Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Есть два вида обиды:
- обида как действие – когда нам сказали грубое слово, ударили нас, нанесли нам какой-то ущерб,
- обида как состояние, когда мы чувствуем негодование, раздражение и даже гнев в адрес другого, обидевшего нас, человека.
Поведение другого человека – его ответственность, а вот наше состояние – уже наша сфера влияния. Именно мы выбираем, обидеться или нет.
Формальной причиной обиды являются неоправданные ожидания: мы все чего-то ждем от других людей (уважения, внимания, каких-то поступков и т. д.), а если не получаем желаемого, порой сильно огорчаемся. Такая грусть, а порой и боль – это инстинктивная реакция на дискомфорт, связанный с разочарованием. А вот дальше мы встаем перед выбором: счесть ли кого-то ответственным за эти неприятные чувства (обидеться на него) или простить.
С этой позиции, причиной и исходной точкой обиды является наше решение обидеться.
Решение: обидеться или не обижаться
Именно мы принимаем решение, как отреагировать на чужие поступки. Сказал ли кто нам грубое слово, не проявил ли ожидаемого внимания, обидеться или нет – это наш выбор, от которого зависят наше ответное поведение и наше душевное состояние. Если мы решаем обидеться, мы начинаем пестовать в уме недобрые мысли о другом человеке, разжигаем в себе негодование допущенной несправедливостью. Если мы решаем не обижаться, мы находим для себя аргументы в пользу доброго отношения или прощения. Например, если муж пришел с работы голодный и уставший, ворчит и раздраженно отвечает на вопросы жены, она может захотеть в ответ разозлиться. Чтобы не допустить скандала, она может удерживать злость внутри себя, но при этом начинает думать о том, как плохо себя повел ее супруг, что он такой-сякой. Вместо того, чтобы задуматься о состоянии супруга и позаботиться о нем, она тонет в своих негативных реакциях, и потому начинает жалеть себя и обвинять мужа в своих переживаниях. Такие размышления не позволяют раздражению утихнуть, напротив, они провоцируют новые порции неприязни в адрес мужа. Жена может начать припоминать и прошлые обиды, в итоге окончательно обозлиться на мужа. Это – решение обидеться. Однако если жена в такой ситуации с пониманием и сочувствием отнесется к уставшему мужу, ей и в голову не придет злиться на него за его раздражительность. Она просто переждет его усталость, не принимая на свой счет его ворчание и возможную грубость, и будет относиться к нему с любовью и заботой, без негатива. И это тоже выбор – решение не обижаться, слышать и видеть неприятное чужое поведение, но не впускать их в сердце, не позволять им ранить себя. Для этого очень важно понимать, что обидные слова и поступки сами по себе обычно не причиняют нам физический вред. Они ранят нас лишь когда мы сами им это позволяем. Их можно сравнить с подарком, который принадлежит дарителю (в нашем случае – обидчику) до тех пор, пока мы не приняли его в дар.
То, какой выбор мы делаем – в пользу обиды или прощения, зависит, в первую очередь, от двух условий:
- Нашего самомнения;
- Полезности обиды или прощения в конкретной ситуации.
Обида и самолюбие
Если мы придерживаемся высокого мнения о себе, если мы преисполнены чувства собственного достоинства, то и наши требования к поведению других людей по отношению к нам очень высоки. Гордый человек полагает, что он вправе ожидать от людей определенного поведения – как минимум, в его присутствии, и, если кто-то не оправдывает его ожидания, он воспринимает такую ситуацию как несправедливую и остро чувствует дискомфорт.
Гордому человеку нестерпимо принимать не только пренебрежительное обращение, но и вообще любое поведение, оскорбляющее его чувство нормы (нравственной, эстетической и т. п.). Поводом обидеться для такого человека может стать любое проявление невнимания – например, если его усадили не на самое удобное место, перебили в разговоре, подарили «не тот» подарок, невнимательно слушают и т. д. А уж если в адрес гордого человека реально направлены обидные действия (оскорбления, пренебрежение, унижение), ему чрезвычайно сложно справиться с уязвленным самолюбием. Неприятные чувства ищут выхода и, если не удается сразу конструктивно высказать неудовольствие и полностью разрешить конфликт, эти чувства преобразуются в жалость к себе и в негативное отношение в адрес обидчика, то есть становятся обидой.
