Array ( [_ga] => GA1.2.1105762802.1697262876 [_ym_uid] => 16972628766012033 [_ym_d] => 1713244246 [_gcl_au] => 1.1.1942831520.1713929147 [_gid] => GA1.2.702719262.1713929147 [rmcookie] => S:Lbdtj3KSGs706RJzEID2rE27e8AQcpnJz6nHqSamDhkYzhwC-OnjZanUZP5YXLkrm-uSLbungUwNLsOsBzJ1YRPAuRw3uwF3lwLshvkUBGEaL6EWf6rq1RdsFETeuVCdL0jBm5EVfjFBA1Q7yUDAKTmAYRSK-xKavUDny2YpH3EQmzb0Ka85VHR879TnG1S0ZVo2kxtWNRldjz4COAgaqLtjOhNakeLjejk5nu6NW5z25HJ9H5QJz4vBprM633BGP4fd9bhArUl6TR14fu8_lmJOr_ERS4g2qrtJRUQTbjoAydA2Punj9AvUvbQ00j7EY3JQo7-8fnke9vovVLwqZa1swBOio4dLm1vToiM8pbL2rlaVY3i8_TEQCtSZOInG-SED4AKXytz2T6C0RpghZ5LN0NqschmrZdoQX2paXTC92k42ehQaGP56ToxINiJGMKl5y8hyvwdiHm-bhATmXLMsCBN03UbyzOCg8fKX-3KzDYZkFhrMzIThY8EV9b6TiDGog5D4Q4z_HR2BQ-lbbhdvJIqTCur8ygP2VgMBWoUz0fbXl8Zgsgh1LHU7pUvRqJB56_ESASHcuIE0YjUQJ6ltEwthvDpj3jPNRUTbR-b-J9l4vgcEVjgXoGyrCipbBg== [otrid] => S:azFYhOPi3rsgdu3ZlDNAH3SuEPZRn04qt8_FSTzACqB00B3ACd4y7Bs7Y2AhwNrcx9FrdX0CpxWoZIf0CVoS21HrBHvt41PY0ov5YuzRGOgEzycdbj4mRapZF9a_Qb1toxMJviSjLlKemg38AtbNHAzQQmvdZjQJCz6YC0YKtfQzNm-l1eCLxPABiOXhpF8R_aqfcD-AzhUDZWEpeQ0nsn_tYVRK7vAkf0U= [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [_ym_isad] => 2 )

Молитва непрестанная

Литература по теме

Непреста́нная моли́тва

1) определенное молитвенное состояние православного верующего, описываемое в православном восточно-христианском богословии как высшая степень обращенности, устремленности к Богу;
2) буквально – молитва, совершаемая постоянно, без перерыва.

Непрестанная молитва может осуществляться в рамках общественного (церковного) или частного (келейного) молитвенного делания.

История явления

Уже в Священном Писании Нового Завета встречается идея о том, что жизнь православного верующего – это постоянное богослужение (Рим.12:1 и пр.). В послании же апостола Павла к Фессалоникийцам содержится прямой призыв к верующим: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Хотя некоторые современные библеисты допускают, что выражение  «непрестанно молиться» является гиперболой, с помощью которой святой апостол подчеркивает важность молитвы в контексте скорого ожидания прихода Христа, однако, буквальное содержание этого призыва не дает оснований понимать его иносказательно. Необходимо отметить, что многими древними христианскими авторами непрестанная молитва понималась как состояние постоянной обращенности, устремленности верующего к Богу.
Кроме того, понятие «непрестанная молитва» связывалось церковными богословами с понятием «постоянное памятование о Боге». Вот, например, что говорил об этом свт. Григорий Богослов: «вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». А вот слова блж. Диадоха Фотикийского: «…Желающим сбросить с себя гнилость свою не так следует вести себя, чтоб иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве с блюдением ума… Ибо как взявший очистить золото, если хоть на короткое время оставит горнило без огня, делает, что очищаемая руда опять ожестевает: так и тот, кто иногда памятует о Боге, а иногда нет, что кажется приобретает молитвой, то теряет пресечением ее». Идея постоянного памятования о Боге отражается в православной аскетике на всем её протяжении.

Ярким примером организационной формы непрестанного моления является практика совершения непрерывного псалмопения, осуществлявшаяся в обители «неусыпающих», основанной на рубеже IV–V вв. св. прп. Александром на берегу реки Евфрат. Впоследствии эту практику переняли многие другие монастыри.

Идея реализации непрестанной молитвы в общественном богослужении проявилась не только в отдельных монастырских традициях, как в случае с обителями «неусыпающих», но и в формировании общего для всей древней Церкви суточного круга богослужения. Общие черты суточного богослужебного круга в православной традиции сложились к концу III в. Тот состав круга, который отображен в Часослове, в основном сложился в IX в. (не без значительного влияния христианской монашеской традиции).

Начиная с V в. отмечается становление практики постоянного произнесения т. н. «Иисусовой молитвы». Одним из прообразов Иисусовой молитвы считаются слова уверовавшего в Него страдальца, обратившегося к Нему с просьбой о помощи, отмеченные в Евангелии. Вот фрагмент, в котором представлены эти слова: «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк.10:46-52). Полная форма Иисусовой молитвы подчеркивает Богосыновство Иисуса Христа. Отечественный исследователь М.М. Бернацкий также отмечал, что богослужебная формула «Господи помилуй» вполне возможно являлась усечённой версией монастырского исполнения Иисусовой молитвы.

Практика Иисусовой молитвы достигает своего расцвета в XIII–XIV вв., в рамках афонского исихазма. Вот, что пишет о молитвенном призывании Господа Иисуса Христа свт. Симеон Солунский: «Есть много молитв. <…> …Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это — спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. <…> …Эта божественная молитва — призывание Спасителя нашего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», есть и молитва и обет, есть исповедание веры, орудие общения со Св. Духом, проводник божественных даров, очищение сердца, отгнание демонов, вселение Христа, источник духовных мыслей и божественных помыслов, освобождение от грехов, врачевство душ и телес, посредница божественного озарения, привлечения Божия милосердия, раздаятельница откровений и божественных таин для смиренных и источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего».

Практика совершения непрестанной молитвы как в варианте Неусыпаемой Псалтири, так и в форме произнесения Иисусовой молитвы, пришла на Русь вместе с другими монашескими практиками и, как считается, реализовывалась здесь уже в XI в.

Особенностью непрестанной Иисусовой молитвы в православной аскетике является стремление к такому состоянию умно-сердечного делания, когда молитва совершается самостоятельно в уме человека, без прямого (само)понуждения, неосознанно (т. н. «самодвижимая молитва»).

Непрестанная молитва в современной Русской Православной Церкви

В современной Русской Православной Церкви жива традиция чтения Неусыпаемой Псалтири как способа непрестанной молитвы. В частности, чтение Неусыпаемой Псалтири совершается в таких крупных монастырях, как Киево-Печерская лавра, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и нек. др.

Также в монастырях Русской Православной Церкви существует практика чтения Иисусовой молитвы. Отметим, что в последние годы Иисусова молитва становится всё более популярна и среди мирян. По данному поводу на православных информационных площадках нередко встречаются предостережения, что Ииусова молитва – это прежде всего молитва, а не мантра, не магическое заклинание, и относиться к ней нужно как к молитве.  Однако следует помнить о том, что самостоятельное практикование Иисусовой молитвы без руководства опытного духовника способно привести человека и в ложные духовные состояния, которые именуются в православной аскетической традиции духовной прелестью.

Цитаты о непрестанной молитве

«Тот, кто постоянно творит добро – либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу, тот и непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте».
прп. Анастасий Синаит

«И Христос, и Павел заповедали творить краткие и частые молитвы, с небольшими промежутками. Если долго будешь произносить слова, нередко делая это без внимания, то дашь дьяволу большую свободу подойти к тебе, устроить ковы и отвлечь мысль твою от произносимых слов. А если будешь творить постоянные и частые молитвы, занимая все время частым повторением (их), то легко можешь сохранить внимание и самые молитвы будешь творить с большей бдительностью […] Люди слышат только звук голоса, а Бог прежде этого слышит внутренний вопль. Так можно быть услышанным, не произнося слов; и ходя по площади, можно молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями, и делая что бы то ни было, (можно) призывать Бога с великим воплем, – разумею внутренний вопль, – не делая его известным ни для кого из присутствующих».
святитель Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka