Опыт прочтения утреннего правила по православному молитвослову
Павел Букуров
Перед вами — не текстологическое исследование, не комментарий, не руководство к молитвенному деланию. Это и не объяснение текста, не парафраз канонических молитв (у меня не было риторических целей) и уж тем более не попытка сказать лучше, чем в Молитвослове. Это не обновленческая попытка русифицировать правило, потому что автор убежден, что “языковой барьер” между церковно-славянским и русским — это не то, что мешает молиться. То, что у меня получилось — не образец молитвы, а просто личный опыт, который, я надеюсь, может быть кому-то на пользу, — хотя бы как пример того, что такое возможно. Это — личный отклик одного верующего на то сокровище молитвенного опыта, которое Церковь всем нам вручила в нашем Молитвослове. Это — эхо, которое вырвалось из моей души в момент соприкосновения с молитвенным правилом. Эхо, конечно, не может претендовать на обобщение, на безошибочность утверждений. Это может быть оправдано как шаг к усвоению церковной традиции ежедневного молитвенного предстояния Богу и святым Его. Мое (увы!) неглубокое вхождение в традицию произвело на меня потрясающее впечатление выхода на просторы из темницы духа. Я хочу поделиться своим опытом осознавания утреннего правила с теми, кто в этом заинтересован. Вдохновением и санкцией на все здесь изложенное послужил высокий образец — “Исповедь” блаженного Августина. В этой книге сходятся усиленные попытки понять жизнь (чего стоят одни философско-богословские рассуждения о природе времени и постоянные обращения к Самому Богу, просьбы о понимании, о самом высоком знании — боговедении).
“Исповедь” — это не научный трактат и не чинопоследование молитв, но живое, неустанное искание встречи с Богом на путях молитвы и на путях богомыслия. Имея перед собой такой высокий пример, я надеюсь на милость Бога, на то, что и в этом конкретном случае, вопреки моей непотребности, сбудется Божие обетование: ищите и обрящете.
Молитвенное правило как последовательность тщательно отобранных молитв не навязывает человеку чужих слов, когда он хочет сказать Богу свои; молитвенное правило не затыкает рот молящегося, не заставляет петь Богу с чужого голоса. Более того, правило предполагает молитву своими словами.
В конце вечернего правила “Канонник” рекомендует, прежде чем лечь в постель, поблагодарить Бога за то, что Тот в течение дня сохранил молящегося живым и здоровым, пересмотреть весь день — куда ходил, что делал, кому и что говорил, о чем думал. И если что благое сделал, следует помолиться Богу, не приписывать доброе дело себе, а благодарить Его за произошедшее и просить утверждения в этом благе и в прочих. И если что злое сделал, нужно помолиться Человеколюбцу, чтобы простил и чтобы дал сил более так не поступать, и затем нужно помолиться о даровании тихой ночи, после которой можно будет утром славословить Бога. Вечернее правило заканчивается так: с молитвою засни, помышляя день судный. С какою именно молитвой? Ответ очевиден.
Молитва своими словами уместна не только в конце вечернего правила. Святитель Феофан Затворник советует во время молитвословия по книге прерывать его там, где у человека слова читаемых молитв вызывают личную реакцию — свою молитву — в таких местах читаемое оставляется на время, чтобы дать излиться из души тому, что она хочет принести Богу. К примеру, если я на 3-й молитве вечернего правила после перечисления многих грехов, перед словами “или ино что содеях лукавое, не помню…” вспомню еще что-то, то я хорошо сделаю, если тут же об этом и скажу, а затем продолжу молитву по Молитвослову.
Утреннее правило начинается посвящением — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пресвятый Боже, я посвящаю эту молитву Твоему трисвятому имени, Тебе, не дай мне вместо прославления опозорить Твое имя.
Я — рассеянный человек, мои устремления раздирают меня в разные стороны, а на молитве требуется всецелая богоустремленность. Господи, дай мне пребыть это время в Тебе, а не вне Тебя. Господи, прими молитвословия как живую молитву, обращенную к Тебе, соделай молитвословие молитвой.
Молитва Иисусова повторена три раза. Что о ней скажу: это — чудо, это молитва, по самой форме своей не дающая поводов к отвлечению от молитвы. Господи, дай мне то обращенное к тебе внимание, которое дает практика Иисусовой молитвы, дай мне вникать в сокровище православной духовности — в ядро нашей мистико-аскетической традиции — исихазм. Господи, избавь меня от соблазнов на этом пути! Предостерегая от соблазнов, протоиерей Валентин Свенцицкий советовал не начинать без руководителя; не начинать с большого количества молитв, не подменять молитвой Иисусовой церковные молитвы; не оставлять борьбы со страстями. Господи, дай мне помнить обо всем этом, о чем предупреждал Твой пастырь. И дай помнить о том, что все же внимательная молитва — это призвание всех, а не некоторых только. А краткословная (Иисусова) молитва — верный способ прийти к внимательной молитве.
В Иисусовой молитве сконцентрировано все Евангелие Христово. Господи Иисусе, дай моему сердцу быть пронизанным Твоей Радостной Вестью. Господи, Ты выше всего, о чем я могу подумать, представить, выше моих чувств, моих ожиданий — Ты бесконечно выше всего, Ты — Все-вышний. И Ты же явил Себя как Все-ближний, Ты не отдаляешься от нас по множеству нечестия нашего, по сотворенности нашей природы, Ты, напротив, стал Одним из нас, вочеловечился непреложно. Как могу я надеяться на общение со Всевышним? — Могу, ибо Он же и Ближний мой. Господи, молитва — это суд, я достоин обвинения и осуждения, но на этот суд я иду с надеждой, что Ты меня помилуешь, несмотря на мои грехи. Ты Сам даешь мне эту надежду. Слава Тебе, Господи, за Твои неизреченные милости!
Господи, моя единоличная молитва — это одно, но там, где двое или трое собраны во Имя Твое, молитва не просто удваивается или утраивается, там и Ты посреди молящихся. Господи, присоедини мою молитву к молитве Твоей Матери и всех святых, чтобы она умножилась и укрепилась, чтобы она зазвучала полнее в великом соборе блаженных Твоих, собранных вокруг Тебя.
Слава Тебе, Боже наш! — не нам, а Тебе подобает слава. Ты творишь новый, небывалый день в истории всего бытия — слава тебе за это. Господи, дай мне принести молитву не только за себя, но с Церковью, дай мне воздать Тебе славу за всех почитающих Тебя.
Молитва Святому Духу. Царь мой, Ты — выше приземленного. Утешь нас в нашем отдалении от Тебя, Ты — Дух Истины — Дух Христа, который есть Истина, избавь нас от духов обольщения. Митрополит Сурожский Антоний говорит, что молитва тогда происходит на деле, когда на ней встречаются Истинный Бог и подлинный человек. Господи, не дай нам стоять на молитве перед своими представлениями о Тебе, дай нам предстать перед Самим Тобой — Истинным Богом. Господи, помоги нам снять свои маски, которые мы надеваем ежедневно. Дай предстоять Тебе лицом к лицу. Ты — выше нас, но Ты — рядом с нами, везде, всюду среди нас. Ты наполняешь все, делая пустое содержательным, существующим. Ты — премирная основа мира. Бог — значит богатый, обогащающий Собой благих, боготворя их, уподобляя их Себе. Дай нам стяжать Тебя — дай нам исполнять цель христианской жизни. Ты даешь нам жизнь, Господи, не допусти погибнуть в грехах. Жизнь — не случайный и напрасный дар, ибо она от Тебя, а Ты одаряешь нас по-Божески, не даришь то, что никуда не годно, Господи, Ты повсюду, Ты — вне нас, Ты пронизываешь наши тела, Ты проникаешь наши души, приди к нам как в храм. Господи, неужели я зову Тебя потому, что готов Тебя принять? Я — нечист, но Ты приди и Сам очисти мою храмину, освяти ее Себе, поживи с нами, вселись в нас как в скинию. Спаси наши жизни, они в опасности вечной погибели.
Трисвятое. Боже, Ты — наша Святыня, Ты — наша Крепость, Ты — наша Вечная Жизнь, помилуй нас грешных, слабых, растленных.
