Интуи́ция (позднелат. intuitio «созерцание», от гл. intueri – пристально смотреть) –
1) способность правильно воспринимать, понимать, оценивать что-либо (какой-либо фрагмент, аспект действительности) на основе неосознанного, безотчетного внутреннего чувства; чутьё;
2) само это чувство (пример: интуитивно почувствовать опасность);
3) (в науке) способность постижения истины непосредственным путем (без предварительного теоретического обоснования).
Понятие интуиции весьма тесно связано с таким понятием как «серендипность», то есть инстинктивная (интуитивная) прозорливость, способность, делая глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно. Кроме того, в определенном контексте это понятие может сближаться по смыслу с понятием «интуиционизм» - особое направление в математике, рассматривающее математические суждения с позиций «интуитивной убедительности». Синонимичные понятия – чутье, проницательность, инсайт, озарение. Человек, имеющий ярко выраженную интуицию и склонность к её активному использованию в деле познания действительности называется «интуитом».
Существует мнение, что идея о разделении методов (путей) познания на логические и интуитивные была свойственная древним цивилизациям примерно с середины V в. до н.э. (до этого времени, как утверждает американский исследователь и антрополог Джулиан Джейнс в своей работе «The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind» подобного разделения не существовало в силу специфических особенностей психики древнего человека).
Одним из первых идею о недискурсивном (без рассуждения) единомоментном акте познания высказал Платон в диалоге «Филеб»1. В эпикурейской философии данный метод познания получил название ἐπιβολή (букв. – накидывание, набрасывание; замысел; напор) – «бросок мысли» или иначе «смотрение вглубь». Термины для обозначения двух видов познания встречаются также у Филона Александрийского и у Плотина, различавшего ἐπιβολή (в понимании эпикурейцев) и διεξοδικός λόγος (διεξοδικός: букв. – проходной; обстоятельный, пространный) – последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений.
Лишь в V в. н. э. Боэций перевел понятие ἐπιβολή на латинский язык словом «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом» (зрением), «мгновенно постигать»), вследствие чего возникло знакомое нам понятие «интуиция».
В XIII веке немецкий монах Вильгельм (Ви́льем) из Мёрбеке (1215–1286) ввел понятие «интуиция» в западноевропейскую философскую терминологию, популяризовав переводы работ Прокла, откуда данное понятие перекочевало и в современную психологию.
Интуиция в православной аскетике
В православной аскетике не принято преувеличивать значимость интуитивного способа познания действительности. Более того, в православной аскетической литературе неоднократно подчеркивается: духовно незрелый человек может принять за интуитивное чувствование (выражаемся современным языком) прелесть бесовскую. Опять же, в православии четко различаются: интуиция, интуитивное чувствование и благодатно-духовное озарение, духовное видение. Вопрос же о том, что, собственно, представляет собой сама интуиция, в православном богословии также не остается без внимания.
Вот, например, что об этом пишет известный православный антрополог прот. Вадим Леонов: «Интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: “Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам” (Мф.6:33)»2.
Примечания
1 Жданов С.Г. Сомнение и интуиция в античной философии // Гуманитарный вестник, №. 2 (76), 2019. С. 3.
2 Прот. Вадим Леонов. Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции.
Комментировать