Крестный ход

Литература по теме

«Кре́стный ход – торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-нибудь назначенному месту, с иконами, хоругвями, другими святынями храма, а главным образом с большим запрестольным Крестом или выносным Крестом, который и дал название шествию»[1]. «С богослужебной точки зрения крестный ход представляет собой открытое богослужение – литанию или литию – религиозную процессию вне храма, сопровождаемую молитвой, в которой могут принимать участие все желающие, в том числе оглашаемые, кающиеся и не христиане»[2].

krestnyj hod - Крестный ход

Ветхозаветные прообразы

Прообразы крестных ходов некоторые исследователи видят в определенных ветхозаветных шествиях. Так, А. Главацкий называет прообразами крестного хода семикратное хождение израильтян вокруг Иерихона перед взятием этого города (Нав. 6) и перенесение царем Давидом ковчега из Кириаф-Иарима в Иерусалим (2Цар.6)[3]. Последнее шествие, особенно на завершающем этапе, от дома Аведдара Гефянина в Иерусалим (2Цар.6:12-19), имеет особенные параллели с крестным ходом, так как наличествуют многие атрибуты богослужебного действа: жертвоприношения через каждые шесть шагов, царь Давид одет в богослужебное одеяние (льняной эфод), шествие сопровождается «восклицаниями и трубными звуками» (2Цар.6:15). Возможно, указанные ветхозаветные события, а также описанные Иосифом Флавием религиозные процессии иудеев в праздник Кущей[4] стали для христиан основанием установления практики совершения крестных ходов.

История Крестного хода

Инициатором установления крестного хода в христианской Церкви считается святитель Иоанн Златоуст. По сообщению церковных историков Сократа и Созомена, в конце IV века в Константинополе ариане практиковали шествия с пением своих гимнов. Желая воспрепятствовать участию христиан в подобных мероприятиях и противопоставить арианам аналогичные церковные процессии, святитель Иоанн Златоуст учреждает шествия с псалмопением, на которых люди несли кресты и восковые свечи[5].

Впрочем, чуть ранее того времени, когда святитель Иоанн Златоуст стал архиепископом Константинополя, уже во 2-й половине IV века в Иерусалиме оформляется особый вид богослужения, именуемый стациональным богослужением (лат. statio – стояние, то есть в буквальном смысле это богослужение с молитвенными стояниями). Богослужение такого типа предполагает совершение различных чинопоследований в разных местах города, причем от одного места к другому верующие идут организованным шествием с пением определенных молитвословий. Характерным примером такой службы в древнем Иерусалиме было богослужение Великой Пятницы, различные части которого совершались в местах самих событий последних часов земной жизни Господа Иисуса Христа (подробно такое богослужение описывает паломница Эгерия)[6]. Можно говорить о том, что стациональное богослужение в определенном смысле было прототипом (или разновидностью) крестного хода. Д. Огицкий, описывая торжественные шествия в древнем Иерусалиме, замечает, что они хотя и называются литиями, но по факту более похожи на наши крестные ходы[7] (получается, что одно и то же греческое слово используется как для обозначения крестного хода, так и для выхода в притвор во время бдения).

Впоследствии в Византии крестные ходы получают широкое применение. Характерно, что в Константинополе в доиконоборческую эпоху богослужения всех праздников совершались с элементами крестного хода. В частности, имела место следующая практика: люди собирались в различных частях города (на площадях) и организованными группами шли в кафедральный собор Святой Софии (Премудрости Божией). По пути в собор в разные периоды пели различные молитвословия: Трисвятое, антифоны, многократное «Господи, помилуй»[8].

Также была популярна практика совершения крестных ходов в экстренных случаях: в случае землетрясения, эпидемий, нападений врагов, во время бездождия. В частности, использование Трисвятого во время крестного хода как раз связано с покаянным характером этого песнопения: по преданию Трисвятое возникает во время землетрясения и начинает употребляться как молитвословие, выражающее всенародное покаяние[9].