Чем самолюбивее человек, тем больше вероятность того, что в ответ на неприятное поведение другого человека он обидится. То есть обида является преимущественным выбором гордого человека в обидной ситуации:
«Обидчивость от самоцена, по коему признают и чувствуют себя стоющими немало; почему, когда кто дерзает не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение» (святитель Феофан, затворник Вышенский).
Если же человек не воспринимает себя как центр вселенной, ему гораздо проще не обижаться на другого человека, даже если тот говорит или делает обидные вещи. Без раздутого самомнения легче видеть другого и понимать, что его негативное поведение – это его проблема, возможно, порожденная его душевной болью или же плохим воспитанием, дурным нравом. Смиренный человек не склонен воспринимать весь мир через самого себя, а значит, то, что неприятно лично ему, не затмевает его умение сохранять здравый смысл. Он способен не страдать из-за того, что не может причинить ему реальный вред, а, повторим, обидные слова остаются всего лишь словами, пока услышавший их не сделал их своей личной трагедией. Потому у него нет повода жалеть себя – ведь он же не ранен. А поскольку нет ущерба, то и повода злиться на другого нет. Соответственно, преодолевая свое самолюбие, борясь со своей гордыней, человек делает выбор не обижаться. Однако принимая решение не обижаться, чрезвычайно важно не угодить в ловушку ложного смирения, под которым скрывается непоколебимая гордыня. Подобный пример описан аввой Дорофеем в ответе ни на кого не обижающегося юноши: «Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это – лающие псы». Христианское решение не обижаться неизменно содержит в своей основе стремление любить ближнего, не осуждать и не превозноситься на другими.
Выгоды обиды и польза прощения
В том, что касается обиды или прощения, нужно учитывать как их духовные последствия, так и исключительно житейскую выгоду.
Порой человек может выбрать «не обижаться», если ему не выгодно ссориться с обидчиком. И напротив, он может обидеться, если предчувствует в негативной реакции какие-то преимущества.
В житейском плане выгода от прощения может быть буквальной – если обида чревата плохими последствиями. Например, если обидеться на начальника и ухудшить отношения с ним, можно лишиться премии или даже работы. Если обидеться на жену, это чревато охлаждением в отношениях, конфликтом или даже разводом. Поэтому человеку выгодно не обижаться, и потому он решает «не обижаться». Но избегание проблем (скандалов, придирок, увольнения, лишения средств и т. п.) часто приводит лишь к иллюзии прощения. И тогда это только внешнее отсутствие негативного отношения, а на деле – затаивание обиды с лицемерным терпением обидных действий.
Но если человек искренне хочет не обижаться, то ему на помощь приходят психологические механизмы: если мы решаем отказаться от обиды еще на этапе оценки происходящего, до того, как нас захватила злоба, негативное отношение к другому человеку изначально не зарождается в нашем сознании. Причем, гораздо легче преодолеть соблазн обидеться, если у нас есть повод оправдывать человека, например уверенность в его любви и уважении к нам, в том, что в его поведении нет злого умысла.
Решение обидеться или нет принимается фактически молниеносно, и потому очень важна так называемая мысленная предустановка: желание и готовность не обижаться, что бы ни произошло. Эта предустановка должна стать частью мировоззрения человека, желающего научиться прощать и жить без обид. О духовной пользе отказа от обиды сказано в Библии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).
Увы, зачастую человек находит выгоду не в прощении, а наоборот, в том, чтобы обидеться. Человек всегда обижается ради получения определенных выгод – или психологических, когда он компенсирует обидой уязвленное самолюбие, или реальных, когда через обиду стремится получить удовлетворение своих потребностей. Специалисты по психологии обиды называют желание компенсации сутью обиды. Таким образом, обида всегда направлена на достижение какой-то психологической цели, потому – выгодна. Другое дело, что выгода от обиды не всегда разумная и положительная – так называемая «вторичная выгода» часто деструктивна по сути.