Молитва Пресвятой Троице. Господи, Отче, грехи замарали мое богозданное естество как грязь, они противоестественны, они не часть моей природы, очисть их, чтобы природа моя была чистым Твоим образом. Владыко, Сын Бога Отца, Ты — Начало закона, Ты же и конец закона, его Исполнение, Ты законодатель, законопослушный до смерти, которую Ты принял за наши грехи, прости нам грехи. Владыко, Святой Дух, грехи, как болезни, разрушают здоровый организм, посети нас и исцели, даруй выздоровление.
Господи, помилуй — какая молитва короче этой? Это предел краткости, это исполнение заповеди “молясь, не пустословьте”, это кратчайшая формула молитвы Иисусовой (краткословной). Господи, дай мне внимательную молитву. Дай мне силу в эти два слова вложить всего себя, дай этим двум словам, повторенным три раза, стать больше, чем словами — стать обращением к Тебе, Милостивому Богу.
Слава и ныне. Господи, Ты велел просить с верою, чтобы получить просимое. Я верю, что Ты услышал эти просьбы о помиловании, и я Тебя прославляю за это — Боже Отче, Сыне, Душе Святый — и теперь, и всегда дай мне пребывать прославляющим Тебя за Твою милость.
Отче наш. Небесный наш Отец, дай нам разума быть благодарными Тебе и относиться к Тебе с почтением, с каким дети обязаны относиться к своим родителям, дай нам видеть в людях не чужих, а братьев и сестер, и относиться к ним с любовью, чтобы, ощущая тепло этой любви, они прославляли Тебя. Чтобы имя Твое было для людей не пустым словом, а святыней, чтобы мы могли помочь человеку сделать шаг от великой и благородной идеи о Боге к Самому Богу, по-отечески заботящемуся о земнородных Своих приемных детях. Господи, даруй нам небесное гражданство, пусть наступит Твое царство и для нас. Дай нам решимость исполнять Твою волю так же, как ее исполняют Божии святые — ангелы и человеки. Отче, дай нам Хлеб, нисходящий с небес — Хлеб животный, Иисуса Христа, хлеб сверхъестественный, питающий нас токами Божественной благодати. Господи, дай нам все необходимое для богоугодной жизни, все — даже то, что по недоразумению воспринимается как бедствие. Насыть нас, но дай нам испытать и чувство голода. Врачи говорят, что пищеварительные процессы тогда идут нормально, когда человек перед едой испытывает чувство голода, и после еды человек должен вставать чуть-чуть голодным. Господи, не просим Тебя о лакомствах, о еде до пресыщения, просим дать то, что Ты Сам считаешь нужным. Просим дать мудрость принять все текущие обстоятельства нашей жизни как жизненно необходимые нам для того, чтобы расти в меру возраста Христова, принять тяготы как крест, который каждый день нужно нести христианину, чтобы следовать за Христом в Царство вечной радости. Господи, мы не исполняем Твою волю — мы у Тебя в долгу, и долг этот отдать не можем, потому что то время, которое было упущено, уже не вернешь, прости наши долги. Дай нам великодушие прощать нашим должникам. Как-то на исповеди я признался, что жизнь мою делает невыносимой бесконечная расчетливость, постоянная забота о якобы справедливости в отношении себя — я все время рассчитываю, ту ли меру внимания, которой я заслуживаю, мне оказывает каждый человек.
Духовник сказал мне: “Запомни, никто тебе ничего не должен!”. Господи, дай мне помнить об этом и жить в соответствии с этим.
Что я имею, чего бы ни получил, — все мое достояние в конечном счете от Тебя. Я создан из ничего, я не самобытен. Ты сотворил меня, Ты дал мне таланты, чтобы я их употребил на дело. Блаженнее давать, нежели брать. Не дай мне в безумии удерживать напрасно то, что может послужить ближнему моему. Пусть мое братолюбие не обернется присвоением, но жертвованием. Господи, я не искусен в духовой брани, не дай мне пасть замертво в искушении, дай подняться, дай продолжить бой под Твоим водительством, дай торжествовать Твою победу как наше избавление от диавольского пленения.
Тропари Троичны. Проснувшись, я встал и увидел себя во тьме, я падаю перед Тобой, Троица, с воплем: Свят Ты, Господи, свидетельствуют ангелы, помилуй нас по молитвам Богородицы. Услыши вопль мой. Когда нужно утихнуть, я кричу, когда нужно громко взывать, я держу рот на замке. Господи, умудри меня, дабы я делал уместное своевременно. Славься Отец, Сын и Дух… Я прерываю эту молитву, чтобы, сказав другую, закончить прерванную. Господи, просвети мой помраченный ум и нечистое сердце, чтобы я не обрывал молитву ради других дел, чтобы одна молитва подхватывала другую, чтобы уста мои отверзлись к Тебе с хвалой, благодарением и просьбой. И так всегда дай бодрствовать перед Судьей в надежде получить прощение за все свои преступления, пусть страх Твой двигает нас на непрестанную молитву о помиловании. Без Твоей помощи, Господи, молитва не идет.
Господи, помилуй нас, народ Твой, всю полноту — весь новозаветный Израиль, услышавший проповедь 12 Апостолов. Милуй нас, Господи, 12 часов дня и 12 часов ночи, 12 месяцев в году. Благодарю Святую Троицу за долгое терпение моей лености на все благое и моего неленостного злодейства. Благодарю Тебя за то, что Ты отличаешь меня от моих проступков, за то, что пробудил меня к утреннему благодарению Божественной власти. Дай свет очам моей души, дай пищу — слово Твое — в уста мои, знать и исполнять заповеди Твои, воспевать Тебя не только устами, не только умом, но сердцем, из самой глубины своего существа поведать о славе Твоей.
Приидите, поклонимся. Господи, я недостоин призывать других к совместной молитве, я раб нерадивый, не молитвенник. И все же я призываю — придите ко мне, святые Божии — ангелы и люди — придите на помощь мне, обессиленному, жестоковыйному, придите на поклон Помазаннику и Царю царствующих — Иисусу, Богу нашему, ибо Он, Всевышний, достоин всякого поклонения. Святые Господни, я не могу подняться на ту высоту, на которой вы. Снизойдите ко мне, несмотря на мою низость. Воистину только в поклонении Христу душа возводится на занебесную высоту. Богопоклонение не унижает, а возвышает, припадание ко Христу дает силы восстать от грехопадения.
Псалом 50. Пророк Давид, помолись Богу о моей нераскаянности. Прости меня, Боже, великий в Своей многой милости. Отними, отмой меня от грязных дел, Твоя мудрость в том, что Ты не брезгуешь грешником, но очищаешь его от мерзких наслоений. Дай мне познать мое беззаконие, ибо видящий свой грех блаженнее видящего ангелов, как учат египетские подвижники, дай мне всегда быть злопамятным по отношению к себе, но не к ближнему. Если говорю, что не имею греха, — обманываю сам себя, если исповедаю грех, — то праведный Бог очистит меня от всякой неправды. Боже, даже когда я злодействую только перед Тобой Одним, я достоин осуждения. Но я, кроме того, подаю дурной пример людям, совращаю их с пути праведности. Не вмени грехов, на которые я спровоцировал людей, прости меня нечестивого соблазнителя, дай мне впредь избегать искушения ближнего моего. Владыко, исполни меня мужеством обвинять себя, не оправдываться на исповеди, чтобы получить истинное оправдание — оправдание от Судии всей Вселенной. Даже до момента, когда я впервые отличил себя от своих поступков, я был причиной умножения греха — и в зачатии, и в родах и в младенчестве, прости, Единый Безгрешный. Слава Тебе, возбудившему во мне любовь к истине, открывшему мне сокровищницу Твоей премудрости — возвестившему мне радостную весть о спасении. Дай мне не ограничиваться молитвой о покаянии, но приступить к таинству исповеди, и пусть Твой священник засвидетельствует мое желание быть очищенным от грешных дел добела. Разреши меня от бремени беззаконий, Всевышний, возвесели меня словами прощения грехов, сними груз с души, пусть разогнутся от ига сатанина усталые кости. Не гляди, Господи, на мои грехи, посмотри мне в сердце, преобрази его оживляющим взглядом Твоим, самое нутро, недра мои одухотвори. Не отвержи меня, отдалившегося от лица Твоего, не отнимай от меня Святого Духа — Утешения моего. Обрадуй меня спасительным ответом на молитву, утверди меня на незыблемом основании действием Духа Владычнего, отврати меня от погибельного пути самоутверждения. Ты — наша Твердыня, все иное обречено на беспочвенность, все прочее — зыбучие пески. Человеколюбче, помоги жить по-христиански, чтобы окружающие могли научиться от меня пути Господнему, помоги, Господи, непутевому Твоему рабу. Обрати меня, нечестивца, к Себе, чтобы мог я обращать других. Господи, долгие годы я работаю как машина-душегубка, я — греховодник, причина падения людей, сотворенных по образу Твоей Святыни; воскреси, восстанови нас, умирающих в грехах, чтобы мы радостно воспели Тебе: Аллилуйя. Господи, дай мне прежде совершения внешнего — священных обрядов — начать внутреннее делание — пережить сокрушение до самых глубин сердца, сокрушить греховное устроение жизни, сокрушить страсти, эти кумиры религии самопоклонства, смирить свою гордыню перед Тобой: истинное смирение не унижает, но возвышает, открывая врата сердца, чтобы ими вошел Бог, говорящий: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною”. Господи, открой двери моего сердца и дай мне вечерять с Тобою, дай мне принести Тебе жертву внутреннего и жертву внешнего, прими жертву, освяти ее и дай нам во освящение души и тела. Дай нам совершать и внешние приложения, ибо благодаря обрядам мы имеем доступ к таинствам Твоим. Соделай нас жителями горнего Иерусалима, не оставь Твоим благим попечением и земного — городов и весей, в которых живет народ Твой.
Символ веры. Молитвами никео-цареградских Отцов, Боже, помилуй нас. Господи, пусть исповедание Православия сделает нас более православными, чем мы есть. Какой я православный? Я не столько славлю, сколько срамлю Бога. Помоги, Господи, умножить славу Твою. Дай нам уверенность в истинах, открытых Тобой, дай нам доверие к Тебе, дай нам хранить верность Тебе. Святитель Феофан наставляет ежедневно согревать теплохладную душу святыми словами из Символа веры. Молитвами великого Затворника растопи оледеневшие наши души. Верую в Бога — какое торжественное, возвышенное слово верую. Я верю во многое, в том числе, в то, во что верить не стоит, я суеверю, но верую я в Того, Кто избавляет меня от суеты; только Бог заслуживает несомненной, непоколебимой, преданной веры. Только Бог — Единый и Единственный, но Его исключительность, единственность не означает, что Он извечно одинок; Он — полнота внутритроичной любви. Ты, Боже, Божественная Троица, жизнь Божия — взаимообщение Отца, Сына и Святого Духа. Бог есть Любовь, научи нас любить по-настоящему. Мы любовью часто называем стремления, в которых так мало любви и так много самолюбия и желания растворить другого в себе, сделать созданного по образу Бога своей копией, подобием не Богу, но себе; мы за любовь принимаем желание обладать, господствовать над любимым. Дай нашей любви возвыситься до самоотдачи, стать связью, сочетающей двоих воедино так, чтобы любящий жил в любимом и любимый — в любящем. Бог Отец, Ты — Вседержитель, Ты держишь мир над пропастью небытия, Ты сотворил его и творишь непрестанно. Мир несамобытен, само его существование зависит от Твоей воли. Благодарю Тебя за то, что Ты даешь мне быть, даруй мне благобытие и вечнобытие. Ангелы, люди, животные, растения, минералы, жидкости, газы, плазма — все это сотворил Ты, слава Тебе. То, что мы наблюдаем и то, что выходит за рамки нашего восприятия — Твое создание, свидетельствующее о Твоем величии. Мы видим лишь верхушку айсберга, большая его часть сокрыта в толще творения Твоего. Сын Отца, равнобожественный Отцу, односущный Отцу, единородный Сын Отца, через Которого я получаю усыновление Отцу, Иисусе, делающий меня сотворенного приемным чадом Бога, просвети меня предвечным светом; истинный Бог, отврати меня от поклонения ложным богам. Сколько людей объявляют себя богами! Сколько объявляется лжехристов! Помоги, Господи истинный, тем, кто находится в обольщении, кто поклоняется лжебогам, помоги им соединиться с Твоей Церковью. Ты, Сыне Божий, одной, сверхсущностной природы с Богом Отцом. Благодаря Тебе, Нетварному, возникло тварное естество.
Ты — Полнота преизобильнейшая, к Твоему вышеестественному бытию нечего прибавить, Ты самодостаточен, и все же Ты ради нас, людей, соединил Божество и человечество в Своей Личности. Ты, видя, что человечество обрекает себя на вечную погибель, не остался безучастным к судьбе грешников и Сам, как Человек, прошел путь всея земли, Ты, рожденный предвечно от Отца, бесплотный, воплотился от Девы-Матери Духоносицы. Ты был Младенцем, Отроком, стал Мужчиной, Тебя называли Учителем, Пророком, Помазанником Божиим. Но как только выяснялось, что учение Твое не совпадает с суемудрием, что воля Божия не совпадает с волей человеческой, что Царство Твое не от мира сего, именовавшие Тебя Учителем, Пророком и Помазанником, испугавшись, обращались против Тебя, называли Тебя преступником и требовали для Тебя смертной казни, медленной и мучительной. Увы, Господи, я тоже грешу против Твоей истины, Твоей воли, Твоей власти, и грехами своими распинаю Тебя. Прости мне это ужасное злодейство. Твои страдания выше всяких слов — Ты испытывал физическую боль, Ты, невиновный, стал объектом насмешек даже для разбойника, распятого рядом с Тобой. Ты, что страшнее всего, вкусил духовную смерть — богооставленность.
Ты был осужден на смерть религиозной властью — синедрионом и светской властью — римским прокуратором, приговор был приведен в исполнение и, Ты, Источник жизни вечной, был положен в гробницу. Господи, войди в гробницу — в меня, в темную, пустую пещеру, умертви действующие во мне богопротивные устремления, чтобы Ты, воскреснувший, совоскресил душу мою, самоубийственно разрушающую себя многочисленными грехопадениями. Христос воистину воскресе, как то предвещали ветхозаветные пророки, Он освободил наши жизни из темницы безбожия. Сладчайший Иисусе, просвети нас, верою Тебе служащих. Истинный человек Иисус Христос вознесся до престола Божия, Он — обоженный человек, дает нам возможность стать сонаследниками Его великой славы. Господи, не дай нам упустить эту дивную возможность спасения от вечной агонии в геенне огненной. Твое второе славное пришествие, Христос, будет судным днем, мы не знаем, когда это произойдет, не знаем, когда закончится наша нынешняя жизнь. Дай нам мужество обличать себя на исповеди, дай, чтобы радостотворное покаяние было нашей постоянной заботой. Избавь нас от паники, которую сеют люди, испуганные близостью антихристова времени, всели в нас страх Божий, чтобы мы никого не боялись, чтобы мы верили в победу Христа, чтобы мы носили христианское имя как залог победы Света над тьмой. Помяни нас, Господи, когда придешь в вечное Твое Царство. Бог Дух Святой нас оживотворяет. Он равнобожественен и Отцу, и Сыну. Ты, Святыня наша, открывал волю Божию древним пророкам. Подай нам недостойным теперь силу вершить волю Всевышнего. Церковь одна, поэтому не все равно, к какой конфессии себя относить. Православие — неповрежденная истина. Инославие в разной мере содержит то душеспасительное, чего не коснулось своеволие. Церковь свята, хотя и состоит из грешников, но это грешники кающиеся и получающие прощение грехов, что воссоединяет их со святой Церковью. Отец Александр Ельчанинов писал, что искреннее раскаяние — первая ступень святости. Господи, освяти меня. Церковь — многоединство по образу Божественного триединства. Три Личности Единого Бога имеют одну волю. Если мы будем творить волю Божию, это соединит нас, избавит нас от внутрицерковных споров, конфликтов. Господи, дай нам соборно совершать святую волю Твою. Церковь — это живая Традиция, предание благодати, идущее от Апостолов, восходящее к Иисусу Христу. Необходимым элементом этого предания являются Таинства — прежде всего Крещение, в котором мы умираем для греха и оживаем для Иисуса Христа, Единого Безгрешного. Событие вступления в Церковь обычно двуедино — крещение и миропомазание. Именно помазание (хрисма) делает нас благодатью Святого Духа христианами (святой Кирилл Иерусалимский).