В Иерусалимском Уставе с XII века появляются литии – выходы из храма во время всенощного бдения. Литургисты рассматривают литии как разновидность крестного хода (лития — усеченный вариант крестного хода, хотя можно сказать и наоборот: крестный ход — расширенная версия литии). Как указывает профессор Н.Д. Успенский, в малых храмах во время всенощного бдения зачастую ограничивались выходом в притвор, тогда как в крупных монастырях исхождение в притвор заменялось шествием из одного храма в другой, а иногда и выходом за пределы монастыря[10]. Характерно, что воскресная лития в обители преподобного Саввы Освященного «представляла собой хождение по местным святыням обители с пением стихир в честь этих святынь, произнесением ектений и поминовением живых и умерших»[11]. Так, в одной из ранних рукописей Иерусалимского Устава Sinait. gr. 1096, XII–XIII вв. сказано, что на вечерне после просительной ектении выходят из храма и сначала идут в храм-пещеру, где произносится краткая ектения; затем переходят в храм св. Иоанна Предтечи, где также совершают ектению, после чего уже направляются к могиле святого Саввы, где произносится ектения с поминовением всех игуменов обители, а также привычные нам прошения литии («Спаси Боже, люди твоя…» и другие) и в конце иерейская молитва «Владыко Многомилостиве…» и возвращение в храм. При каждом переходе поются определённые стихиры[12].

Крестный ход в Русской Церкви

В России в средние века крестные ходы совершались часто. Так, историк-краевед И.К. Куприянов на основании одной из рукописей XVII века описывает более 30 крестных ходов, проводимых в Новгороде по различным праздникам[13]. В книге И. Забелина “История города Москвы” также говорится о важности крестных ходов XVII века и описывается их торжественность[14]. «Крестные ходы были неотъемлемой частью кафедрального богослужения на Руси до XVII в. включительно. Напр., в Москве они имели, как правило, следующий маршрут: из Кремля на Лобное место, где читалось Евангелие, и далее в одну из московских церквей (см.: Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908). Фактически их порядок имитировал литии в древнем Константинополе, где процессии из храма Св. Софии отправлялись сначала на форум (городскую площадь — ее и изображает Лобное место), а затем в одну из церквей византийской столицы. Но в отличие от Константинополя в Москве лития совершалась не до, а после Божественной литургии»[15].

Примечательно, что крестные ходы иерархи Русской Церкви организовывали в сложные моменты истории XX века: 1918 году прошли многочисленные крестные ходы в разных городах, которые стали ответом верующих на антицерковные декреты советской власти[16]. Также определенную роль в поднятии морального духа жителей Москвы сыграл крестный ход на Пасху 5 апреля 1942 года[17]. Точно также и «второе крещение Руси», то есть обращение к Церкви миллионов русских людей в конце 1980-х – начале 1990-х гг. сопровождалось многочисленными крестными ходами.

Крестный ход в Типиконе и практике Русской Церкви

В нашем Типиконе явно крестный ход указан только на праздник Благовещения Пресвятой Богородице: «В 3-й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря: и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3-й и 6-й с кафисмами, без поклонов». Здесь важно, что указан не просто богослужебный выход из монастыря, но и «со кресты». В остальных случаях обычно Типикон просто говорит о литии вне обители, не указывая «со кресты»: Сретение Господне, Неделя ваий, понедельник и среду и Светлой седмицы. Во всех этих случаях крестный ход (литию) предписано совершать после утрени. Приведем описание крестного хода в понедельник Светлой седмицы: «Подобает ведати: яко творим исхождение днесь вне монастыря, предносяще хоругви. В руках же держаще святое Евангелие, честный крест, и иконы Воскресения Христова, и Пречистыя Богородицы. Поем канон Пасхи с Богородичны, на 8, катавасиа, ирмос тойже. По 6-й песни, последи Евангелиа глаголем: Воскресение Христово: трижды. Таже, стихира: воскрес Иисус от гроба: трижды. Таже 7-я, 8-я и 9-я песни: и прочее молебна». Как видим, Типикон предписывает во время крестного хода петь пасхальный канон, причем по 6-й песни нужно прочитать Евангелие и далее еще спеть пасхальные тексты «Воскресение Христово видевше…» 3 раза и «Воскрес Иисус…» 3 раза.

В современной практике Русской Церкви богослужебные (храмовые) крестные ходы, как правило, связаны с пасхальным периодом; в большинстве храмов вне периода Пасхи крестный ход совершается только на престольный праздник. Важным отличием практики от предписаний Типикона является то, что крестный ход почти всегда совершается после литургии (а не после утрени); при этом зачастую крестный ход вставляется в концовку литургии после заамвонной молитвы, так что по возвращении в храм еще произносятся заключительные молитвословия литургии. Вот полный список дней, когда совершаются регулярные храмовые крестные ходы:

  • в пасхальную ночь перед утреней (единственный крестный ход, который, во-первых, повсеместный, во-вторых, не связан с литургией).
  • во всю Светлую седмицу;
  • в воскресные дни от Антипасхи до Недели о слепом;
  • в Преполовение Пятидесятницы;
  • на отдание Пасхи;
  • на храмовый праздник.

