Мандо́рла (mandorla, итал. «миндалина» – символическое иконографическое изображение сияния Божественной славы, нетварного Божественного света, нетварных Божественных энергий, визуально обрамляющее фигуры Господа, Божьей Матери (или, гораздо реже, иных святых либо святынь), как правило, имеющее миндалевидную, эллипсовидную или круглую форму; нередко именуется облаком славы.
На иконах, представляющих разные иконографические типы, мандорла, помимо главного символико-богословского значения, может нести дополнительную символическую нагрузку. Например, на иконах Преображения Господня, помимо обозначения нетварного Божественного света, изливающегося из Христа, обрамляющее Его фигуру облако славы (мандорла), напоминает и о том облаке, из которого, во время Преображения, раздался глас Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). На иконах Вознесения Господня облако славы (мандорла), визуально окружающее образ Христа, указывает и на то облако, которое «взяло» Спасителя (Деян.1:9).
В христианской иконографии присутствует широкое разнообразие цветов мандорлы – синия и голубая, зеленая и бирюзовая, красная, золотая, белая, желтая и пр. Также мандорла довольно часто дополняется лучевым и радужным орнаментом и оформлением (чтобы подчеркнуть характер сияния).
Одни из наиболее ранних образцов мандорлы встречаются в Риме в IV–V вв. н. э.: в римских катакомбах Домитиллы (мозаика «Христос между апостолами Петром и Павлом»), в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме (мозаики в нефе: «Гостеприимство Авраама» и «Моисей, побиваемый камнями») и пр. Отдельные образцы в это же время встречаются в Фессалониках, на Кипре и в Палестине.
В средневизантийский период православного искусства (с X по XII вв.) в иконописи активно использовались и овальная, и миндалевидная, и круглая формы мандорлы. В поздневизантийском искусстве в XIII–XIV вв. сформировалась традиция, в рамках которой мандорлы круглой или овальной формы изображались с вписанными в них «прямоугольниками» и «ромбами», развернутыми друг относительно друга и наложенными один на другой таким образом, что напоминали (отдаленно) восьмиконечную звезду; при этом острые части данных фигур могли выступать за пределы мандорлы. Впоследствии такой тип «мандорлы» получил широкое распространение в православном изобразительном искусстве, в том числе в Русской Православной Церкви.
С течением времени в общецерковной иконографии появлялись новые типы изображений мандорлы с вписанными в неё образами, например, напоминающими своим очертанием зведы, лучи (такой тип «мандорлы» встречается, например, на иконах Преображения Господня).
Мандорла в русской православной иконографии
Древнерусское искусство заимствовало мандорлу из византийского христианского искусства. По мере развития русского иконописного искусства появлялись и новые, более сложные композиционные формы изображения мандорл с вписанными в них иконографическими элементами (например, лучами разной формы и разного количества). Вместе с тем множилось количество вариантов цветовых форм изображения мандорл.
Мандорла была в распространена на Руси как в иконописи, так и во фресковой живописи, а также в книжных миниатюрах.
Литература по теме
- О мандорле Виктор Кутковой
Комментировать