Например, обида может стать поводом вынудить другого человека сделать что-то или наоборот, не делать. Один из супругов может при помощи обиды не пустить второго на корпоратив. Или же вынудить обидчика купить подарок, сделать что-то приятное обиженному, чтобы загладить вину. Обида вообще часто направлена на разжигание в другом человеке чувства вины – раскаяние обидчика позволяет обиженному почувствовать «восстановление справедливости».
Интересно, что решение обидеться не всегда связано с какими-то неприятными действиями другого человека. Обидеться мы можем и без какого-то внешнего повода – просто потому, что нам по какой-то причине сейчас хочется или выгодно обидеться. Такая обида манипулятивна.
Преодоление своей обиды через анализ личной выгоды
Таким образом, обида как состояние – это всегда наш собственный выбор, и она всегда зачем-то нам нужна. И если мы уловили в себе признаки обиды, важно понять:
Зачем нам нужно это состояние?
Какую именно пользу оно приносит нам?
Какие наши потребности удовлетворяет?
Какие дыры в нашем психологическом благополучии затыкает?
И такой анализ надо проводить не только для свежих обид, но и для обид застарелых, родом из детства – на родителей, на братьев и сестер, на партнеров по песочнице, недобрых учителей и т. п. Попытайтесь понять, зачем вам нужна такая обида?
Обида похожа инфекцию, которая постоянно атакует незаживающую рану, она не способна вылечить душевную боль, а наоборот, провоцирует все новые и новые негативные чувства. Избавившись от излишней жалости к себе и обвинения обидчика, отсекая помыслы обиды, можно освободиться из плена тягостной страсти памятозлобия. А взамен уже спокойным умом можно найти способы решения психологических проблем, которые прятались за обидой. Понимание этого позволит вам разобраться в себе и отказаться от обиды, направив высвободившиеся психологические ресурсы на решение важных личностных задач.
Осознанный отказ от обиды (не путать с подавлением обиды) – это конструктивный выбор, позволяющий взять на себя ответственность за свое эмоциональное состояние. Решение не обижаться – это путь к одолению греховных страстей гнева и гордыни.
Краткие выводы
- Обида как действие (угроза, грубость, оскорбление и т. п.) – это ответственность обидчика. Обида как душевное состояние (обиженность) – это выбор человека, по отношению к которому совершено обидное действие. Человек сам решает – обидеться ему или нет.
- Обида подпитывается излишней концентрацией на своих чувствах – в ее основе лежит жалость к себе.
- Чем выше у человека самомнение, тем легче он обижается; слишком чувствительный к обидам человек обычно весьма тщеславен. Решение ценить себя больше других тянет за собой решение злиться и обижаться, если человеку кажется, что его самоценности нанесен какой-либо ущерб.
- Смирение является своего рода щитом, оберегающим от обид. Сами по себе обидные слова и поступки не способны ранить, они причиняют боль через раздутое самомнение, ожидавшее от других хорошего отношения и страдающее от неоправданных ожиданий. Обида рождается чувством унижения. Поэтому грязь обидных слов и действий не проникает в душу смиренного человека и не угнетает его душевный мир. А любовь к ближнему и сочувствие к душевному разладу обидчика помогают оправдать обидчика и оберегают от озлобления в его адрес.
- Частью христианского мировоззрения является мысленная предустановка: желание и готовность не обижаться, что бы ни произошло. Она помогает направить свою реакцию в момент молниеносной оценки обидных действий в правильное русло.
- «Выгодное» прощение зачастую лицемерно, при нем человек не показывает негативного отношения к обидчику, но в глубине души хранит обиду. По-настоящему не обижающийся человек искренне не склонен упиваться жалостью к себе и пестовать в себе недоброжелательство к обидчикам. Он считает прощение не просто выгодным, а полезным в смысле духовных благ.
- В основе обиды всегда лежит какая-то выгода. В психологии истоком обиды нередко называют потребность получить какую-то компенсацию за ущерб – реальную или психологическую. Вдобавок обида в той или иной степени манипулятивна. Понимание того, зачем нам нужна обида, помогает отказаться от нее и одолевать те страсти, которые скрываются в стремлении обидеться. Осознанное решение не обижаться – это конструктивный выбор человека, связанный с волевым отсечением помыслов гнева, памятозлобия и гордыни.