На крестных ходах обычно носят фонарь, запрестольный Крест, хоругви, Евангелие; в пасхальный период еще выносят икону «Воскресения Христова», на Светлой седмице также в крестном ходе «участвует» артос. Во время шествия Крестного хода совершается праздничный трезвон, на время остановок он прекращается.

Во время крестного хода совершается 4 остановки соответственно четырем сторонам света. На каждой этой остановке осеняются верующие Крестом и окропляются святой водой на четыре стороны. В пасхальный период во время крестного хода поют ирмосы и стихиры Пасхи; во время 2-й остановки (у алтаря) поется прокимен Пасхи «Сей день, егоже сотвори Господь…» и читается воскресное Евангелие (чаще всего выбирают 1-е воскресное Евангелие Мф.28:16-20).

Классификация крестных ходов

Совершаемые в настоящее время регулярные крестные ходы можно разделить на 3 группы:

  • храмовые,
  • городские,
  • многодневные.

К храмовым крестным ходам отнесем все те крестные ходы, которые предусмотрены богослужебным Уставом: крестные ходы на Пасху и на Светлой седмице, крестный ход в престольный праздник и др. (полный список см. выше). В данном случае слово «Устав» используется в широком смысле и обозначает не только указания Типикона, но и устойчивую и распространенную богослужебную практику: например, крестный ход с Плащаницей в конце утрени Великой Субботы не предусмотрен нашим Типиконом, однако совершается повсеместно. Внешняя отличительная особенность уставных крестных ходов – ограничение их маршрута территорией (двором) храма или монастыря.

Городские крестные ходы – более масштабные шествия, в которых задействуется пространство части города (в основном, исторический центр) и маршрут которых протекает от одного из городских храмов к другому. Такие крестные ходы являются одним из торжественных событий в жизни конкретной епархии и проводятся в особые дни церковного года; обычно их возглавляет митрополит (в Москве – Святейший Патриарх). Например, в Москве в день Крещения Руси (28 июля, день памяти св. князя Владимира, от Успенского собора Кремля к Боровицкой плащади), в Санкт-Петербурге 12 сентября (в день памяти св. князя Александра Невского, от Казанского собора к площади Александра Невского), в Саратове 4 ноября (от Казанского храма к Троицкому собору) и др. Отметим, что такие крестные ходы обычно собирают наибольшее (в сравнении с крестными ходами других типов) количество участников и они как раз в большей степени имеют сходство с теми крестными ходами, которые регулярно совершались в раннее средневековье в Константинополе и Иерусалиме.

Наконец, третий вид – многодневные крестные ходы. Примерами таких крестных ходов являются Великорецкий крестный ход (с 3 по 8 июня каждого года, из города Киров в село Великорецкое и обратно)[18]; крестный ход в Саратовской области (по маршруту Балашов – Вавилов Дол) в память новомучеников и исповедников Российских[19], крестный ход «По стопам алтайских миссионеров», который проходит в июле-августе (даты для каждого года отличаются) в Республике Алтай[20]. Самым продолжительным и протяженным из ежегодных крестных ходов в современной России считается Большой Волжский крестный ход (июнь – июль, Тверская область, маршрут: исток Волги – город Калязин)[21]. Эти шествия являются разновидностью паломничества; по понятным причинам (погодные условия) в основном они совершаются в летнее время. Еще одна их особенность – часть маршрута участниками может быть преодолена на транспорте; при этом автобусами или на суднах по рекам покрывается только небольшая часть маршрута, тогда как значительное расстояние все равно проходится пешком (впрочем, есть и полностью пешеходные многодневные крестные ходы, например Великорецкий). В этом проявляется принципиальное отличие крестных ходов от различных групповых акций (велопробеги, байдарочные походы, паломничества на мотоциклах и автомобилях, поездки на катерах и др.), которые также могут называться крестными ходами, но по существу таковыми не являются[22].

Освящение природы и земли — мистический аспект крестного хода

О таинственном воздействии крестного хода на природу и материальный мир подробно говорит А. Главацкий: «Прежде всего, в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии — воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Освящаются они окроплением их святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход, наконец, священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, — от огня, горящего пред святыми иконами»[23]. Этот богословский и мистический смысл крестного хода можно сравнить с освящением воды на праздник Богоявления, когда освящается естество всех вод и посредством этого освящение получают сами люди, причем не только верующие, но и остальные.