Крещение — врата, ведущие в Церковь, а путь грехолюбия ведет нас вон из Церкви, и попасть в нее мы можем через таинство второй благодати — исповедь.
Главное для христианина — Христос. Мы общаемся с Ним в молитве и приобщаемся Ему, Человеку и Богу, в Евхаристии. Кто-то избирает путь брачной жизни и получает на то благословение свыше в таинстве венчания, кто-то избирает иной путь и принимает монашеский постриг. Некоторые христиане призваны служить Богу в священном сане, благодать духовного наставничества и богослужения у алтарного престола подается в таинстве хиротонии. Познание недугов души и тела как следствия грехов, исцеление всего человека — вот цель таинства соборования. Светлое будущее, которое обещают политики — это блеф. Светлое будущее иного века придет в срок, установленный Божественной властью. Господи, восстанови меня в моем падении, оживи меня, отврати меня от смертоносного образа жизни. Ты — истинная жизнь, не дай погибнуть Твоему созданию, Владыко.
Молитва 1-я святого Макария Великого. Макарий Великий, моли Бога о мне, меньшем, да увеличит Господь во мне меру возраста Христова. Пресвятая Троица, я не сделал за свою жизнь ни одного по-настоящему доброго дела. Облако моих псевдодобродетелей изъедено тщеславием (как справедливо говорит отец Александр Ельчанинов), и не только тщеславием. Даже в самых высоких поступках можно найти низменные мотивы. Даже когда я пою Тебе песнь восхваления, ум и сердце нечестивы. Очисти меня, Боже, от всякого лукавства, дай мне исправить себя.
Молитва 2-я того же святого. Авва Макарий, моли Господа, чтобы Он совершил надо мной грешным дело богоуподобления. Спаси, Иисусе, ибо даже в солнечную погоду я чувствую помрачение в себе, Ты придешь в полночь, Господи, пробуди меня, не дай незаметно уснуть в самодовольстве, не допусти мне умереть во грехе. Ведь Ты отдал Свою жизнь и воскрес, чтобы люди, в том числе и я, наследовали вечную блаженную жизнь; содействуй, чтобы в наступившем дне мне уберечься от греха, — без Твоей всепобеждающей силы это невозможно.
Молитва 3-я того же святого. Преподобный Отец, чье имя означает “блаженный”, моли Бога, да сподобит меня по милости своей обетованного блаженства святых Его.
Человеколюбивый Владыко, прибежище мое, к Тебе взываю, я нуждаюсь в твоем деятельном покровительстве ежесекундно во всех начинаниях, которые я предпринимаю с момента пробуждения от сна. Душевредное пресеки, от диавольского сопровождения избавь, душеполезное возведи на степень богоугодного, дай в каждом деле, даже самом повседневном, творить святую волю Твою. Ты, Пребожественная Троица, мой Творец и Благодетель, спаси меня, достославный Боже, да будет истинно слово, сказанное ныне к милосердному Богу.
Молитва 4-я того же святого. Египетский подвижник, моли Всевышнего, чтобы вывел Он меня из дома греховного рабства к обетованной свободе на Святой Земле.
Ночью я бессилен сопротивляться врагу. Ты — Защитник мой, Боже, щедротами Твоими убереги меня от злых напастей, сопряги, Господи, Твой свет с сердечным моим произволением, чтобы мог я сколько-нибудь приблизиться к Тебе, Пресвятая Троице, и теперь, и завтра, и пока могу сказать “ныне”, и в пакибытии.
Молитва 5-я святителя Василия Великого. Господи, все тебе подвластно — бесплотное и материальное. Всевышний, имеющий попечение о том, что не блещет высотой, видящий всех насквозь, извечно знает все, что люди держат в совершенном секрете, изначальный, всегда сияющий свет, незыблемый, без малейшей тени перемены, бессмертный Царь, исполни нашу дерзновенную просьбу о многих щедротах. Оскверненными устами мы просим об оставлении несметного количества наших грехов, совершенных только в мыслях или на словах, или на деле, сознательно и неосознанно, очисть нас от грязи бесплотной и материальной. Мы с детства и до смерти ведем невидимую брань в потемках, это не тихая ночь, это время, когда святотатствуют демоны, пытаются лишить нас главной святыни — Тебя, Господи. Взбодри нас, дай, чтобы мы бдительно хранили устремление к Тебе, чтобы мы деятельно ждали наступления дня Сына Твоего, Бога нашего — Иисуса Христа. Мы ленивы и нерадивы в служении Богу, подвигни нас бодрствовать, открой для нас двери Божественного селения, укрепи нас так прожить будничную жизнь, чтобы войти в жизнь праздничную, чтобы увидеть нетварную красоту неизреченного истинного Света. Тебе — Просветителю всех — поют все роды сотворенного бытия во веки. Аминь.
Молитва 6-я того же святого. Кто мы такие, чтобы благословлять Тебя, Всевышний? Как можно языком, исполненным всякого злословия, благословлять Самого Бога? Только ссылаясь на церковное предание, на многовековой опыт Церкви Твоей, мы решаемся благословить Тебя, Пресвятая Троица. Благословляем за то, что Ты не перестаешь одаривать нас величественными и незаметными, славными и приводящими в священный трепет бесконечными Твоими благодеяниями. Ты после дневных трудов дал нам ночной отдых, Господи. Даже грехов одного дня хватит, чтобы вынести заслуженный смертный приговор, но Ты, Господи, не погубил нас с нашими грехами, но воздвиг от сна и позволил неленостно славословить Твое благотворение — устами и умом.
Молитва 7-я ко Пресвятой Богородице. В полночной темени вспоминаю о благих дарах, полученных через Владычицу мою и молю Тебя, Приснодева Мария, о помраченном моем уме: даже здравый смысл у меня поражен греховной болезнью. Наставляй меня на правильные поступки на заповеданном Христом пути. Я погружаюсь в сон, умолкаю. Подкрепи мои силы, чтобы разгонять этот смертоносный сон песней, возносящейся к небу. Я лежу, не в силах пошевелиться, связанный бесчисленными путами и оковами греха; молись, Богоневеста, чтобы мне быть распутанному от греховных уз. Вроде бы я живой, а на деле я убит своими страстями и уже смердящий труп, оживи меня по благодати Подателя жизни, Бога! Душа моя в ослеплении, просвети ее неугасимым Светом Иисусовым. Днем и ночью атакуют меня враги, я не в силах всегда быть начеку, не в силах отражать постоянные нападки. Богородица, повоюй за меня, храни меня от погибели духовной. Мы хвалим людей, говоря: “ума палата”. Сколь же большей похвалы достойна Ты — палата Бога Духа Святого, молись Богу, чтобы Он вошел в меня и не покидал меня, поселившись во мне, недостойном. Родившая единственное истинное лекарство от всех болезней — Богочеловека, уврачуй Им хронические, неизлечимые ничем иным болезни — лютые страсти. Меня кидает из стороны в сторону, из крайности в крайность, я обуреваем смутой и без Твоей помощи не найду проторенный путь — покаянную стезю, поддержи и направь меня, Дева-Матерь. Мое беспутство ведет меня в великую муку, избавь меня от этого, родившая Избавителя всех, чающих избавления. Не хочу радовать бесов, хочу радовать ангелов Света, яви меня, Владычица, угодником Божиим, но не прислужником бесов. О чем просить Тебя? О том ли, чтобы чувствовать свои грехи, чтобы отвратиться от них, умереть для греховной жизни и воскреснуть для вечно новой жизни? Да, об этом прошу Тебя. Умоли Всевладыку устранить меня от мучителя людей — грехолюбивого сатанинского полчища. Сподобь меня водвориться в стране всех святых, чтобы веселиться о высшей Радости, Спасении мира. Путь достижения этого веселия — печаль о своем непотребстве. Услышь меня, Богородица, подай мне драгоценный дар — печаль по Богу, оплакивание грехов, омывающее скверного меня человека. Пусть будет постоянным сердечное стенание, обращение к Тебе, сердобольная Мать, усердствующая в Своем ходатайстве о людях. Мои молитвы невнимательны, часто неискренни, немощны. Ты, Всесвятая, сопроводи их к престолу Божию. Вышеангельская Святыня, не дай мне обмирщения, ассимиляции с царством греха. Помоги Высшей Благодати открыть самые темные закоулки моей жизни, чтобы весь я был освящен Духовным Светом. Даже в молитве к Пречистому оставляю место сквернодейству, прости меня и просвети меня. Прилежи в молитве Христу, дабы Он избавил от смерти душу мою.
Молитва 8-я Господу Иисусу Христу. Тебе поклоняемся, Христе, почитая Богородицу, послужившую Твоему деланию. Источник многих и всевозможных милостей, Иисусе Христе, Бог-человеколюбец, воплотившийся для спасения всякой плоти, спаси и меня, хотя я не показал делом свою любовь к Тебе. Пусть Твое спасение будет мне незаслуженным даром, — ведь если бы я исполнил Завет, соблюдая заповеди, то Ты, по обещанию Своему, наградил бы меня. Но Ты сказал, что даже верующий Тебе жив будет. Господи, моя вера слаба, моя вера без дел, но все же я верую Тебе, Ты — всемогущий и милосердный — соделай эту несовершенную веру основанием для Твоего спасения меня окаянного. Оставь меня в ограде Твоей — в Твоей святой Церкви, держи меня в Своих руках, не допусти диаволу выманить меня из рук Пастыреначальника. Если я буду поддаваться голосу хищника-сатаны, дай мне понять, что я вблизи от погибели, Ты — мой создатель и Бог мой от чрева матери моей. Затепли сегодня во мне любовь к Тебе такую же крепкую, как крепко нравилось мне грешить, и помоги мне неленостно творить дела любви, как неленостно пребывал я в рабстве сатане. Ты достоин большего, прошу Тебя, дай мне поработать Тебе со всей самоотдачей сегодня, завтра и во все дни моей жизни. Да будет так!
Молитва 9-я к Ангелу хранителю. В нашем мире, изобилующем преступностью, люди с достатком заботятся о соответствующей охране, оплачивают телохранителей. Слава Тебе, Господи, за то, что Ты даешь существу, много высшему меня — Ангелу — поручение охранять меня, быть моим душехранителем и телохранителем. Неустанно предстоящий мне Ангел, не отступи от меня, видя многие мерзости, совершаемые мной, без тебя я буду многократно беззащитнее. Демоны хитры, они действуют не только в лоб, но и исподволь, я не смогу распознать вражеский навет самостоятельно, и ты, вестник Божий, возвещай мне об опасностях, когда я бездумно и легкомысленно иду навстречу им. Само плачевное состояние моей природы — смертность тела — используется диаволом как повод к соблазну. Не об этом ли писал апостол Павел? Я знаю, что тело умрет, но это не исполняет меня богоугодной памятью смертной, напротив, я стараюсь “ловить день” — получить от жизни максимум удовольствий, иными словами, побаловать себя, устроить из жизни праздник живота, распалить похоть, удовлетворить любопытство, вызвать бурные восторги в свой адрес и тому подобное. Увы, сознание собственной смертности не побуждает меня взглянуть на “красивую жизнь” в свете вечности, напротив, подгоняет меня ловить побольше мнимых благ, отвлекает от источника всех благ, от Вечного Блага — Бога. Ангел мой хранитель, укажи мне путь спасения от погибели, укрепи меня в битве за спасение. Я много грешил против тебя, верного союзника моего в невидимой брани с демонскими полчищами. Все прожитые годы я ежедневно дезертировал, бежал с поля боя, в страхе складывал оружие. Битва за спасение продолжается днем и ночью, демоны воюют без всяких правил, для них нет недопустимых средств. Святой Ангел, если бы я помнил об этом, я бы иначе вел себя. Прости за все, за то, как провел ушедшую ночь — сбереги душу мою в настоящий день, молись обо мне ко Господу, призывай меня на молитву Всевышнему Человеколюбцу.
Молитва 10-я ко Пресвятой Богородице. Вот до чего может дорасти человек1, — до Твоей, Богородица, высоты. Молитва его становится всесильной — это знак обожения человеческой природы, знак совпадения человеческого делания с Божественной волей; ведь именно Бог всесилен. Я верю, что это не метафора, а свидетельство дара Бога человекам, — дара, который Святая Дева усвоила. Моли, Пресвятая, да перестану страдать я, грешный, от отсутствия надежды, ревности, разума, памяти. Да будут удалены неблагочестивые помыслы, входящие в сердце и ум. Умерь внутренний бунт моих страстей. Избавь мою настоящую жизнь от лютых воспоминаний об ушедшем прошлом и от забот о ненаступившем будущем. Освободи меня от злодейств, Богоблагословенная.
В большинстве молитвословов на этом утреннее правило не заканчивается.Молитвенное призывание святого, имя которого носишь. Апостол Павел, ты — мой покровитель! Не оставляй меня без своей духовной опеки на всех путях жизни моей. Много людей спас и освятил Бог, и только некоторая часть канонизирована Церковью как святые — это именно святые, которые особенно ревностно ходатайствуют за нас. Их помощь очень значима, ибо много может молитва праведного. Меня крестили в твою честь, праведный Апостол, моли Бога, чтобы не искал я чести у людей, а стремился к одной лишь истинной славе — славе Божией.
Песнь Пресвятой Богородице. Прими, Владычица, мою молитву, как приняла Ты ангельское благовестие о рождении всемирного Спасителя, потому что Церковь превращает ангельское благовестие в человеческое благодарение за Твое участие в судьбе всех нас. Да будет имя Господа Иисуса благословенно во веки!
Тропарь Кресту. Распятый Господь, православные живут по всему миру, живут и в условиях, когда за свою веру им приходится терпеть притеснения. Господи, осеняя себя орудием Твоей победы, мы просим Тебя хранить нас от всяких враждебных происков христоненавистников. Ты не отделяешь Себя от Своих людей. Ты некогда сказал гонителю Церкви Савлу: Савл, что ты гонишь Меня? и вразумил его и соделал его поборником Православия. Господи, просвети гонителей Твоей Церкви. Пусть наша жизнь будет осенена знаком крестного страдания Твоего за грехи мира, знаком победы Твоей над вечной погибелью, пусть Твоя Благодать подвигнет нас на подлинно христианский образ жизни во всех самых неблагоприятных обстоятельствах этого дня и изо дня в день. Да будет так!
Молитва о живых. Господь, помилуй моего духовника, не допусти мне стать духовной безотцовщиной, не дай моей душе погибнуть от голода без духовного окормления. Наполни меня мужеством, чтобы регулярно очищаться от грехов на исповеди, чтобы неустанно бороться со слабостями характера и упражняться в молитве и в добрых делах. Господь, награди моих родителей по-Божески. Они подарили мне жизнь, поили, кормили, учили, всячески заботились, забывая о себе. Я не могу сполна воздать им за все. Прими, добрый Мздовоздаятель, мою благодарность им как молитву об их спасении. Господи, Ты, став человеком, сделался нам роднее самого родного. Пожалей моих родственников, близких и дальних, с кем я общаюсь и кого никогда не видел. Да будет объят Твоей сверхъестественной любовью весь мой род. Ты — Начальник начальствующих, помилуй моих начальников, сослуживцев и подчиненных. Ты — Истина, помилуй тех, кто пытался наставить меня на путь истинный, одари Истиной наставляющих и наставляемых. Ты — высшее Благо, помилуй моих благодетелей. Помилуй и все православное христианство, всю новозаветную Церковь. Боже, я только по имени православный, по делам же нет, и не я один. Сколько людей считают себя православными, но верят не Церкви, а экстрасенсам, астрологам… Помилуй нас, хотя мы православные только отчасти, в слабой мере.
