого им в уровень с собою, и часто из области тьмы выведет его на стезю света и спасения. В жизни святых встречается много примеров благодатной дружбы, имевшей великое значение, как напр., дружба между св. Василием Великим и св. Григорием Богословом.
Для чествуемых же сегодня свв. мучеников – Полиевкта, бывшего язычником, и Неарха, бывшего христианином, дружба, убоявшаяся вечной разлуки, испуганная тем разъединением судьбы, которому подвергало их бывшее тогда сильное гонение на христиан, оказалась путём к нераздельному слиянию их в одном общем веровании в Иисуса Христа. Путём дружбы с христианином язычник постиг в этом случае истину вечной жизни в Царствии Вечного Бога, Единого общего Отца.
Свв. Полиевкт и Неарх в мире были воинами и искренними друзьями; без сомнения, Неарх христианин часто изливал пред другом своим язычником заветные верования своей души, просвещённой христианской верой, и, без сомнения, не чужды они были чистому и возвышенному по природе сердцу Полиевкта.
«Наша душа – сама по себе христианка», – говорит Тертуллиан. Вероятно и душа Полиевкта вмещала в себе все свойства для восприятия Божественной истины, и под влиянием своего друга ждала только случая для осуществления всего подготовленного в его душе этим влиянием. Случай этот представился. В 259 г. началось сильное гонение на христиан от императора римского Валериана.
Сильная скорбь овладела душой Неарха, когда объявлено было царское повеление о преследовании христиан. Не за свою участь встревожился он, его терзала та мысль, что друг его Полиевкт отречётся от него и оставить его, когда предадут его на мучения и смерть за веру, чуждую душе язычника. Мысль о вечной разлуке с другом была для него началом мученических испытаний...
От любящего, чуткого сердца Полиевкта не укрылась печаль его друга. Узнав о причине её, он сам был поражён мыслью о предстоящей им разлуке.
– Но зачем же разлучаться? – восставала вся душа его против ожидаемого события и впервые сознала в себе ту силу, которая побеждает всё в мире, перед которой нет несокрушимых препятствий. Впервые сделалось ему ясно, до какой степени он давно уже разделяет единственные истинные убеждения своего друга, до какой степени он, безусловно, причастен его христианскому влиянию.
– Неарх! – отозвался он к величайшему радостному изумлению своего друга, – чего опасаешься ты? разве я не знаю Христа твоего! Не горело ли сердце во мне, когда ты рассказывал мне о Нём, когда ты читал мне Евангелие! Только именем христианина ещё не назывался я до сих пор, но я гнушаюсь идолов и всегда чувствовал веру во Христа, Сына единого истинного Бога...
– Слава милосердию Божьему! – молился Неарх, слыша эти слова; – но любишь ли ты Бога так сильно, чтобы оставить ради Него и жену твою, и детей, и богатство? – тревожно спрашивал он Полиевкта.
– Не нужно мне ничего, кроме истинного Бога, – отвечал язычник, – с этого часа я отрекаюсь от мира и буду служить Ему Одному...
И с этими словами и в порыве неизъяснимого и неудержимого чувства, он бросился на городскую площадь, где, прочитав царский указ, разорвал и бросил его при народе, и потом, увидев, что несут идолов в капище, Полиевкт бросился к ним и разрушил их...
Немедленно был он схвачен и предан истязаниям. Напрасно жена его и тесть умоляли его не губить себя, не делать их несчастными. Он отвечал им только мольбой, чтобы они познали истинного Бога, чтобы они убедились, что ничтожны те боги, которых он сейчас так легко мог сокрушить в прах.
Многие из стоявших вокруг уверовали и последовали словам мученика.
Видя его твёрдость в исповедании веры среди истязаний, мучители осудили его на смерть.
С торжеством и любовью обращал Полиевкт свои последние взоры на толпу, обступившую его, и, увидав Неарха, к нему обратил последние слова свои: – мужайся, друг! помни завет любви, который утверждён между нами!.. – и вслед за тем преклонил голову под меч и предал Богу дух свой.
Он был первым мучеником в Мелитине Армянской, близ правого берега р. Евфрата. Вслед за ним принял мученическую смерть и Неарх. Память о св. Полиевкте чтилась издревле. В храме, основанном в память его, молились родители преподобного Евфимия Великого и сам Евфимий.
На Западе, как и на Востоке, мученик этот почитался карателем нарушителей клятв и договоров. Внучка императора Валентиниана III, Иулиания, построила великолепный храм в честь его, в Константинополе, при императоре Юстиниане.
Св. мощи его почивали в храме Апостолов, в Константинополе, в XIV и XV столетиях, по свидетельству Русских и паломников Стефана и Зосимы.
Св. Петра, епископа Севастийского
Св. Пётр
Св. Пётр был младшим братом св. Василия Великого и св. Григория Нисского. Его душевное воспитание совершилось под неотразимым влиянием христианской семьи: праведных родителей, святой сестры Макрины и святого брата Василия. Цветущая отрасль процветшей благочестием семьи, он оказался плодотворным деятелем на поприще Христова служения. Подражал в благочестии сестре своей, св. Макрине, в пустынножительстве – старшему брату своему Василию. Был им поставлен в епископы Севастии Армянской (ныне Савас), присутствовал членом 2-го Вселенского собора против ереси Македония, в 381 г.
Память св. пророка Самея (3Цар.12 гл.), и преп. Евстратия чудотворца, скончавшегося 821 года
† Память св. Филиппа, митрополита Московского
Св. Филипп, митрополит Московский
В жизни великого между святыми Божиими Филиппа – две части: жизнь пустынника и жизнь пастыря Церкви. Первой отвечал он словам Господа: буди верен до смерти (Откр.2:10). Во второй выполнял слова Господа: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин.10:11)68.
Святой Филипп, в мире Феодор, родился 11 февраля 1507 г.69 Знатность происхождения и отличия предков по службе обещали ему блистательный ход в свете. Он происходил из знаменитого рода Колычевых70. Дед его Иван Лобан Колычев пользовался доверенностью Иоанна III; он был послом при Менгли-Гирее, занимал опасные посты: то воеводы передового полка, то начальника весьма важной Ивангородской крепости; под стенами последней он сложил и голову71. Отец Феодора, Степан Иванович, старший из пяти сыновей Лобана72, был любим великим князем Василием, как «муж, исполненный ратного духа». Преданный великому князю, боярин жил в Москве, тогда как братия его жили в Новгородских имениях; но не ослеплялся «высотою сана». Он любил читать полезные книги; когда же нужно было действовать для общей пользы, был твёрд и решителен, «стропотные стези до конца стирая». Мать Феодора, Варвара, была набожна и благочестива; она и скончалась инокиней Варсонофьей. Лучшим утешением для родителей Феодора было – защитить обиженного, дать кров бесприютным, накормить и одеть нищего. Понятно, что сын таких родителей получил лучшее воспитание. Феодор учился, как и другие – по церковным книгам, и любовь к душеполезному чтению осталась в нём до гроба; другим училищем был для него храм Божий. Дворянин знатного рода готовился и на службу отчизне. К Феодору приставлены были «отроки», с тем, чтобы упражнять его в верховой езде; у них учился он стрелять в цель из пищали и из лука, ловко владеть копьём и саблей, чего требовало тогдашнее приготовление к службе. Вероятно, он участвовал в Крымском походе 1522–1524 г. и в другом 1530 г.; в первом видим дядей его, а отец его желал, чтобы сын был воином отчизны73. Великий князь Василий взял Феодора ко двору, узнав о благородных качествах души его. Юный Иоанн полюбил его. Но в малолетство Иоанна жизнь при дворе была вдвойне опасна: опасна была для жизни от интриг боярских, опасна для сердца от разврата. Молодой придворный не разделял с другими жизни рассеянной; но не был и тем, чем мог быть. То самое, что, будучи старше 25 лет, не вступал он в супружескую жизнь, показывает, что в душе его была уже мысль о другом роде жизни; но он медлил, откладывал от времени до времени; и вот Господь Сам позвал его к лучшей жизни.
В суровое правление Елены подвергся опале кн. Андрей, дядя великого князя Иоанна. Пред ним обязались клятвой сохранить жизнь и свободу его и его друзей. И, однако, заперли в тюрьму, где вскоре уморили. Колычевы, вместе с другими близкими к князю Андрею, подверглись жестокому преследованию. Родной дядя Феодора Степановича, Иван Колычев-Умный, ближний боярин князя Андрея, подвергнут был пытке и заперт в темницу, из которой освободился уже по смерти Елены; а Гавриил Владимирович Колычев был бит кнутом и потом повешен. Эта житейская буря была в мае 1537 г.74 Горькие события, столько близкие по родству к душе Феодора Степановича, не могли не подействовать на него; он живо почувствовал греховность и пустоту светской жизни. В третий воскресный день после пятидесятницы (5 июня 1537 г.), случилось ему во время литургии слушать слова Спасителя: «никтоже может двема господинома работати». На этот раз слова Спасителя так сильно поразили его, что он решился навсегда расстаться с миром. Это было на 30 году жизни его.
Феодор тайно, в одежде простолюдина, удалился из Москвы и близ озера Онеги в деревне Хижах пробыл несколько времени в занятиях селянина, чтобы остаться незамеченным в случае поиска; потом явился он в Соловецкую обитель и, незнаемый никем, кто и откуда он, принял на себя суровые работы: «сын знаменитых и славных родителей рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле». Испытанный в течение полутора года, пострижен он, по желанию своему, в монашество с именем Филиппа и отдан под надзор опытному старцу Ионе, собеседнику преподобного Александра Свирского75. Игумен Алексий послал нового инока в монастырскую кузницу, и Филипп колотил железо тяжёлым молотом; потом заставили его работать в хлебне. Филипп оказывался во всём лучшим послушником; несмотря на тяжёлую работу, он никогда не оставлял служений храма, – первым являлся в храме и последним выходил из него. Смиренный труженик ободрён был в подвигах небесным покровом: в храме обители поныне показывают образ Богоматери «хлебенный», утешивший хлебопекаря Филиппа. Братия хвалили трудолюбивого инока, но он удалился из обители в уединение, и долго подвизался там, незримый людьми. Когда же возвратился в обитель, игумен Алексий поручил ему надзор за начальными послушниками. Спустя 9 лет жизни Филипповой в обители, игумен Алексий, чувствуя свою дряхлость, пожелал, чтобы братия избрали себе другого настоятеля. Выбор пал на Филиппа.
Посвящённый не по желанию в игумена (1548 г.) Новгородским архиепископом Феодосием, он с ревностью принялся за дела звания своего; но скоро опять удалился в любезную пустыню и только для причащения св. приходил в обитель76. Игум. Алексий ещё более года управлял обителью, и скончался. По просьбам братии, св. Филипп снова принял игуменство. В 1550 и 1551 г. новый игумен был в Москве и Новгороде по нуждам обители; он привёз дары царя для Соловецких чудотворцев и три жалованный грамоты: одной из них, по просьбе блаж. Филиппа, предоставлено Соловецкой обители построить храм на месте, где скончался преп. Савватий, и деревня отдана в её ведение77. При блаж. Филиппе Соловецкая обитель получила новый вид и в хозяйственном, и в нравственном быту.