Миссионерское действие крестного хода

По нашему мнению, можно выделить следующие аспекты; при этом отметим, что нижеперечисленные аспекты во многом связаны друг с другом, так что различие между ними в большей степени условно-схематическое, а не сущностное:

1) просветительская деятельность;
2) направление энергии людей в «нужное русло»;
3) положительное групповое влияние;

Крестные ходы можно рассматривать как часть просветительской деятельности Церкви среди населения, как сообщение Благой вести «людям, которые еще не осознают потребности в Боге и в Церкви»[24]. Действительно, религиозную процессию со священными предметами и богослужебными песнопениями можно рассматривать как проповедь, как непрямое обращение к тем людям, которые находятся за пределами церковной ограды и по разным причинам не могут (или не решаются?) переступить ее. При этом возрастает и значение проповедей в собственном смысле слова, произносимых священнослужителями во время крестного хода (на остановках, богослужениях и т.д.). «Проповедь эта, конечно, важна не только для неверующих, но и для верующих, особенно для тех, кто по какой-то причине редко бывает на богослужениях и не участвует в Таинствах. <…> Вдохновенная проповедь может способствовать покаянию отдельных людей и возрождению церковной жизни. В случае крестного хода больше вероятности того, что эту проповедь смогут услышать люди, далекие от Церкви»[25].

И здесь важно, что во время современных крестных ходов поются, как правило, самые простые песнопения, понятные подавляющему большинству участников (многократное «Господи, помилуй», тропарь праздника, величания и др.). Возможность услышать такую молитву и, тем более, самому подхватить и произнести ее во время крестного хода, безусловно, является положительным фактором, стимулирующим у невоцерковленных людей желание к дальнейшему таинственному общению с Богом.

По справедливому замечанию Н. Адаменко, «просветительское и миссионерское значение крестных ходов проявляется особенно ярко тогда, когда они проходят по деревням или селам, где разрушены храмы, или же по населенным пунктам, которые появились в последние десятилетия и где никогда не было храмов»[26]. Действительно, для жителей таких мест прохождение крестного хода через их населенный пункт – единственная возможность услышать молитву и увидеть воочию православное богослужение. Сделаем оговорку: понятно, что те жители данных мест, которые являются истинно верующими людьми, сами найдут способ принять участие в храмовом богослужении (отыщут возможность приехать в ближайший к их селению храм), потому в первую очередь речь в данном контексте идет о людях околоцерковных или в принципе могущих принять свет Христового благовестия, но не употребляющих усилия для вовлечения в более активную церковную жизнь. Понятно, что именно к таким людям и обращена миссия Церкви.

И последнее, что следует отметить именно в контексте просветительского значения крестного хода – те простые действия, которые предлагаются Н. Адаменко для увеличения миссионерского потенциала крестного хода. Следует «заранее приготовить и раздавать во время крестного хода всем желающим разного рода информационные материалы (листовки, буклеты). Это может быть приглашение на просветительскую встречу, концерт, просмотр фильма, беседу со священником, на экскурсию по храму или выставку; также это может быть информация о празднуемом событии или святом, или текст молитв и песнопений. Тогда у неверующих и невоцерковленных людей, присоединившихся к крестному ходу, появится дополнительная возможность сделать ещё один шаг к вере, познакомиться ближе с верующими людьми, задать свои вопросы и разрешить недоумения в личном общении»[27].

Теперь о втором аспекте, который мы назвали «направление энергии в “нужное русло”». В общих чертах главная идея такова: Церковь приглашает своих чад и всех желающих принять участие в благом деле (в данном случае в крестном ходе) во избежание их возможного участия в других мероприятиях, бесполезных или же откровенно вредных. И здесь уместно вспомнить историю: как раз установление традиции крестных ходов в эпоху свят. Иоанна Златоуста было продиктовано именно таким миссионерским стремлением (чтобы христиане не участвовали в арианских шествиях, Церковь организовала свои внешне похожие действа). Вспомним также, что сходный мотив сыграл роль в установлении Древней Церковью некоторых праздников: в первую очередь Рождества Христова 25 декабря (чтобы христиане не принимали участия в торжествах в честь Непобедимого Солнца[28]), а также Преображения Господня (как замещение армянского языческого праздника Вардавар[29]). В настоящее время такой порок как праздность проявляется с особой силой и становится бичом современного общества. Святейший Патриарх Кирилл замечает: «Если повнимательнее посмотреть на то, что сегодня происходит с родом человеческим, то придется с печалью свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. С одной стороны, достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для человека дополнительное время, но оно очень часто поглощается праздностью, пустотой»[30]. Усугубляется же современная тяга к праздному времяпровождению наличием большого количества разного рода искушений, влекущих неокрепшие людские души (алкоголь, наркотики, преступления и пр.). Особенно же праздность опасна для молодежи. В этой ситуации организация крестного хода и привлечение к участию в нем православной, особенно еще не воцерковленной молодежи, может и должно иметь благотворные последствия в деле церковной миссии.

