- Говорится ли в Священном Писании о том, как следует относиться к врачам?
- Не является ли обращение к медикам своего рода противлением промыслу Божию о нас, без которого ни один волос не упадёт с нашей головы (Мф.10:30)?
- Может ли обращение к врачам быть полезным не только для тела, но и для души?
- Кто исцеляет – Бог руками врача или сам врач?
- Влияет ли вера на успех лечения?
- Обращались ли к врачам какие-либо святые?
- Нужно ли испрашивать благословения священника на ту или иную операцию, обращаться к нему за советом по медицинскому вопросу?
- Кто из святых был врачом?
- Благословляет ли Церковь прибегать за помощью к нетрадиционной медицине (тибетской и т.п.)?
- Цитаты о медицине
Медици́на (лат. medicina, от mederi – «лечить») –
1) область научной и практической деятельности, связанная с предупреждением и лечением болезней, охраной здоровья;
2) совокупность научных знаний о болезнях, об их предупреждении и лечении.
Говорится ли в Священном Писании о том, как следует относиться к врачам?
В Священном Писании мы, действительно, находим положительное отношение к медицине: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир.38:1-2,4,12)».
Таким образом, уместное, своевременное, целесообразное обращение к врачу является признаком благоразумия.
Не является ли обращение к медикам своего рода противлением промыслу Божию о нас, без которого ни один волос не упадёт с нашей головы (Мф.10:30)?
Возможность обращения болящего христианина к врачам не отменяет уместности упования на Божественную помощь. Существуют особые молитвы «о болящих», существует особое Таинство – Таинство Елеосвящения, мы имеем ясное свидетельство Писания, которое касается болящих и звучит, как призыв: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14). Однако, опора на благодатные средства не исключает использования, в случае необходимости, средств современной медицины.
В некоторых случаях (но не всегда) отказ больного от врачебной помощи под предлогом упования на помощь свыше может указывать на его гордыню. К другой крайности можно отнести случаи, когда болящий надеется исключительно на врачей, не имея надежды на Бога. Разумеется, история Церкви содержит немало примеров из жизни христианских подвижников, которые, заболевая, всецело вверяли себя Господу – Врачу душ и телес наших. Но это особые случаи.
Подчеркнём, вышесказанное не значит, что при любом, даже самом малейшем недомогании, человек тут же должен звонить в скорую помощь, бежать, сломя голову, в поликлинику. Однако вопрос о принципиальной возможности верующего обращаться к врачам имеет положительной ответ.
Может ли обращение к врачам быть полезным не только для тела, но и для души?
Обращение к медицине может иметь пользу для души, поскольку смиряет человека и предохраняет от грехов, связанных с осложнением болезни. Святитель Афанасий (Сахаров) советует: «Надо терпеливо переносить болезни, но должно не пренебрегать и медицинские средства, чтобы в болезни не ослабеть, не прийти в уныние, не возроптать». Напротив, сознательный отказ от обращения к медикам может оказаться греховным, если происходит от высокого мнения человека о своих духовных силах, гордости и неразумия. Кроме того, на пользу душе может пойти лечение медицинскими средствами и методами психологических и психических расстройств.
Кто исцеляет – Бог руками врача или сам врач?
Как хорошо известно из Писания, «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Однако из этого не следует, что значимость личной роли врача в деле исцеления больного всегда равна нулю. Бог способствует реализации человеком того или иного доброго делания, содействует ему, и врачи в этом отношении не исключение. Конечно, все что ни происходит в нашем мире, происходит или по благоволению, или по попущению Божию, в том числе выздоровление больного. За свое исцеление верующие благодарят Бога, но это не является непреодолимым препятствием к тому, что выразить благодарность лечившим их врачам.
Вот какой совет можно встретить в душеспасительной литературе по поводу поставленного выше вопроса: употребление медицинских средств должно сочетаться с верой в то, что именно Бог подает через них исцеление. Иногда святые отцы предлагали освящать принимаемое лекарство, как и всё, чем пользуется христианин. Так преподобный Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство – розовое масло со святой водой. То же советует архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь».
Влияет ли вера на успех лечения?
На успех лечения влияют «доверие или недоверие врачу, глубина веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни», – пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Старец Иоанн (Крестьянкин) советовал людям, отправляющимся на операцию, помимо применения уже названных духовных средств постараться надеяться на Бога и ничего не бояться.
Обращались ли к врачам какие-либо святые?
Поскольку уместное обращение к медицине не препятствует духовной жизни человека и таким образом не является грехом, медицинскими средствами пользовались многие подвижники Русской Православной Церкви, в том числе святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский, старец Иоанн Крестьянкин и другие.
Нужно ли испрашивать благословения священника на ту или иную операцию, обращаться к нему за советом по медицинскому вопросу?
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал, что христианин не должен за медицинскими советами идти к священникам, тем более к тем, которые не имеют медицинского образования и опыта работы врачом. Тем не менее, например, перед операцией, христианин может обратиться к священнику с просьбой помолиться о нем, может испросить пастырского благословения.
Кто из святых был врачом?
Многие представители врачебного искусства / медицины причислены Православной Церковью к лику святых, среди них апостол Лука, великомученик и целитель Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан Римские, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Последний никогда не противопоставлял свое архипастырское и медицинское служение. Отметим также, что некоторых святых врачевателей на иконах изображают держащими в руках медицинские инструменты или лекарства (например, великомученика Пантелеимона, бессребреников Косму и Дамиана).
Благословляет ли Церковь прибегать за помощью к нетрадиционной медицине (тибетской и т.п.)?
Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, Церковь, подчеркивая положительное отношение к врачебной деятельности, призывает отличать исцеляющую благодать Святого Духа, подаваемую по вере человека через медицинские средства, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий, которые представляют собой обращение к бесовским силам. Опасность этих практик заключается в том, что они подвергают «волю и сознание людей воздействию демонических сил», даже если человек этого не осознает. Церковь выступает против обращения верующих к такого рода практикам.
Цитаты о медицине
«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!».
Сир.38:1–15
«Бог не всегда хочет иждивать (совр. употреблять) Свои необычайные средства, а окружил нас средствами обычными, которые тоже Его суть. К необычным переходят по истощении обычных. Конечно, и это не закон, ибо Бог независимый действует как Его святой воле угодн».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Церковь и медицина Азбука здоровья
- Материя и дух митр. Антоний Су́рожский (Блум)
- Каково отношение Православной Церкви к медицине и врачам? иеромонах Иов (Гумеров)
- Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души митр. Иерофей (Влахос)
- Библейское отношение к медицине Основы социальной концепции
- Церковь и медицина
Комментировать