Освящение иконы

Литература по теме

Освящение иконы – богослужебный чин, совершаемый над священными изображениями.

Традиция освящать предметы, предназначенные к употреблению в области практики богослужения и богопочитания, существовала еще во времена Ветхого Завета, причем, требование об их освящении было озвучено Самим Богом: «И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята» (Исх.40:9).

Заметим, что согласно свидетельствам отцов Церкви, многие из этих предметов были прообразами – символическими изображениями Иисуса Христа, Божьей Матери, Креста Господня и пр. Вместе с тем в скинии присутствовали и изображения херувимов.

osvjashhenie ikony – Освящение иконы

Тем не менее, в настоящее время практика освящения икон нередко подвергается критике. Утверждается, что до VII Вселенского Собора не существовало практики освящения изображений и соответственно, отсутствовали какие-либо особые чины и молитвы освящения икон и креста. В подтверждение этому приводят слова отцов VII Вселенского Собора:

«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения».

Появление особого чина освящения икон в литургической практике Церкви произошло поздно, в поствизантийскую эпоху, в русской и греческой традиции. Греческий чин имеет коптское происхождение. Впервые чины освящения икон и креста были введены в практику Русской Церкви после того, как в 1646 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) издал в типографии Киево-Печерского монастыря составленный им Требник. Во 2‑й половине XVII века, после проведенных богослужебных реформ, некоторые чины из него были внесены в печатавшиеся в Москве богослужебные книги, которые применяются и в настоящее время.

Впоследствии этот чин неоднократно критиковался со стороны многих известных греческих богословов. Так прп. Никодим Святогорец в своем комментарии к канонам VII Вселенского Собора дает о нём отрицательный отзыв:

«Святые иконы не нуждаются в молитве и помазании миром потому, что, по Досифею, только папистам свойственно беззаконие освящать иконы через молитвы и обряды. Ибо они хвалятся, что папа изготавливает иконы из чистого воска, святого мира и воды освящения, что он читает над ними чудесные молитвы и оттого эти иконы чудотворят <…> Теперь видишь, что молитва, которая читается над святыми иконами, – папистская, а не православная, новейшая, а не древняя? Потому-то упомянутая молитва не находится нигде в древних рукописных Евхологиях, а мы заметили, что этой молитвы нет и в Евхологиях, напечатанных 100 лет назад. Становится ясным, что святые иконы не нуждаются в молитве и миропомазании, потому что иконы, написанные и на стенах церквей, в их притворах и дворах, и просто при дорогах и на дверях, и на священных сосудах, никогда не помазываются миром и не освящаются молитвой, но, несмотря на это, все поклоняются им соотносительным и почитательным поклонением ради их подобия первообразу».

Священник Михаил Желтов в связи с этим пишет: «В настоящее же время этот чин как несовместимый с учением VII Вселенского Собора в целом вышел из практики греческих Церквей, а в новейшей практике икона помещается на 40 дней в храм и по благословению священника передается верующим».

В идеале в чине освящения иконы нет необходимости. Если икона написана в соответствии с канонами и отражает святость изображенного на ней лица, то она уже освящается этим. И наоборот: если образ не является иконой по существу, то совершение над ним чина освящения, если таковой вообще будет проведен, не изменит природы данного изображения. Важно понять, что далеко не всякое изображение Бога или Его святых можно назвать благочестивым, а тем более соответствующим православным иконописным канонам. Стало быть, не всякое изображение и священно.

Процитируем профессора Л. А. Успенского: «Нужно сказать, что чин этот у нас, к сожалению, не всегда понимается верующими правильно. Они часто приносят в храм картину с религиозным сюжетом, которая иконой ни в какой мере не является, и думают, что если священник ее освятит, то она от этого станет иконой. Но чин освящения не есть магическая формула, превращающая один предмет в другой: изображение, которое иконой не является, от освящения ею стать не может».

Таким образом, факт освящения иконы может служить свидетельством признания её в качестве православной иконы. Разумеется, цель благословения и освящения иконы этим не ограничивается. Некоторые аспекты благословения и освящения икон отражены в молитве, читаемой во время совершения этого чина:

«Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka