Всегда нужно помнить слова из Писания. Апостол Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением… Имейте добрую совесть» (1 послание апостола Петра, гл. 3, стихи 15-16).
Итак, святой Пётр даёт нам три практических совета:
- искать поддержки у Господа, горячо молиться Ему от всего сердца, ведь Он способен вдохновить и нас, и тех, с кем мы разговариваем;
- набраться смелости и рассказать людям, почему же мы верим в Бога;
- говорить «с кротостью и благоговением», иметь «добрую совесть».
Почему именно кротость, благоговение и чистая совесть?
Кротость – потому что Сам Господь кроток и смиренен, Он никому ничего не навязывает.
Благоговение – потому что мы всего лишь люди, а дела Господа таинственны, и до конца не могут быть нами поняты.
Чистая совесть – потому что нам всегда нужно стараться ходить путями Господними, тем более, если мы кого-то хотим вести с собой.
Если мы сможем передать собеседнику дух кротости, благоговения и чистой совести, то это – хорошее начало для разговора. Эти три вещи необходимы, даже если мы учимся заповедям у самого совершенного учителя. Вспомните, как много людей отошли от Христа, потому что им не доставало кротости, страха перед Богом и чистой совести.
Но как я могу помочь человеку, если сам до конца не знаю, что говорить?
Даже если мы не сможем полностью разобрать каждый вопрос (а есть ли тот, кто сможет?), мы всё равно способны помочь людям. Например, мы можем отправить их к тому, кто знает тот или иной вопрос лучше нас. Или дать почитать хорошую книжку. Тогда, кстати, люди будут понимать, что наши слова – не какое-то там частное мнение, а общее учение Церкви. Даже если они не поговорят с тем, к кому мы посоветовали обратиться, даже если они не откроют книги, которые мы им дадим – у них останется осознание того, что ответы на их вопросы существуют, и они общеприняты в Православии.
Что делать, если спокойный разговор перерастает в спор?
В вопросах веры аргументы редко бьют в цель. Христианству лучше учить собственным примером, чем научными доказательствами. Собственно говоря, если разговор начнёт переходить на повышенные тона, лучше спокойно посоветовать нашему собеседнику поговорить с кем-то, кому он больше доверяет, или дать почитать книгу (как мы говорили выше).
Смиренно отстраняясь от разговора, мы можем помочь человеку убедиться в нашей правоте. Ведь любому из нас проще принять какую-либо информацию в спокойной обстановке, не тогда, когда кто-то пытается сломать наши убеждения. Трудно наступить на свою гордость, трудно уступить. Поэтому нельзя допускать споров в их классическом варианте, ни к чему хорошему они не приведут.
Даже если мы прекрасно ориентируемся в вопросе, есть вероятность, что нашему собеседнику проще будет получить ответ от кого-то другого. Смирение, заставляющее нас прекратить спор, это не проигрышное дело. Наоборот, мы даём человеку шанс услышать ответ на свой вопрос от Господа – в той обстановке и ситуации, которая максимально будет этому благоприятствовать.