В 1538 г. обитель обращена была в пепел пожаром78 Игумен Алексий, при слабости своей, немногое успел восстановить. Число братии не уменьшалось, напротив увеличивалось, являя ропот на скудость содержания79. Хозяйственные распоряжения Филиппа были изумительны. Не говорим о множестве зданий, построенных им для жилья и экономических нужд. Он умножил и улучшил соляные варницы, – главный источник содержания обители; соль на судах отвозили в Холмогоры, Устюг, Вологду, Тотьму, и на деньги, полученные за соль, покупали хлеб и другие съестные припасы80. При нём устроена в обители мельница; 52 озера соединены каналом и тем осушены болотистые места для сенокосов; проведены дороги по дебрям и болотам. Для братии необходимо было молоко, а по уставу обители запрещалось держать в обители плодящихся животных.
Блаж. игумен представил то и другое архипастырю, и, по архипастырскому разрешению, на одном из островов, в 10 вёрстах от монастыря, построил скотный двор и завёл рогатый скот; здесь же пустил в леса лапландских оленей. Таким образом улучшена была пища братии: при блаж. Филиппе являлись на трапезе, кроме других блюд, щи с маслом, пироги, кисель, чего прежде не было81. Выписывая из разных мест огромное количество сукон и кож, он нашёл возможность выделывать меха и кожи из собственных оленей и также нерпьи кожи82. Он написал (1553 г.) для братии устав, сколько должно быть у каждого в келье одежды и обуви, и тем положил границы своеволию83. Чтобы доставить покой и призрение дряхлым и больным, устроил он в монастыре больницу. Царь Иоанн Васильевич, по просьбе благочестивого игумена, дарил обители и льготы, и земли84. Уставные грамоты, данные препод. игуменом в руководство заведовавшим монастырскими вотчинами, сколько дышат любовью, столько же показывают в писавшем их умную предусмотрительность, осторожное благоразумие и верность правде85. Он назначил тиуну, слугам, доводчикам жалования: это значит, что он освободил крестьян от обязанности того времени – содержать правосудие и правление на свой счёт. Современный св. Филиппу иностранец писал (1553 г.): «у русских нет величайшего из зол – законников, а каждый за себя адвокат»86. Это верно, хотя ныне некоторым нравится «величайшее зло». Но, не допустив одного зла, допускали другое, – предоставляли тиунам и доводчикам жить на счёт подсудимых. Преп. игумен изгонял и это зло. Он предписывал наблюдать, при раскладке повинностей, самую строгую правду, не допускать между крестьянами пьянства и азартной игры в зернь.
Если преподобный игумен так заботился о нравственности рабочих обители, то понятно, сколько заботился он о возвышении духовной жизни между братиями-иноками.
Жизнь духовная цвела при нём в обители: опыт тому – преподобные Иоанн и Логгин, Вассиан и Иона, прославленные Господом. Блажен. Филипп принимал в обитель разборчиво, только таких, которые искренно желали подвизаться для Господа. Он не давал места в обители для праздности и лени: все трудились в ней. Чтобы оживить в братии дух, живший в великих основателях обители, он старался восстановить всё, напоминавшее о них: отыскал образ Богоматери-Одигитрии, принесённый на остров св. Савватием; нашёл каменный крест, стоявший пред его кельей, псалтырь и служебные ризы преподобных; эти ризы он починил, отличил надписью и «учинил их первыми ризами». По его распоряжению описаны были чудеса, совершённые преподобными, по прибытии его на остров87. Храм – училище христианского благочестия; храм – дом Божий. Блажен. Филипп построил в обители такие храмы, которые достойно носят имя селений и славы Божией и учат благоговению. С 1552 г. начал он строить каменный Успенский храм с трапезой и колокольней, всё здание 82 сажени в окружности; храм освящён в 1557 г. Прежде того в обители были клепала каменные и била деревянные; блаж. игумен приобрёл три колокола: один – в 173 пуда, другой – в 80 п., третий – в 30 п.88. Затем, приступил он к построению каменного главного храма обители, в честь Преображения Господня. Братия указали ему на недостаток средств. Он отвечал: «упование на Бога необманчиво; Он пошлёт средства, если намерение наше угодно Ему». В 1558 г. заложил он храм на 170 квадр. саженях. Игумен участвовал своими руками в работах, и по его просьбе царь прислал 1.000 р. для нового храма. Преподобный приготовил утварь для храма, разноцветные стёкла для рам, многое дал из своей собственности. Под северной папертью выкопал себе могилу, рядом с могилой наставника своего о. Ионы89. По временам от хлопот звания своего удалялся он на безмолвие, за 2 версты от обители, и место уединённых подвигов его доселе называется пустыней Филипповой. Для ревнителей уединения устроил он на Заяцком острове скит, а по другим местам – уединённые кельи.
Блаженный Филипп по всем сторонам жизни своей хотел быть и был верным Господу своему.
В 1566 году Иоанн Грозный вызвал игумена Филиппа в Москву «для духовного совета». Это значило, что Филипп облечён будет саном первосвятительским, который сложили с себя Афанасий и блаженный Герман, отягчённые делами Иоанна. Царь принял Филиппа с честью, говорил и обедал с ним дружески, и, наконец, объявил, что желает видеть его на кафедре митрополита. Филипп долго не соглашался принять высокий сан. «Не могу, – говорил он со слезами, – принять на себя дело, превышающее силы мои, отпусти меня, Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?» Царь настаивал на своём. Филипп объявил, наконец, что исполнит волю царя, но с тем, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает Россия. Иоанн отвечал, что опричнина нужна для царя и царства; что иначе против него злоумышляют. Блаженного Филиппа уговорили согласиться на такую последнюю волю гневного царя: «не вступаться в дела двора и опричнины, после поставления не удаляться с митрополии за то, что царь не уничтожит опричнины, но советоваться с царём, как советовались прежнее митрополиты». Таким образом, св. Филипп оставил за своей совестью свободу и долг печаловаться за невинно гонимых и говорить о правде Евангельской. В этом не могли отказать ему, потому что и отец Иоанна, и сам Иоанн не раз в грамотах писали, что для отца своего митрополит государь прощает того или другого или возвращает взятое в казну90. Блаженный Филипп 25 июля посвящён был в митрополита91. В первое за тем время дела шли покойно. Развратная опричнина притихла, опасаясь пустынного святителя. Царь осыпал его ласками и вниманием уважительным. Москва радовалась, увидев тишину с появлением нового святителя. Святителю много было дел и хлопот в столице, близ царя. И он говорил себе: «что случилось с тобою, Филипп? Из какой тишины и в какой шум попал ты?».
Чтобы иметь вблизи себя любезные ему предметы оставленной пустыни, построил он храм Зосимы и Савватия на своём дворе. Из пастырских распоряжений его замечательно определение Суздальского епископа Афанасия в архиепископа недавно возвращённому Полоцку. Афанасий и после посвящения оставался в Москве до конца года, частью потому, что в Смоленске была зараза, более же оттого, что Полоцкая епархия, в которой господствовал фанатизм папистов, требовала особенных советов и пособий первосвятителя: св. Филипп впоследствии отправил в Полоцк из Новгорода 33 священника и диакона92.
В последней половине 1567 г. поднялись дела опричнины – доносы, клеветы, убийства, грабежи; особенно по возвращению из безуспешного похода литовского царь был в сильном раздражении, и этим пользовались злодеи. Над стонами невинных смеялись они и предавались гнусным делам93. Святитель убеждал Новгородского архиепископа Пимена и других пастырей стать за правду, но те от малодушия трепетали. Св. Филипп отправился увещевать царя в Александровскую слободу, – эту берлогу разврата и злодейств94. «Державный царь! – говорил святитель наедине Иоанну, – облечённый саном самым высоким, ты должен более всего чтить Бога, от Которого принял сан; ты образ Божий, но вместе и прах. Властелин – тот, кто владеет собой и не служит низким похотям. Слышно ли, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, как взволнована твоя?» Иоанн закипел гневом и сказал: «что тебе, чернецу, до наших царских дел?» Святитель отвечал: «по благодати Св. Духа, по избранию священного собора и по нашему изволению, я – пастырь Христовой церкви. Мы с тобой должны заботиться о благочестии и покое православного христианского царства».
«Молчи, – сказал Иоанн, и нас благослови на дела нашей воли».
Молчание неуместно теперь, отвечал святитель: оно размножило бы грехи и пагубу. Если будем выполнять произволы человеческие, какой ответ дадим в день пришествия Христова? Господь сказал: да любите друг друга; больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Аще в любви Моей пребудете воистину ученицы Мои будете.
Твёрдый начётчик книжный отвечал словами Давида: «искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою, ищущии злая мне».
«Государь царь! – сказал святитель, – надобно различать добрых людей от худых: одни берегут общую пользу, другие говорят тебе неправду, по своим видам; грешно не обуздывать людей худых; прогони от себя людей негодных, пагубных тебе и царству; пусть водворится любовь на месте разделения и вражды».
«Филипп! – сказал Иоанн, – не прекословь державе нашей, чтобы не постиг тебя гнев мой, или оставь митрополию».
«Я не посылал, – отвечал святитель, – ни просьбы, ни ходатаев, и не наполнял ничьих рук деньгами, чтобы получить сей сан. Ты лишил меня пустыни моей. Твори, как хочешь».
Царь удалился в гневе на святителя, но и в раздумье о себе95.
Опричники – Малюта Скуратов, Василий Грязной и другие стали теперь настойчиво вооружать царя против митрополита, а от насилия и злодейств их ещё более стали страдать невинные. Иоанн возвратился в Москву в чёрной одежде и с обнажённым мечом; в таком виде сопровождали его опричники. Последовали казни. К святителю приходили вельможные и простые, и со слезами умоляли о защите. Святитель утешал несчастных словами Евангелия. «Дети! – говорил он, – Господь милостив! Он не посылает искушений более, чем можем понести; надобно быть и соблазнам; горе тому, кем соблазн приходит. Всё это, избранники Божии, случилось с нами по грехам нашим, для исправления нашего; да и счастье обещано нам не на земле, а на небе». Марта 2 (1568 г.), в крестопоклонное воскресение, царь пришёл в храм соборный. Он и опричники были в чёрных одеждах, с высокими шлыками на главах с обнажёнными оружиями. Иоанн подошёл к митрополиту, стоявшему на своём месте, и ждал благословения. Святитель безмолвно смотрел на образ Спасителя. Опричники сказали: «Владыко! Государь пред тобою, благослови его». Блаженный, взглянув на Иоанна, сказал: «Государь! Кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и исказив благолепие твоего сана? Ни в одежде, ни в делах – не видно царя. У татар и язычников есть закон и правда, а в России нет правды; в целом свете уважают милосердие, а в России нет сострадания даже для невинных и правых. Убойся, государь, суда Божия. Сколько невинных людей страдает! Мы здесь приносим жертву бескровную Богу, а за алтарём льётся невинная кровь христианская! Грабежи и убийства совершаются именем царя. Если и есть виновные, прости, чтобы тебя простил Господь. Кто не любит брата, тот не Божий»96.
Иоанн распалился гневом и, растерявшись, сказал: «Филипп! – ужели думаешь переменить нашу волю? Не лучше ли быть тебе одних с нами мыслей?»
«К чему же вера наша? – отвечал святитель. – Напрасны и страдания Спасителя, и Его заповеди, данные нам. Не жалею я тех, которые пострадали невинно; они мученики Божьи но скорблю за твою душу».