Молитва о усопших. Подай Царствие небесное тем, кто перешел черту смерти. Спаси моих родных и близких, Всевышний, Ты не Бог мертвых, но живых, воскреси к жизни вечной всех от древних дней усопших православных. Прости им грехи — те, что совершены неохотно, и те, что были желанны для них. Помяни, Господи, в Твоем Царстве всех, кого я в молитвах поименовал и кого не назвал, ибо Ты всех знаешь и всех любишь.
Достойно есть. По достоинству ублажаем Тебя, Богородительница, ибо Ты, не имея пороков, навсегда снискала подлинное блаженство. Ты стала Матерью Тому, Кто — Бог для всех нас. Честью и славой Ты превосходнее даже самых возвышенных и одухотворенных ангелов. Прародительский грех обрек человечество на рождение в муках. Но родившийся от Тебя Спаситель освобождает человечество от зла всех грехов, начиная с прародительского. Христос показал в тебе великий знак, показал, что прекращаются последствия греха и побеждается грех. Твой Сын, еще будучи слабым Младенцем, явил Свое всесилие. Святейшая Дева, величаем Тебя, ибо через Тебя Бог стал Человеком, дабы спасти род людской. Да совершится великое дело спасения Христова во всей своей полноте и славе!
Примечание:
1 В данном случае говорится, конечно, не о человеке в обобщающем смысле, но о Единой чистой и благословенной. — Ред.
опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 35, 2003
***
Об одной молитве вечернего правила
А. Андреева
Cледуя примеру П. Букурова (см. “Альфа и Омега” №1(35) за 2003 г.), я решилась предложить читателю свой опыт прочтения молитв православного молитвослова, но избрала для этого только одну из молитв вечернего правила — молитву святителя Иоанна Златоуста, которая состоит из двадцати четырех частей по числу часов в сутках.
Вот уже около тридцати лет молитва эта привлекает меня совершенно особым образом, но только сравнительно недавно я начала догадываться, чем же именно: таинственным внутренним движением, сообщающим душе молящегося ту подвижность, которая и является одной из составляющих духовного развития (точнее — одного из его условий). Это та подвижность, которую мы угадываем в проявлениях Святого Духа.
Я никоим образом не претендую на то, чтобы проникнуть в высокий богодухновенный замысел творца этой молитвы, тем более — на то, чтобы этот замысел изъяснять; я просто пытаюсь изложить свое восприятие в надежде на то, что кому-то оно может оказаться близким.
Первое прошение молитвы отражает робость, боязнь приблизиться (по недостоинству); это только самое начало доверия Богу. Но не следует забывать, что начало премудрости — страх Божий; можно сказать, опираясь на эти слова, что страх — правильное начало:
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
Молящийся даже не говорит дай, но только не лиши, и очень общо названо здесь высшее назначение и высшее блаженство человека, — просто небесные блага, очевидно, противопоставленные земным. И просьба о них — не ради любви Господней и пребывания в Нем, но пока что больше из страха посмертной кары, что уточняется во втором прошении:
Господи, избави мя вечных мук.
Снова обобщенная, нерасчлененная просьба, но в ней коренится зерно понимания того, что такое избавление — великая, непостижимая, незаслуженная милость, потому что мы в течение всей своей жизни зарабатываем себе именно вечные муки; можно сказать, мы себя на них обрекаем. Поэтому для того, чтобы не лишиться небесных благ и избавиться вечных мук, необходимо испросить прощения:
Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
И это испрашивание — общее, малорасчлененное, со стремлением разом охватить все сферы деятельности человека. Пока еще страшно пристально вглядеться в свою душу, но потребность в этом есть, поэтому молящийся просит пробудить в нем способности переживать свои грехи, ощущать их, знать о них и сокрушаться:
Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Здесь очень значимым представляется то, что неведение и забвение относятся к умственной сфере деятельности человека, а малодушие и нечувствие — к душевной. Тем самым уже начинается процесс проникновения человека внутрь своего существа, процесс самопознания, без которого невозможно покаяние; ведь покаяние — это перемена сознания, а как изменить то, чего не знаешь? К тому же самопознание — процесс синергичный, осуществляемый по благодати, и представляется, что здесь начинается понимание этого (что проявляется в слове избави, потому что только Бог в силе очищать человека от греха с тем, чтобы дать ему добрые свойства — и только по его, человека, осознанной и целеустремленной просьбе). В особенности ясно можно это увидеть, если обратиться к следующему прошению и ощутить их связь:
Господи, избави мя от всякаго искушения.
Это явный отклик молитвы Господней, заповеданное Самим Христом смиренное исповедание своей слабости, противопоставляемое романтическому желанию изведать все опасности, какие только существуют. Здесь уже увеличилась мера доверия Богу, уже проступает трезвость самооценки. И следующий шаг, следующее прошение ясно об этом свидетельствует:
Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Человек понимает, что ему не следует доверять своим сердечным влечениям (“зову сердца”, как принято говорить), что они могут быть продиктованы врагом рода человеческого, и, дабы уберечь себя от опасных заблуждений, просит света Христова. Это очень важный шаг, — дерзание видеть свои желания не собственными глазами, которые могут ошибаться, но в свете Христовой истины, перед которой уцелеют мало какие помышления человеческие. Здесь и начало богопознания, которое проявляется в следующей молитве:
Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
Молящийся, поставив себя перед лицом Божиим, увидел всю свою немощь и начинает понимать не только то, насколько он по своим свойствам, качествам и всей своей жизни далек от Бога, но и то, насколько величие Божие сопряжено с Его милосердием, увидел, что всемогущество Божие отражается и в Его бесконечном благоволении, границы которого для человеческого ума непостижимы и постигаются только верой, когда она согрета любовью. И близится понимание того, каким образом осуществляется связь между человеком и Богом, которая по воле Бога преодолевает расстояние между ними:
Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
Как ни важны обе части этой молитвы, связь между ними, пожалуй, еще важнее. Здесь впервые появляется слово благодать, за которым кроется прошение о ниспослании Духа Святого, иными словами — стремление соединиться с Богом в Духе, приобщиться Ему таким образом, чтобы Он действовал в человеке и руководил его внутренним устроением. И первое, для чего испрашивается благодать — это способность прославить имя Божие.
Существует мнение, что наши славословия Богу не нужны, потому что Он и так по Своему всеведению про Себя все знает. Но точно так же мы знаем из 50-го псалма, что не нужны ему и материальные жертвы, но тем не менее ставим свечки. Потому что все это нужно нам; ведь свеча перед святой иконой — это прообраз нашей молитвы, когда мы не знаем или не находим нужных слов. А прославление имени Божиего заповедано нам Христом в молитве Господней, — и не только для того, чтобы это славословие разносило Благую Весть во все концы вселенной, но и для того, чтобы мы научались любить Бога и крепли, совершенствовались в этой любви. Ведь всякий любящий находит отраду в воспевании предмета своей любви и не желает, чтобы иссякал сердечный источник в нем, эту любовь и выражающие ее слова рождающий. Так, согласно этой молитве святителя Златоуста, мы по благодати научаемся любить Бога, приближаемся к источнику любви, который — в Нем, и любовь дает нам силы как бы заново, но уже гораздо более осознанно и осмысленно молить Господа о своей участи:
Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
Очень важно, что здесь молящийся уже не только именует Христа, Которого начинает познавать, Господом, но и себя — Его рабом; в этом — и осознание дистанции, и осознание связи, преодолевающей эту дистанцию, и обетование верности. За прошением о записи в книге жизни стоит понимание значения крестной жертвы Спасителя, принесенной ради возрождения человека в жизни будущего века. Существенно и упоминание благого конца, так как в отличие от неверующих, считающих, что лучше всего умереть мгновенно и неожиданно, чтобы не мучаться и не бояться1, христианин надеется перед своим земным концом принести покаяние и примириться со всеми, с кем был не в ладу, ради очищения души и той самой записи в книге жизни, о которой в молитве говорится чуть раньше; связь этих двух прошений несомненна. Но, моля о жизни вечной, человек вновь возвращается к осознанию своего недостоинства, и с новой силой в нем кается:
Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
Первая часть этого прошения свидетельствует о глубоком осознании ничтожества, свойственного “чисто человеческим” попыткам пойти по пути добродетели; сколько бы мы ни старались “делать добрые дела” и вообще “быть хорошими”, либо у нас все-таки получается что-то не то, либо мы, уже научающиеся видеть себя в свете истины Христовой, понимаем и то, насколько мелки наши добродетельные усилия, и то, насколько они продиктованы в лучшем случае тщеславием, в худшем — гордыней. Доминанта нынешнего причудливого витка цивилизации, предельно ясно выражающаяся в емкой английской формуле selfmade man (букв. ‘человек, сделавший себя сам’), хороша, коль скоро подразумевает напряженный труд и отсутствие коррупционных связей, помогающих сделать карьеру (кстати, как правило, подразумевается вовсе не это, и ловкий интриган, преуспевающий вопреки отсутствию подлинных деловых качеств, вполне подпадает под определение selfmade),но никуда не годится, коль скоро речь идет о попытках самостоятельно выстроить линию всей своей жизни, включающую и духовный рост. При этом очень часто люди, провозгласившие, что “всего” намерены добиться самостоятельно, прибегают ко всякого рода ворожбе — только бы не склониться перед Создателем.
