Известно, что в процессе проповеди Своего спасительного учения Иисус Христос часто говорил метафорически, образно или фигурально, однако Его ученики, Его слушатели понимали Его не всегда: “Не постигаете этой притчи? Как же вы поймете все притчи” (Мк.4:13; ср. Мф.16:11-12; Лк.18:34). С какой же целью Господь учил их, прибегая к метафорам? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что же такое метафора и зачем они вообще применяются в процессе вербального общения.
В широком смысле слова метафорой называют – 1) употребление слова или выражения в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления одного рода (вида, класса и т. п.) с предметом или явлением другого рода (вида, класса и т. п.), схожего с ним в определенном отношении; 2) слово или выражение, употребленное таким образом.
В Священном Писании Нового Завета приводится множество метафор или сравнений, близких к метафорическим.
- Так в Мф.16:5-12 – Иисус Христос уподобляет учение фарисеев и саддукеев хлебной закваске, а ученики не понимают этого и думают о хлебе;
- в Мк.12:10 и Лк.23:31 – Иисус Христос уподобляет Себя отвергнутому камню и зеленеющему дереву;
- в Лк.5:36-39 – Иисус Христос уподобляет Свое учение новому вину, а учеников новым мехам;
- в Мк.3:31-35 – снова Иисус Христос уподобляет Своих учеников семье (матери и братьям);
- в Мк.7:27 – Иисус Христос уподобляет Свое служение Израилю насыщению детей хлебом;
- в Мф.8:22 – Иисус Христос уподобляет мертвецам тех кто не следует за Ним;
- в Мк.9:13 Иоанна Крестителя – Илией;
- в Лк.13:32 Антипу – лисицей;
- в Мк.10:35-40 – Иисус Христос говорит о Своей участи как о питии чаши и как о погружении (крещении);
- в Мф.10:34 – Иисус Христос говорит о Своем служении как о мече и огне, то есть разделении;
- в Мф.5:29-30 – Иисус Христос повелевает ученикам Своим вырвать себе глаз или отсечь себе руку, если они соблазняют их, или одеть камень на шею и бросить в воду того, через кого приходит соблазн;
- в Мф.19:12 – Иисус Христос говорит об оскопивших самих себя ради Царства Бога;
- в Мф.18:3 – Иисус Христос повелевает ученикам обратится и сделаться детьми, чтобы войти в Царство Бога;
- в Лк.13:16 – Иисус Христос говорит о болезни как об оковах сатаны.
В Евангелии Иоанна Креститель говорит об Иисусе Христе, как об Агнце (Ин.1:28-29) и Женихе (Ин.3:29), Сам Христос говорит о Себе как о Храме (Ин.2:21; Мф.12:6), виноградной Лозе (Ин.15:1), Пастыре (Ин.10:11), Двери (Ин.10:9) для овец, а в Синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка Луки) уподобляет Царство Бога свадебному пиру, семени, закваске, сокровищу и неводу, а Себя – с Жениху, Сыну и Сеятелю, Давиду, Соломону, Ионе, Храму, Премудрости; Бога Израилева с Отцом, Царем, Судьей, Хозяином, Сеятелем и Пастырем; Израиль – с виноградником, овцами, посевом или почвой; духовных лидеров народа – с арендаторами, со слепцами (Мф.15:14), с приглашенными, но не пришедшими на брачный пир; учеников – с детьми и малыми, семенами; Божий Суд – с жатвой, огнем и веялкой; Спасение – с пиром и свадьбой; погибель – с вечным червем и огнем, долиной ге-Хинном и так далее.
Итак, метафоры дают речи особую выразительность. В этом можно видеть один из аспектов целесообразности их применения.
Далее. В процессе применения метафор можно выделить два способа сближения прямого и переносного значений:
1) когда предметы и явления мертвой природы обозначаются при помощи слов или выражений, характерных для обозначения живых существ и явлений из области их жизни, и наоборот;
2) когда отвлеченное заменяется конкретным, явления нравственного и психического порядка обозначаются при помощи слов или выражений, используемых, обычно, при обозначении явлений физического порядка. Такие способы дают возможность взглянуть на вещи под особым углом, осмыслить их особым образом.
Метафору не следует путать с сопоставлением двух объектов, в рамках которого используются особые сравнительные слова (напр. «подобно», «аналогично», «как»). Положим, можно сказать: «это море было стеклянным», «это море есть стекло» или просто «это море – стекло». А можно сказать по-другому: «это море подобно стеклу», «это море было как стекло» или «это море сверкало, как стекло». Метафора использована в первом варианте. В данном случае благодаря употреблению метафоры подчеркивается высокая степень описываемого признака моря: оно не просто похоже на стекло, но походит на него очень сильно.
В ряде случаев использование метафор помогает лучше выделить те или иные особенности лиц, предметов или явлений. Если перефразировать метафору «этот человек — волк», как «этот человек — авантюрист» (или «он злобен», «он агрессивен», «он склонен к конкуренции»), произойдут значительные потери не только выразительности, но и содержания, поскольку ни одна такая подмена не передаст все нюансы, подразумевавшиеся в фигуре речи. То есть попытка передать «строгую метафору» другим языком может обеднить, сузить и даже исказить внутренний смысл её содержания.
Итак, использование метафор в Писании Нового (как, впрочем, и Ветхого) Завета может объясняться: целями украшения, улучшения выразительности тех или иных контекстов; целями лучшей передачи смысла их внутреннего содержания; наконец, целями лучшего восприятия и усвоения верующими заключенного в них смысла.
В заключение необходимо заметить, что далеко не все библейские фрагменты, которые при поверхностном либо ложном восприятии могут интерпретироваться как метафоры, допустимо осмысливать как метафоры (как «всего лишь метафоры»). Правильное восприятие таких фрагментов возможно в свете тех толкований, которые одобрены Церковью.