Гоми́лия (от греч. ὁμιλία — гомилия, беседа, общение, общество) — одна из форм христианской проповеди, подразумевающая углубленное объяснение мест Священного Писания.
Гомилия является древнейшей (времен апостольских) формой христианской проповеди. Гомилия введена в употребление Оригеном. Древнейшая сохранившаяся гомилия принадлежит Клименту, епископу римскому. Гомилии встречаются в наследии большинства Отцов Церкви.
Беседа (гомилия). Для определения первоначальной формы церковной проповеди обратимся к Священному Писанию. Все речи апостолов, запечатленные в Деяниях, имеют монологическую форму. Особенное значение для гомилетической науки имеет проповедь святого апостола Павла в Троаде: «Преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета и потом вышел» (Деян.20:11). Согласно греческому подлиннику слово omilias (беседовал) – вид монологической речи, которая сопровождала таинство Евхаристии. Греческое слово omilias послужило основанием для терминологического обозначения первой формы церковной проповеди – гомилии, или беседы. Слово гомилия обозначает, с одной стороны, простоту, общепонятность, с другой, полную искренность, задушевность речи проповедника.
В конце II — начале III века, вследствие образования канона книг Священного Писания, за церковным богослужением активизируется употребление священных текстов. Это обстоятельство имело прямое отношение к церковной проповеди, ибо в задачу пастыря входило объяснение библейского текста, прочитанного за богослужением. Так возникла разновидность проповеди – гомилия изъяснительная, которая дальнейшее развитие получила благодаря экзегетическим трудам Оригена. Им были установлены правила толкования Священного Писания в гомилии, согласно которым проповедник изъяснял прочитанный текст стих за стихом, слово за словом, исследуя каждую фразу с различных точек зрения: текст мог изъясняться филологически, исторически, этнографически и т.д. После подробного разбора указывался смысл нравоучительный, а затем аллегорический или таинственный. Ориген создал особый тип проповеди—экзегетическую гомилию. Следующей важной ступенью в развитии гомилии явились беседы святителя Иоанна Златоуста. Беседы святителя Иоанна Златоуста составляют золотой фонд церковной проповеднической литературы. Экзегетическая беседа, благодаря словесному творчеству великого учителя, из отвлеченного и строго научного типа проповеди преобразовалась в пастырскую беседу о многоразличных сторонах христианской жизни. Появившись на Востоке, изъяснительная гомилия перешла на Запад, который внес свой вклад в развитие этой формы церковной проповеди. Здесь эта форма проповеди стала известна под наименованием «постилла», которое указывало на всецелую обусловленность проповеди библейским текстом.
Материалом для бесед могут служить тексты Священного Писания, чинопоследования церковного богослужения, церковные Таинства и обряды, и многое другое. Беседа может иметь одну или несколько тем. Наиболее характерным признаком беседы является ее многотемность. Изъяснительный текст делится на части и построение беседы осуществляется аналитическим путем: каждая часть имеет свою главную мысль, свою тему. Связь между темами беседы должна быть внутренняя, осуществляемая какой-либо общей идеей. Составными элементами беседы являются основная часть (изъяснение) и нравственное приложение, которое обычно состоит из практических советов и наставлений на ту или иную тему.
Беседы, посвященные последовательному разбору и разъяснению того или иного текста, именуются аналитико-экзегетическими. Катехизические беседы посвящаются изложению и разъяснению истин христианского вероучения. Для них характерна вопросно-ответная форма. Обычная беседа имеет характер простого собеседования об одном или нескольких предметах, но имеющих в основании одну какую-либо религиозно-нравственную идею. Речь проповедника в данном случае обусловлена только движениями его души, последовательностью возникающих мыслей.
Комментировать