Замечательно, что о благом начале молит всякий православный христианин независимо от возраста, но еще более замечательно то, что о нем же молят не только новоначальные, но и люди со значительным духовным опытом, и подвижники, жизнь которых чиста от мирских пороков. Первое проистекает от нашей веры во всемогущество милостивого Господа, Который в силах сделать наши грехи как бы не бывшими2. Второе — от углубившегося видения собственной души. Испрашивание благодати для исправления жизни — знак того, что молящийся постигает, что всякое его духовное движение может осуществляться только в Духе Божием, Который дается по молитве, совершаемой в любви и доверии. Эта убежденность налицо и в следующем прошении, запечатленном образом огромной силы:
Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
Как роса, благодетельная для всего растущего, должна появляться каждое утро, потому что днем она иссушается, так и благодать следует испрашивать вновь и вновь, чтобы не иссохло сердце, склонное отвлекаться на дела земные. Понимание постоянного обновления человека в лоне Церкви свидетельствует о том, что его проникновение в христианское учение уже далеко не поверхностно.
Последнее прошение первой части молитвы Златоустого святителя содержит две отсылки: к Символу веры (Творца небу и земли) и к словам евангельского благоразумного разбойника (помяни мя… во Царствии Твоем), а тем самым и к чину Литургии, к началу третьего антифона, или Заповеди блаженств3:
Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
Тем самым это прошение содержит и славословие, и покаяние, и устремление к вечной жизни во Христе. Казалось бы, этого вполне достаточно. Но затем следует вторая часть молитвы, прошения которой на поверхностный взгляд почти повторяют прошения первой части, но на самом деле лишь с ними перекликаются, показывая при этом, что умное делание молящегося перешло на некоторый иной уровень, более глубокий. В самом деле, здесь первое прошение не только выражено в позитивной форме (приими, а не не лиши), но и содержит понимание того, что Господь принимает кающихся:
Господи, в покаянии приими мя.
Этими немногими словами на самом деле сказано очень многое. Желая приблизиться ко Господу, быть принятым Им, человек должен покаяться. Но всякое ли покаяние принимается (точнее, всякий ли рассказ о своих недостатках и “проблемах” может считаться покаянием)? — Молящегося охватывает тревога по этому поводу, но он видит выход, что и выражается в следующем прошении:
Господи, не остави мене.
Если сопоставить это прошение со вторым прошением первой части молитвы (избави мя вечных мук), то некоторый параллелизм налицо. В дальнейшем во второй части молитвы преобладает мотив испрашивания духовных благ:
Господи, не введи мене в напасть.
Это прошение определенным образом связано с пятым прошением первой части (избави мя от всякаго искушения); различие в более глубоком понимании того, как действует зло в мире: искушению человек может с помощью Божией и не поддаться, напасть же — это особый прорыв зла, постигающий праведных и неправедных; достаточно вспомнить Иова Многострадального и упомянутых Христом людей, на которых упала башня Силоамская, хотя они вовсе не были грешнее других (Лк.13:1–5). Примечательно, что Господь здесь говорит, что такое может случиться со всяким, кто не покается. Может быть, с напастью можно сопоставить и тех бесов, которые приходят в душу, очищенную покаянием (Мф.12:45; Лк.11:26), и поэтому молящийся, принеся покаяние, спешит испросить у Господа Его благодатных даров:
Господи, даждь ми мысль благу.
Это очень глубокое прошение, потому что оно относится к той сфере человеческого существа, которая лишь в очень слабой степени контролируется самим человеком. Кто из нас избавлен от состояния, когда в голову “сами лезут” дурные мысли! Кто из новоначальных не испытывал ужаса от того, что самые скверные мысли, совсем не связанные ни с намерениями, ни с обыкновениями человека, возникают, когда он молится! Вытеснить же эти навязываемые врагом рода человеческого мысли мыслями добрыми можно отнюдь не усилием воли, но только обращением к помощи Божией4. Говоря языком современной психологии, это прошение — о ниспослании благодати Божией в подсознание, в самые глубины человеческого существа.
Далее просьбы о благодатных дарах множатся, ширятся, стремятся охватить всего человека:
Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление.
Слезный дар — великий дар, которого сподобляются немногие подвижники, знак возвышенного ума, чистоты души и открытости сердца веянию благодати. Постоянная память о смерти дает человеку трезвость, избавляет от панического животного страха и позволяет пребывать в постоянной готовности предстать перед Создателем. Можно сказать, что память смертная — это наилучшее духовное лекарство от апокалиптических ересей, которыми заражен современный мир. Умиление же излечивает душу от злобы, зависти, недоброжелательства, самости и позволяет бороться с гордыней; человек, с умилением взирающий на Божий мир, приближается к тому, чтобы видеть его глазами Творца, сказавшего добро зело.
Эти высокие дары не могут всегда присутствовать в душе человека, постоянно омрачаемой, ожесточаемой, ослепляемой грехом, поэтому молящийся вновь приходит к мысли о покаянии и выражает ее более тонким образом, нежели ранее:
Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
Помысл этот некоторым образом связан со свободной волей; молящийся уже на опыте знает облегчение от правильной исповеди и просит поддерживать его в его стремлении вновь и вновь очищаться покаянием, не мириться с грехом, преобразить его душу так, чтобы привязанность ко греху (ведь мы так часто вовсе не желаем освободиться от греха, ставшего “милой привычкой”, потому что считаем его мелким, простительным и оставляем отказ от него “на потом”) сменилась чувством невыносимости греха, чтобы покаянные мысли стали постоянным содержанием сознания, чтобы стыд и сокрушение преобразовывались в радость освобождения. Но для того, чтобы укорениться в помысле исповедания грехов, нужно укрепить себя совершенно определенным образом, и об этом — следующее прошение:
Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
Смирение — великий дар Божий, укрепляющий человека в преодолении гордыни, матери всех грехов и пороков. Смирение — та опора, с помощью которой человек идет путем спасения, к своему Господу и в жизнь вечную. Тайну христианского смирения нелегко (если не вовсе невозможно) понять извне, да и новоначальным нужен некоторый духовный опыт для того, чтобы начать ее постигать. Недаром прошение о смирении появляется только в этом месте, когда молитва уже близится к своему завершению. Подлинное смирение всегда начинается со смирения перед волей Божией, оживотворяется любовью к Богу, проявляется в отношениях к ближним и к жизненным невзгодам и не имеет ничего общего с равнодушным приятием всего происходящего, которое культивируется, например в буддизме. Наверное, один из самых впечатляющих примеров христианского смирения — это кончина самого святителя Иоанна Златоуста, который умирал, будучи гонимым в изгнание, претерпевая множество лишений и унижений, которые окончательно подорвали его жизненные силы (а был он человеком болезненным и изнуренным); тем не менее последние слова его были слава Богу за все, ставшие драгоценной жемчужиной православной мудрости.
Подлинно христианское смирение неотделимо от целомудрия, которое, конечно же, состоит не в физической воздержанности (она скорее является его следствием), а в гармоническом устроении духа, души и тела человека, в их целокупной равнонаправленности, руководимой премудростию Божией. Целомудрие есть преодоление внутренних борений, раздирающих человеческое существо и препятствующих не только его благочестивому устроению, но и всякой более-менее спокойной и устроенной жизни.
Послушание — добродетель не только монашеская, хотя нужно сказать, что существенным осложнением современной православной церковной жизни является именно ложно понятое “послушание” новоначальных мирян так называемым младостарцам (которые, как правило, сами духовно недостаточно опытны). До истинного понимания православного послушания душа возрастает долгие годы. Тема эта слишком обширна и слишком болезненна, чтобы подробно рассматривать ее здесь; отметим лишь, что дар послушания испрашивается отнюдь не в первую очередь, и это соответствует утверждению о том, что принять его далеко не так просто, как подчас кажется.
Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
Удивительным образом в этом прошении привычное словосочетание терпение и кротость разделены великодушием (в первой части молитвы человек просит избавить его от малодушия, здесь же по уже подмеченной закономерности испрашивает великодушия). Если подумать, то именно великодушие, позволяющее христианину вместить в свое сердце горести ближнего, даже если тот плохо с ним поступает, позволяет терпеть и быть кротким. Терпение в православном его понимании — это вовсе не холодный стоицизм, терпение движется и согревается любовью; терпение — это подражание Христу, с любовью претерпевшего за грехи человечества даже до смерти крестной. Кротость также может возникнуть только в любящем Бога и ближнего человеке (действительно, терпеть и быть кротким можно только Бога ради, иначе индивиду, упражняющемуся в кротости, грозит стать лицемером5). …А ведь я знаю, когда нам требуется именно сочетание терпения, великодушия и кротости, и, наверное, не одна я, и наверняка не только в этом случае. Это когда ожидаешь своей очереди на исповедь, изнемогая под грузом всего, что нужно сказать, и вновь и вновь отыскивая первопричину своего прискорбного состояния… а батюшка так долго беседует с другими! Вот в такой ситуации понятно, что только вооружившись любовью к этим “другим”, можно запастись терпением, великодушно понимая, что у них свои проблемы, наверняка не менее важные, чем твои (а может быть, и более важные), и кротко дожидаясь, когда настанет твой черед.
И вот во внутренней жизни молящегося совершается некое дальнейшее движение; примечательно, что во второй части молитвы движение это, о котором мы говорили в самом начале, совершается иначе, нежели в первой: там было постепенное, но последовательное восхождение, здесь же, после испрашивания высоких даров, наступает черед размышлению о том, при каких условиях эти дары могут быть восприняты. Человек понимает, что есть препятствие для того, чтобы испрошенные им дары получили твердое основание в самом его существе, чтобы они укоренились:
Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
Удивительно сильно и красиво сказано всели, то есть ‘помести навсегда’. Страх Божий, образно названный здесь корнем, то есть тем, из чего произрастает все остальное6, предполагает, что человек всегда ощущает себя перед лицом Божиим (в Ветхом Завете это называется хождение перед Господом), тем самым страх Божий, страх поступить вопреки Божьей воле — это страх быть отлученным от Бога, что, в свою очередь, предполагает, что в глубине этого прошения таится жажда Богообщения как непременного условия бытования в человеческом существе тех даров, которые испрашивались в предыдущих прошениях.
О Богообщении говорит и следующее прошение; точнее, оно касается его основ:
Господи, сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою.
Сподоби, то есть ‘удостой’, потому что дар любви к Богу — наисовершеннейший из даров, без которого обращаются в ничто все другие. Душа и помышления охватывают всю нематериальную деятельность человека, иными словами — он просит, чтобы любовь к Богу охватывала и пронизывала все его существо, потому что только при таком условии он будет способен всецело находиться в Божией воле. Так молящийся приходит к тому, что всецело устремляется к Богу, к Богообщению.
Но молитва дает ему еще и Богопознание, очищает и возвышает, — иначе как можно объяснить следующее прошение:
Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.
Казалось бы, это повтор прошений избави от искушения и не введи внапасть, но эта молитва замечательным образом включает как понимание того, что может быть источником искушений и напастей, то есть некоторую степень духовной зрелости и зоркости, так и какую-то удивительно доверительную интонацию, — может быть, потому, что молящийся умалился перед Господом, а может быть, и потому, что так может говорить уже не раб, но сын (Гал.4:7; ср. Ин.15:15).
Наконец, последнее, завершающее прошение этой замечательной молитвы представляет как бы венец благочестивых устремлений христианина:
Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.
Это молитва о полном предании себя в волю Божию; она включает и славословие, и преклонение перед всеведением и всемогуществом Бога, и констатацию своей греховности, и порыв — вопреки этой греховности быть вместилищем Божьей воли.
* * *
Молитву святителя Иоанна Златоуста православным христианам предлагается читать каждый вечер7. Это церковное установление исполнено понимания круговращения человеческой жизни, при котором мир властно врывается в наилучшие намерения, и его диктату необходимо противопоставить постоянное духовное напряжение, постоянное стремление положить благое начало.
Нужно сказать, что и вся церковная жизнь устроена так, чтобы образовывалось встречное движение, противоположное движению мира сего. Нам заповедано ежедневное духовное движение от утреннего правила к вечернему; еженедельное движение от Евхаристии к Евхаристии8; внутренняя динамика Литургии; выраженное в прекрасных богослужебных песнопениях и чтениях внутреннее движение Всенощного бдения, отражающее всю историю спасения от сотворения мира; исполненное глубокого смысла плавное течение Великого поста; переход от одного двунадесятого праздника к другому; наконец, церковный год в целом, представляющий собой в некотором смысле единое богослужение, — все это передает путь человечества и каждого отдельного человека от бренности к вечности.
А если добавить, что благодаря тому, что Земля круглая и делится на 24 часовых пояса, православная Литургия служится каждый час, то есть постоянно, и каждый час со словами Твоя от Твоих… возносятся Святые Дары, то можно смотреть на мир сей не как на обитель мрака и скорби, но как на место, где совершается сила Божия, преодолевающая все, что препятствует Благому Промыслу, ведущему нас к жизни в Боге.
Примечания:
1 Именно от такой смерти православный христианин просит его уберечь, говоря да наглая (то есть внезапная) смерть не похитит мя неготоваго.
2 Именно поэтому существует большое напряжение между медиками, считающими, что наличие смертельного заболевания нужно скрывать от больного, и православным больным и его близкими.
3 На этом месте меня поразило простое соображение: ведь это и неудивительно, потому что текст Литургии написал тот же самый Златоуст! Но все-таки трудно представить себе, что такие сокровища христианской духовной словесности исходят от одного человека. Перед нами — огромной силы свидетельство того, насколько мощно действует благодать Духа Святого.
4 Примечательно, что это прошение перекликается с началом одной из утренних молитв Божией Матери: Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Вряд ли случайно и то, что существует коротенькая молитва, спасающая от искусительных мыслей, которая также содержит обращение к помощи Богородицы; недаром мы именуем Ее Пречистой.
5 Печальным подтверждением этому был случай, некогда наблюдавшийся мной в храме: совсем рядом со мной вдруг шумно и злобно поссорились три весьма пожилые прихожанки, причем две из них нападали на третью. Та, вдруг смолкнув, торжественно вышла на середину храма, столь же торжественно перекрестилась и поклонилась перед Царскими вратами и, вернувшись на свое место, доверительно шепнула мне: “Видала, как я за врагов своих молилась? Вот теперь-то Бог их накажет!!!”.
6 Заметим, что метафора здесь природная, а не, скажем, строительная (как и в первой части — роса благодати), поскольку человек — не агрегат, не механическая структура; весь его путь ко спасению должен протекать не просто гармонично, но органично, почему и называется возрастанием.
7 Само указание на то, что она состоит из 24 частей по числу часов в сутках подвигает на мысль о том, не читать ли ее в таком случае в течение суток, каждый час по молитве. Я знаю, что какие-то или сходные попытки некоторыми предпринимаются, но не встречала ни одного священника, который рекомендовал бы такую молитвенную практику (во всяком случае — мне или всей пастве).
8 Разумеется, речь здесь идет о духовной жизни мирян; цикличность монашеской жизни, в которой духовное делание естественным образом занимает гораздо больше места (и времени), структурирована более подробно.
опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 37, 2003