Иоанн пришёл в неистовство, махал рукой на святителя, стучал палкой об пол храма и грозил казнями. «Нам ли противишься ты? Увидим твёрдость твою», говорил Иоанн.
«Я пришлец на земле, как и все отцы мои, – тихо отвечал святитель, – готов страдать за истину».
Вне себя от ярости, Иоанн вышел из храма. Перед собором епископов явился чтец с гнусной клеветой на святителя. Новгородский Пимен, унижавшийся пред царём, тогда как не мог в душе верить клевете, сказал вслух других: «царя обличает, а сам делает гнусности». Исповедник правды сказал Пимену: «любезный! человекоугодничеством домогаешься ты получить чужой престол, но лишишься и своего». Чтец тогда же со слезами сознался, что его заставили угрозами взнести клятву. Святитель, простив чтеца, предал себя в волю Божию.
«Вижу, – говорил он духовным сановникам, – что хотят моей погибели, и за что же? за то, что никому не льстил я, не давал никому подарков, не угощал никого пирами. Но что бы ни было, не перестану говорить правду, – не хочу носить бесполезно сан святительский».
Он переехал из Кремля на Никольскую улицу в старый монастырь св. Николая (ныне греческий)97, так как уже очевидно было, что царь не хочет видеть его близ себя; но блаженный исповедник не оставлял по своей воле вверенного ему Господом служения. Июля 28 он совершал крестный ход в Новодевичьем монастыре. Иоанн, желавший казаться набожным, явился здесь с опричниками в их полном наряде. В то время, когда пришёл царь, святитель хотел читать Евангелие, и, преподавая мир всем, увидел опричника в тафье. «Державный царь! – сказал святитель, – добрые христиане слушают слово Божье с непокрытыми главами; с чего же эти люди вздумали следовать магометанскому закону – стоять в тафиях?»
«Кто это такой?» спросил царь. Но виновный спрятал тафью, а товарищи его сказали, что митрополит лжёт и восстаёт на царя. Иоанн вышел из себя, грубо ругал святителя, называл его лжецом, мятежником, злодеем, клялся, что уличит его в преступлениях.
После совещания со Скуратовым и духовником Евстафием, которого святитель подверг запрещению за недостойную жизнь, приказано было произвести следствие в Соловках. Долго не могли там и пытками вынудить какое-либо обвинение Филиппу; там называли его праведным и святым; наконец игумен Паисий, которому обещали сан епископа, монах Зосима и с ним ещё некоторые, враждовавшие на Филиппа ещё во время его игуменства, согласились быть клеветниками против святителя. Составили донос. В Москве Паиcий, в присутствии царя и духовенства, со всей наглостью обвинял Филиппа. Святитель кротко сказал Паисию: «что сеешь, то и пожнёшь». И обратившись к царю, говорил: «государь! – не думаешь ли, что я боюсь смерти? Достигнув старости, готов я предать дух мой Всевышнему, моему и твоему Владыке. Лучше умереть невинным или и мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония несчастного времени. Оставляю жезл и мантию митрополичьи. А вы, святители и все служители алтаря! пасите верное стадо Христово; готовьтесь дать отчёт и страшитесь Небесного Царя более, чем земного». Святитель снял с себя белый клобук и мантию. Но царь остановил его, сказав, что ему до́лжно ждать суда над собою, заставил назад взять утварь святительскую и ещё служить литургию 8 ноября98. Это значило, что Иоанн хотел предать публичному позору святого и вместе дать своим насилиям над святителем вид законного суда пред народом. Участь святителя тогда же, ноября 4-го, была решена: свирепый Иоанн требовал сжечь Филиппа как волшебника, и только духовенство упросило оставить ему жизнь без сана99. Ноября 8-го, в день архангела Михаила, святитель начал служение в соборе. Явился Басманов и в слух народа прочёл осуждение Филиппу по доносам клеветы. Опричники бросились в алтарь, сорвали со святителя одеяние его, одели в рубище, вытолкали из храма, посадили на дровни и повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями. Толпы народа со слезами провожали святителя, а он спокойно благословлял народ и свою долю. Пред вратами обители он сказал народу: «дети! всё, что мог, сделал я; если бы не для любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре... Уповайте на Бога, терпите». На другой день привели его в Кремль, для выслушивания приговора: Филиппу, будто бы уличённому в волшебстве и тяжких винах, надлежало кончить дни в заключении.
«Вспомни, царь, – сказал праведник, – каковы были добрые цари; помни, что на злых есть строгий суд правды Божией». Иоанн движением руки велел неумолимым стражам взять Филиппа. Его отвели в смрадную комнату, заковали в оковы, на шею наложили тяжёлую колоду, руки скрепили цепью и целую неделю не давали ему куска хлеба. Твёрдый молитвенник питался молитвой, и его нашли без оков и цепей – свободным. Царь, услышав о том, изумился, но потом сказал: «чары, чары Так люди готовы объяснять великие дела самыми странными причинами, лишь бы не признавать в них действия силы Божией, грозной для их нечистой совести. Царь велел перевести Филиппа в монастырь старого Николая. Не довольствуясь тем, что терпел св. Филипп, царь подверг пыткам и казням служивших ему детей боярских; из родственников его Колычевых умерщвлены один за другим десять человек. Любимый святителем Иван Борисович Колычев пел псалмы, когда терзали его пытками; царь отослал голову его Филиппу со словами: «вот твой любимый сродник, не помогли ему твои чары». Святитель, когда вошли к нему с таким подарком, встал, благословил и поцеловал главу и велел отнести к царю. Наконец Иоанн велел отправить Филиппа в заточение в Тверской Отроч монастырь100.
Прошло около года, как св. Филипп томился в заточении. Иоанн отправился в Новгород. Малюта Скуратов явился в келью Филиппа и с видом смирения сказал: «владыко святый! преподай благословение царю на путь в Новгород». Святитель знал, зачем явился Малюта. Ещё за три дня до того сказал он бывшим при нём: «вот приблизился конец моего подвига», и причастился св. таин. Малюте отвечал он: «делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом». Сказав это, он стал на молитву и просил Господа, да приимет дух его с миром. Малюта задушил святителя подушкой, и, сказав настоятелю, что умер он от угару, приказал при себе похоронить его. Это было 23 декабря 1569 года101.
Из памятников, оставшихся после святого Филиппа, святительская грамота его в Кириллов монастырь замечательна по отзыву его о протестантстве. «Литовский король Сигизмунд Август, – пишет он, – и немцы, впавшие в разные ереси, а особенно в лютерову прелесть, ругаясь над святыми иконами, составили злой умысел против св. храмов, честных икон и благочестивой веры нашего греческого христианства». Затем, извещая, что послано войско против врагов православия, предписывает служить молебны в храме и молиться в кельях об успехе православного воинства102.
Некоторые оставшиеся после него вещи поучительны для любителей мнимой старины. В Соловецкой обители фелонь его с четырёхконечным крестом; там же две следованные псалтыри: в них после обычных псалмов везде сказано: аллилуиа трижды, так же как и в часослов его; там же – апостол его, где сладчайшее имя Спасителя пишется так: Іѵ., служебник, где на проскомидии шесть просфор103.
В 1591 году нетленное тело святителя перенесено было из Твери в Соловецкую обитель, на место иноческих подвигов его, и сперва поставлено было под папертью созданного им храма, а в 1646 году – в самом храме104 Память святителя чтила вся церковь 23 декабря ещё с 1591 г.105
В 1652 году, по мыслям блаженного Никона, тогда ещё митрополита Новгородского, мощи святителя торжественно были перенесены в Москву. В грамоте, обращённой к святителю, живому пред Господом, благочестивый государь писал: «молю тебя – прииди сюда, дабы разрешено было согрешение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, учинённое пред тобою неудержимой яростью, по влиянию зависти. Твоё негодование на него выставляет и нас участниками в преступлении его: но я невинен в страдании твоём. Гроб прадеда заставляет меня скорбеть за него, а совесть благоговейная пред твоею жизнью и страданием побуждает скорбеть о том, что, невинно изгнанный, ты и поныне лишён святительской кафедры царственного града. Итак, преклоняю царский сан мой за согрешившего пред тобою: пришествием твоим к нам оставь согрешение его»106. Трогательно и поучительно было торжество святителя, возвращавшегося на кафедру. Царь писал в письме к боярину Оболенскому: «Бог даровал нам, великому государю, великое солнце. Как древле царю Феодосию возвратил Он мощи пресветлого Иоанна Златоустого, так и нам благоволил возвратить мощи целителя, нового Петра, второго Павла проповедника, второго Златоуста, великое солнце, Филиппа митрополита Московского. Мы, великий государь, с богомольцем нашим Никоном, митрополитом Новгородским, ныне же по милости Божией патриархом, со всем священным собором, с боярами и со всеми православными даже до грудного младенца, встретили его у Напрудного и приняли на свои главы с великой честью. Лишь только приняли его, подал он исцеление бесноватой немой; она стала говорить и выздоровела. Когда принесли на пожарище к лобному месту, ещё исцелил девицу при посланниках Литвы, которые стояли у лобного места. Когда поставили св. мощи его на лобном месте: все пролили слёзы умиления: пастырь невинно изгнанный возвращается на свой престол. На площади у Грановитой палаты исцелён слепой. В соборе на самой средине, стоял он десять дней и во все дни, с утра до вечера, был звон, как в пасхальную неделю. Не менее, как два-три человека в сутки, а то пять-шесть и семь человек получали исцеление. Исцелена жена Стефана Вельяминова. Она уже сказала, чтобы читали ей отходную, как забылась, и ей явился чудотворец и сказал: вели несть себя к гробу моему. Она была слепа и глуха 8 лет и лежала больной. Когда же принесли её, то прозрела, стала слышать, и пошла здоровой. Когда принесли его в соборную церковь и поставили на его кафедре: как не дивиться, как не проливать слёзы при мысли, что изгнанный возвращается и принимает честь, принадлежащую ему? Где же теперь гонители? Где лживые советники? Где клеветники и наушники? Где ослеплённые мздою очи? Где искавшие власти за гонимого? Не все ли они погибли? Не все ли исчезли навек? Не все ли приняли месть от прадеда моего? Да и вечную примут месть, если не покаялись! О, блаженны заповеди Христовы! О, блаженна правда, не меряющая лиц! О, блажен, истинно преблажен тот, кто исполнял заповеди Христовы и пострадал за правду от своих! Ей, ничего нет лучше того, как утешаться правдой, за неё страдать и судить людей по правде. Каждый день молим Создателя всещедрого Бога и Пречистую Его Матерь, чтобы Господь Бог, по прошению Богоматери и по молитвам всех святых, даровал нам вместе с боярами своими судить людей Его по правде, всех одинаково»107.
Перенесение св. мощей в столицу установлено праздновать 3 июля108.
* * *
Житие св. Филиппа, написанное в 1592 г. Соловецким иноком (обзор литер. § 150), напечатано в примеч. к начертанию жития. М. 1860 г. Соловецкий инок, писавший, спустя 20 л. после кончины святителя, был, по его словам, очевидцем некоторых событии «не от иного слышах, но сам видех»; о другом слышах «от не ложных язык». Тем не менее описание его требует поверки другими памятниками, и по местам оказывается неверным. Монастырская жизнь св. Филиппа ему известна, но известия о Московской жизни – сбивчивы, хотя и старался он быть подробным.
Соловецкий летоп., стр. 14. М. 1790 г.
Гербовник 2, 27. Лакьера геральдика, стр. 475. СПб. 1854 г.
Продолжение Нестора, под 7000 и 7001. Карамз. VI пр. 428, 507, 516, 519.
Родослов. кн., стр. 8. 7. 160. М. 1851 г.
Продолжение Нестора. Житие: «таже вразумляется и воинской храбрости».
Царст. кн. стр. 72, 73. Никон. л. VII, 18. По родосл. кн. 2 ч., казнены ещё Андрей Иванович и Василий Иванович Пупковы-Колычевы, троюродные братия Фёдора Степановича.
Под папертью церкви Зосимы и Савватия надпись на стене: «лета 7076 (1568) преставися раб Божий инок Иона Шамин, м. генв. 10 дня». Это – наставник св. Филиппа, предваривший кончину его одним годом.
Житие: «премину лета немало – почитаема себе от всех видя». Не правда: не более года управлял.
Опис. Солов. монаст. ч. III, стр. 7–23. Собор о праздновании Русским святым был в 1549 г., а не в 1551 г.; а собор о судебнике был не в 1550 г., а февр. 1551 г. Карам. 8, 68, 69. В грамоте 1550 г. сказано: игум. Филипп бил ми челом, а сказал, что де и пр. В Солов. л. под 1551 г.: «вел. гос. пожаловал Филиппа или кто по нём будет, кормы давать, на дорогу, как игумен с Москвы поедет». По летописи (Собр. л. з. 155) в декаб. 7060 (1551 г.) «Филипп игумен Соловецкого монастыря» вместе с архиепископом погребал сына Новгородского наместника кн. Курлятева. В житии Солов. чуд. гл. 55 сказано, что «осенью, приспевшим заморозкам, в самое нужное и безгодное время», игум. Филипп ездил из Новгорода в Москву. Соображая все эти показания о пребывании Филиппа в Москве, должны мы положить, что в конце лета 1550 г. Филипп прибыл в Новгород и отсюда вызван был осенью в Москву; здесь пробыл не только до конца 1550 г., но и в 1551 г. до первого зимнего пути.
По Солов. л. пожар случился в 1538 г. По Лаврской рук. «в самый праздник Вознесения Христова, в вечер глубок, погоре от молнии весь монастырь до основания».
Опис. Солов. мон. 3, 1. 3.
Там же, стр. 74, 75. В Солов. л. сказано, что при Филиппе прибыло промыслов: в Колежме 2 црена, за морем 2 промысла, да железный промысел 1 в Солокурбе, в Луде 2 црена, стр. 20, 21, 26.
Солов. лет., стр. 26, 28, 29.
Лепехина путеш. IV, 51. Опис. Солов. мон. 3, 12, 25.
Опис. Солов. мон., стр. 299.
Грамота ц. Иоанна в 3 ч. Опис. мон. стр. 7–30.
Грам. нап. в Ак. Э. 1. № 221, 258, 269.
Первое путешествие Англичан в России в Ж. м. просв. 7. 29, 50.
Ркп. Сергиевой лавры № 40. Пред 46 гл. надпись: «списашася сия в л. 7056 (1548) при игумене Филиппе честные обытели Соловецкия». В 47 гл. видение старца Леонида о пожаре, случившемся спустя несколько дней после видения (1 мая 1538 г.) и проч.
Опис. Солов. мон., стр. 73, 224, 239, 240.
Опис. Солов. мон., стр. 225, 234, 236, 292–296. Соловецк. летоп. «Филипп Степанович Колычев, игумен Солов. мон., просил всего братства, чтобы написать в вечный поминок, в литию, отца его Стефана, да матерь его инокиню Варсонофию, да брата Бориса, а как он, игумен, преставится, написать и его в литию; а поминовение отправлять мес. ноября в 7 д.; а дача его, что он дал в монастырь, на 171 руб., сверх того иные дачи», следует перечисление пожертвований.
Доп. к акт. ист. 1, № 52, 62. Акт. ист. 1. № 158. 173.
Собр. грам. 1 № 139. Грамота подписана св. Филиппом 20 июля; а «июля в 25 день (1566 г.) поставлен бысть на митрополию игум. Филипп Колычев». Собр. лет. 4, 317. Курбский: «возведён бысть Филипп, Соловецкого острова игумен, на архиепископский престол Русской митрополии, муж славный и велика рода и от младости вольною монашескою пищею и священнолепным жительством украшен: в разуме же крепок и мужествен». Об ошибках древнего биографа относительно времени учреждения опричнины Карамзина IX, стр. 174.
Летоп. у Карам. 9 пр. 177, 268. В Суздаль на место Афанасия посвящён Елевферий. Ещё хиротонисан в 1567 г. Ростовский архиепископ Афанасий; а в февр. 1568 г. Астраханский архиеп. Лаврентий.
О казни Фёдора Челядина, Чулкова, князей Куракина, Ряполовского, трёх Ростовских, Щенятева, Турунтая-Пронского, казначея Тютина у Карам. 9 пр. 182–188.
По словам Таубе и Крузе, первое увещание святителя царю происходило тайно – erstlich in gelieim (Карамз. 9 пр. 189). Это вполне сообразно с благоразумием святителя и с наставлением Господа, Который повелел «обличать согрешающего сперва наедине». В феврале 1567 г. шведские послы принимаемы были в Александровой слободе. Карамзина IX, 12.
Служба на 23 дек., составленная в 1590 г. «Язык твой, движимый страхом Божьим, оказался мечом острым с обеих сторон; разумно обличая начальствующих, он приводил в свидетельство Христа Царя всех и Его учеников».
«Ты явился по ревности новым Моисеем, изумляя не страшными знамениями, но наставляя учением слова Божия, выводил ты нового Израиля из страстного Египта в тихое пристанище». Минея. М. 1649 г.
Таубе и Крузе у Карамз. 9 пр. 191. Житие.
Собр. лет. III, 162. Строева указатель к царским выходам, стр. 59, 60.
Таубе у Карамз. 2 пр. 199. Карамзин (пр. 198) справедливо заметил, что в рпк. житии несообразно с порядком дел св. Филипп выставляется уличаемым и отвечающим уже после судебного приговора. Курбский: «собирает (Иоанн) на святителя скверные свои соборища и приходят вкупе в великую церковь садятся на месте святе и повелевают привести пред себя епископа преподобного, в священных одеждах облечена, и поставляют лжесвидетелей, мужей скверных и предателей своего спасения». Ркп. житие: «поставиша пред царем лжесвидетелей и свитки своя положиша. Царь наслышав сия книги, яко суть ему угодны, повеле пред собою и пред бояры чести». Собор был под личным распоряжением царя.
Но где? Грозный любил давать делам своим вид святости, потому вероятно и то, что сонмище заседало в Успенском соборе.
В архивской летописи сказано, что Филипп лишён сана 4 ноября 1568 г., а ноября 11 избран был новый митрополит Кирилл. Таубе и Крузе говорят, что Иоанн хотел сжечь Филиппа, и только духовенство упросило оставить ему жизнь. Это вполне вероятно: Филиппа обвиняли в волшебстве, обвинение само по себе нелепое, но для Иоанна самое лучшее, чтобы сжечь святителя. В числе виновников скорбной участи святителя древнее житие поставляет Новгородского архиепископа Пимена. И Курбский пишет: «Пимен был чистой и подвижнической жизни, но со странностями; говорят, что он потворствовал мучителю (Иоанну Грозному) и вместе с ним был гонителем митрополита Филиппа» (Истор. Иоанна, стр. 123). Пимен сведён с кафедры февраля 24 1570 г., то есть спустя только две недели после кончины св. Филиппа; его заточили в Венев монастырь, где он скончался в сентябре 1571 г. Соб. л. III, 186. 262.
Ркп. житие, Курбский, стр. 108, 109, 117–120. По житию, казнён «брат его от родных Михаил Иванович Колычев»; по Курбскому «родной Иван? Борисович Колычев». Михаил Иванович Колычев, сын Ивана Ивановича Хромого и внук Ивана Семёновича, брата Лобанова. Иван Борисович был родственник, но другого колена (Родослов. кн., стр. 160, 161). Кому верить? Курбский говорит: «слышал от самовидца». По другим памятникам, окольничие Михаил Иванович Колычев казнён уже в 1571 г. (Вивлиоф. XX, 51). В Кирилловском синодике Иоанна записаны: Василий, Андрей, Тимофей, Венедикт Колычевы. В малой кормовой книге Сергиевой лавры октября 8 поминали Иоанна и Георгия Колычевых. Юрий Никитич жив был в начале 1568 г. В большой Юрий кормовой книге лавры, гл. 137: «1568 генв. в 5 д. дал вкладу Юрий Никитин сын Колычев по брате своем Антоне денег 50 руб.»
Курбский, стр. 120, 121. В 3 Новгород. лет. под 7077 г. сказано: «того же лета идучи в Тверь (Иоанн) задушити велел старого митрополита Филиппа Московского и всея России чудотворца Колычева». Так как и по другим сведениям, кончина святителя последовала тогда, как Иоанн шёл чрез Тверь в Новгород, а в Новгороде свирепствовал он с 6 января 1570 года, после того, как делал то же в Клину и Твери в декабре 1569 г. (Карамз. 9, 85, 86); то несомненно, что святитель страдальчески скончался в декабре 1569 г. Ркп. житие: «венцем мучений увязеся дек. в 23 д.» То же в ркп. святцах и в Соловецкой надписи на стене Опис. Солов. мон. 1, 303. М. 1836. В словаре святых СПб. 1836 г. сказано: «число кончины везде показано января 9». Неправда! См. ниже пр. 99 и 102.
А. э. 1. № 275. Уставные грамоты его по обители – там же № 221, 258, 269.
Истина Соловецкой обители – стр. 61, 98. Опис. Соловецкого монаст., стр. 299, 292. Правосл. собесед. 1856, к. 2, стр. 151–154.
Ркп. житие; Соловецкий летописец. Надпись на плите: «л. 7099 (1591) перевезены мощи Филипповы в Соловецкий монастырь и погребены августа в 11 день».
В минее декабрьской, печ. М. 1636 г. под 23 дек. служба святителю – та самая, которая ныне поётся 9 января. В святцах М. 1660 г. память 23 дек. См. пр. 102.
Послание ц. Алексия Михайлов. в Соловецкую обитель – в собр. гос. грам. 3, 470. 471. Сл. ист. а. 4, 245.
А. э. 4, 491. Собр. пис. ц. Алексия Μ. М. 1856 г. На месте встречи св. мощей поставлен был крест с надписью, доселе целый у Крестовской заставы, получившей от него своё название.
Словарь святых. СПб. 1784 г. стр. 227. Месяцеслов 1856 г. В Москве ещё и в другие дни июля праздновали святителю (см. Строева указатель к выходам царей, стр. 100), вероятно в память Московских чудес. В выходах царей (М. 1844 г.) о 1661 г., стр. 367 под 23 дек. замечено: «празднику Филиппа митр. праздновать государь не изволил; а праздновал после рождества генв. 9». В последующих годах память святителя также 9 янв., стр. 36. 410, 431, 453. Под 9 янв. память в уставе 1682 г. и в минее М. 1693 г. То же и ныне.