Положительное групповое влияние крестного хода связано с особенностью человеческой психологии: многие люди (особенно страдающие от одиночества) стремятся к общению, для чего зачастую, в том числе неосознанно, присоединяются к различным групповым мероприятиям. В результате участниками крестного хода могут стать люди, просто нуждающиеся в общении или же присоединившиеся из любопытства к коллективному богослужебному действу. Для того, чтобы крестный ход оказал благотворное действие на таких людей, «нужна духовная и практическая подготовка крестоходцев <…> Миссия — прежде всего, это желание верующего человека поделиться с неверующим своей верой, надеждой, своей радостью. Если участники крестного хода будут обращать внимание не только друг на друга, но и на присоединившихся к крестному ходу людей, будут приветливы и общительны, готовы к личному свидетельству о своей вере, то тогда можно будет ожидать от крестного хода какого-то определенного миссионерского действия». В качестве иллюстрации можно привести рассказ иеромонаха Харалампия (Ляшека) о своем опыте участия в крестном ходе, ежегодно проводимом в Саратовской области: «Вскоре мои новые знакомые предложили пойти вместе с ними крестным ходом в Вавилов Дол. Это было в 2009 году. Я пошел, можно сказать, из спортивного интереса, как в поход. <…> В итоге этот крестный ход сыграл решающую роль в моем обращении к Богу. Оторванность от суеты, постоянная молитва в течение всех трех недель, пока мы шли. Можно сказать, что я встретился с Ним на пути в Вавилов Дол. Там я впервые осознанно исповедался, причастился. До этого от церковных служб главным впечатлением было: спина болит, стоять тяжело, что поется, читается – ничего разобрать не мог... А в крестном ходе богослужение воспринималось совсем по-другому, особенно когда службы проходили в храме-палатке: все хорошо слышно, понятно. <…> Из крестного хода я вернулся уже другим человеком»[31].


Примечания

[1] Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2002. С.273.

[2] Адаменко Н. О миссионерском потенциале крестных ходов. // «Кифа», №1(187), январь 2015 года.

[3] Главацкий А. Крестный ход. История, виды, назначение. // Русская линия.

[4] Главацкий А. Крестный ход. История, виды, назначение. // Русская линия.

[5] Там же.

[6] Подробнее см. Желтов М.С., Ткаченко А.А. Великая Пятница // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2005. С. 418–419

[7] Огицкий Д. Выход на литию (из прошлого нашего богослужебного Устава). // Око церковное – литургическая библиотека.

[8] См. Матеос Х. Развитие византийской литургии. / Матеос Х., Тафт Р. Развитие византийской литургии. Киев. 2009. С. 12–14.

[9] См. Главацкий А. Указ. Соч.

[10] Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνία) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004. С. 191, 357.

[11] Макаров Е. Е. Лития. // Православная энциклопедия. Т. 41. М., 2016. С. 178.

[12] Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 3: Τυπικά Ч. 2. Пг., 1917. С. 21–23.

[13] Куприянов И. К. Крестные Ходы. Местные праздники и церковные обряды Древнего Новгорода. Новгород. 1859.

[14] Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1990. С.128., 309–311.

[15] Макаров Е. Е. Лития. // Православная энциклопедия. Т. 41. М., 2016. С. 178.

[16] Перелыгин А. И. Крестные ходы. // Орел по-русски.

[17] Правда о религии в России - Пасха 1942 года в Москве. // Сталин. Время, люди, империя.

[18] У Великорецкого крестного хода есть свой сайт. См. http://velikoretsky-hod.ru/

[19] Отдельного сайта этот крестный ход не имеет, но есть страница в популярной социальной сети «В контакте». См. Крестный ход Балашов – Саратов – Балаково – Вавилов Дол.

[20] См. Крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских».

[21] Клочков А. 5 многодневных крестных ходов. // Православная Москва.

[22] Подробнее см. Адаменко Н. Указ. Соч.

[23] Главацкий А. Указ. Соч.

[24] Иоффе Г., прот. Практическая миссиология.

[25] Адаменко Н. Указ. Соч.

[26] Адаменко Н. Указ. Соч.

[27] Там же.

[28] Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 144–145.

[29] Болотов В.В. Михайлов день. Почему собор св. Архангела Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд // Христианское чтение. 1892. Вып. 11–12. С. 619–620.

[30] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. // Русская Православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата.

[31] ...И жизнь приобрела новое измерение. Беседа с насельником Спасо-Преображенского монастыря иеромонахом Харалампием. // Спасо-Преображенский мужской монастырь города Саратова.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka