Array ( )

Есть ли у нехристиан Ангел-Хранитель?

В последние годы немалый интерес у современников вызывает все, что связано с ангелами. В средствах массовой информации, в кино, в книгах рассказывается о помощи ангелов в трудные минуты жизни, о вразумлении людей, о чудесном избавлении ими от верной смерти. Во многих этих историях и даже в отдельных работах богословского содержания, вместе с тем, утверждается, что своего ангела-хранителя имеет каждый человек, получая его от Бога в самом рождении. Но, что об этом говорит Предание Церкви?

Уже в Св.Писании Ветхого Завета находим свидетельство тому, что ангел-хранитель призывается на служение не всем, но лишь верным Богу: «Ополчи́т­ся áнгелъ Госпóдень о́крестъ боя́щихся Егó и избáвитъ и́хъ» (Пс.33:8), — «Ангел не отступить от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами» — поясняет слова псалмопевца свт. Василий Великий (свт. Василий Великий, на Пс.33:8). Ангел избавляет уверовавших, т.е. «боящихся»: «Смотри, какую силу имеет страж жизни каждого христианина — ангел: один равняется целому войску и ополчению, как говорит великий Василий. Боящимися здесь он называет сохраняющих заповеди Божии. Ибо, по словам Григория Богослова, страх к Нему — соблюдение заповедей» (Евфимий Зигабен, на Пс.33:8).

Об этом пишет апостол Павел, говоря о служении ангелов спасаемым: «Не вси́ ли сýть служéбнiи дýси, въ служéнiе посылáеми за хотя́щихъ наслѣ́довати спасéнiе?» (Ев.1:14). Апостол говорит о ниспослании ангелов не всем, но «хотящим наследовать спасение», в новозаветное время христианам. “Христианам служить ангелам Бог повелел: «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр.1:14) — и хранят их, и ополчаются окрест их: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс.33:8)” (свт. Тихон Задонский).

Известнейшие апологеты, учители и отцы древней Церкви свидетельствуют о том, что ангел-хранитель посылается лишь верным.
Об этом пишет, например, выдающийся представитель александрийской духовной школы, Ориген: “к каждому из нас, даже самым малым, кто только находится в Церкви Божией, приставлен ангел добрый, ангел Господень, который наставляет, убеждает и руководить нас, который, для исправления наших дел и испрошения нам милостей, всегда видит лице Отца небесного, как сказал Гос­подь во Евангелии” (In Num. homil. XX, n. 3).

Эту мысль в своих трудах повторяет кесарийский святитель Василий Великий: “к каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного;” (Беседа на Пс. 48, ст. 15, в “Творениях Святых Отцов,” V, 370) и в другом месте: “что с каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). И Псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс.33:8)” (Против Евном. кн. III, там же VII, 130-132).

Говорит об этом святой Иоанн Златоуст“прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что говорить Христос: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Матф. 18:10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16).” (In Epist. ad Coloss. cap. 1, homil. III, n. 3).

Вместе, отец латинского Запада, святой Амвросий Медиоланский так же свидетельствует: “Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право па наследие обетованных благ в жизни будущей” (Expos. in Ps. CXVIII, T. 1, p. 276, Paris. 1680).
Это же святоотеческое предание выражает преподобный Анастасий Синаиттем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ан­гелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть анге­лы-хранители у всякого, кто верует в Него” (In Hexaëm. lib. V, in Bibl. PP. T. IX, p. 880, Lugd.).

Следует данному учению преподобный Симеон Новый Богослов«Благодарю Тебя, Владыко … когда я родился и немного подрос, Ты обновил меня возрождением во святом крещении , облек меня одеждою благодати Святого Духа, дал мне светлого ангела-хранителя , и пока пришел я в совершенный возраст, Ты хранил меня невредимым от всякого зла и от всех сетей диавола» (Св. Симеон Новый Богослов. Слово 91).

Рассмотренное выше положение об ангеле-хранителе отражено в русской богословской традиции. Святитель Филарет Дроздов, составлявший Пространный Православный Катихизис, отмечает в своем слове: «Не отражаем ли мы от себя чистоту ангельскую нашею греховностию? Ибо как пчелы удаляются оттуда, где распространяется смрад: так ангелы удаляются оттуда, где распространяется грех. Удивительно ли жe, что нас так часто приглашают, как новой милости Божией просить себе ангела-хранителя, хотя мы получили его еще при купели крещения?» (Свт. Филарет. Слова и речи, т. IV, 65. Слово в день собора св. Архистратига Михаила).

Свт. Тихон Задонский говорит об охранене именно христиан ангелами-хранителями: «Христианам служить ангелам Бог повелел: «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр.1:14) — и хранят их, и ополчаются окрест их: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс.33:8). Аще бы какий монарх, призвавший к себе какого подданного, и учредивши довольно, отпустил в дом, и дал бы ему слуг своих ради провождения и охранения: как бы не за велико почитал сию милость монаршую подданный его? Бог, Царь небесный, христиан призвавши в вечное Свое царство, дает им слуг Своих — ангелов святых ради хранения, пока по пути мира сего странствуют, и велит им окрест их ополчатися. Чудна и сия Божия милость к человеку! Велико и в сем христианское достоинство есть, что ангели Божий в «служение им посылаются!» (Симфония по творениям святителя Тихона. Ангелы посылаются Богом охранять верующих).
Об этом же пишет безукоризненный знаток Предания, святитель Игнатий Брянчанинов«Святые ангелы, по повелению Божию, хранили человечество, предназначенное к искуплению, и в особенности тех из человеков, которые имели истинное Богопознание … Святая Церковь научает нас, что каждый христианин получает от Бога при святом крещении святого ангела-хранителя, который, невидимо храня христианина, наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни, напоминая ему заповеди Божии. Также и князь тьмы, желающий вовлечь весь род человеческий в свою погибель, приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха» (свт. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству).

Замечательный учитель Церкви, свт. Феофан Затворник дает то же свидетельство, что ангел-хранитель даруется верным лишь с купели крещения: «Под этим видимым охранением есть невидимое: ангел хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения. Он блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности детищем», «Господь руководил ходящих в незлобии и смиренно предающих Ему сердца свои! Еще при купели крещения Он приставил к нам ангела-хранителя, который и будет идти с нами чрез весь путь жизни, пока за гробом предаст на суд Господу. Сей-то ангел-хранитель и возбуждает в нас часто благие намерения и внятно говорит сердцу, что когда должно нам делать. Внимать сему гласу в простоте сердца есть непременная наша обязанность» (Свт. Феофан, затворник Вышенский. Путь ко спасению; свт. Феофан. В день святого Александра Невского С какими мыслями приходить на праздники святых и что износить от них?).

Это положение находим в поучениях Оптинских Старцев: «Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых ангелом-хранителем, данным нам при крещении» (Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим Письмо 243).

Важно отметить, что в фундаментальных догматических системах очевидным образом выражено единство по данному вопросу. Преосв. Макарий Булгаков аргументируя это положение выдержками из святых отцов древней Церкви, пишет: «Держась слов псалмопевца об ангеле Господнем, опол­чающемся только окрест боящихся Бога (Пс.33:8), также слов Спасителя, что ангелы именно малых, верующих в Него, видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10), наконец изречения святого Апостола о ниспослании ангелов к хотящим наследовать спасение (Евр.1:14), знаменитейшие из учителей Церкви за­ключали, что ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним христианам, и следовательно, дается с тех пор, как только они становятся христианами, т.е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию» (Преосв. Макарий Булгаков Православно-догматическое Богословие. §108. Ангелы-хранители частных лиц).

Раскрывая учение о частном служении ангелов, преосв. Антоний Амфитеатров отмечает, что особенного ангела-хранителя имеют именно христиане: «Но кроме сего общего служения ангелов роду человеческому есть еще особенное и частное служение их касательно каждого христианина. Святая Церковь наша учит, что каждый христианин имеет своего особенного ангела, который пребывает при нем и хранит его и потому называется ангелом-хранителем. Сие учение есть постоянное и всегдашнее предание Церкви ветхозаветной и новозаветной» (Преосв. Антоний Амфитеатров. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Отношение к каждому христианину или догмат об ангеле-хранителе).

Преосв. Сильвестр Малеванский подчеркивает, что ангел-хранитель дается только верующим: «Каждому из верующих дается ,Богом особенный ангел, который становится для каждого всегдашним его хранителем и споспешником его спасения; (3). Что ангелы-хранители даются одним только верующим или христианам, это древние знаменитейшие учители с присовокуплением некоторыми из них, что ангелы и в ветхом завете давались богобоязненным иудеям, основывали на словах Спасителя: что ангелы именно малых верующих в Него выну видят лице Отца небесного (Мф.18:10), и на изречениях Псалмопевца : ополчится ангел Господень окрест боящихся Его (Пс.33:8), а также на словах ап. Павла о ниспослании ангелов хотящим наследовать спасение (Евр.1:14)» (Преосв. Сильвестр Малеванский. Опыт Православнаго Догматическаго Богословия с историческим изложением догматов, т.3, §54, с.393).

Прот. Николай Платонович Малиновский в своем догматическом труде фиксирует мысль, что не у всякого человека ангел-хранитель, но лишь сподобившегося таинства крещения: «Церковь учит, что каждый из верующих имеет своего особенного ангела, который пребывает при нем и хранит его, и потому называется ангелом хранителем … На вопрос ο том, каждому ли человеку и когда Бог дарует ангела хранителя, господствующим в древней церкви было мнение, что ангелы даруются не всякому человеку безразлично, но только верующим в Искупителя и по вере благодатно возрожденным в крещении. Co времени крещения, но не с самого рождения человека, начинается и служение ему его ангела хранителя (на основании Мф.18:10; Евр.1:14; Пс.33:8).Относительно членов ветхозаветной церкви, когда не было еще крещения, высказывалось мнение (на основании Пс.90:11), что богобоязненные из них имели ангела хранителя по вере во грядущего Спасителя» (Прот. Николай Платонович Малиновский. Очерк православного догматического богословия. ч.1, §63).

В хрестоматийном труде по литургике свящ. Н.Востокова говорится: «Какъ скоро крестится человекъ, такъ Господь приставляетъ къ нему ангела, добраго безплотнаго духа, который находится при христiанине во всю жизнь его, — часто невидимо избавляетъ отъ разныхъ бедствiй, иногда даже отъ смерти (Жит. Св. м. Февр. день 23, въ житiи Св. муч. Поликарпа); внушаетъ ему хорошiя мысли и наставляетъ его на добрыя дела. Если человекъ слушается своего ангела и живетъ по-христiански, тогда ангелъ-хранитель охраняетъ его отъ различныхъ опасностей и ходатайствуетъ за него у Бога, а если человекъ не слушается своего фнгела и живетъ не по-христiански, тогда ангелъ удаляется отъ него, и вместо него окружаютъ того человека злые демоны» (Краткое объяснение на Божественную Литургию в вопросах и ответах. Свящ. Никифор Востоков // Беседа девятая Об ектении после Великаго входа, или об Ангеле Хранителе).

В Богослужебных текстах прямо свидетельствуется о даровании ангела-хранителя в таинстве крещения. В самом чинопоследовании святого крещения, составленном святыми и богоносными отцами, содержится призыв к Богу об ангеле: «сопрязи животу его (о крещаемом) ангела светла, избавляюща от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, от мечтаний лукавых» (Требник. Молитва Четвертая запретительная в Оглашении).

В катихизических поучениях это обретение крещаемым ангела поясняется следующим образом:

«С какого времени дается нам ангел-хранитель? Ангел-хранитель посылается с неба, когда человек делается христианином, т.е. со времени святаго крещения. Ибо до святаго крещения все люди бывают нечистыми грешниками, а потому и недостойны того, чтобы при них находился ангел Господень. Но когда совершается над человеком святое крещение, тогда Церковь молится Господу Богу , да приставит Он к нему ангела светла. Посему-то и нам заповедуется молиться ангелу-хранителю так: «ангеле Христов, хранителю мой святый, преданный мне от святаго крещения» (Прот. Г. Дьяченко. Вера, надежда, любовь. Катехизические поучения. Поучение 17. Об ангелах — хранителях).

В благочестивых молитвенных «размышлениях христианина об ангеле-хранителе на каждый день» утверждается, что ангел дается верующему с купели крещения: «С самой купели крещения  ангел-хранитель дан тебе в собеседники, и, может быть, до сего времени ты не обратил к нему ни одного слова, не принес ни единой молитвы» (Размышления христианина об ангеле-хранителе на каждый день).
В заключительной молитве канона ангелу-хранителю указывается время придания верному ангела — от святого крещения, т.е. нового рождения водой и Духом: «Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения».

Причем 7 песнь этого канона указывает на срок попечения о человеке ангела: «от Бога дарованного ми во веки», то есть ангел-хранитель, дарованный от святого крещения сопровождает каждого христианина и после земного пути: «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста ангелу-хранителю). Преподобный Феодор Студит поясняет суть посмертного участия ангела: “всегда содержи в уме своем мысль о смерти…; размышляй о самом разлучении души от тела, — разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела; размышляй и о последующем отведении души в страну небесную”.

Об участии Ангела-хранителя в жизни не всех, но верных свидетельствуют, согласно Преданию Церкви, подвижники и исповедники новейшего времени:

Замечательный богослов, вдохновенный молитвенник и строгий подвижник святитель Серафим (Звездинский) в своем замечательном труде об ангелах пишет: «Из числа ангелов Господь, с момента нашего крещения, приставляет  к  каждому  из  нас еще особого ангела , который называется ангелом-хранителем. Этот ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-хранитель — присный друг наш, незримый тихий собеседник, пресладостный утешитель. Одного лишь каждому  из  нас он желает — спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит» (Цит. по изданию:Свт. Серафим Звездинский. Ангелы. М. Русский хронограф. 2000).

Блаженный старец Паисий Святогорец говорит о том, что младенцу при крещении Бог приставляет ангела-хранителя: «С того момента, как зарождается ребенок, родители дают ему тело, Бог же дает душу. А как только рождается ребенок, как только получает крещение Бог приставляет ангела, и дитя защищается Богом, ангелом-хранителем и родителями. Но по мере возрастания детей родители освобождаются – в какой-то мере – от ответственности. И когда родителей забирает Бог, ангел-хранитель, естественно, продолжает опекать человека» (Святой старец  Паисий  Святогорец о семье и семейной жизни).

Светильник духа, архимандрит Иоанн Крестьянкин, говоря о таинстве крещения поясняет: «Во время крещения дается ангел-хранитель, и он неизменно пребывает при крестившемся, а имя земного покровителя святого меняться может. Ведь при пострижении имя может меняться несколько раз: в послушника, в монашество, в схиму» «По учению Церкви каждому из нас в святые минуты крещения дается Богом ангел-хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном пути, и всегда находится в непосредственной близости с нами» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин // Письма. Часть вторая. Таинство крещения // Слово о Небесном ангельском воинстве).

Истину эту в проводимых огласительных беседах возвещает ревностный свидетель веры, о. Даниил Сысоев«в Церковь также входят, кроме людей, другие существа, в нее входят бесплотные духи — ангелы. Почему нам ангелы-хранители даются в крещении, потому что они наши братья, они — члены Всемирной Церкви, которая не ограничивается Землей, но охватывает всю Вселенную» (Священник Даниил Сысоев. Пять огласительных бесед. ч.4 О Церкви и Таинствах).

Необходимо отметить иные высказывания по данной теме. Отдельное мнение выражено у блж. Иеронима: «Велико достоинство душ человеческих, если каждая из них имеет избранного для нее на хранение ангела от начала бытия своего» (Comment. in Matth. с. XVIII. Орр. Т. IV, р. 83, ed. 1706), есть некоторые другие мнения частного характера, безусловно, не меняющие отеческое согласие по этому вопросу. Частное мнение здесь выражает расхождение в экзегезе на Мф.18:10: «Блюди́те, да не прéзрите еди́наго [от­] мáлыхъ си́хъ: глагóлю бо вáмъ, я́ко áнгели и́хъ на небесѣ́хъ вы́ну ви́дятъ лицé Отцá мо­егó небéснаго».

Отцы Восточной Церкви поясняют, что под «малыми» каждый из которых имеет своего ангела, здесь необходимо понимать не малых по годам жизни, а уверовавших, но малых во мнении людей:

«Заповедует не унижать тех, которые считаются малыми, то есть нищих духом, но великих у Бога. Ибо они, говорит, настолько любимы Богом, что имеют ангелов своими защитниками, чтобы демоны не вредили им» (блж. Феофилакт Болгарский. На Мф.18:10);
«Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных. Как, в самом деле, можно назвать малым того, кто дороже целого мира? Того, кто друг Богу? Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей. Он не говорит — многих, но – “одного”, предотвращая и через это вред от многих соблазнов. Как удаление от злых, так и почитание добрых доставляет великую пользу; и человек внимательный двояким образом предохраняет себя от зла, — удаляясь от содружества с людьми соблазняющими, и отдавая уважение и честь мужам святым. Потом еще и другие побуждения представляет нам почитать этих мужей, говоря: “что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного”. Отсюда очевидно, что все святые имеют на небесах ангелов»
 (свт. Иоанн Златоуст. 59 на Мф.).

Преосв. Макарий (Булгаков) обобщает это положение следующим образом:  «В Новом Завете сам Спаситель уже ясно выражает мысль об особых ангелах-хранителях при каждом из верующих в Него … Господь снова обратился мыслью к малым тем, которых только что назвал верующими в Него, и заключил: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (10). В этих-то последних словах и содержится ясное учение, что у каждого из верующих во Христа есть свой, особый ангел-хранитель. Ибо — а) как мы видели из всего хода речи Спасителя, под малыми или младенцами Он разумел именно последователей своих, младенцев в смысле духовном, и б) вот о них-то Он выразился: Ангелы их (οΐ άγγελοι αυτών), т.е. ангелы, приставленные к каждому из них, ангелы собственные. В таком точно смысле понимали слова Спасителя о малых и об ангелах их знаменитейшие Отцы Церкви: Василий Великий, Златоуст и другие» (Преосв. Макарий Булгаков Православно-догматическое Богословие. §108. Ангелы-хранители частных лиц).

Завершая предложенный обзор святоотеческого Предания и возвращаясь к поставленному вопросу, имеют ли ангела-хранителя нехристиане, обобщим для ответа рассмотренные свидетельства веры, очевидно выражающие согласие по данному вопросу: ангел-хранитель даруется не всем людям, но только верным христианам в таинстве крещения (в В.З. времена даровался по вере в грядущего Христа).

https://blagolyub.livejournal.com/12060.html

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka